Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Специально для сайта: WWW.SLOVO.YAXY.RU 733 страница



ТОЛСТОЙ Алексей Николаевич (1882/83-1945)

русский писатель, граф, академик АН СССР (1939). В 1918-23 в эмиграции. Повести и рассказы из жизни усадебного дворянства (цикл "Заволжье", 1909-1..1). Сатирический роман "Похождение Невзорова, или Ибикус" (1924). В трилогии "Хождение по мукам" (1922-4..1) стремится представить большевизм имеющим национальную и народную почву, а Революцию 1917 как высшую правду, постигаемую русской интеллигенцией; в историческом романе "Петр I" (кн. 1-3, 1929-45, не окончен) - апология сильной и жестокой реформаторской власти. Научно-фантастические романы "Аэлита" (1922-23), "Гиперболоид инженера Гарина" (1925-27), рассказы, пьесы. Государственная премия СССР (1941, 1943, 1946, посмертно).

ТОЛСТОЙ Дмитрий Андреевич (1823-89)

граф, государственный деятель и историк, почетный член (1866), президент (с 1882) Петербургской АН. В 1864-80 обер-прокурор Синода, в 1865-80 министр народного просвещения, сторонник классической системы и сословных начал обучения. С 1882 министр внутренних дел. Один из вдохновителей политики контрреформ. Труды по истории России 18 в.

ТОЛСТОЙ Лев Николаевич (1828-1910)

граф, русский писатель, член-корреспондент (1873), почетный академик (1900) Петербургской АН. Начиная с автобиографической трилогии "Детство" (1852), "Отрочество" (1852-54), "Юность" (1855-57), исследование "текучести" внутреннего мира, моральных основ личности стало главной темой произведений Толстого. Мучительные поиски смысла жизни, нравственного идеала, скрытых общих закономерностей бытия, духовный и социальный критицизм, вскрывающий "неправду" сословных отношений, проходят через все его творчество. В повести "Казаки" (1863) герой, молодой дворянин, ищет выход в приобщении к природе, к естественной и цельной жизни простого человека. Эпопея "Война и мир" (1863-69) воссоздает жизнь различных слоев русского общества в Отечественную войну 1812, патриотический порыв народа, объединивший все сословия и обусловивший победу в войне с Наполеоном. Исторические события и личные интересы, пути духовного самоопределения рефлексирующей личности и стихия русской народной жизни с ее "роевым" сознанием показаны как равноценные слагаемые природно-исторического бытия. В романе "Анна Каренина" (1873-77) - о трагедии женщины во власти разрушительной "преступной" страсти - Толстой обнажает ложные основы светского общества, показывает распад патриархального уклада, разрушение семейных устоев. Восприятию мира индивидуалистическим и рационалистичным сознанием он противопоставляет самоценность жизни как таковой в ее бесконечности, неуправляемой переменчивости и вещной конкретности ("тайновидец плоти" - Д. С. Мережковский). С кон. 1870-х гг. переживавший духовный кризис, позднее захваченный идеей нравственного усовершенствования и "опрощения" (породившей движение "толстовства"), Толстой приходит ко все более непримиримой критике общественного устройства - современных бюрократических институтов, государства, церкви (в 1901 отлучен от православной церкви), цивилизации и культуры, всего жизненного уклада "образованных классов": роман "Воскресение" (1889-99), повесть "Крейцерова соната" (1887-89), драмы "Живой труп" (1900, опубликована в 191..1) и "Власть тьмы" (1887). Одновременно возрастает внимание к темам смерти, греха, покаяния и нравственного возрождения (повести "Смерть Ивана Ильича", 1884-86, "Отец Сергий", 1890-98, опубликованы в 1912, "Хаджи-Мурат", 1896-1904, опубликован в 1912). Публицистические сочинения морализаторского характера, в т. ч. "Исповедь" (1879-82), "В чем моя вера?" (1884), где христианские учения о любви и всепрощении трансформируются в проповедь непротивления злу насилием. Стремление согласовать образ мысли и жизни приводит к уходу Толстого из Ясной Поляны; умер на станции Астапово.

ТОЛСТОЙ Лев Николаевич [28 августа (9 сентября) 1828

усадьба Ясная Поляна Тульской губернии - 7 (20) ноября 1910, станция Астапово (ныне станция Лев Толстой) Рязано-Уральской ж. д.; похоронен в Ясной Поляне], граф, русский писатель."Радостный период детства"Толстой был четвертым ребенком в большой дворянской семье. Его мать, урожденная княжна Волконская, умерла, когда Толстому не было еще двух лет, но по рассказам членов семьи он хорошо представлял себе "ее духовный облик": некоторые черты матери (блестящее образование, чуткость к искусству, склонность к рефлексии) и даже портретное сходство Толстой придал княжне Марье Николаевне Болконской ("Война и мир"). Отец Толстого, участник Отечественной войны, запомнившийся писателю добродушно-насмешливым характером, любовью к чтению, к охоте (послужил прототипом Николая Ростова), тоже умер рано (1837). Воспитанием детей занималась дальняя родственница Т. А. Ергольская, имевшая огромное влияние на Толстого: "она научила меня духовному наслаждению любви". Детские воспоминания всегда оставались для Толстого самыми радостными: семейные предания, первые впечатления от жизни дворянской усадьбы служили богатым материалом для его произведений, отразились в автобиографической повести "Детство".Казанский университетКогда Толстому было 13 лет, семья переехала в Казань, в дом родственницы и опекунши детей П. И. Юшковой. В 1844 Толстой поступил в Казанский университет на отделение восточных языков философского факультета, затем перевелся на юридический факультет, где проучился неполных два года: занятия не вызывали у него живого интереса и он со страстью предался светским развлечениям. Весной 1847, подав прошение об увольнении из университета "по расстроенному здоровью и домашним обстоятельствам", Толстой уехал в Ясную Поляну с твердым намерением изучить весь курс юридических наук (чтобы сдать экзамен экстерном), "практическую медицину", языки, сельское хозяйство, историю, географическую статистику, написать диссертацию и "достигнуть высшей степени совершенства в музыке и живописи"."Бурная жизнь юношеского периода"После лета в деревне, разочарованный неудачным опытом хозяйствования на новых, выгодных для крепостных условиях (эта попытка запечатлена в повести "Утро помещика", 1857), осенью 1847 Толстой уехал сначала в Москву, затем в Петербург, чтобы держать кандидатские экзамены в университете. Образ его жизни в этот период часто менялся: то он сутками готовился и сдавал экзамены, то страстно отдавался музыке, то намеревался начать чиновную карьеру, то мечтал поступить юнкером в конногвардейский полк. Религиозные настроения, доходившие до аскетизма, чередовались с кутежами, картами, поездками к цыганам. В семье его считали "самым пустяшным малым", а сделанные тогда долги ему удалось отдать лишь много лет спустя. Однако именно эти годы окрашены напряженным самоанализом и борьбой с собой, что отражено в дневнике, который Толстой вел в течение всей жизни. Тогда же у него возникло серьезное желание писать и появились первые незавершенные художественные наброски."Война и свобода"В 1851 старший брат Николай, офицер действующей армии, уговорил Толстого ехать вместе на Кавказ. Почти три года Толстой прожил в казачьей станице на берегу Терека, выезжая в Кизляр, Тифлис, Владикавказ и участвуя в военных действиях (сначала добровольно, потом был принят на службу). Кавказская природа и патриархальная простота казачьей жизни, поразившая Толстого по контрасту с бытом дворянского круга и с мучительной рефлексией человека образованного общества, дали материал для автобиографической повести "Казаки"(1852-63). Кавказские впечатления отразились и в рассказах "Набег" (1853), "Рубка леса" (1855), а также в поздней повести "Хаджи-Мурат" (1896-1904, опубликована в 1912). Вернувшись в Россию, Толстой записал в дневнике, что полюбил этот "край дикий, в котором так странно и поэтически соединяются две самые противоположные вещи - война и свобода". На Кавказе Толстой написал повесть "Детство" и отправил ее в журнал "Современник", не раскрыв своего имени (напечатана в 1852 под инициалами Л. Н.; вместе с позднейшими повестями "Отрочество", 1852-54, и "Юность", 1855-57, составила автобиографическую трилогию). Литературный дебют сразу принес Толстому настоящее признание.Крымская кампанияВ 1854 Толстой получил назначение в Дунайскую армию, в Бухарест. Скучная штабная жизнь вскоре заставила его перевестись в Крымскую армию, в осажденный Севастополь, где он командовал батареей на 4-м бастионе, проявив редкую личную храбрость (награжден орденом св. Анны и медалями). В Крыму Толстого захватили новые впечатления и литературные планы (собирался в т. ч. издавать журнал для солдат), здесь он начал писать цикл "севастопольских рассказов", вскоре напечатанных и имевших огромный успех (очерк "Севастополь в декабре месяце" прочитал даже Александр II). Первые произведения Толстого поразили литературных критиков смелостью психологического анализа и развернутой картиной "диалектики души" (Н. Г. Чернышевский). Некоторые замыслы, появившиеся в эти годы, позволяют угадывать в молодом артиллерийском офицере позднего Толстого-проповедника: он мечтал об "основании новой религии" - "религии Христа, но очищенной от веры и таинственности, религии практической". В кругу литераторов и за границейВ ноябре 1855 Толстой приехал в Петербург и сразу вошел в кружок "Современника" (Н. А. Некрасов, И. С. Тургенев, А. Н. Островский, И. А. Гончаров и др.), где его встретили как "великую надежду русской литературы" (Некрасов). Толстой принимал участие в обедах и чтениях, в учреждении Литературного фонда, оказался вовлеченным в споры и конфликты писателей, однако чувствовал себя чужим в этой среде, о чем подробно рассказал позднее в "Исповеди" (1879-82): "Люди эти мне опротивели, и сам себе я опротивел". Осенью 1856 Толстой, выйдя в отставку, уехал в Ясную Поляну, а в начале 1857 - за границу. Он побывал во Франции, Италии, Швейцарии, Германии (швейцарские впечатления отражены в рассказе "Люцерн"), осенью вернулся в Москву, затем - в Ясную Поляну.Народная школаВ 1859 Толстой открыл в деревне школу для крестьянских детей, помог устроить более 20 школ в окрестностях Ясной Поляны, и это занятие настолько увлекло Толстого, что в 1860 он вторично отправился за границу, чтобы знакомиться со школами Европы. Толстой много путешествовал, провел полтора месяца в Лондоне (где часто виделся с А. И. Герценом), был в Германии, Франции, Швейцарии, Бельгии, изучал популярные педагогические системы, в основном не удовлетворившие писателя. Собственные идеи Толстой изложил в специальных статьях, доказывая, что основой обучения должна быть "свобода учащегося" и отказ от насилия в преподавании. В 1862 издавал педагогический журнал "Ясная Поляна" с книжками для чтения в качестве приложения, ставшими в России такими же классическими образцами детской и народной литературы, как и составленные им в начале 1870-х гг. "Азбука" и "Новая Азбука". В 1862 в отсутствие Толстого в Ясной Поляне был проведен обыск (искали тайную типографию)."Война и мир" (1863-69)В сентябре 1862 Толстой женился на восемнадцатилетней дочери врача Софье Андреевне Берс и сразу после венчания увез жену из Москвы в Ясную Поляну, где полностью отдался семейной жизни и хозяйственным заботам. Однако уже с осени 1863 он захвачен новым литературным замыслом, который долгое время носил название "Тысяча восемьсот пятый год". Время создания романа было периодом душевного подъема, семейного счастья и спокойного уединенного труда. Толстой читал воспоминания и переписку людей александровской эпохи (в том числе материалы Толстых и Волконских), работал в архивах, изучал масонские рукописи, ездил на Бородинское поле, продвигаясь в работе медленно, через множество редакций (в копировании рукописей ему много помогала жена, опровергая тем самым шутки друзей, что она еще так молода, будто играет в куклы), и лишь в начале 1865 напечатал в "Русском вестнике" первую часть "Войны и мира". Роман читался взахлеб, вызвал множество откликов, поразив сочетанием широкого эпического полотна с тонким психологическим анализом, с живой картиной частной жизни, органично вписанной в историю. Горячие споры спровоцировали последующие части романа, в которых Толстой развивал фаталистическую философию истории. Прозвучали упреки в том, что писатель "передоверил" людям начала века интеллектуальные запросы своей эпохи: замысел романа об Отечественной войне действительно был ответом на проблемы, волновавшие русское пореформенное общество. Сам Толстой характеризовал свой замысел как попытку "писать историю народа" и считал невозможным определить его жанровую природу ("не подойдет ни под какую форму, ни романа, ни повести, ни поэмы, ни истории")."Анна Каренина" (1873-77)В 1870-е гг., живя по-прежнему в Ясной Поляне, продолжая учить крестьянских детей и развивать в печати свои педагогические взгляды, Толстой работал над романом о жизни современного ему общества, построив композицию на противопоставлении двух сюжетных линий: семейная драма Анны Карениной рисуется по контрасту с жизнью и домашней идиллией молодого помещика Константина Левина, близкого самому писателю и по образу жизни, и по убеждениям, и по психологическому рисунку. Начало работы совпало с увлечением прозой Пушкина: Толстой стремился к простоте слога, к внешней безоценочности тона, прокладывая себе дорогу к новому стилю 1880-х гг., в особенности к народным рассказам. Лишь тенденциозная критика интерпретировала роман как любовный. Смысл существования "образованного сословия" и глубокая правда мужицкой жизни - этот круг вопросов, близкий Левину и чуждый большинству даже симпатичных автору героев (включая Анну), прозвучал остро публицистично для многих современников, прежде всего для Ф. М. Достоевского, высоко оценившего "Анну Каренину" в "Дневнике писателя". "Мысль семейная" (главная в романе, по словам Толстого) переведена в социальное русло, беспощадные саморазоблачения Левина, его мысли о самоубийстве читаются как образная иллюстрация духовного кризиса, пережитого самим Толстым в 1880-е гг., но назревшего в ходе работы над романом.Перелом (1880-е гг.)Ход переворота, совершавшегося в сознании Толстого, нашел отражение в художественном творчестве, прежде всего в переживаниях героев, в том духовном прозрении, которое преломляет их жизнь. Эти герои занимают центральное место в повестях "Смерть Ивана Ильича" (1884-86), "Крейцерова соната" (1887-89, опубликована в России в 189..1), "Отец Сергий" (1890-98, опубликована в 1912), драме "Живой труп" (1900, незавершена, опубликована в 191..1), в рассказе "После бала" (1903, опубликован в 191..1). Исповедальная публицистика Толстого дает развернутое представление о его душевной драме: рисуя картины социального неравенства и праздности образованных слоев, Толстой в заостренной форме ставил перед собой и перед обществом вопросы смысла жизни и веры, подвергал критике все государственные институты, доходя до отрицания науки, искусства, суда, брака, достижений цивилизации. Новое миропонимание писателя отражено в "Исповеди" (опубликована в 1884 в Женеве, в 1906 в России), в статьях "О переписи в Москве" (1882), "Так что же нам делать?" (1882-86, опубликована полностью в 1906), "О голоде" (1891, опубликована на английском языке в 1892, на русском - в 1954), "Что такое искусство?" (1897-98), "Рабство нашего времени" (1900, полностью опубликована в России в 1917), "О Шекспире и драме" (1906), "Не могу молчать" (1908). Социальная декларация Толстого опирается на представление о христианстве как о нравственном учении, а этические идеи христианства осмыслены им в гуманистическом ключе как основа всемирного братства людей. Этот комплекс проблем предполагал анализ Евангелия и критические штудии богословских сочинений, которым посвящены религиозно-философские трактаты Толстого "Исследование догматического богословия" (1879-80), "Соединение и перевод четырех Евангелий" (1880-8..1), "В чем моя вера" (1884), "Царство Божие внутри вас" (1893). Бурной реакцией в обществе сопровождались высказываемые Толстым призывы к прямому и безотлагательному следованию христианским заповедям. В особенности широко обсуждалась его проповедь непротивления злу насилием, ставшая импульсом к созданию целого ряда художественных произведений - драмы "Власть тьмы, или Коготок увяз, всей птичке пропасть" (1887) и народных рассказов, написанных в намеренно упрощенной, "безыскусной" манере. Наряду с близкими по духу произведениями В. М. Гаршина, Н. С. Лескова и других писателей, эти рассказы выпускались издательством "Посредник", основанном В. Г. Чертковым по инициативе и при ближайшем участии Толстого, который определял задачу "Посредника" как "выражение в художественных образах учения Христа", "чтобы можно было прочесть эту книгу старику, женщине, ребенку и чтоб и тот, и другой заинтересовались, умилились и почувствовали бы себя добрее". В рамках нового миропонимания и представлений о христианстве Толстой выступал против христианской догматики и критиковал сближение церкви с государством, что привело его к полному разобщению с православной церковью. В 1901 последовала реакция Синода: всемирно признанный писатель и проповедник был официально отлучен от церкви, что вызвало громадный общественный резонанс."Воскресение" (1889-99)Последний роман Толстого воплотил весь спектр проблем, волновавших его в годы перелома. Главный герой, Дмитрий Нехлюдов, духовно близкий автору, проходит путь нравственного очищения, приводящий его к деятельному добру. Повествование построено на системе подчеркнуто оценочных противопоставлений, обнажающих неразумность общественного устройства (красота природы и лживость социального мира, правда мужицкого быта и фальшь, господствующая в жизни образованных слоев общества). Характерные черты позднего Толстого - откровенная, выдвинутая на первый план "тенденция" (в эти годы Толстой - сторонник нарочито тенденциозного, дидактического искусства), резкий критицизм, сатирическое начало - проявились в романе со всей наглядностью.Уход и смертьГоды перелома круто изменили личную биографию писателя, обернувшись разрывом с социальной средой и приведя к семейному разладу (провозглашенный Толстым отказ от владения частной собственностью вызывал резкое недовольство членов семьи, прежде всего жены). Пережитая Толстым личная драма нашла отражение в его дневниковых записях.Поздней осенью 1910, ночью, тайно от семьи, 82-летний Толстой, сопровождаемый лишь личным врачом Д. П. Маковицким, покинул Ясную Поляну. Дорога оказалась для него непосильной: в пути Толстой заболел и вынужден был сойти с поезда на маленькой железнодорожной станции Астапово. Здесь, в доме начальника станции он провел последние семь дней своей жизни. За сообщениями о здоровье Толстого, который к этому времени приобрел уже мировую известность не только как писатель, но и как религиозный мыслитель, проповедник новой веры, следила вся Россия. Событием общероссийского масштаба стали похороны Толстого в Ясной Поляне.Сочинения:Полн. собр. соч. М.; Л., 1928-58. Т. 1-90. (Юбилейное изд.).Литература:Бирюков П. И. Биография Льва Николаевича Толстого. М.; Пг., 1923. Т. 1-4.Гусев Н. Н. Летопись жизни и творчества Льва Николаевича Толстого. 1828-1890. М., 1958..То же 1891-1910. М., 1960.Эйхенбаум Б. М. Молодой Толстой. Пг.; Берлин, 1922. Эйхенбаум Б. М. О литературе. М., 1987.Бочаров С. Г. Роман Л. Н. Толстого "Война и мир". М., 1963.О. Е. Майорова

ТОЛСТОЙ Никита Ильич (1923-96)

российский филолог-славист, академик РАН (1991; академик АН СССР с 1987). Работы по истории славянских литературных языков, диалектологии, лексической семантике, исследования о народной духовной культуре славян.

ТОЛСТОЙ Петр Александрович (1761-1844)

граф, российский дипломат, генерал от инфантерии (1814). Участник русско-турецкой (1787-9..1) и русско-французской (1798-1800) войн. В 1807-08 посол в Париже, противник Тильзитского мира и русско-французского союза. Подавлял Польское восстание 1830-31.

ТОЛСТОЙ Петр Андреевич (1645-1729)

граф, государственный деятель, посол в Османской империи (1702-14). Добился возвращения в Россию царевича Алексея Петровича и руководил следствием по его делу. С 1718 начальник Тайной канцелярии, президент Коммерц-коллегии. С 1726 член Верховного тайного совета. В 1727 выступил против Меншикова, заточен в Соловецкий монастырь.

ТОЛСТОЙ Федор Петрович (1783-1873)

российский медальер, скульптор, живописец и график. Представитель классицизма. Обращение к античности сочетал с живым восприятием натуры (рисунки к поэме И. Ф. Богдановича "Душенька", 1820-33), 21 медальон в память Отечественной войны 1812 (1814-36).

ТОЛСТОЛОБИКИ

общее название 2 родов рыб семейства карповых (в каждом роде 1 вид). Длина до 1 м, весят до 25 (белый толстолобик) - 35 кг (пестрый толстолобик). В водах Китая; в России - в бассейне р. Амур. Акклиматизированы в странах Азии и юга Европы. Объект промысла и разведения.

ТОЛСТОРОГ

то же, что снежный баран.

ТОЛСТЫЕ

русские дворяне 15-20 вв. (графы с нач. 18 в.).

ТОЛСТЯНКОВЫЕ

семейство двудольных растений; травы, полукустарники и кустарнички, большей частью суккуленты. Некоторые толстянковые - живородящие растения. Ок. 1500 видов (до 35 родов), главным образом в Юж. Африке, Мексике и Средиземноморье; в России несколько десятков видов, преимущественно из родов очиток, родиола, молодило. Многие декоративные и лекарственные растения.

ТОЛТРЫ (Медоборы)

часть Подольской возв. Скалистые, сильно расчлененные закарстованные известняковые гряды и холмы (высота до 440 м) в междуречье Днестра и Прута, на Украине и в Молдавии.

ТОЛУАНСКИЙ БАЛЬЗАМ

густая ароматическая жидкость, получаемая подсочкой коры южноамериканского дерева семейства бобовых (мироксилон). Используют в парфюмерии.

ТОЛУБЕЕВ Андрей Юрьевич (р. 1945)

российский актер, народный артист России (199..1). Сын Ю. В. Толубеева. С 1975 работает в Большом драматическом театре им. Г. А. Товстоногова (Санкт-Петербург). Диапазон театральных ролей чрезвычайно широк: Яков ("Последние" по М. Горькому), Бальзаминов ("Женитьба Бальзаминова" по А. Н. Островскому), Лопахин ("Вишневый сад" по А. П. Чехову) и др. В кино сыграл более 50 ролей. Снимался в фильмах: "Убить дракона" М. А. Захарова, "Чернов/Chernov" С. Ю. Юрского, "Ребро Адама" В. С. Криштофовича и др.

ТОЛУБЕЕВ Юрий Владимирович (1906-79)

российский актер, народный артист СССР (1956). Герой Социалистического Труда (1976). На сцене с 1926, с 1942 в Ленинградском театре драмы им. Пушкина. Среди ролей: Городничий ("Ревизор" Н. В. Гоголя, 1952), Вожак ("Оптимистическая трагедия" В. В. Вишневского, 1955), Бубнов ("На дне" М. Горького, 1956) и др. Снимался в фильмах: "Дон Кихот", "Гамлет" и др. Ленинская премия (1958), Государственная премия СССР (1947).

ТОЛУБКО Владимир Федорович (1914-89)

Главный маршал артиллерии (1983), Герой Социалистического Труда (1976). В 1972-85 главнокомандующий Ракетными войсками стратегического назначения - заместитель министра обороны СССР.

ТОЛУИДИНЫ

Н2NC6H4CH3, бесцветные жидкости или твердые вещества: орто-толуидины (tпл -24,4 °С), мета-толуидины (tпл -30,4 °С), пара-толуидины (tпл 43,7 °C). Применяются для синтеза различных красителей.

ТОЛУКА (Toluca)

город в Центр. Мексике, административный центр шт. Мехико. 328 тыс. жителей (1990). Машиностроение, химическая, текстильная, деревообрабатывающая, пищевкусовая промышленность. Университет. Климатический курорт. Центр туризма. Музеи. Основан в 16 в. на месте древнеиндейского города.

ТОЛУОЛ

C6H5CH3, бесцветная жидкость, tкип 110,6 °С. Содержится в больших количествах в каменноугольной смоле и продуктах нефтепереработки. Применяется для получения взрывчатого вещества (тринитротолуол), красителей, фармацевтических препаратов, для синтеза различных соединений и как растворитель.

ТОЛЧАНОВ Иосиф Моисеевич (1891-198..1)

российский актер, народный артист СССР (1962). С 1918 в Театре им. Вахтангова. Среди ролей: Иван Шадрин ("Человек с ружьем" Н. Ф. Погодина, 1937), Арбенин ("Маскарад" М. Ю. Лермонтова, 194..1), Барон ("Маленькие трагедии" А. С. Пушкина) и др. Профессор Театрального училища им. Щукина. Государственная премия СССР (1950).

ТОЛЧКОВО в Ярославле

бывшая слобода, где находится памятник русской архитектуры церковь Иоана Предтечи (1671-87) - 15-главый храм, украшенный снаружи кладкой из фигурного кирпича, изразцами, росписью. В интерьере фрески 1695.

ТОЛЧОК

в спорте - упражнение в тяжелой атлетике из двух движений: поднятия штанги на грудь и выталкивания ее на прямые руки (оба движения с подседом или разножкой).

ТОЛЬ (франц. tole)

кровельный и гидроизоляционный материал, получаемый пропиткой кровельного картона каменноугольными или сланцевыми дегтевыми продуктами. Выпускается в рулонах.ТОЛЬ Карл Федорович (1777-1842), генерал от инфантерии (1826), граф (1829), почетный член Петербургской АН (1836). В Отечественную войну 1812 генерал-квартирмейстер 1-й армии, затем Действующей армии (до 1815). Начальник штаба русской армии в русско-турецкой войне 1828-29 и при подавлении Польского восстания 1830-31.

ТОЛЬ (Толль) Феликс-Эммануил Густавович (1823-67)

петрашевец, педагог и писатель. В 1849 приговорен к расстрелу, замененному 2 годами каторги. Отбывал в Томской губ. С кон. 50-гг. сотрудник журналов "Современник", "Русское слово" и педагогических журналов. В 1863-64 издал "Настольный словарь для справок по всем отраслям знания" (в 3 т.). Роман "Труд и капитал" (1860).

ТОЛЬСКИЙ Николай Алексеевич (1832-9..1)

один из основоположников педиатрии в России, основатель научной школы. По инициативе Тольского создана (1866) первая детская клиника при Московском университете.

ТОЛЬЯТТИ (до 1964 Ставрополь)

город в Российской Федерации, Самарская обл. Порт на Волге (Куйбышевское вдхр.). Железнодорожная станция. 678 тыс. жителей (1993). Машиностроение и металлообработка (головное предприятие АО "Автоваз"); производство трансформаторов, судоремонтно-механический завод; химическая промышленность, минеральные удобрения, синтетический каучук и др. Политехнический институт. Театр. Краеведческий музей. Основан в 1737 как крепость. При сооружении Волжской (Куйбышевской) ГЭС попал в зону затопления и в сер. 50-х гг. полностью перенесен на новое место. Назван по имени П. Тольятти.

ТОЛЬЯТТИ (Togliatti) (псевд. Эрколи

Ercoli, и др.) Пальмиро (1893-1964), генеральный секретарь Итальянской КП (ИКП) с 1926. Один из основателей ИКП. В 1940-44 жил в СССР. В 1944-46 участвовал в итальянских правительствах. С 1944 директор журнала "Ринашита". С 1948 председатель Парламентской группы ИКП. Труды по теории и практике рабочего движения и др.

ТОМА (Thomas) Амбруаз (1811-96)

французский композитор. Один из создателей жанра лирической оперы: "Миньон" (1866), "Гамлет" (1868). Автор комических опер "Кади" (1849), "Сон в летнюю ночь" (1850), балетов и др. С 1856 профессор (в 1871-96 директор) Парижской консерватории

ТОМА ДЕ ТОМОН (Thomas de Thomon) Жан (1760-1813)

российский архитектор. По происхождению француз. С 1799 работал в России. В монументальных формах русского ампира выстроены Биржа и ростральные колонны в Санкт-Петербурге (1805-10), "Мавзолей" в Павловске (1805-08).

ТОМА (Thoma) Ханс (1839-1924)

немецкий живописец. В ранних произведениях Тома преобладают реалистические тенденции ("Вечерний час", 1868), позже - черты символики и стилизации ("Адам и Ева", 1897).

ТОМАГАВК (алгонкинск.)

ручное и метательное оружие у североамериканских индейцев: первоначально изогнутая деревянная палица с шарообразным навершием, позже - топорик с каменным или железным лезвием.

ТОМАЗИ ДИ ЛАМПЕДУЗА (Tomasi di Lampedusa) Джузеппе (1896-1957)

итальянский писатель. Пессимистические мотивы в отмеченном чертами эстетизма социально-психологический роман "Леопард" (издан 1959).

ТОМАЗИЙ (Thomasius) Кристиан (1655-1728)

немецкий юрист и философ. Основные труды "Основы естественного права" (1705).

ТОМАН

см. Туман.

ТОМАРИ город в Российской Федерации

Сахалинская обл., на берегу Татарского прол. Железнодорожная станция. 8,3 тыс. жителей (1993). Целлюлозно-бумажный комбинат, предприятия стройматериалов, пищевые и др.





Дата публикования: 2015-02-17; Прочитано: 227 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.016 с)...