Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Храм Зевса в Олимпии



Массивный храм Зевса, главное здание древней Олимпии, находится в самом центре старого города. Он являлся самым большим зданием на Пелопонессе. Храм Зевса — прекрасный пример дорической архитектуры. Храм был построен элейцами на трофеи Трифилийской войны и посвящен Зевсу. Постройка началась в 470 г. до н. э., а завершилась в 456 г. до н. э., когда блок с надписями был помещен в восточный фронтон, чтобы поддерживать золотой щит, пожертвованный спартанцами в честъ их победы при Танагре. Архитектором здания был Либон из Элиды, скульптор, создавший педименты, остался неизвестным. Шестиколонный храм был построен из местного известняка и покрыт гипсом. Храм имел размеры 64,12х27,68 м., с шестью колоннами в каждом торце и тринадцатью с каждой бковой стороны. Колонны насчитывали в высоту 10,43 м., они немного сужались с 2,21—2,25 м. у основания до 1,68—1,72 м. сверху. На каждой из них находились по 20 канавок, три кольца вокруг шейки колонны и четыре — вокруг капители. Архитрав и фриз с триглифами были большими и яркими, следы краски говорят о том, что верхняя часть архитрава была красной, а метопы — голубыми. Крыша была изначально покрыта парийскими мраморными пластинами, которые в римский период были заменены пентелийским мрамором. Крышу поддерживала сплошная мраморная сима, прерывающаяся лишь желобами в виде львиных голов. 39 этих голов, найденных практически неповрежденными, сделаны в различном стиле и из различных материалов, — это говорит о том, что храм подвергался постоянному восстановлению, пока не был разрушен землетрясением в V веке н. э.

Храм Зевса Олимпийского воплощал в себе один из лучших образцов греческого храма раннеклассического стиля. Правда, педставить сейчас его архитектурный облик довольно трудно, так как он очень сильно разрушен. Сохранившиеся фрагменты позволяют думать, что это был характерный для раннеклассической Греции храм-периптер. На мощном фундаменте, уходящем вглубь на 4 м, покоился стилобат размерами 64,12 × 27,68 м, состоящий из трех ступеней, несущих дорические колонны высотой 10,43 м (по шести на торцовых и по тринадцати — на боковых сторонах). В храме Зевса в Олимпии, как и в других постройках того времени, архитектурные элементы отличались собранностью масс, строгостью очертаний.

Материалом для строительства храма послужил твердый известняк-порос из расположенных на берегу Алфея каменоломен. На грубую шероховатую поверхность стен был нанесен слой мраморной штукатурки, крышу покрывала мраморная черепица, что по тем временам считалось роскошью — обычно для перекрытий использовалась глиняная черепица. «Черепица на крыше сделана не из обожженной глины, но из пентелликонского мрамора, обработанного в виде черепицы, — пишет по этому поводу Павсаний. — Передают, что это — изобретение наксосца Бизея, статуи которого, как говорят, есть на острове Наксосе и на которых есть надпись: “Чаду Латоны воздвиг наксосец Эверг, сын Бизея. Первый из мрамора он стал черепицу пилить”. Этот Бизей был современником Алиатта, царя лидийского, и Астиага, сына Киаксера, царствовавшего у мидян».

Мраморными были в храме Зевса не только черепица, скульптурные украшения фронтонов и метопы, но и часть карниза с искусно вырезанными львиными мордами — по пятьдесят одной на каждой продольной стороне храма. Они служили оберегами, отгоняющими зло (апотропеями), и одновременно украшали его и служили водостоками.

Великолепию храма способствовала яркая раскраска многих его частей. В римское время убранство храма дополнили золоченые бронзовые щиты, установленные консулом Муммием. Позолоченные статуи богини победы — Ники и большие позолоченные чаши на углах фронтонов достойно увенчивали этот выдающийся памятник раннеклассической архитектуры.

Внутреннее пространство храма Зевса — наос — было разделено двумя рядами колонн на три нефа и имело размеры 28 × 13 м. Оно освещалось только через восточную дверь 10-метровой высоты. В верхних частях боковых нефов имелись галереи, куда поднимались по деревянным лестницам. Поднимались в храм не по ступеням, а по пологому пандусу, ведущему к проходу между центральными колоннами. Пол в нем был выложен сперва галькой из реки Алфей, а позднее, в римское время, — мраморными плитами.

Всякий вступавший в храм оказывался в окруженном парными колоннами преддверии — пронаосе, пол которого украшали мозаики из цветной речной гальки. Отсюда широкий дверной проем вел в святилище, где стояла знаменитая статуя Зевса Олимпийского — одно из семи чудес Древного мира.

Статуя Зевса открывалась входящему в наос не сразу. Ее закрывал шерстяной занавес, протянутый на всю ширину храма. Как свидетельствует Павсаний, занавес был украшен пышными ассирийскими узорами и окрашен финикийским пурпуром. Он не раздвигался и не поднимался вверх, а на тонких шнурах опускался на пол, и тогда перед вошедшим в храм во всей красе открывалась огромная хризоэлефантинная, т.е. сделанная из золота и слоновой кости, статуя Зевса Олимпийского.

Эта статуя, изваянная великим скульптором Фидием, потрясала современников и оставила глубокий след в истории человечесокй культуры. Более шестидесяти писателей древности писали про этот выдающийся памятник. В списке чудес света, составленном Антипатром Сидонским (II в. н.э.), ей отведено второе место, а Филон Византийский отмечал, что это произведение Фидия выделяется даже среди остальных удостоившихся этой чести шедевров.

Трон Зевса был изготовлен из золота, драгоценных камней, черного дерева и слоновой кости. Около каждой ножки трона были изображены четыре танцующие Ники, на перекладинах, соединявших ножки, — сцены спортивных состязаний и Геракл, сражающийся с амазонками.

Окружавшие трон барьеры были расписаны братом Фидия — художником Паненом, который работал вместе с великим мастером. Среди изображений на картинах Панена Павсаний упоминает Атланта, держащего свод неба, а также Геракла, Тезея и Перифоя; пишет он и о фигурах Эллады и Саламина с корабельными носами в руках; о Геракле, побеждающем немейского льва; о Гипподамии; о Прометее, закованном в цепи, которого освобождает Геракл; о Пенфесилее и Ахилле; о Гесперидах, несущих яблоки.

Трон Зевса Олимпийского украшали рельефы со сценами гибели дочерей Ниобы: в центре — мать, защищающая от стрел богов дочь, а слева и справа — агонизирующие жертвы Аполлона и Артемиды. В верхней части трона были изображены Хариты и Горы, на скамье под ногами Зевса — битва Тезея с амазонками, на пьедестале (длиной 9,5 м и шириной 6,5 м) — Гелиос, Зевс и Гера, Гермес, Гестия, Эрот и Афродита, Пейто, Аполлон и Артемида, Афина и Геракл, Посейдон и Селена. На скамеечке под ногами Зевса была вырезана скромная надпись: «Фидий, сын Хармида, афинянин, создал меня».

Статуя была огромна. По реконструкции археолога Ф. Адлера, подлокотники трона и ладонь правой руки Зевса с фигурой Ники находились на высоте капителей колонн первого яруса, а лоб Зевса — на уровне капителей колонн второго яруса. Как заметил Страбон, «если бы бог встал, то мог бы проломить головой крышу».

Гигантская статуя требовала тщательного ухода: слоновая кость чутко реагировала на влажность. Для предохранения от порчи жрецы должны были обильно смазывать ее маслом. «Пол перед статуей выстлан не белым, а черным мрамором, — пишет Павсаний. — Это черное пространство окаймляет несколько приподнятая полоса из паросского мрамора, чтобы задерживать сливающееся сюда масло. Масло очень полезно для статуи Олимпии. Это масло служит средством предохранить слоновую кость от той порчи, которую может принести болотистый воздух Альтиса. На афинском же Акрополе для статуи Афины, так называемой Парфенос (Дева), полезно не масло, а вода: вследствие высокого расположения Акрополя воздух там сухой, и статуя, сделанная из слоновой кости, требует воды и испарений от воды».

Огромное впечатление статуя Фидия произвела на римлян. Завоеватель Греции Павел Эмилий хотел увезти ее в Рим. А император Калигула приказал привезти из Греции изображения богов, прославленные почитанием или художественной ценностью, и в их числе статую Зевса Олимпийского: отняв у них головы, он собирался приставить к ним свою собственную. Однако как бы то ни было, гигантское изваяние осталось в Олимпии.

Изображение Зевса подвергалось нескольким реставрациям в разные времена; в частности, в эллинистическую эпоху ее реставрировал скульптор Дамафон Мессенский. При Юлии Цезаре ее подновляли после повреждения молнией.

Случались и попытки хищения отдельных частей скульптуры: так, Лукиан пишет об исчезновении двух золотых локонов, а Павсаний — о краже фигуры атлета.

О дальнейшей судьбе этого выдающегося произведения Фидия известно немного. После 384 года н. э. сведения о нем исчезают. Позже византийский историк Кедрен сообщал, что в 475 году статуя находилась в одном из дворцов Константинополя и сгорела там при пожаре.

В храме Зевса Олимпийского находилось много даров: статуи, треножники, венки победителей. Павсаний пишет о троне царя тирренцев Аримнеста, который первым из варваров стал делать посвящения Зевсу Олимпийскому; о статуях коней дочери царя Архидама Киниски — первой из женщин, одержавшей победу на олимпийских конных состязаниях; о мраморных портретных статуях императоров Адриана и Траяна; о статуях римского императора Августа из янтаря и вифинского царя Никомеда из слоновой кости.

Выдающуюся роль в истории искусства Древней Эллады сыграли скульптурные украшения храма Зевса, исполненные из паросского мрамора в 470—456 годах до н.э. Имена их создателей неизвестны. Найденные при раскопках в XIX веке, эти скульптуры хранятся сегодня в музее Олимпии.

На метопах храма были изображены двенадцать подвигов Геракла, на восточном фронтоне — миф о возникновении состязаний на колесницах. Сюжетом композиции западного фронтона является борьба кентавров с лапифами. В основе этих сцен лежит миф о том, как предводитель племени лапифов Пейрифой пригласил на свой свадебный пир богов, героев и соседнее племя кентавров — полулюдей-полулошадей. Опьянев, кентавры попытались похитить женщин лапифов, в том числе и невесту Пейрифоя — Дейдамию. Герои вступили с ними в схватку.

Скульптуры занимают все поле фронтона, длина которого превышает 26 м, а высота — 3 м. В центре композиции скульптор поместил фигуру бога Солнца и искусств Аполлона, который в итоге и принес лапифам победу. Властным жестом руки он указывает на кентавров. Лицо бога дышит сдержанной силой и уверенностью в победе. Слева изображен вождь лапифов Пейрифой, сжимающий меч, рядом с ним — Дейдамия, которая отталкивает локтем вцепившегося в нее кентавра Баритона. Справа от Аполлона стоит афинский герой Тесей с двойным топором — его удар вот-вот обрушится на голову кентавра... Исход схватки еще не решен, но очевидно, что победа будет на стороне греческих героев: их лица спокойны и мужественны, тогда как лица кентавров искажены яростью и злобой. Сюжет этот был многократно использован греческими художниками как олицетворение торжества культуры (лапифов) над варварством (кентавры). После победы над персами эта мифологическая сцена на фронтоне храма Зевса Олимпийского приобрела особое звучание.

Храм Зевса Олимпийского с его скульптурным убранством, рельефными метопами и статуей Зевса — одно из самых значительных древнегреческих сооружений. Как бы ни были прославлены более поздние памятники архитектуры и скульптуры, печать гениальности Фидия, лежащая здесь на всем, позволяет признать, что более яркого художественного произведения в Древней Греции не возникало.





Дата публикования: 2015-01-26; Прочитано: 726 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...