Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Египет, архитектура Древнего царства



Приблизительно в XXX веке до н. э. фараоном I династии Нармером, или Менесом, были объединены в единое государство Северный и Южный Египет со столицей в Мемфисе.

Создание мощного централизованного государства под властью фараона, который считается сыном бога Ра, продиктовало и основной тип архитектурного сооружения — гробницу, внешними средствами передающую идею его божественности. Наивысшего подъема Египет достигает при правителях III и IV династий. Создаются самые большие по размерам царские гробницы-пирамиды, над сооружениями которых десятками лет трудились не только рабы, но и крестьяне. Этот исторический период нередко называют "временем пирамид", и его легендарные памятники не были бы созданы без блестящего развития в Египте точных наук и ремесел.

Одним из ранних памятников монументальной каменной архитектуры является ансамбль погребальных сооружений фараона III династии Джосера. Он был возведен под руководством египетского зодчего Имхотепа и отражал замысел самого фараона (впрочем, этот замысел несколько раз претерпевал существенные изменения). Отказавшись от традиционной формы мастабы, Имхотеп остановился на пирамиде с прямоугольным основанием, состоящей из шести ступеней. Вход находился с северной стороны; под основанием были высечены подземные коридоры и шахта, на дне которой располагалась погребальная камера. В заупокойный комплекс Джосера входили также южная гробница-кенотаф с примыкающей к ней молельней и двор для обряда хеб-сед (ритуального возрождения жизненной силы фараона в беге).

Ступенчатые пирамиды возводили и другие фараоны III династии (пирамиды в Медуме и Дахшуре); одна из них имеет ромбовидные контуры.

пирамиды в Гизе

Совершенное выражение идея гробницы-пирамиды нашла в усыпальницах, выстроенных в Гизе для фараонов IV династии - Хеопса (Хуфу), Хефрена (Хафра) и Микерина(Менкаура), которые еще в древности считались одним из чудес света. Самая большая из них была создана зодчим Хемиуном для фараона Хеопса. При каждой пирамиде возводился храм, вход в который находился на берегу Нила и соединялся с храмом длинным крытым коридором. Вокруг пирамид рядами располагались мастабы. ПирамидаМикерина осталась незавершенной и достраивалась сыном фараона не из каменных блоков, а из кирпича.

При строительстве пирамиды высотой 148 м. По вычислениям Флиндерса Петри, она сложена из 2 300 000 каменных глыб, весом до 2 ½ т. каждая. По показаниям Геродота, пирамида потребовала работы 100 000 человек в течение 20 лет.

Это — важный сам по себе социальный факт, указывающий на степень и масштабы эксплуатации крестьянского и рабского труда в период зенита развития централизованной деспотии Древнего царства. Но в этом заложен и ключ к раскрытию образа этой архитектуры. Призванное восславить обоготворенную особу фараона, зодчество это неизбежно должно было принять предельно отвлеченную идеализованную форму, раскрывающую идею классового господства. В пирамиде царит геометризированная масса, она превалирует над остальными слагаемыми стиля. Колоссальная диспропорция заключается между самодовлеемостью массы и пространственным разрешением. Скрытая под пирамидой погребальная камера с окружающими ее другими помещениями и длинными узкими шахтами коридоров ничтожна по сравнению с господством массы.

Параллель со скульптурой того же периода указывает на стилистическое тождество. Лучшим примером может служить статуя Хефрена в Каирском музее. Подчеркивается абсолютная статика предельно конструктивной массы этого памятника. Статуя Хефрена вся расположена в одной плоскости. Это то же, что и в пирамиде, — господство массы над пространством. Каменное зодчество Древнего царства уже почти целиком использовало все те материалы, которые встретятся в искусстве Египта вплоть до нашей эры. Из мягких пород камня употребляются известняк и песчаник, из твердых — гранит, диорит, порфир, базальт. Весь этот материал добывался в самом Египте. Укажем, например, на красный гранит, систематическое добывание которого в Ассуане началось главным образом с IV династии.

В погребальных ансамблях V-VI династий основная роль переходит к храмам, которые отделываются с большей роскошью.

К концу периода Древнего царства появляется новый тип здания — солнечный храм. Его строили на возвышении и обносили стеной. В центре просторного двора смолельнями ставили колоссальный каменный обелиск с вызолоченной медной верхушкой и огромным жертвенником у подножья. Обелиск символизировал священный каменьБен-Бен, на который по преданию взошло солнце, родившееся из бездны. Как и пирамиды, солнечный храм соединялся крытыми переходами с воротами в долине. К числу наиболее известных солнечных храмов принадлежит храм Ниусирра в Абидосе[6].

Что касается поминальных храмов, имевшихся при каждой пирамиде, то об этом виде архитектуры можно судить по сохранившемуся памятнику Хефрена. Поминальный храм Хефрена состоял из двух частей: привратного пилонообразного сооружения, ошибочно называвшегося раньше (также и Шуази) «Храмом сфинкса», и собственно поминального храма. В обоих случаях — одинаковое внутреннее разрешение пространства: за передним помещением идут два зала— широкий и продольный в форме перевернутой буквы Т. В самом храме за этими залами следует широкий двор со статуями фараона, дальше еще пять глубоких камер, тоже для скульптур. Фасад и стены зала облицованы розовым гранитом. Столбы внутри, разбивающие залы на три нефа, точно так же сделаны из великолепно отполированных цельных кусков гранита. Соотношение высоты к ширине в этих четырехгранных столбах равняется 4:1. Элементы массы в столбе, гладь четких гранитных плоскостей, лишенных какой бы то ни было декорации (полное отсутствие рельефов), позволяют отнести подобный памятник к тому же стилю, что и пирамиду. Лаконизм выражения — основа этого стиля времени правления IV династии (первая половина третьего тысячелетия до н. э.).

В дальнейшем процессе развития стиля эпохи Древнего царства намечается прежде всего отход от подобного лаконизма широких плоскостей. Форма раздробляется, стены начинают покрываться рельефами, колонна заменяет столб. Подобную параллель в пластике представляют собой рельефные циклы из гробницы, например, Ти в Саккара (V династия, середина третьего тысячелетия до н. э.) по сравнению хотя бы с рельефами Хеси-Ра (III династия, начало третьего тысячелетия до н. э.). Стремление к изяществу, к элегантности мягкой линии сменяет сдержанную четкость прежнего искусства. На этой линии поисков стиля времени V династии типично зарождение растительных видов колонн, удержавшихся на всем протяжении развития египетской архитектуры.

Искусство Египта и здесь осталось верным своему основному устремлению. Стебли и бутоны растений, перенесенные в колонны, отнюдь не представляют собой и здесь натуралистической имитации действительности, а ее идеализацию. Из всех видов растительных колонн эпохи V династии (папирусообразная, лотосообразная и пальмовидная колонны) самая грациозная — пальмовидная колонна. Гранитные колонны храма Саху-Ра, с их тонко стилизованной капителью из отогнутых наружу листьев пальмы, никогда не повторялись в зодчестве с такой предельной грацией.

Для архитектуры V династии интересны храмы, посвященные богу солнца Ра, распространенные в это время в связи с солярными учениями гелиопольских жрецов. Реконструкция подобного храма — Наузир-Ра (середина третьего тысячелетия до н. э.) — дает представление о композиции этих храмов.





Дата публикования: 2015-01-26; Прочитано: 471 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...