Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Творчество Пуссена



Говоря о творчестве живописца, мы должны упомянуть те периоды и этапы его твор-чества, которые знаменуются различным подходом и различной философией.

Все его творчество можно разбить на два этапа - ранний (до 1626 г.) и зрелый
(после 1626 г.). Как мы уже упоминали, ранний период был лишь подготовкой, накоплением сил и опыта для дальнейшей реализации его в своих работах. Зрелый период подразделяется на три этапа:

1-ый этап - с 1626 г. до середины 30-х годов 17 в. - можно охарактеризовать одной фразой - свободная радость духа. Это мифологический композиции и картины на сюжеты Торквато Тассо: "Ринальдо и Армида", "Вдохновение лирического поэта", "Вдохновение эпического поэта", "Царство Флоры" - все эти картины пронизаны ощущениями чувственной любви, навеянной поэмами Ронсара, хотя за подобными ощущениями просматривается и уникальная способность художника к поэтической интерпретации достаточно сложных философских проблем. К поклонникам творчества Пуссена этого периода можно отнести Ватто и Делакруа, Ренуара и Сезанна и, даже, Пикассо.

2-ой этап продолжался с середины 30-х до середины 40-х годов 17 века. В нем миф отодвигается на задний план историей - библейской, евангельской. Основной идеей этого периода было осознание того, что человечество как бы стремится возместить нарушенную органичность своего космического существования развернутым историческим самоутверждением, а в собственном историческом прошлом ищет разумные основания жизни. Поэтому основное внимание гуманистов классицистической направленности было направлено на поиск ответов на глобальные вопросы, типа "Может необходимое историческое зло обернуться будущим благом?", "При каких условиях это возможно?". Поэтому можно утверждать, что не только живопись Пуссена, но и, например, трагедии Корнеля имели моральную нацеленность. В картинах этого периода Пуссен наравне с Веласкесом утверждает мысль о том, что в истории своими резонами, своей правдой, своей красотой зачастую обладают обе столкнувшиеся силы. Это очень четко просле-живается в картинах "Похищение сабинянок" и "Поклонение золотому тельцу".

В отличие от барочного искусства, на картинах Пуссена не присутствуют любимые герои барокко - завоеватели и триумфаторы. Поскольку он отвергает принцип правоты сильного, то только вожди зарождающихся народов, как Моисей в "Иссечение воды из скалы" или Ромул в "Похищении сабинянок" достойны быть запечатленными на холсте, дабы служить примером для подражания. Хотя и им ради общего дела приходится подчинять волю народов и во имя общечеловеческой добродетели смирять собственные чувства. НО… Таким образом, общественная гармония становится формой отчуждения свободы и ведет к подавлению естественно-личного начала. Res Publica в картинах Пуссена начинает обезличивать всех, или, как выразился бы наш современник, имеем мир изначально "запрограммированный". Как следствие этой тенденции, в творчестве художника начинает возрастать роль архитектуры, причем как положительного значимого действующего лица картины. В ней он видит воплощение творящей энергии народов, сохраняющейся в камне, даже когда эти народы уже исчезли.

На стадии перехода к третьему этапу Пуссену удалось пережить и преодолеть многие разочарования в духовной и социальной организации общества:

· В способности общества к гармоничной организации,

· Во французском "третьем" пути,

· В самой возможности примирить историю с гуманистической этикой, а стоической мировоззрение - с идеей счастья и свободы.

В это время прослеживается изменение характера его исторических картин. Они как бы деисторизируются, становятся посвящены некоторым общим ситуациям этического плана, которые могут быть подтверждены неким частным источником..., а могут быть и не подтверждены! Моральное начало начинает приобретать форму абсолюта, что сильно отражено в картинах с коллизиями вокруг поведения человека перед лицом смерти ("Аркадские пастухи" (1650 г.)).

3-й этап начинается после 1643 г. и характерен наличием только антикизированной пейзажной живописи. Тем не менее, в пейзажах этого периода находят прибежище все сюжеты, которые когда - либо его волновали... Это и мифологические, знаменующие собой космический миропорядок, и исторические, символизирующие порядок гражданский.

Пейзажи считаются синтезом и венцом его творчества. Сюжет - человеческое действие - уходит в глубь природного целого. Оно звучит приглушенно, тогда как главной темой становится пространственность самого ландшафта, его огромная вместимость, мерный ритм его глубин. Все это символизирует контраст вечного бытия природы и бренности человеческого бытия. Просторы равнодушны, и путника, часто используемый им образ, может подстерегать опасность.

У Пуссена нет "чистых" ландшафтов, они всегда населены, связующими звеньями частей картины являются дороги, ориентирами - поселения, замки, башни, руины и сами человеческие фигуры.

Природа - пребывает, человек - действует… Порой он даже помогает ей очиститься от чудовищ… Об этом, собственно, и идет речь в рассматриваемой картине "Пейзаж с Геркулесом и Какусом".

Анализ картины “Пейзаж с Геркулесом и Какусом”

Канва сюжета взята из "Энеиды" - единоборство античного героя Геркулеса с великаном Какусом, похитившем его быков.

Персонажи легенды изображены в глубине (аналогично "Пейзажу с Полифемом"). Композиция на фоне скалы, с которой они сливаются в единое целое - являясь частью природы - которая и есть главный герой картины.

Пуссен не воспроизводит вид определенной местности - это пейзаж сочиненный, который должен дать зрителю предствление о грандиозности и гармонии мироздания. Мотивы наиболее значительные и возвышенные - скалистые горы, уходящие вершинами в небо, мощные деревья, спокойная гладь воды - все исполнено эпического величия. В нерушимой вечной красоте природы Пуссен ищет "большую идею" - человек более не господствует в его произведениях, он - лишь часть природы.

Строгие законы классицистической композиции - замкнутость и уравновешенность построения, четкое деление на планы, цветовая гамма, объединяющая все элементы композиции в единой целое - выявляют разумную закономерность, которой подчинено бытие природы. Этому вторит и сюжетная "линия " пейзажа - победа разумной силы, воплощенной в образе Геркулеса, над силами стихийными, необузданными - Какус.

Пейзаж у Пуссена - тема философская - арена его размышлений о мире, размышлений глубоких и поэтичных. Природа у него - мир одухотворенный. Голосами природы здесь выступают речные нимфы, чьи фигуры в светлых одеждах изображены на переднем плане. Поэзия этой картины сумрачна и тревожна, красота сурова, в закрытых темными тучами небесах - предчувствие трагедии.

Впечатляет величавая пространственность пейзажа, фиксированного по бокам деревьями и скалами, зато в глубину разворачивающегося почти бесконечно. Линия горизонта отодвигается вдаль и делит холст по принципу золотого сечения, образуя равновесие земли и неба, открывая достаточный простор для обозрения, но и не подавляя избыточностью изображенного.

Природа и не надвигается, и не удалена от нас. Зрителю дается именно такая точка наблюдения, с которой он может спокойнее всего созерцать изображенное пространство, познавая его строй, лад и ритм. Несоизмеримый человеку по своим космическим масштабам мир оказывается точно соизмеренным полю нашего зрения. Общее пространство разбито на три зоны, что характерно для работ этого периода. Также можно считать, что ландшафт построен как строгая архитектурная конструкция, хотя и напоминающая лестницу в небо, что вполне укладывается в концепцию творчества живописца этого периода.





Дата публикования: 2015-01-26; Прочитано: 821 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...