Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Выявление общих закономерностей их развития



Философии, появлением в ней новых стратегий исследования;

Во-вторых, потребностями науки в разработке нового типа се философско-

мстодологического обоснования.

Предметом философии науки являются общие закономерности и тенденции научного

Познания как особой деятельности по производству научных знаний, взятых в их развитии и рассмотренных в исторически изменяющемся социокультурном контексте.

Современная философия науки рассматривает научное

Познание как социокультурный феномен. И одной из важных ее задач

Является исследование того, как исторически меняются способы

Формирования нового научного знания и каковы механизмы воздействия

Социокультурных факторов на этот процесс. Чтобы выявить общие закономерности развития научного познания, философия науки должна опираться на материал истории

Различных конкретных наук. Она вырабатывает определенные

Гипотезы и модели развития знания, проверяя их на соответствующем

Историческом материале. Все это обусловливает тесную связь философии

Науки с историко-научными исследованиями. Философия науки всегда обращалась к анализу структуры и динамики знания конкретных научных дисциплин. Но вместе с тем

Она ориентирована на сравнение разных научных дисциплин, на

выявление общих закономерностей их развития.

Философия науки развивается вместе с самой наукой. Она

выступает своего рода самосознанием науки. Тесная связь философии

и науки прослеживается на протяжении всей истории. В древности,

когда наука только зарождалась, философия включала в свой состав

отдельные научные знания. С отпочкованием от философии

конкретных наук возникает новый тип их взаимоотношений. С одной

стороны, философия, опираясь на достижения науки, развивает свои идеи,

принципы и категориальный аппарат, а с другой — она активно влияет

в качестве мировоззренчески-методологической основы на

процессы фундаментальных научных открытий, их интерпретацию и

включение в культуру.Тематика философских проблем науки разрабатывалась в

большинстве философских систем Нового времени (Ф. Бэкон, Р. Декарт,

Г.В Лейбниц, Д.Дидро, И. Кант, Г В.Ф Гегель, И. Г Фихте), что создало

предпосылки к оформлению философии науки в качестве особой

области философского знания. Такое оформление произошло на относительно поздних этапах

развития науки и философии.

А) Классическая философия была ориентирована на построение

завершенных и всеобъемлющих систем, которые претендовали на

статус абсолютной истины. В философии Нового времени такие

системы в большинстве своем стремились опираться на достижения

науки. Вместе с тем свойственное философам классического этапа

стремление создавать законченные философские системы,

претендующие на последнюю и окончательно истинную картину

мироздания (природы, общества и мышления), нередко навязывали науке

неадекватные представления о мире. Включение научных достижений

в прокрустово ложе заранее построенной философской системы

часто приводило к ложным научным результатам или искаженной

интерпретации достижений. С середины XIX в. в философии начинают формироваться новые

подходы. Возникает критическое отношение к классическому идеалу

последней и абсолютно истинной философской системы. Философия

осознает себя как развивающаяся система знания, которая, подобно

науке, не заканчивается ни на одном этапе своего развития

достижением окончательной и всеобъемлющей картины мироздания.

Одновременно философия в этот период все больше начинает обращать

внимание на специфику познания и знания не только в науке, но и в

других областях культуры — искусстве, морали и тд.

Другой процесс, обусловивший выделение философии науки в особую сферу исследований, был связан с потребностями самой науки. К середине XIX в. каждая научная дисциплина стала развивать свои представления об исследуемой реальности и свои методы.

Разрушилось прежнее единство науки, которое в XVII — XVIII вв.

обеспечивало господство механической картины мира, идеалов и методов

механистического объяснения. Возникла острая проблема состыковки

различных представлений о реальности, вырабатываемых в различных

науках, воссоздания из новой основе целостной научной картины

мира.

Долгое время в философии науки в качестве образца для

исследования структуры и динамики познания выбиралась математика.

Однакб здесь отсутствует ярко выраженный слой эмпирических

знаний, и поэтому, анализируя математические тексты, трудно выявить

те особенности строения и функционирования теории, которые

относятся к их связям с опытом. Вот почему философия науки, особенно с

конца XIX в., все больше ориентируется на анализ

естественно-научного знания, которое содержит многообразие различных видов

теорий и развитый эмпирический базис. Философско-методологический анализ науки независимо

оттого, ориентирован ли он на естествознание или на

социально-гуманитарные науки, сам принадлежит к сфере исторического

социального познания. Даже тогда, когда философ и методолог имеют дело со

специализированными текстами естествознания, предмет

исследования — это не физические поля, не элементарные частицы, не

процессы развития организмов, а научное знание, его динамика, методы

исследовательской деятельности, взятые в их историческом развитии.

Понятно, что научное знание и его динамика являются не природным,

а социальным процессом, феноменом человеческой культуры, а

поэтому его изучение выступает особым видом наук о духе.

В современной цивилизации наука играет особую роль.

Технологический прогресс XX в., приведший в развитых странах Запада и

Востока к новому качеству жизни, основан на применении научных

достижений. Наука не только революционизирует сферу

производства, но и оказывает влияние на многие другие сферы человеческой

деятельности, начиная регулировать их, перестраивая их средства и

методы.

Наука оказывает огромное влияние на формирование личности.

Через систему образования, которое ориентировано прежде всего

на усвоение научных знаний, она создает особый тип человеческого

сознания. Мировоззренческие образы природы, общества,

человеческой деятельности, мышления и т. п. во многом складываются под

влиянием представлений научной картины мира, с которыми мы

знакомимся в процессе обучения математике, естественным и

социально-гуманитарным наукам. Но этим не исчерпывается воздействие

науки на сознание людей. Образцы научного рассуждения активно

влияют на логику нашего мышления. Обретая мировоззренческие функции,

наука стала все активнее воздействовать на другие сферы

социальной жизни, в том числе и на обыденное сознание людей. Ценность

образования, основанного на усвоении научных знаний, стала

восприниматься как нечто само собой разумеющееся.

В XX в.,сохраняя свою культурно-мировоззренческую функцию, она обретает новую социальную

функцию — становится производительной силой общества наука начинает все активнее проникать в различные сферы управления социальными процессами, выступая основой

квалифицированных экспертных оценок и принятия управленческих решений.

Соединяясь с властью, она реально начинает воздействовать на выбор

тех или иных путей социального развития.

Разумеется, отсюда не следует, что познавательная деятельность

человека сводится к науке. Мы познаем мир в разных формах.

Существует не только научное, но и обыденное познание, философское,

художественное (высшим воплощением которого является

искусство), существует религиозно-мифологическое освоение мира. Наука

как особый вид познавательной деятельности взаимодействует с

другими формами этой деятельности.

Философия науки ставит своей целью выявить

особенности научного познания, его структуру проанализировать

познавательные процедуры и методы, обеспечивающие порождение

нового знания.

Рассматривая науку как деятельность, направленную на

производство нового знания, важно принять во внимание историческую

изменчивость самой научной деятельности. Философия науки,

анализируя закономерности развития научного знания, обязана учитывать

историзм науки. В процессе се развития не только происходит

накопление нового знания, но и перестраиваются ранее сложившиеся

представления о мире. В этом процессе изменяются все компоненты

научной деятельности: изучаемые ею объекты, средства и методы

исследования, особенности научных коммуникаций, формы разделения

и кооперации научного труда и т. п.





Дата публикования: 2015-01-26; Прочитано: 498 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.011 с)...