Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Федор Иванович Янкович



Сербскохорватский мыслитель и педагог, последователь Коменского. Образование получил в Венском университете. Принимал деятельное участие в реформе народного образования в Австрии в 1774 г. Хорошо знал опыт постановки учительской работы в Венской учительской семинарии; много работал над распространением новых методов обучения в школах сербских провинций Австрии. В 1782 г. приглашенный Екатериной 2 по рекомендации австрийского императора прибыл в Россию для работы в "Комиссии об учреждении народных училищ". Он разработал план школьной реформы, проведенной в России по уставу 1786 г. в соответствии с этим уставом были созданы малые и главные народные училища. Это были бесплатные смешанные школы для мальчиков и девочек, находившихся вне контроля церкви. Ими могли пользоваться средние слои городского населе-ния. Малые училища должны были готовить грамотных, умеющих хорошо писать и считать, знающих основы православия и правила поведения. Главные училища обязаны были давать более широкую подготовку на многопредметной основе. Малые училища были рассчитаны на два года обучения. В них обучались чтению, письму, нумерации, священной истории, катехизису, начаткам граждановедения, арифметике, русской грамматике, чистописанию, рисованию. Обучение в главных народных училищах длилось пять лет. Помимо программы малого училища, в курс обучения входили евангелие, история, география, геометрия, механика, физика, естествознание, архитектура. Помимо работы в Комиссии Янкович с 1783 г. занимал должность директора открытого по его инициативе Петер-бургского главного народного училища, сочетая административную работу с учебной и научно-педагогической. с 1786 г. руководил созданием в Петербурге учительской семинарии. При создании Министерства народного просвещения был членом Главного управления училищ Российской империи. В тот же период совместно с русскими учеными-педагогами он разработал всю документацию по народным училищам, написал учебники и руководства для народных училищ. Им написаны "План к установ-лению народных училищ", который был положен в основу "Устава народным училищам в Российской империи", "Правила для учащихся в народных училищах" (1782), "Руководство учителям первого и второго классов народных училищ Российской империи" (1783), "Букварь" (1782), "Прописи и для них руководство по чистописанию" (1782), "Руководство к арифметике" (1784).

В 1786 г. Комиссия создала проект об учреждении народных училищ, в том же году был утвержден «Устав народным училищам Российской империи», согласно которому создавались народные училища двух типов для обучения детей дворянства, купечества и духовенства: главное народное училищес пятилетним сроком обучения и малые народные училищас двухлетним сроком обучения. В них предполагалось организовывать обучение, основанное на принципах классно-урочной системы. В содержание обучения малого народного училища входили чтение, письмо, арифметика, рисование, катехизис и церковная история. В главных народных училищах к этому перечню предметов добавлялись русская грамматика, начала общей истории. В училищах предполагалось совместное обучение мальчиков и девочек, учебный день начинался в 8 ч и продолжался до 18 ч с перерывом с 11 до 14 ч, прием в училище детей осуществлялся два раза в год. В 1783 г. главным методическим документом, определявшим деятельность учителей народных училищ, было «Руководство учителям первого и второго класса» И.И. Фильберга, которое было переведено Ф.И. Янковичем де Миерево. В документе раскрывалась методика работы с классом, рассматривалась специфика преподавания различных предметов. В конце XVIII в. ряд ведущих ученых и педагогов России создали учебники для народных училищ по различным дисциплинам.

Началом женского образования в России можно считать середину XVIII в., когда был создан Смольный институт благородных девиц и появилось несколько пансионов для девушек. Смольный институт был любимым детищем императрицы Екатерины II. Организация института стала началом планомерного воспитания русской женщины. Главным принципом первого института было воспитание в красоте и радости. После смерти императрицы Екатерины главноначалие над всеми благотворительными и женскими учебными заведениями России перешло к императрице Марии Федоровне, которая способствовала дальнейшему развитию женского образования.

В июле 1786 г. учительская семинария была отделена от главного народного училища, частью которого она являлась. В ней преподавались те же предметы, что и в училище, но более подробно и более основательно, так как большая часть ее преподавателей имела высшее образование.

Главная задача учительской семинарии состояла в том, чтобы научить ее воспитанников способам преподавания (или методам обучения). Эта задача решалась также с помощью собранных в ней учебных пособий, коллекций, моделей и инструментов. Поэтому написание различных учебных пособий и руководств, как для учителей, так и для учеников, было необходимым требованием. И этим делом не только заправлял, но и лично занимался Ф. И. Янкович. Им составлены: 1) две азбучные таблицы: одна цер­ковной, другая гражданской печати; 2) три таблицы для складов: а) церковная, б) гражданская и в) рукописная; 3) российский букварь; 4) сокращенный катехизис (без вопросов и с вопросами); 5) правила для учащихся; 6) руководство к чистописанию с прописью; 7) книги о должностях человека и гражданина (с вопросами и без вопросов); 8) пространный катехизис; 9) священная история; 10) всемирная история; 11)»зрелище вселенной, содержащее сведения о различных предметах (с рисунками), взятое из сочинений Яна Амоса Коменского. Большая часть этих учебников были рассмотрены и одобрены самой Екатериной II. Они представляют переделку или перевод учебных руководств, изданных Фельбигером на немецком языке. То же относится и к книге: «Руководство для учителей 1-го и 2-го классов народных училищ», переведенной с немецкого.

Руководство это (хотя и переводное) представляет собой первый на русском языке систематический курс педагогики, излагающий основы дидактики и методики, как их понимали в то время. Руководство это составлено по образцу австрийского. И хотя оно представляет собой перевод, все же содержит много изменений и адаптировано применительно к российским условиям.

Руководство делится на четыре части. Первая содержит «учебный способ», вторая — учебные предметы, в первом и втором классе преподаваемые, третья — звание, качества и поведение самого учителя, а четвертая — школьный порядок.

Под «учебным способом» подразумевается «тот образ учения, по которому учитель учеников своих обучать должен». Способ заключается в «совокупном наставлении, совокупном чтении, изображении через начальные буквы в таблицах и вопрошении». Под совокупным наставлением понимается следующее: «...чтобы учителя нижних школ не учили учеников одного за другим порознь, но показывали всем тем вместе, кои одно учат, через что будут они все внимательны к тому, что учитель говорит, спраши­вает или пишет».

Под совокупным чтением подразумевается такое чтение, когда дети все вместе читают одно и то же либо вслух, либо кто-то один (или несколько учащихся) читает вслух, а остальные — про себя. При этом дети должны иметь одинаковые книги, чтобы в одно и то же время «одинаковые слоги и одинаковые слова выговаривать». «Совокупное чтение» должно проходить «без крика и в умеренном голосе, который можно иногда переменить, однако же не выше приличного».

При таком чтении детей учитель часто делает одобрительные замечания, уверяя детей, что они легко и быстро могут многому научиться. Дети начинают понимать и почти выучивают наизусть «все те нужные и полезные познания, которые в книгах для чтения употребляемых находятся».

Чтобы дети лучше запомнили слова и тексты, которые нужно было выучить наизусть, на доске рекомендовалось писать начальные буквы каждого слова. Таким образом, по мнению составителя руководства, «можно преподать юношеству на небольшом пространстве и немногими буквами многое».

Таблицы, которые использовались в обучении, должны были быть краткими, т. е. содержать только самое существенное и главное.

По поводу вопросов учителя к учащимся в руководстве говорится следующее: «Вопрошение есть, когда учитель учеников о какой ни есть вещи спрашивает, для того, дабы узнать, поняли ли они ее. Из всего следует, что учеников спрашивать должно о такой вещи, которую они слышали, читали или иначе как познали».

Ответы учеников должны быть оценены учителем, поэтому, если он сам о чем-то «полного понятия не имеет, или памяти своей не доверяет, или опасается быть рассеян», должен держать в руке учебную книгу и проверять по ней ответы учащихся.

Затем в руководстве говорится о том, как обучать там, где книг недостает, о познании букв, о складах, об употреблении букваря, о чтении порознь и употреблении предписанных книг, о чтении печати церковной и рукописи, о письме.

Что касается обучения арифметике, то в руководстве рекомендуется брать для обучения только тех учеников, которые уже довольно хорошо читают и пишут. Прежде всего учеников следует научить четырем основным правилам арифметики, а затем и другим правилам поочередно, причем за всяким правилом должны следовать примеры, сначала небольшие, а потом побольше, чтобы ученики могли приобрести навыки в их решении.

Примеры следует выбирать такие, которые отражают реальную жизнь, хорошо знакомую ученикам.

В третьей части руководства говорится о звании, качествах и поведении учителя: «Учителя обязаны по состоянию своему заступать у, учеников место родителей, и потому чем менее сами родители вспомоществуют в наставлении детей своих, тем более трудиться долг есть учителей».

Звание учителей обязывает их стараться сделать из учеников своих полезных членов общества, для чего «должны они поощрять чаще юношество к наблюдению должностей общественных, просвещать разум учеников и научать их как думать, так и поступать разумно, честно и благопристойно; и предписанные науки преподавать юношеству, таким образом, как надобны им оные бывают в общежитии».

К числу добрых качеств учителя относятся:

Благочестие. Он должен не только знать то, чему учит вера христианская, но и исполнять; в дому своем должен быть миролюбив и порядочен, ко всем дружелюбен и услужлив.

Любовь. Он должен поступать со всеми учениками отечески, т. е. ласково и любовно... Он должен сделать так, чтобы они поняли, что ему приятно, когда они прилежны, и что он их любит.

Бодрость. Учитель не должен быть сонлив, угрюм, или равнодушен...

Терпение. Если есть такие ученики, которые нерадивы, подвижны и упрямы, учитель не должен выходить из терпения.

Довольствие. «Кто принимает на себя и самое бедное учительское место, тот обязан столь же верно должность и звание свое исправлять, как при самом богатом, где другой учитель имеет доходу вдвое, или еще более».

Прилежание. Если учитель пренебрегает школой, или часто опаздывает, или начинает занятие не в надлежащее время, или вместо того чтобы учить детей, занимается домашними делами или каким-либо рукоделием, то и дети становятся также нерадивыми, приходят в школу поздно (или совсем не ходят), не стараются учиться.

Благоразумное поведение учителя состоит в умении добиться от учеников послушания. Он должен знать, как и «беспристрастно, и снисходительно поступать» с ними в различных обстоятельствах.

Учитель должен не различать детей бедных и богатых родителей, а относиться к ним одинаково. Если в школе обучаются дети обоего пола, то надобно «мальчиков от девочек сажать особо, но тех и других наставлять с равным усердием».

В отношении способностей к учению:

«А) Бывают такие дети, которые все скоро понимают, хорошо помнят и выученное употреблять умеют. Сих не должен учитель упражнять весьма многими, бесполезными или такими предметами, которые не предписаны; он должен вперять в них то правило, что кому много поверяется, от того много и требуется; и что не довольно того, чтобы много знать; но надобно еще познанию своему и дела свои ко благу других располагать и дарований своих в бездействии не оставлять.

Б) Бывают такие дети, которые одарены хорошею памятью, но имеют мало рассуждения. Учитель не должен упражнять сих учением наизусть, но должен учить их мыслить и понимать хорошенько предметы. Он должен заставлять их пересказывать выученное их собственными словами.

В) Бывают ученики, у которых слабая память. Сим должен он как можно меньше задавать учить наизусть.

Г) Бывают тупые дети, которые мало понимают... Сим стараться он должен вперить только самое нужнейшее, употреблять все возможное средства для облегчения им учения, не поступать с ними сурово, и не отнимать у них строгостью охоты к учению».

В отношении поведения:

«А) Бывают ученики поведения хорошего. Сих должен учитель одобрять к непременности и представлять с умеренною похвалой другим в пример, причем стараться одинаково предохранять их от тщеславия.

Б) Бывают ученики поведения посредственного. В учениках, у коих к хорошим склонностям примешаны и худые, Должен учитель тщательно выискивать, от чего худые происходят.

В) Бывают ученики худого поведения. Сих должен учитель стараться всячески исправлять, и употреблять те средства, которые предписаны для учеников посредственного поведения. Он должен увещевать, грозить, наказывать и повторенные наказанья увеличивать».

Четвертая часть руководства «О школьном порядке» содержит наказ учителям нижних школ «о школьной строгости, о часах учения и о разделении по оным предметов учения, об осмотрах, об открытых испытаниях».

Школьные учителя «обязаны ни по каким другим книгам не учить, кроме от начальства предписанных, и никакого другого учебного способа не употреблять, кроме установленного, который состоит: а) в совокупном наставлении, б) в совокупном чтении, в) в изображении через начальные буквы, г) в таблицах, д) в вопрошении».

Согласно «Руководству», учитель должен встречать поступивших в школу детей ласково, отвечать на их приветствия, указывать им их места, наблюдать за порядком и призывать к тишине, а когда наступит время учения, раздать ученикам из бедных семей (через одного) школьные книги.

Во время урока учитель должен был ходить по классу и слушать, как дети «при совокупном складывании и чтении слова и слоги выговаривают», а также смотреть, как дети пишут, как сидят при этом и т. д.

Что касается дисциплины (строгости), то она «состоит в принятии потребных мер для соблюдения того, что в правилах для учащихся предписано. Учитель есть тот, который меры сии принимать должен, и при том употреблять оные в рассуждении преступающих помянутые правила постепенно».

К этим мерам относятся уважение, ласковые увещевания, предостережение, угрозы, наказания.

Основные документы и план реформы были разработаны австрийским педагогом сербом Ф. И. Янковичем, который хорошо знал русский язык. По этому плану в городах создавались народные училища двух типов: главные - в губернских городах и малые - в уездных. Эти училища содержались за счет государства. В малых училищах изучались чтение, письмо, чистописание, арифметика, катехизис, а в главных - Закон Божий, русский язык, география, история, естественная история, геометрия, архитектура, механика и физика, иностранный язык. В Уставе народных училищ 1786 г. повсеместно вводилась классно-урочная система преподавания, "учение на природном языке", впервые предлагалось учитывать возрастные возможности учащихся при обучении. Но недостаток денежных средств не позволил привести в исполнение всех этих намерений: главные народные училища открыты в немногих городах. И хотя к 1785г. были закрыты все Русские и Цифирные школы и часть пансионов "по совершенной бесполезности в деле учения", общее количество учащихся в системе государственных училищ достигло 1192 человек, а к 1786г. их стало больше 2200. Число училищ возрастало с каждым годом. Если в 1782 г., когда началась реформа, в России было 8 главных училищ, где 26 учителей обучали 474 юношей и 44 девушки, то в 1801 г. их было уже 315, в которых трудилось 790 учителей, дававших знания 18128 юношам и 1787 девушкам.

8.Александр Николаевич Радищев (1749-1802) – русский писатель, философ, историк, юрист, экономист, химик, врач, педагог, сторонник материализма, основатель революционного направления русской общественной мысли. Родился в дворянской семье. Учился в кадетском корпусе в Петербурге, окончил Лейпцигский уни-верситет юридический факультет. Большое влияние на его мировоззрение оказали французы Дидро, Руссо и русские просветители Ломоносов, Новиков. Работал чиновником в сенате, работал юридическим советником, управляющим Петербургской таможни. В 1783г написал оду "Вольность" первое произведение русской поэзии. По приказу Екатерины 2 был арестован и заключен в Петербургскую крепость. За издание "пагубной книги" "Путешествие из Петербурга в Москву" его приговорили к смертной казни, заменили ссылкой в Сибирь на 10 лет с лишением чинов и дворянства. При Павле 1 было разрешено поселится в имении отца, а при Александре 1 он вернулся в Петербург. Работал в законодательной комиссии. Он выступал с вольнодумными мыслями и радикальными требованиями в защиту крестьян. Под угрозой новых преследований Радищев покончил с собой.

Подобно Руссо, поклонником которого он был, связывал прогресс в воспитании с переустройством общества на началах справедливости и народного счастья. Радищев настаивал, прежде всего, на гражданском воспитании, на формировании "сынов отечества". Радищев требовал покончить с сословностью в образовании и сделать его одинаково доступным и для дворян, и для крестьян. В трактате "О человеке, о его смертности и бессмертии" раскрыл свою материалистическую концепцию возрастного развития растущего человека и его движущих сил. Рассуждая о подготовке подрастающего поколения к жизни, к труду, Радищев отмечал, что крепость духа так же необходима в жизни, как и здоровый организм.

А. Н. Радищев - писатель, просветитель крайне революционно го направления. Обращал серьезное внимание на задачи и пут формирования «сынов Отечества», русских патриотов, граждаН. Требовал полноценного образования для всех россиян, независимО от сословия. Считал, что воспитание человека непременно должн быть политическим, направленным на развитие человека, готовог к переустройству общества на основе идеалов справедливости.

Рассматривал человека как материальное существо - часть природы. Выступал против религиозно-идеалистического взгляда на человека. Указывал на связь между физическим и умственным развитием.

Основная задача воспитания: формирование человека, обладающего гражданским сознанием, высокими нравственными качествами, любящим больше всего свое отечество. Эти мысли он изложил в сочинении "Беседа о том, что есть сын Отечества". Государство обязано позаботиться о том, чтобы подрастающее поколение получило надлежащее воспитание.

Большое внимание отводил процессу овладения знанию, умственному развитию. Настаивал на том, чтобы отечественный язык стал языком науки и образования.Призывал считаться с природными особенностями детей, хотя говорил, что главное в формировании человека не его природные данные, а обстоятельства жизни.

Требовал полноценного образования для детей всех сословий, которое должно быть не просто воспитание, а политическое воспитание человека, всесторонне подготовленного к труду по переустройству общества.

Гимназии двух типов -

1. классические (гуманитарных дисциплин, давали возможность поступать в университет),

2. реальные (ориентированные на естественно-математические дисциплины, поступить в институт).

9.Гугель Егор Осипович (1804, Хильд-бургхаузен, Саксония, - 1842, Петербург), педагог, теоретик и практик нач. образования. Пятилетним сиротой вывезен в Россию. Образование получил в Петербурге, в пансионе пастора Иоганна Мюраль-та, последователя И. Г. Песталоцци. По окончании пансиона нек-рое время оставался там воспитателем. В 1830-41 учитель и инспектор классов Гатчинского воспитат. дома (с 1837 Гатчинский сиротский ин-т), где реорганизовал систему нач. обучения: разукрупнил классы, ввёл новые методы преподавания (в т. ч. звуковой метод обучения грамоте, устный счёт), повысил роль родного языка, придал всем занятиям (урочным и внеурочным) воспитывающий характер. В 1832 вместе с П. С. Гурьевым впервые- в России открыл "малолетнюю школу" для сирот 4-6 лет (первоначально для 10 мальчиков). В 1837 школа стала составной частью сиротского ин-та; в ней обучались дети с 4 до 10 лет, их число возросло до 120. Воспитанники получали общее развитие и навыки поведения, необходимые для учения на осн. курсе ин-та.

Пед. идеи Г. изложены на страницах "Пед. журнала" (1833-34), к-рын он издавал совм. с Гурьевым и А. Г. Обо-довским. Смысл воспитания видел в совершенствовании физич. и умственных способностей ребёнка путём интенсивных упражнений. Умственные упражнения понимал как элементарное практич. введение в логику с помощью примеров, вопросов, задач. Считал, что развитие ума и обогащение его разл. знаниями (о-Земле и её обитателях, о явлениях природы и др.) должны лежать в основе нравств. развития ребёнка. Особую роль отводил изучению родного языка, в к-ром соединяются в одно целое все др. предметы нач. обучения. Свои взгляды на место родного языка и естествознания в образовании Г. выразил в уч. книгах, в основе к-рых заложены принципы развивающего и воспитывающего обучения.

Для подготовки к званию "учитель" из воспитанников выпускного (латинского) класса сиротского ин-та Г. в 1840 создал спец. отделение, где преподавал педагогику с введением в антропологию и психологию. Г. как педагог и автор уч. книг был одним из предшественников К. Д. Ушинского.

В 1832 г. передовые русские педагоги А. Ободовский, П. Гурьев и Е. Гугель предложили руководителям Гатчинского дома открыть при нем дошкольное учреждение—школу для малолетних детей, находившихся на патронировании. Дети, оставаясь жить в семьях, должны были днем посещать эту школу. Ввиду того что руководство дома не приняло этого проекта, Гугель и Гурьев при поддержке Ободовского открыли на свои средства при Гатчинском сиротском доме маленькую экспериментальную школу.

Опыт ее работы они освещали в издаваемом ими первом русском “Педагогическом журнале”. Журнал стоял на демократических позициях, стремился творчески разрабатывать важнейшие педагогические проблемы, пропагандировать методические идеи Песталоцци. Большое внимание в журнале отводилось разработке вопросов первоначального воспитания и обучения детей в семье и воспитательных учреждениях.

Дети, находившиеся на патронировании у горожан Гатчины, приходили в школу для малолетних рано утром и к вечеру возвращались домой. Они получали в школе пищу и верхнюю одежду. Малыши занимались и играли большей частью на свежем воздухе. Со старшими детьми велись организованные занятия по обучению их грамоте, письму, счету, пению. Значительное время уделялось рассказыванию, беседам. Запрещение играть было самым большим наказанием для детей. Физические наказания не применялись.

Школа просуществовала недолго, но она оправдала надежды ее организаторов, и ободренный успехом Гугель представил “Проект об учреждении при Гатчинском воспитательном доме пансионов для содержания малолетних питомцев и школы для первоначального обучения детей”, утвержденный в январе 1837 г. П. Гурьев писал: “Дети, до того времени грубые, дикие и неопрятные, быстро стали изменяться и с радостью начали посещать школу, с горем и плачем возвращались из нее к тем людям, которые единственно из-за денег взяли их к себе”. У малышей значительно обогатились представления и понятия, возник интерес к учению.

В пансионы набрали детей в возрасте от 4 лет, находившихся на патронировании у горожан Гатчины, не более 5—6 мальчиков или девочек в каждый пансион. Дети должны были жить в пансионах до восьми лет, а затем переходить в Гатчинский воспитательный дом. Содержательницам пансионов рекомендовалось проявлять к детям гуманность, чуткость, воспитывать их нравственно, добиваться, чтобы они жили дружно, во всем помогали друг другу. Руководство работой пансионов возлагалось на смотрителей школы для малолетних детей.

Эта школа, находившаяся в тесной связи с пансионами, соединяла дошкольные учреждения (отделение для детей от 4 до 6 лет) и первые классы элементарной школы (отделение для детей 6—8 лет). В школе занятия шли по расписанию, много времени отводилось заучиванию молитв, беседам на моральные темы; кроме того, детей учили чтению, письму и счету, с ними занимались наглядным изучением природы, умственными упражнениями. В субботу повторялось все пройденное за неделю, но программ по отдельным учебным предметам не было.

В младшем отделении школы не рекомендовались урочно-предметные занятия и строгое расписание. Предписывалось проводить непродолжительные занятия (рассказывание, беседы, разные работы, обязательно игры). “Надзирательница ласковым обхождением с детьми должна давать собою пример и как добрая мать всегда присутствовать при их играх и занятиях, наблюдая, чтобы игра проводилась по предписанному порядку”.

Гугель проводил в школе много времени в беседах и разговорах со старшими детьми. По свидетельству современников, он проявлял при этом большое мастерство. “Надо было видеть детей вокруг него, оживленных его речью,— писал известный писатель, общественный деятель и педагог В. Ф. Одоевский.— Казалось, с каждым ребенком он употреблял особый прием разговора, с каждым он говорил языком, вполне ему понятным”.

Гугель создал оригинальные учебные пособия, помогающие учителям и воспитателям проводить умственные упражнения но развитию речи и мышления детей. Он был одним из предшественников К. Д. Ушинского в создании методики первоначального развития логического мышления детей и одним из первых русских педагогов, начавших разработку дидактических основ дошкольного воспитания.

К. Д. Ушинский считал, что “малолетняя школа основана Гугелем на здоровых педагогических началах”, что он создал учреждение, сочетающее в себе выгоды семейного воспитания детей с правильной, постепенной подготовкой их к систематическому обучению.

ГУГЕЛЬ - Егор Осипович (1804-42), педагог. В 1830-41 учитель и инспектор классов Гатчинского воспитательного дома (с 1837 Гатчинский сиротский институт), где реорганизовал систему начального обучения: ввёл активные методы преподавания, большое внимание уделял родному языку. В 1832 вместе с П.С. Гурьевым открыл школу для сирот 4-6 лет (с 1837 составная часть Гатчинского сиротского института). Совместно с Гурьевым и А.Г. Ободовским издавал "Педагогический журнал" (1833-34). Для подготовки из воспитанников учителей создал (1840) специальное отделение сиротского института, где преподавал педагогику с введением в антропологию и психологию.

Гугель, Егор Осипович — педагог (1804—1841).

Родился в Гильдбурггаузене в Германии, пяти лет вывезен в Россию; был учителем немецкого языка в Инженерном училище, инспектором гатчинского воспитательного дома.

Будучи последователем Песталоцци, он со своим товарищем П. Гурьевым осуществил первый в России опыт «школ для малолетних детей». В небольшом домике Гатчинского парка было собрано 10 мальчиков 4—6 летнего возраста для обучения и придания «правильного направления в развитии детских способностей».





Дата публикования: 2015-01-26; Прочитано: 2288 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.015 с)...