Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Понятие истории. Предмет и структура философии истории. Несмотря на то, что законы истории и создаются самими людьми, люди подчиняются их власти как чему-то надличностному: т.е



Несмотря на то, что законы истории и создаются самими людьми, люди подчиняются их власти как чему-то надличностному: т.е. законы «управляют» ходом исторических событий. Законы развития общества – это объективные, существенные, необходимые, повторяющиеся связи явлений общественной жизни, характеризующие основную направленность социального развития. Например, с увеличением материальных и духовных благ возрастают и потребности человека; развитие производства стимулирует потребление, а потребности определяют само производство и т.д.

Наделение законов общества объективностью порождает вопрос: аналогичны ли они законам природы, или у них есть своя специфика, и если да, то в чем она заключается?

Специфика законов развития общества в том, что «люди сами творят свою историю» (К.Маркс). Законы общества – это законы деятельности людей. Они имеют статистический, вероятностный характер и действуют как законы-тенденции.

Исторический процесс представляет собой сложное сочетание объективных и субъективных факторов. Каждое новое поколение людей, вступая в жизнь, не начинает историю заново, а продолжает то, что сделано их предшественниками. Следовательно, деятельность людей в определенной мере уже задана объективными условиями, не зависящими от их сознания и воли и обусловливающими в основном характер и способы деятельности людей, направление и формы их социальной активности. По мнению Маркса, объективный фактор в истории – это, прежде всего многообразная деятельность, производство и формы общественных отношений, в значительной мере являющиеся кристаллизацией предшествующей деятельности людей.

Но каждое новое поколение не просто повторяет то, что делалось их предшественниками, а реализует свои собственные потребности и интересы, осуществляет собственные цели. Разнообразная деятельность людей, их живой труд и есть то, что составляет сущность субъективного фактора истории. Субъективный фактор потому и называется так, что раскрывает деятельность субъекта истории, каковым являются народные массы, социальные группы, элиты, личности.

Содержание субъективного фактора раскрывает механизм воздействий людей на объективные условия их жизни, сущность движущих сил истории, показывая процесс обратного влияния политических, социальных, идеологических отношений на экономический строй общества. Все это говорит об относительной самостоятельности субъективного фактора, о его продуктивно-активной силе воздействия на ход истории, особенно в периоды ее крутых поворотов, таких, как, например, нынешние реформы различных сторон жизни нашего общества, требующие решительной мобилизации духовных, творческих возможностей, усилий каждого члена общества, максимальной отдачи его созидательной энергии.

Философия истории изучает природу исторического процесса, фундаментальные принципы и начала исторического бытия, механизмы и закономерности исторического развития социума.

Философия истории прошла длительный путь становления. Если мировоззрение древнего Востока было принципиально неисторическим и в нем утвердился императив «колеса истории», также и в Древней Греции преобладал взгляд на историю как вечного круговорота событий.

Более плодотворным, оказался следующий шаг, предпринятый мыслителями средневекового Запада. В созданной Аврелием Августином, Фомой Аквинским и другими мыслителями этого периода теологии истории присутствуют не только собственно богословские, но и религиозно-философские идеи, главной из которых стала христианская «идея истории». Задав интерпретационную модель становления и развития общества от грехопадения Адама и Евы через искупительную жертву Иисуса Христа к концу света, осмысленную как связь прошлого, настоящего и будущего, христианство породило современный тип исторического сознания и заложило основания классической философии истории.

Эпоха Возрождения и начало Нового времени в силу многих причин не восприняли «идею истории» (не случайно XVII в. называют «веком натурфилософии» и «веком философско-юридического мировоззрения»), но XVIII в. воздает дань этой идее и по праву квалифицируется как «век философско-исторического мировоззрения». Именно в это время М.А. Вольтером вводится термин «философия истории» и возникает классическая философия истории.

Современная философия истории включает в себя две предметные области, подразделяясь на субстанциальную (онтологическую) и рефлексивную (эпистемологическую) философию истории.

Проблемное поле субстанциальной философии истории предполагает осмысление таких вопросов, как

становление общества и специфика законов его развития;

источник и факторы исторического процесса;

направленность и периодизация исторической динамики;

субъект и движущие силы общественного развития;

соотношение объективного и субъективного в истории;

единство и многообразие исторического процесса;

смысл истории и др.

Проблемное поле рефлексивной философии истории, в свою очередь, включает следующие проблемы:

природа и специфика исторического познания;

объективность исторического знания;

статус понимания и объяснения в историческом исследовании;

и т. д.





Дата публикования: 2015-01-26; Прочитано: 498 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...