Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Понятие социальной реальности. Общество как система



Понятие социальной реальности. Это специфически философское понятие, в которой отражается сущность общественной жизни

В социальной философии можно выделить три основные модели понимания общества как социальной реальности.

1. Общество как объективно-материальная реальность. Философский смысл данной модели заключается не в отрицании существования сознания и его роли в жизни общества, а в определении субстанции социума – его первоосновы. Такой подход, в частности, отчетливо заявлен в концепциях, получивших в философии название экономического детерминизма, или экономократизма, а в политической экономии – «экономизма» (П. Лафарг, Ф. Меринг, В. М. Шулятиков, Р. Джонс). В них экономический фактор рассматривается не только как определяющий, а, по сути, единственный, от которого безусловно и однозначно зависит развитие других феноменов общественной жизни – политики, права, нравственности, науки и т. п. Определенные оттенки экономократизма характерны для концептуальных разработок классиков экономической науки – экономического либерализма (А. Смит, Ф. Хайек) и экономического социологизма (К. Маркс), хотя, как будет показано дальше, К. Маркс все же, в отличие от схематизировавшего и огрубившего его взгляды «догматического марксизма», понимал неправомерность редукции сущности общества к объективной реальности.

2. Общество как духовная реальность. Эта метатеоретическая модель, не отрицая значимости практической деятельности, ведущей к материальному обустройству мира, тем не менее усматривает его сущность в духовных феноменах. Сошлемся в объяснении такого субстанциального выбора на мнение русского религиозного философа С. Л. Франка, констатировавшего, что общественная жизнь по самому существу своему духовна, а не материальна.

Спектр философов и ученых-гуманитариев, приверженных этой модели, весьма широк, включая как религиозных (В. Соловьев, Н. Бердяев, К. Ясперс), так и нерелигиозно ориентированных (П. Сорокин, И. Абдиралович, О. Шпенглер и др.) мыслителей. В сфере социально-гуманитарного знания ее выражением стал идеократизм с присущей ему теоретико-методологической установкой в познании общества на артикулированную роль духовного фактора, имеющего как трансцендентный (религиозная социальная философия), так и имманентный, социально-антропологический характер. В этом подходе идеологемы – феномены социального мифотворчества, утопические проекты, аксиологические схемы – обретают самостоятельную жизнь и рассматриваются как безусловные детерминанты экономических, политических и стратификационных процессов.

3. Общество как объективно-субъективная реальность. В отличие от первых двух субстанциальных моделей, в которых сущность общества усматривается либо в его материальности (определяющим становится общественное бытие), либо в его идеальности и субъективности (приоритет отдается общественному сознанию), в этой модели заложено признание дополнительности объективной и субъективной сторон общества как системы.

В философской науке (социальной философии и философии истории) общество характеризуется как динамическая саморазвивающаяся система, т.е. такая система, которая способна, серьезно изменяясь, сохранять в то же время свою сущность и качественную определенность.

Первые представления о системности в природе и в обществе зародились уже в античной философии в виде общей концепции об упорядоченности, целостности бытия. Но наиболее активно проблему системности общественной жизни разрабатывали такие крупнейшие мыслители XIX–XX вв., как О. Конт, Г. Спенсер, К. Маркс, А. Богданов, Э. Дюркгейм, М. Вебер, П. Сорокин, Т. Парсонс и др.

Общество представляет собой самоорганизующуюся и саморазвивающуюся, открытую социальную систему, способом существования которой является деятельность людей. Характер объединения элементов в систему трактуется в соответствии с тем или иным способом объяснения сущности человека и его истории. Поэтому основной системообразующий фактор может быть усмотрен и в материальных, и в духовных связях людей.

В качестве социальной системы выступают и отдельные (выделенные) в рамках социума его элементы – подсистемы: сферы общественной жизни; человек-общество; малые и большие социальные группы; этнические и национальные общности; государства или союзы государств и даже отдельные люди (харизматические лидеры например) и т.д.

Наличие в обществе большого количества подсистем, постоянное столкновение интересов и целей различных субъектов создает предпосылки для реализации различных вариантов и моделей будущего развития. Как только в обществе начинают предприниматься попытки претворить в жизнь одну из моделей развития, претендующую на статус единственно правильной и научной, общество превращается из открытой системы в закрытую, не способную к дальнейшему совершенствованию. В разных философских моделях общества выделяются разные ее системные элементы.

В марксистской философии, например, подсистемами общества принято считать следующие сферы его жизни:

1) экономическую сферу, элементами которой являются материальное производство и производственные отношения (среди которых главными являются отношения собственности), которые возникают между людьми в процессе производства материальных благ, их обмена, распределения и потребления;

2) социальную сферу, состоящую из таких структурных образований как классы, социальные общности, социальные институты и т.д., взятые в их взаимоотношении и взаимодействии друг с другом;

3) политическую сферу, включающую в себя разнообразные субъекты политических отношений: государство, политические партии и др.

4) духовную сферу, охватывающую различные формы общественного сознания: право, религию, философию, мораль, искусство.

Каждая из этих сфер, будучи сама элементом системы, называемой "общество", в свою очередь оказывается системой по отношению к элементам, ее составляющим. Все четыре сферы общественной жизни не только взаимосвязаны, но и взаимно обуславливают друг друга. Разделение общества на указанные выше сферы, конечно, несколько условно, но оно помогает вычленять и изучать отдельные области реально целостного общества, многообразную и сложную общественную жизнь.





Дата публикования: 2015-01-26; Прочитано: 7768 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...