Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
НЕОТОМИЗМ - официальная философская доктрина католической церкви, основывающаяся на учении Фомы Аквинского. Энцикликой папы Льва XIII (1879) Н. признан единенственно истинной философией, соответствующей христианским догмам. В 1889 был создан Высший институт философии (Лувен, Бельгия), к-рый и ныне является международным центром Н., широко распространенного в странах католического вероисповедания (Франция, Италия, ФРГ, США, страны Лат. Америки). Представители Н. - Маритен (Франция), И. де Фриз, К. Ранер (ФРГ), Ван Стеенберген (Бельгия), Г. Веттер (Австрия), Ю. Бохеньский и др. Неотомистская философия служит идейной опорой клерикализма. Основу неотомистского учения составляет принцип: „Философия - служанка богословия". Н. - теологическая форма совр. объективного идеализма. Высшей реальностью неотомисты признают чистое бытие", понимаемое как духовное, божественное первоначало. Для доказательства религиозных догм неотомисты широко используют фальсифицированные аристотелевские категории формы и материи, потенции и акта (возможности и действительности), существования и сущности. Результатом неотомистских спекулятивных построений является признание бога первопричиной бытия и первооснов анием всех философских категорий. Значительное место в Н. занимает религиозное истолкование совр. естественнонаучных теорий. В целом философия Н. представляет собой теологизированную метафизику. По своей проблематике и терминологии неотомистская метафизика заметно отличается от средневекового томизма, в ней эклектически соединены осн. элементы учения Фомы Аквинского (принцип гармонии веры и разума и др.) с отдельными положениями новейших идеалистических систем. В совр. условиях, особенно после II Ватиканского собора, наметилась новая ориентация Н. на приобщение его к совр. философии путем синтеза томистских принципов с нек-рыми идеями экзистенциализма, феноменологии, философской антропологии и др. течений совр. философского идеализма. С т. зр. Н. исторический процесс зависит от сверхъестественных трансцендентных сил. Этим фактически исключается возможность активного воздействия человека на ход мировой истории. С т. зр. социальной философии Н., секуляризация угрожает существованию целостного человека, ведет к его моральной деградации, а потому гл. роль в нормальном, естественном развитии об-ва призваны сыграть религия и церковь.
ПЕРСОНАЛИЗМ (лат. реrsоnа - личность) - идеалистическое течение, использовавшее мотивы монадологии Лейбница и получившее распространение в буржуазной философии конца 19 - начала 20 в. Отличительной чертой П. является признание „личности" первичной реальностью и высшей духовной ценностью, причем „личность" понимается как духовный первоэлемент бытия. Научно-материалистическому миропониманию П. противопоставляет концепцию, согласно к-рой природа — совокупность духов - лич-ностей" (Плюрализм). „Верховная личность" в П. - это всемогущий бог (П. в конечном счете выступает как разновидность теизма). Основателем П. в США был Б. Боун К П. в США примыкали также М. Кал-кинс А. Кнудсон Его гл. представители в амер. философии: лидер калифорнийской школы Р. Флюеллинг и лидер бостонской школы Э. Брайтмен Все они тесно связывают П. с протестантской теологией. В Англии наиболее известным представителем П. был X. Керр в Германии - психолог В. Штерн Однако в их учениях нет характерной для амер. персоналистов прямой связи с теологией. Осн. социальная задача, согласно П., заключается не в том, чтобы изменить мир, а в том, чтобы преобразовать „личность", т. е. способствовать ее „духовному самосовершенствованию". Особую позицию занимает группа фр. персоналистов; ее основатели: Э. Мунье Ж. Лак-руа Эта группа мелкобуржуазной интеллигенции, объединившаяся вокруг журнала „Еsprit"представляет левые католические круги, к-рые участвовали во фр. движении Сопротивления, а в 70-х гг. выступили в защиту мира и буржуазной демократии.
Дата публикования: 2015-01-26; Прочитано: 1553 | Нарушение авторского права страницы