Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Предмет и основные категории социологии М. Вебера. 1. Методология соц. познания по М



План:

1. Методология соц. познания по М. Веберу: идейные истоки социологии Вебера, ценности, принцип отнесения к ценностям, категория «идеальный тип».

2. Категория «социальное действие», типы социального действия (целерациональное, ценностнорациональное, традиционное, аффективное).

3. Категории «легитимность», формы господства (легальное, традиционное, харизматичское, плебисцитарное).

4. Категория «бюрократия», черты идеальной бюрократии.

Полный текст:

М.Вебер внес большой и разносторонний вклад в социологическую теорию, развивал целый ряд концепций: теория рационализации, теория капитализма, теория социального действия, теория идеальных типов и понимающая социология, социология религии (в поздний период творчества).

Методология социологического познания М. Вебера.

Вебер ставил целью обновление учения Маркса, совершенствование его творчества, поскольку он видел противоречие в том, что, по Марку знание являлось объективным отражением бытия. Вебер считал, что знание всегда субъективно. С другой стороны Вебер выступал против позитивистских установок объективного познания мира. В качестве философской модели достоверного познания социального мира Вебер выбирает и обозначает учение Канта о познании. Однако неокантианство призывает абстрагироваться от оценочных суждений, с чем Вебер не согласен. С точки зрения Вебера необходимо исследовать не внутренний мир (оценки и ценности) того или иного исследования, а логику образования понятий, которыми оперирует исследователь. Изучение логики образования этих понятий позволяет определить систему формирования общезначимых научных понятий. Тем самым субъективный мир исследователя преобразуется в объективный мир понятий науки.

Исходя из этой позиции возникают следующие вопросы: На основе чего делаются обобщения в многообразии социального мира? Каков критерий истины тех или иных общественных понятий?

Этим критерием является отнесение к ценностям. Благодаря отнесению к ценностям в центре внимания исследователя остаются только наиболее важные объекты познания. Ценности (теоретические — истина, политические — справедливость, нравственные — добро, эстетические — красота и т.д.) имеют значимость для всех субъектов познания, они надсубъективны, имеют абсолютное значение в рамках той или иной исторической эпохи. Принцип «отнесения к ценности» есть результат применения в социологии методологических постулатов В. Виндельбанда и Г. Риккерта, которые использовались ими в обосновании специфики «наук о культуре», куда они не относили социологию, предпочитая, как и В. Дильтей, рассматривать ее «по ведомству» «наук о природе», а Вебер применяет эти принципы в социологии.

Для того, чтобы определить, что в понятии является объективным, исторически обусловленым, что что привнесено субъективным миром исследователя, Вебер вводит понятие «идеальный тип». Идеальный тип – не есть некое эмпирическое обобщение, идеальный тип - некая теоретическая схема, которая сначала мысленно конструируется исследователем, а затем соотносится с эмпирической реальностью. В качестве примера идеального типа Вебер называет: «экономический обмен», «капитализм», «христианство», «ремесло» и т. д. — это лишь идеально-типические конструкции, употребляемые в качестве средств для изображения исторических образований. Там где «идеальный тип» служит средством раскрытия генетической связи исторических явлений, Вебер называет их «генетическим идеальным типом» (пример: «средневековый город», «кальвинизм», «культура капитализма»).

Сконструировав в голове некоторый идеальный тип, исследователь обязательно проводит его коррекцию («идеализацию»), сравнивая с реальностью. В то же время Вебер выделяет два класса идеальных типов: применимые в случае индивидуализации и генерализации (обобщения).

Используя эту методологию Вебер разрабатывает теорию социального действия. Социальное действие – осмысленное и ориентированное на других.

Выделяется 4 типа социального действия:

целерациональное ценностнорациональное традиционное аффективное

цель → действие в основе действия лежат в основе действия неосознанное

ценности традиции, обряды действие на основе

эмоций

Жизнь всех цивилизаций развивается по пути освобождения рационального начала от других. Рационализация начинается с хозяйственной жизни, в её основе лежит античная наука (особенно математика), позже добавляется техникой и т.д.. В западно – европейских обществах тенденция рационализации была дополнена протестантской религией, которая создала мировоззренческие предпосылки для рационализации способа хозяйствования, а за ним и общественной жизни. В то же время теория рационализации тесно связана у Вебера с его теорией капитализма. Исследуя влияние религии на формирование современного капитализма, Вебер утверждает, что существует четкая адекватность духа капитализма духу протестантизма: для последнего характерна дисциплина, трудолюбие и другие качества, необходимые буржуа (предпринимателю). Вебер создает теорию политического господства на основе типов социального действия. Свою теорию политического господства Вебер начал с определения условий стабильности этого самого господства. Условие стабильности = признание подчиняющимся законности господства (т.е. легитимность). В зависимости от того, какие формы легитимности существуют, Вебер выдвигает различные типы социального господства.

Тип I. Легальное. Основывается на целерациональном действии. Самый чистый тип легального политического господства = бюрократия. В таком государстве подчиняются не личности, а установленным законам, которым подчиняются не только управляемые, но и управляющие.

Тип II. Традиционное. Основывается на вере в законность, даже в священность издревле существующей власти. Самый чистый тип = патриархальное господство. Для традиционного господства характерно отсутствие формального права и соответственно отсутствие требования действовать «невзирая на лица»; характер отношений в любой сфере сугубо личный.

Тип III. Харизматическое. Для лидера характерны некоторые экстраординарные способности.

+ переходный тип: плебисцитарное господство (синтез харизматического и легального типов господства, В современном государстве оно воплощено в типах "партийного вождизма". Но повсюду оно существует там, где власть имущий ощущает себя легитимным доверенным лицом масс и признан таковым...)

Вебер впервые вводит понятие бюрократия (имеющее позитивный оттенок), под которым подразумевает рационально организованную жизнь общества. Идеальная бюрократия по Веберу характеризуется следующими особенностями:

· Всякий пост или должность имеют ясно определенные обязанности и ответственность.

· Всякая деятельность базируется на последовательной системе норм и правил, которая определяет ответственность различных должностных лиц и принцип взаимоотношений между ними.

· Все должности размещены на конкретном уровне иерархии власти, имеющей форму пирамиды. Должностное лицо несет ответственность не только за свои решения, но и за подчиненных.

· Все должностные посты предполагают наличие должностных навыков.

· Должностные лица не являются владельцами своих постов. Должность – собственность организации.

· Работа равна карьере, продвижение основано на старшинстве и заслугах перед организацией, испытательный срок – должность.

· Приказы, правила, процедуры, полномочия фиксируются письменно и постоянно хранятся.

В последние два года жизни Вебер разочаровался в бюрократической организации жизни, и в последних работах уже наблюдается негативное отношение ученого к бюрократии.





Дата публикования: 2015-01-26; Прочитано: 664 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...