Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Книги, которыми пользуются свя­щеннослужители



Служебник – «литургиарий»; содержит неизменяемые части суточного круга богослужений: вечерня, утреня, литургия Василия Великого и Иоанна Златоустого, литургия Преждеосвященных Даров, отпусты, месяцеслов, т.е. указание памятей святых и праздников на каждый день года; прокимны, которые, в нашей практике возгла­шают диаконы; некоторые другие чины и указания для священнослужителей (благодарственные молитвы). Модификация Служебника – Архиерейский чиновник. В целом он совпа­дает со Служебником, но содержит чинопоследование одного таинства, которое не может совершать иерей: таинства Рукоположения или хиротонии, таинства Священства.

Основные книги для клиросного употребления:

Часослов – название книги может быть объяснено разными способами. В Часослове нахо­дится чинопоследование часов: это одна из служб, вернее, четыре службы дневного круга богослуже­ния. Но можно и шире толковать это название: Часословом регулируется, распределяется молитва по времени суток, по часам дня. Что же входит в эту книгу? Часослов содержит неизменяемые молитвословия служб дневного круга. Часослов также содержит довольно многочисленные приложения, первое из которых – 17-я кафиз­ма – употребляется за богослужением ежедневно: в неделю и субботу на утрени и на вседневной полунощнице.

Октоих – «Осьмогласник». Октоих содержит изменяемые молитвословия служб седмичного круга. Октоих состоит из 8 частей по числу гласов; строение всех частей совершенно одинаково, а различаются они напевами и текстами.

Как известно, первый день церковной седмицы – это неделя. Седмица начинается со своей вер­шины, с дня, который может быть назван Пасхой. Седмица начинается с недели, а день, как мы зна­ем, начинается с вечера. Поэтому каждый глас будет начинаться со службы, которая называется «в субботу вечера», а кончается, естественно, службой «в субботу утра». Значит, в субботу вечером, на воскресной всенощной происходит смена гласа.

Тексты Октоиха полностью соответствуют ли­тургическим темам дней седмицы. Естественно, Октоих со­держит и многочисленные приложения. Три главные из них связаны со «столпами» евангельских чте­ний. Надо сказать, что сама система чередования гласов, которая действует в течение года, называется столпом, гласовым столпом. Но есть еще один столп – это столп евангельских чтений. Он состоит из 11 чтений, которые читаются на воскресной утрени. И вот, Октоих содержит таблицу, по которой можно определить, что читается в данное воскресенье. В Октоихе помещены и сами тексты этих Еван­гельских чтений. И еще одно приложение – это богослужебные тексты, которые связаны с Евангель­ским чтением, которые зависят не от гласа, а от евангельского чтения в это воскресенье; это ексапостиларий, его Богородичен и евангельская стихира.

Время действия Октоиха. Существует период церковного года, когда Ок­тоих взаимодействует только с системой Миней. Это время от Недели Всех святых (первая неделя по Пятидесятнице) до Недели о мытаре и фарисее. Это и есть период пения Октоиха. В неделю на пер­вом месте стоит воскресная служба, она может отменяться только при совпадении с двунадесятым Господским праздником. В седмичные и субботние дни – значительней больше праздник по Минее, тем сильнее оттесняется Октоих.

Что происходит во время действия Триоди Постной и Цветной, в то время, которое называется перио­дом пения Триоди? В будние дни Великого поста Октоих используется только в отдельные моменты служ­бы, а в воскресные дни стоит на первом месте (с субботами ситуация особая, об этом поговорим позднее). С Лазаревой Субботы до Великой Субботы Октоих не используется вовсе. Во время пения Триоди Цвет­ной Октоих в руки не берут, поскольку все тексты из него, нужные для богослужения, помещены в Цвет­ной Триоди наряду. Период пения Триоди (время от Недели о мытаре и фарисее до Недели Всех святых) потому и противопоставляется периоду пения Октоиха, что не Осьмогласник в предпасхальный и послепасхальный отрезок является ключевой книгой; основная роль в этих богослужениях отведена Триоди.

Начало пения Октоиха связано с некоторыми трудностями. Мы помним, что окончанием пасхального периода является Неделя Всех святых, в этот день оканчивается пение Триоди Цветной. На следующий день в понедельник начинается пение Октоиха. Но поскольку в Неделю Всех святых в Триодь Цветную включены воскресные тексты 8-го гласа, то и следующая седмица, начинающаяся с понедельника, тоже относится к 8-му гласу. Это немного странно. Почему пение Октоиха с последней части? Здесь дейст­вует закон о начале седмицы. Начало седмицы – это неделя, она во многом определяет течение бого­служебной седмицы, поэтому поется 8-й глас. А само начало гласового столпа приходится на Неделю Всех русских святых, это всегда воскресенье 1-го гласа.

Минея – от греч. «месяц». Первый вид – Минея месячная. Минея месячная содержит изменяемые песнопения неподвиж­ных праздников. Минея содержит только одно приложение, которым мы будем пользоваться, это Бо­городичны. Естественно, Минея месячная состоит из 12 книг по числу месяцев в году.

Минея праздничная не является необходимой книгой для совершения богослужения. Это удобный богослужебный сборник, некая выборка из Минеи месячной в масштабе всего года. Из Минеи месячной выбраны праздники: двунадесятые – Господские и Богородичные, некоторых, наиболее чтимых икон Божией Матери, великих святых. Минеей праздничной обычно пользуются чтецы.

Минея общая – Основное содержание Минеи об­щей – это изменяемые молитвословия, которые Церковь назначила святым того или иного лика. Тексты состав­лены так, что прославляют подвиг святого в его общих чертах, а в большинстве песнопений оставлены пробелы: имярек – вставляется имя того святого, которому мы служим.

Триодь – в переводе на церковнославянский означает «трипеснец». Она называется так потому, что в системе Триоди есть особые, неполные каноны, состоящие из трех песней. Правда, там есть и двупеснцы и четверопеснцы, но самый частый случай – это трипеснец. По названию этого характерного песнопения называется вся богослужебная книга. Триодей существует две: Триодь Постная и Триодь Цветная.





Дата публикования: 2015-01-26; Прочитано: 680 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...