Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
Конспект:
Этапы:
1.Раннегреческая фил-я (V-VIвв.до н.э.), натурфилос.этап
Жизнь чел-ка, судьба зависит от космоса, многообразие школ
1) Милетская шк.
(Фалес, Анаксимандр, Анаксимен)
Поиск первопричинного сущего (бытие), зримое (перед нами) – незримое (Бог)
Что есть всё?
2) Гераклит из Эфеса
Logos – тайна бытия
Жизнь одних есть смерть других, жизнь есть смерть. Движ. вверх = движ. вниз.
3) Элейская шк. (Зенон, Парменид)
Концепция бытия. «Бытие существует, небытие не существует»
Сущее существует, остальное = небытие. Сама мысль = бытие. Всякая мысль о сущем = бытие. Движ. по истинному пути = путь круглой истины = рассуждения о сущем.
Апории Зенона Элейского =противоречия. Проблематизация действительности (объяснить t, пр-во и т.п.)
4) Пифагор и пифаг. союз
>значения мат-ке. Мат-каà самой фил-ей. Вся действительность подчиняется мат. законам.
5) Атомистическая школа (Демокрит)
2. Классический пер.
1) Софисты и Сократ
Чел-к = мера всех вещей. Все в мире относительно, зависит от чел-ка.
Чел-к = душа, тело = тюрьма. Что такое знание и истина, зачем нужны?
«Апология Сократа»
2) Платон
Представитель абсол. фил-ии, абс. Истины. С него – систематизация фил-ии
3) Аристотель
1я классич. Фил-ия
3. Эллинистический и римский пер. (греч.-римск.)
Смена эпох. Грек: из гражданина à в подданного. Эпоха неформальной фил-ии.
1) школа Эрикура и эпикурейцев
Вопрос о смысле жизни и достиж. счастья
Какие страхи одолевают чел-ка?
Фил-я гармонии жизни,духа, к кот. Стремится чел-к.
2 ) киническая фил-я (киники)
Выражали пренебрежение ко всему. Против достижений цив-ии.
3) Фил-я скептиков (Перрон)
Все нас окружающее не раскрывает перед нами истины.
4) Фил-я стоиков (Зенон)
Разработка моральных норм + высокие требования к личности
5 ) Шк. Неоплатонизма (Платон)
Понятие о едином. Бытие – превыше вего.
Сущность ант. философствования: мудрость + опыт жизни
Осн. фил. аргумент: судьба, собств. жизнь
Греки – у истоков разработки фил-ии
Основные темы и черты ант. фил – ии:
1. Жизнь – смерть
В событии смерти – раскрытие личности
Земное приготовление к смерти
«Серьезное философствование – искусство умирать» Платон
2. Тема блага и достоинства чел. жизни
Само мироздание для греков = основа для раскрытия судьбы чел – ка
3. понимание мысли как деяния конкретного чел-ка
связь с индивидуальным умом
4. диалогичность мысли (беседа)
открытость фил-ии, человечность
Греч. Мысль = вопрошание, вопрос (Что есть ВСЁ? Что есть начало всех вещей?)
Говорить- с пом. ума. Чувства – на 2ой план.
Возникновение понятия «фюзис»-«сущее» (природа вещей), отсюда осн. тенденция ант. фил-ии- онтологическая
Сущее
1) зримое сущее (все порожденное, вторичное)
2) сущее «не возникшее» (Бог)
«Сущее» для греков = жизнь
Рациональное объяснение вещей.
Logos – «превзойдение» обыденного в нашем сознании
Греч. фил-ия обнаруживает «цель философствования»
«Цель фил-ии у греков состоит в созерцании, т.е. созерцании истины» Аристотель
Искать истину, знание ради самого знания!
9. Милетская школа фил-ии – Фалес, Анаксимандр, Анаксимен
Уч + Дуров + Рассел + энциклопедии
Именно у др.греков фил-ия àв самостоятельное культурное образование, существующее наряду с иск-ом, религией и т.п., а не как их составляющая.
1 из древнейших фил. школ – Милетская (VII-Vвв до н.э.). Мыслители из г. Милета (Др.Гр.) – Фалес, Анаксимен, Анаксимандр.
ИЗ ЧЕГО ВСЁ? ЧТО ЕСТЬ ВСЁ? – гл. вопросы
Основу мира они видят в определенном материальном принципе. В основе всего – субстанция.
Считали, что все можно объяснить, но для этого надо найти единый для всего источник. Поиск «первопричинного» сущего (бытие).
Фалес Милетский (VII-VI вв. до н.э.).
Фалес - вода, нет воды–нет жизни. Начало всего – во влаге. Вода–субстанция, из которой все проистекает,и все в нее возвращается. Этот круговорот подчиняется Логосу(закону). Богам в системе Фалеса не было места. Фалес предложил использовать понятие воды в философском смысле(абстрактном). Даже Земля, по его мнению, плавает на воде, подобно куску дерева.
Гегель: «Фалесово положение, что вода есть абсолют, или, как говорили древние, первоначало, представляет собою начало философии, так как в нем достигается сознание, что единое есть сущность, истинное, что лишь оно есть само по себе сущее. Здесь наступает отделение от содержания нашего чувственного восприятия; человек отходит от этого непосредственно сущего. Мы должны стараться забыть о том, что мы привыкли к богатому, конкретному миру мысли...»
В то же время вещественное первоначало «воды» и вся происшедшая из него природа не мертвы, не лишены одушевлённости. Во Вселенной всё полно богов, всё одушевлено, всё имеет душу.
Фалес- уникальная личность,купец, много путешествовал (знаком с математикой, и принципами астрономических наблюдений, построил первый каменный водопровод, построил первую обсерваторию; солнечные часы для публичного пользования), политический деятель. Предсказал солнечное затмение в Греции 585 г до н.э. + теорема Фалеса(равенство углов при основании в рав-нобедренном треугольнике).
Анаксимандр. Преемник Фалеса (около 610–540 до н.э.)
Анаксимандр – некоторое беспредельное, вечное начало, «апейрон»- беспредельное.
Признал единым и постоянным источником рождения всех вещей уже не «воду», и вообще не какое-либо отдельное вещество, а первичную субстанцию, первовещество, из которого обособляются противоположности тёплого и холодного, дающие начало всем веществам. Это первоначало, отличное от остальных веществ (и в этом смысле неопределённое), не имеет границ и потому есть «беспредельное»
Анаксимандр основывал доказательство своего положения; согласно которому первосубстанция не может быть ни водой, ни каким-либо другим известным элементом, на следующем доводе: если бы один из элементов был основным, то он поглотил бы все остальные элементы. Аристотель нам сообщает, что Анаксимандр рассматривал эти известные ему элементы как стихии, находящиеся друг к другу в отношении противоположности. "Воздух холоден, вода влажна, огонь горяч". А потому, "если бы один из них (из этих элементов) был бесконечным, то остальные давно уже погибли бы". Следовательно, первичная субстанция должна быть нейтральной в этой космической борьбе.
Анаксимен (ок. 585–525 до н.э.;2 пол. VIв. до н.э.), после Анаксимандра
Анаксимен- воздух
Приняв в качестве первовещества «воздух», Анаксимен ввёл новую и важную идею о процессе разрежения и сгущения, посредством которого из воздуха образуются все вещества: вода, земля, камни, огонь. «Воздух» для Анаксимена — дыхание, обнимающее весь мир, подобно тому как наша душа, будучи дыханием, держит нас.
"Подобно тому, - говорит он, - как душа наша, будучи воздухом, сдерживает нас, так дыхание и воздух объемлют весь мир".
Дата публикования: 2015-01-26; Прочитано: 269 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!