Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Украинский ренессанс



Украинский Ренессанс в целом и оживление философско-гуманистической мысли приходится на литовско-польскую эпоху в истории Украины В Украине Возрождения пришло с севера Европы, где проходило в форме Р Реформации, распространилось сначала на Речь Посполитую, а оттуда - на Украину. С XV в благородная и мещанская молодежь все больше учится в немецких и итальянских университетах, усваивая в них элементы гуманизма и Ренессанса В этот исторический период возрастает интерес к социально-политической и гуманистической тематики, вызванный установлением в 30-е годы XVI в Киевского удельного княжества. Вместе с тем не угасает интерес к античной философии, появляются переводы Платона, Аристотеля, Демокрита, Эпикуркура.

Все эти ренессансные явления в культуре Украины конца XV??- начала XVI вв имели наднациональный характер, ведь носители духовной культуры опирались прежде всего на общие идеи, возрождали античную культуру, в использовали латинский язык.

Одним из первых белорусско-украинских мыслителей эпохи Возрождения был Франциск Скорина (около 1490-1551) В Библии, считал он, схвачена вся Соломонова и Аристотелева божественная и жизненная мудрость На первом месте у него находится теология как высшая мудрость Она охватывает такие тайны, которые превышает возможности разума человека Например, вопрос сотворения мира из ничего Священное писание, по мнению Ф Скорины, выполняет научно-образовательную функцию, включает в себя грамматику, логику, риторику, музыку, геометр ию, арифметику, астрономию Скорина говорил не об универсальности Библии вообще, а только о наличии в ней \"богооткровенних знаний\", чего нет в других книгах. Отсюда он выводитдси він виводить двойственную сущность Библии - божественную и человеческую.

Ф Скорина был не только основателем книго-печати на славянском языке, но и значительным мыслителем своего времени В его философских взглядах элементы нового рационального мышления сочетались с религийно-схоластическим мировоззрением, пафос исследования природы - с уважением Святого писания Ф Скорина утверждал, хотя и не всегда последовательно, принципы равенства людей перед законом, мечтал об общей эконом ичную равенство, не отрицая основ феодального строя Пропагандируя ученость и просвещение, он с гуманистических позиций возлагал большие надежды на конечную победу любви к человеку над зло злом.

Во II половине XVI в восторг Речью Посполитой украинских земель привело к усилению социального, национального и религиозного угнетения В Украине и в Белоруссии в XVI и XVII вв возникают и приобретаю ют все большее общественного, идейного и культурного значения своеобразные организации православного населения городов – братства.

Философские идеи в произведениях деятелей братств были вплетены в широкий общественно-политический контекст, который отражал реальную народно-освободительную борьбу украинского и белорусов. Критика уний, экспансионистская их действий Ватикана, польско-шляхетских кругов по Украине и Белоруссии в произведениях братьев сочеталась с идеями общеславянского и особенно восточнославянского единства Критикуя П Жалоба и других прих ильник польско-шляхетского экспансии, братья использовали произведения прогрессивных польских мыслителей-фило-софив, ученых и писателей: Яна Кохановского, М Рея, Ш Шимоновича, М Стрыйковского

Итак, в конце XVI - первой половине XVII в в Украине в основном сложились необходимые социально-экономические условия и культурно-идеологические предпосылки для развития элементов общественно-политической мысли и утверждения сравнению прогрессивных идей Такими предпосылками были: подъем антифеодального народно-освободительного движения (крестьянско-казацкие восстания конца XVI - начала XVII вв), рост идеологически й борьбы против унии и католицизма (возрождение и расцвет полемической литературы), возрастание роли городов в экономической и культурной жизни общества (возникновение братства) и значительное культурного подъема я - внедрения массового книгопечатания, организация школ и т и. ін.

Что касается украинских философов эпохи Возрождения, то одни из них занимали объективную позицию, пытаясь преподавать студентам учения всех известных им античных и новых философов, изредка предоставляя комус сь предпочтение Однако такие ученые нередко отходили от традиционных схоластических воззрений, хотя и не решались выступать против них откровенноо.

Другие же мыслители не соглашались с утверждением Аристотеля и прямо провозглашали однородность земной и небесной материй (об этом еще в середине XVII в говорил, например, и Гизель, а в начале XVIII в - Ф Прокоповичвич).

Идея однородности материи земных и небесных тел противоречила не только утверждению Аристотеля, но всему средневековому теологическому мировоззрению с его идеализацией божественного, небесного и униженного нням человеческого, земного Именно поэтому эта идея имела яркую антисхоластической направленность и была важным достоянием украинской философской мыслии.

Появление в Украине значительного количества высокообразованных людей, формирования книгодрукарськои базы составили предпосылки к совершению следующего задания украинского Ренессанса - внедрение образования, науки и культуры в широкие слои простого человечества. Итак, в общественно-политической и философской мысли Украины четко обозначились два направления Идейная их поляризация особенно проявилась во взглядах на человека и его назначения в земном бытии, способах решения проблемы соотношения принципов действия и созерцания

Одно из этих направлений, представлен И Вишенским, И Княгиницким, И Почаевским и другими, глубокая отечественную традицию, которая своими корнями достигала культуры Киевской Руси, тесно связанной с греко о-византийским миром Развивая главным образом идеи византийского неоплатонизма, представители этого направления считали человека духовно и физически немощной, греховной, поэтому они абсолютизировали духовный п очаток в человеке, а ее назначение в земном бытии видели в постоянном самосовершенствовании духа с целью посмертного слияния с Богом Чтобы самосовершен-сконалитися, по их мнению, надо пройти несколько ступеней самоочищення, которое с необходимостью предполагает абсолютное отречение материального мира, телесных чувств Высшее благо человека - познание абсолютной истины (Бога) достигается на пути \"чистого\" спогляд Ання Отсюда - отказ от активной общественной жизни, восхваления скитницького монашествоицького чернецтва.

Другое направление украинской общественно-политической мысли представляли главным образом деятели и идеологи \"братского движения\" - Ю Рогатинець, К Т Ставровецкий, С Зизаний Они исходили уже из нового, ренесансног го, понимание человека, его назначение в земном бытии Человек мыслилась ими как физически и духовно совершенное существо, способен наслаждаться красотой земли и всем сущим на ней, радостями телесных чувств, я к такая, что не нуждается \"спасения\" от Бога, а способна на самоспасением Человеческая личность совершенствуется не путем аскетического самоочищения и отчужденности от мира, а лишь через общественную дияльнис во Конечной целью земного бытия человека, его высшим благом, по их мнению, является \"народная польза\", общее благо, которое можно постичь только благодаря активной деятельности в пользу обществвній діяльності на користь суспільства.

украинский религиозный полемист, первый ректор Острожской школы Герасим Смотрицкий в своем труде \"Отмычка царства небесного\" (1587) дал характеристику круговорота событий в мире: \"поскольку почти все р вещи, созданные от начала мира по распоряжению их создателя, должны возникать один за другим и изменяться и исчезать Но сущность их или натура не погибает Так и род человеческий одни побывали долго или коротко на свете, возвращаются к своей общей материи, а другие замещают их места; так выполняется в целом воля Божья и выполняться будет до конца мира А верные и добропорядочные только со смертью перетворят ься из временных в вечных, а другие будто совсем и не умирают, потому написал мудрый: тот, кто родил чудо, не умирает, если себе подобного церкви своей наследником оставляет.

Итак, можно с уверенностью сделать вывод, что в XVI в, если еще не в XV, в Украине произошло зарождение профессиональной философии Однако, по мнению исследователя истории философии в Украине Д Чижевского, \"с самостоятельной философской творчества этот период не предоставил Но само усвоение сколько-нибудь основ философской науки, традиций философского образования, философского мышления самого по себе большая ценность \"[ 39нність" [39].





Дата публикования: 2015-01-26; Прочитано: 706 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...