Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Вопрос 14.Личность: сущность и структура. Личность как субъект и объект социального развития



В повседневном и научном языке очень часто встречаются термины: «человек», «индивид», «индивидуальность», «личность». Чаще ВСЕГО эти слова употребляются КАК синонимы, НО если подходить Строго к. определению ничто не забыто понятий, то можно обнаружить существенные смысловые оттенки. Человек - понятие самое общее, родовое. Индивид понимается как отдельный, конкретный человек, как единичный представитель человеческого рода и его«первокирпичик» (от лат. индивидуально неделимый, конечный). Индивидуальность Нет Можно определить КАК совокупность Черт, отличающих одного индивида от другого, причем различия проводятся на самых разных уровнях - биохимическом, нейрофизиологическом, психологическом, социальном и др. Понятие личность вводится ДЛЯ выделения, подчеркивания неприродной («надприродной», социальной) сущности человека и индивида, т.е.. Акцент делается На социальном начале В социологии личность определяется КАК: 1) системное качество индивида,определяемое ЕГО включенностью в общественные Отношения И проявляющееся в совместной деятельности И общении; 2) субъект социальных Отношений И сознательной деятельности. В момент рождения ребенок еще не является личностью. Он всего лишь индивид. Индивидом называется человек как представитель вида, ПРОДУКТ филогенетического И онтогенетического Развития. Чтобы сделаться личностью, человек должен пройти определенный путь развития. Непременным условием этого Развития являются: 1) биологические, генетические заданные предпосылки; 2) наличие социальной среды, мира человеческой культуры, с которым Ребенок взаимодействует. Ребенок, не взаимодействующий с социальной средой, ЕЩЕ НЕ Человек в собственном смысле слова. Каждая личность обладает совокупностью внутренних качеств, свойств, которые составляют ЕЕ структуру. Подойти к задаче характеристики личности можно двояким способом: - с точки зрения ее структуры; - с точки зрения ее взаимодействия с окружающими, общения с другими людьми Много. 1. СТРУКТУРА ЛИЧНОСТИ. Иерархическая структура личности (по К.К. Платонову): Краткое Название подструктуры К данной структуре относятся Соотношение биологического И социального Подструктура направленности Убеждения, мировоззрения, личностные смыслы, интересы Социальный уровень (биологического почти нет)Подструктура опыта Умения, знания, навыки, привычки Социально-биологический уровень (значительно больше социального, чем биологического) Подструктура форм отражения Особенности познавательных процессов (мышления, памяти, восприятия, ощущения, внимания); особенности эмоциональных процессов (эмоции, чувства) Биосоциальный уровень (биологического больше, чем социального) Подструктура биологических, конституциональных свойств Скорость протекания нервных процессов, баланс процессов возбуждения и торможения и т.п.; половые, возрастные свойства Биологический уровень (социальное практически отсутствует) В данной схеме особенности личности сгруппированы в иерархически расположенные подструктуры по Степени влияния На ИХ формирование биологических (генетических) и социальных (приобретенных в культуре) качеств. Многомерная, сложноорганизованная природа человека, широта И многообразие ЕГО социальных связей И Отношений определяют множество теоретических подходов И позиций в понимании этого феномена, множество различных моделей, образов Человека в современной социологии. Личность как субъект и объект общественного Развития Предлагаемая Теория личности выстраивает развитие Человека в ЕГО взаимодействии с культурой общества. Она решает вопросы конкретно-исторического развития человека, становления индивидуальности, свободы личности и ее отчуждения, ответственности за выбор поведения и отношения к природе. Субъектом, т.е. активным деятельным индивидом в обществе является конкретное лицо - личность, и общество не существует вне конкретных лиц, индивидов, т.е. личностей. Общество может быть представлено как социокультурный процесс объективации деятельности субъекта в создаваемых им материальных и духовных ценностях и субъективации их конкретным индивидом и в конкретной форме. Они становятся общественным «телом» человека, организация и функционирование элементов которого и называется обществом. Общественный процесс является двуединым, поскольку создание ценностей субъектом не является самоцелью, а только способом самоосуществления человека через них в конкретном субъективном развитии. Оставаясь активным субъектом в выборе ценностей, личность выступает и объектом воздействия на него созданных ценностей, «продуктом» общественного развития. Оставаясь субъектом собственной идентификации, она совершает свободный выбор, хотя конкретно-исторические степени этой свободы весьма различны. Поскольку человек - это биосоциальное существо, то социально-значимые качества личности, образующие ее социальный характер, развиваются в зависимости и от ее природных способностей, темперамента и здоровья личности. Это обусловливает возможности социальной реализации личности, выбор профессии, развитие ее духовности, даже склонности к добру или злу. Так, физическая неполноценность и невозможность добиться любви обычным способом может приводить к насильственным методам. Вспомним, например, фильм об этом американского режиссера Милоша Формана «Окно спальни». Социальный характер личности формируется также с учетом архетипов коллективного бессознательного, которые формируют менталитет личности каждой культуры, вот почему так трудно объяснить своеобразие личности с учетом только «дневного сознания», т.е. идеологии. Ментальные глубины личности, названные Юнгом архетипами коллективного бессознательного, он определил как «бессознательные образы самих инстинктов». Однако как самые прекрасные, так и самые уродливые черты личности не вытекают непосредственным образом из биологически организованной человеческой природы. Они возникают как общественно обусловленные, в зависимости от того, какое общество человек создает и какое соответственно его формирует. Поскольку самый главный результат усилий того, что называется историей - это личность, поэтому понять, как она образуется со своими страстями, потребностями, интересами со своими степенями свободы и подчинения, личной ответственности или растворенности в массе и составляет задачу социальной философии. Почему так несхожи люди, например, Средневековья и Нового времени, откуда у человека Нового времени развилась такая неуемная потребность в труде, какой не знал человек Средневековья. Каким образом она изменила характер человека и его образ жизни, что повлекло существенные изменения самого общества, определив его новый исторический тип. Каким образом возникший новый тип общества меняет вновь облик и характер личности. Из предыдущей главы известно, что человек синергийно возникает как религиозный, когнитивный, нравственный, эстетический, материально-экономический, а затем с образованием государства и как политико-правовой индивид. Но все эти родовые качества проявляются в человеке по-разному в зависимости от того типа общества, которое ему удалось создать в деятельности сформировавшихся общественных институтов. Возникающая в результате человеческих усилий общественная система, называемая культурой или цивилизацией определяет и тип личности, который складывается внутри системы.

Вопрос 15. Социология воспитания. Система социализации личности.
Проблема воспитания - одна из вечных социальных проблем, окончательное разрешение которой в принципе невозможно. Но в современных условиях проблема засверкала новыми гранями в связи с определяющими основной вектор социальной политики, процессами демократизации общественной жизни в Украине. Осмысление проблем воспитания перестает укладываться в русло лишь педагогики, психологии и философии. Воспитание как социальное явление все чаще становится специальным объектом исследования социологической науки, связывающей повышение интереса к вопросам воспитания с происходящими в Украине социально-экономическими и политическими преобразованиями. Социологические интересы к воспитанию проявляются только там и тогда, где и когда начинается демократизация социальных институтов. Сворачивание демократических преобразований синхронно приводит к угасанию социологического интереса. Это социально-историческая закономерность: научные исследования общества и человека возможны только в. демократическом обществе, где уважаются разум и воля других, где социально правомочны здравый смысл, общественное мнение и массовое поведение.
Система социализации личности.
1. Выявление структуры воспитания, его основных направлений и тенденций развития необходимо для создаваемой всей социологией картины социальной эволюции в целом, так как воспитание личности выступает одним из фундаментальных механизмов воспроизводства общественной жизни. В современной России наиболее животрепещущей задачей является определение путей выхода из социального кризиса и кризиса системы воспитания. Однако задача эта решается не изолированно, а лишь в контексте развития всего человечества, с привлечением и использованием всей суммы накопленных знаний. Следует остановиться на самом термине «воспитание».. Распространенной является позиция, когда наиболее общим понятием выступает «социализация», включающая воздействие среды, собственно воспитание (целенаправленную деятельность педагога или иного субъекта воспитания) И самовоспитание Основными субъектами воспитания являются Общество - через окружающую личность среду; личность (сам объект воспитания выступает одновременно и как его субъект - субъект самовоспитания); а также педагог, к деятельности которого зачастую сводят все воспитание. При таком подходе функция педагога предстает как деятельность по координации процесса социализации и самовоспитания, по совершенствованию взаимодействия двух основных социальных субъектов, под воздействием которых формируется личность -. Общества И индивида Анализ соотношения процессов социализации И самовоспитания ВНУТРИ целостной Системы воспитания является центральным в социологии воспитания. Условно здесь выделяются две позиции: индивидоцентристская - личность выступает как высшая ценность и самоцель общественного развития; социоцентристская - личность существует и имеет значение прежде всего как элемент, частичка общества, значимость которой - в степени ее вклада в общество. Соответственно можно говорить об основных видах воспитания: в одном акцент делается на индивидуальные, в другом - на общественно значимые цели и ценности. 2. Наиболее традиционным в социологии воспитания является изучение социализации. В самом общем виде под социализацией понимается процесс передачи человеку социальной информации, опыта, культуры, накопленных в обществе. Понятие «социализация» используется в социологии воспитания шире, чем какое-либо другое. По мере его разработки оформились два основные подхода к интерпретации социализации как явления. Внутри процесса социализации предложено учитывать два вектора развития, каждый из которых может стать объектом преимущественного внимания в той или иной концепции: направление информации от общества, активность общества и трансформация общества в связи с включением в социальное целое новой «единицы», а также круг проблем, связанный со «встраиванием» обществом предложенной информации, включением норм существования общества в структуру мировоззрения личности.

Своеобразные подходы к. роли общества И личности ведут к. формированию расходящихся концепций социализации Социализация - процесс внутренне противоречивый уже в силу того, что объективно отражает противоречивость жизни общества. Но, признавая это, необходимо выявить приемлемый уровень противоречивости, который позволяет говорить о гуманной социализации. Оптимизация воспитания предполагает развитие в качестве субъекта социализации гражданского общества, в котором формируется механизм саморегуляции общения. Именно поэтому у гражданского общества складываются непростые отношения с системой внешнего регулирования, с системой власти, с политическими структурами. В то же время сам субъект социализации в силу своей дифференцированности внутренне противоречив.




Дата публикования: 2015-01-26; Прочитано: 929 | Нарушение авторского права страницы



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...