Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Sf 48. Дифференциация и интеграция в науке. Методологическое



единство и многообразие современной науки.}

Специфика научного знания заключается в том, что оно в конечном итоге представляет собой совокупность некоторых познавательных процедур и способов организации полученного знания, которые, несомненно, носят интегрирующий характер.Эта интеграция, реализ в науке, проявляется в том, что бесконечное многообразие реальных явлений, существующих в действительности, индивидуальных и неповторимых, вполне успешно описывается довольно жестким и конечным языком науки. Сведение сложного к простому соответствует сущности научного знания:

--- даже самое простейшее и элементарное образование науки - научный факт --- представляет собой целый класс явлений, объединенных на основе некоторого уровня абстракции;

--- в эмпирической закономерности мы видим еще большее обощение действительности. В ней в единое целое увязываются целые системы фактов;

--- в теориях мы видим систематизацию огромного многообразия закономерностей. Здесь они получают единое истолкование на основе небольшого числа исходных принципов.

Во всех формах организации научного знания осуществляется обобщенное описание действительности, на основе которого более глубоко раскрывается сущность явления и тем самым осуществляется поэтапная редукция в направление от наименее обобщенных ко все более обобщенным формам описания действительности.

Несмотря на то, что в научном познании происходит постоянное движение ко все большей обобщенности, вместе с тем мы имеем огромное многообразие различных областей наук и ни в одной области науки это движение не привело к исчезновению и устранению многообразия научных теорий и их редукции к единой теоретической схеме. Сегодня наука представляет собой колоссальное многообразие различных методов познания и значительного количества методологических исследовательских программ, например, различные подходы применяются к исследованию одного и того же явления, в одних случаях рассматриваются одни аспекты, в других --- другие. При этом может быть, что рассматриваются одни аспекты, но характеризуются разными величинами или используются разные методы.

Таким образом, дифференциация науки происходит на основе возникновения новых теорий, что связано с более глубоким проникновением в сущность исследуемого объекта. ТО, что ранее было одной наукой, с течением времени распочковывается на теории, которые развиваются до отдельной науки. Пример математики и физики, где одни специалисты уже вообще не ориентируются в области, где работают другие. Кроме разделения в результате конкретизации классических наук, есть и разделение в методе изучения, в аспекте изучения. Кроме того, по мере развития общ возникают новый явления, в первую очередь в общ жизни, что приводит к появлению еще большего числа наук, истоки которых уже не приходится искать в прошлом. Примером может служить различная соционика, теория систем. Далее, новые науки возникают на стыке традиционных, например, биофизика, биохимия, структурный анализ, математическая лингвистика. Взаимопроникновение наук приводит к их дифференциации, при этом реализуется новый взгляд на явление или предмет изучения, что позволяет более эффективно использовать данные науки.

Интеграция в науке связана прежде всего с унификацией разнообразных методов научного исследования. Разработка методологии науки привела к единому научному стандарту, конечно, эти методы есть уровень абстракции и в каждой конкретной области они имеют собственную объектификацию. Кроме того, есть общенаучные методы типа применения математических методов исследования объектов во всех науках без исключения, интеграция идет и в плане объединения теория и видения их внутренней взаимосвязи на основе открытия основополагающих принципов бытия, это не означает отмены этих наук, а это лишь более глубокий уровень проникновения в сущность исследуемых явлений ---создание общих теорий, метатеорий и общих методов доказательства. Происходит объединение наук на принципе нового уровня абстракции, примером чему может опять служить теория систем.

\newpage {\sf 49. Сциентизм и антисциентизм в философии и культуре.}

Сциентизм --- концепция, закл в абсолютизации роли науки в системе культуры, в идейной жизни общ. Он начал складываться в фил конца 19—начало 20 вв, когда развитием науки поставлен вопрос о роли и месте науки в системе культуры. В этих условиях возн сци и антисци. Особая острота возникла в споре во время НТР, в связи с вопросом о достижениях и последствиях науки. ОТриц черты сц --- не учитывает сложную системную организацию общ жизни, в которой наука занимает важное, но не доминирующее место. Сц --- позитивизм, Бэкон и эмпиризм, франц материалисты.

В качестве образца науки сц обычно рассматривает естественные и так называемые точные науки. Будучи не строго оформленной системой взглядов, а скорее идейной ориентацией, сц проявляется по-разному, с разной степенью и силой --- от внешнего подражание точным наукам, выражающегося в искусственном применении математической символики или нарочитом придании анализу философско-воззренческих или социально-гуманитарных проблем формы, характерной для точных наук (аксиоматическое построение, система дефиниций, логическая формализация), до абсолютизации естественных наук как единственного знания и отрицание философско-мировоззренческой проблематики как лишенной познавательного смысла и значения (неопозитивизм). Сц в фил находит выражение в недооценке ее своеобразия по сравнению с др науками, отрицание фил как особой формы общ сознания, имеющим свою специфику по сравнению с другими спец научными знаниями. Сц в социологии связан с отрицанием особенностей объекта соц анализа по сравнению с объектами, исслед в ест науках, с игнорированием необходимости учета ценностных моментов, с эмпиризмом и описательностью, враждебным отношением ко всяким построениям, имеющим выход в соц-фил проблематику, с абсолютизацией значения количественных методов в соц исследованиях.

Противостоит ему антисц. Настаивает на ограниченности возможностей науки в решении коренных проблем человеческого существования, в крайних проявлениях оценивая науку как враждебную чел существованию. Фил рассматривается как нечто принципиально отличное от науки, носящее чисто утилитарный характер и неспособной подняться до понимания подлинных проблем мира и человека. Соц-гуманитарное знание антсц трактует исключительно как форму фенностоного сознания, к которой неприменим принцип объективности научного исследования. Крайние формы: Ницше, Хайдеггер, Бердяев --- стремление рассматривать действительность с позиции чел, трагически борющегося с ост миром, куда входит и наука, в соответствии с этим самым высоким типом отношения к действительности признается религ и нравственное.Экзист.

Отстаивая принципы научного подхода к всякой мировоззренческой, фил и соц-гуманитарной проблематике, марксизм тяготел к сц, но в то же время отрицает плоский сц с его игнорированием сложных вопросов о месте и функции науки в системе культуры, об отношении разных форм общ сознания.

\пемраде





Дата публикования: 2015-01-26; Прочитано: 269 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...