Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
Теологическая теория
Теологическая. Представитель - Ф. Аквинский. Широкое распространение получила при феодализме. Однако и в настоящее время эта концепция представляет официальную доктрину Ватикана.
Согласно данным воззрениям, государство является результатом проявления божественной воли, практическим воплоще нием власти бога на земле. По мнению богословов, любая светская власть производна от власти церкви, власти религиозных организаций. А народ, должен беспрекословно повиноваться всем велениям государственной води. как продолжению воли божественной.
Патриархальная теория.
(Pater-отец, аrсh-управлять)
Основателем по праву можно считать Аристотеля(384-322 гг. до н.э.).Согласно учению Аристотеля Г.являясь продуктом естественного развития, возникает в результате появления и разрастания семьи. В основе образования государств лежит естественное стремление людей к взаимному общению.
Последнее приводит к тому, что из нескольких семей складывается селение или род, а из всех селений или родов образуется Г.
Г. по Аристотелю является высшей формой общения, обнимающей собой все другие образования и формы общения. Оно появляется лишь тогда, когда образуется общение между семьями и родами ради благой жизни.
Договорная теория.
Авторы: Ж.Ж.Руссо, Дж.Лок, Радищев.
Суть: Государству предшествует естественное, неогранизованное состояние людей. Чтобы организовать общество, сделать его разумным и управляемым, необходимо заключить договор. Он заключается с избранным народом властителями. В данном договоре прописываются взаимные права, обязанности и механизм контроля. Важнейшее условие деятельности властителя(правителя)-это охрана госуд частной собственности и обеспечения безопасности граждан.
Психологическая теория.
Автор: Петражицкий, Фрейзер.
Суть: гос-во возникает как результат добровольного повиновения людей представителям власти, исходя из особенностей человеческой психики.
У человека внутри на генетическом уровне заложено умение жить в социуме и подчиняться устоям общества.
Марксистская теория.
Она же клановая.
1)Раздробление рода и возникновение домохозяйств, как первой ячейки натурального производства.
2)Растет производительность труда за счет внедрения новых орудий и эффективных с/х методик.
3)Начало неолитической революции.
4)Развивается и углубляется разделение труда. Формируются различные социальные группы.
5)Дарообмен --> в товарообмен.
6)Формируется частная собственность
7)разделение на имущих и неимущих.
Гос. необходимо имущим классам, как аппарат принуждения и контроля над не имущими.
Гос - аппарат, способный разрешить конфликт между антогонистическими классами.
Теория насилия.
Авторы: Дюринг, Кауцкий, Гумплович.
Суть: при повышении роли войн, при необходимости захвата чужих и удержания собственных территорий, появилась необходимость в государстве.
Война-продолжение политики насильственными методами.
Экономические отношения в обществе следуют за его политической составляющей.
основа развития государственности- насилие.
Каждому объединению людей присуще насилие.
Без насилия невозможно развитие в обществе.
Органическая теория.
Органическая теория приравнивала Гос-во человеческому организму и приписывала ему самостоятельные волю и сознание, отличные от воли и сознания входящих в него отдельных людей. Согласно органической теории Госво является результатом действия сил природы, создающей его наряду с обществом и отдельным человеком.
Матримониальная, расовая и игровая теории.
Расовая теория рассматривает качестве основных предпосылок возникновения и развития Гос деление общества по расовому признаку. Согласно этой теории в мире существуют высшие расы, которые призваны господствовать и низшие, которым самой природой предназначено находиться в подчинении у высших рас. Появление Гос-ва по логике сторонников этой теории, необходимо для обеспечения постоянного господства одних рас над другими. Исторически расовая теория изжила себя и была полностью дискредитирована несколько десятилетий назад.
9. Проблема сущности государства и его функций. Признаки государства.
В современной отеч.юр.лит-ре понятие гос-ва определяется через перечисление его признаков. В наборе этих признаков среди ученых практически нет серьезных разногласий. К признакам гос-ва принято относить: 1.наличие публичной политич.власти, располагающей специальным аппаратом управления и принуждения; 2.территориальную организацию населения; 3.государственный суверенитет; 4.монопольное право на принятие общеобязательных/юр-х актов; 5.наличие гос-ой казны, что связано с взиманием налогов и иных средств на содержание гос-го аппарата и иные нужды гос-ва. Названные признаки составляют политико-юр-ую хар-ку гос-ва.
Под сущностью любого явления в фил-и понимается сосовкупность наиболее важных, устойчивых, глубинных связей, отношений и внутренних закономерностей, присущих данному явлению и определяющих его главные черты и тенденции развития. Сложились 2 основных подхода к трактовке сущности любого гос-ва. Первый – классовый, - состоит в том, что сущность гос-ва определяется как выражение интересов и воли экономически господствующего класса и навязывание воли этого класса всему обществу. Данный подход присущ марксистскому пониманию гос-ва. Его сущность составляют господство экономической элиты и организационное насилие в отношении др.классов общества. Второй подход исходит из общесоциальной сущности гос-ва, т.е. его способности объединять все общество, разрешать возникающие противоречия и конфликты, выступать средством достижения соци-го согласия и компромисса. Данный подход основывается на общечеловеческой, общесоциальной природе гос-ва, которое должно управлять обществом в интересах всех и каждого чел-ка, ориентирует на демократические методы управления обществом, подчеркивает ценность для общества гос-ной организации, т.к. чел-во еще не изобрело более совершенной и рациональной организации жизнедеятельности людей.
Любое гос-во обладает двойственной сущностью: в нем присутствуют и черты классовости, т.е. стремления правящих групп и слоев выражать волю тех соц.сил, интересы к-рых они представляют, и черты общесоциальности, приверженности общечеловеческим идеалам. Ведущую роль играют нац.традиции, особенности истор.прогресса, религиозная, культурная специфика, географическое расположение страны и др. У демократически устроенного гос-ва будут преобладать черты общесоциальности.
Функции Гос-ва:
Внутренние - Охранительная функция, Экологическая функция, Функция социальных услуг, обеспечения и защиты граждан, Культурно - воспитательная функция, Природоохранительная функция.
Внешние - Функция защиты из вне, Функция сотрудничества с другими странами, Борьба с международной преступностью, Участие в международной охране окружающей Среды
10. Правовое государство: понятие и признаки
Правово́е госуда́рство — способ организации общества, при котором обеспечивается господство права и реализуются[1]:
· права и свободы человека;
· равенство всех перед законом;
· принцип разделения властей;
· разрешение конфликтов через справедливый суд.
Термин произошёл от нем. Rechtsstaat; в англо-саксонской терминологии аналогом «правового государства» является англ. Rule of Law — «господство права».
По мнению известного юриста Б. М. Лазарева, для правового государства характерно[2]:
· наличие развитого гражданского общества;
· действие антимонополистических механизмов, препятствующих сосредоточению властных полномочий в каком-либо одном звене или институте;
· правовая защищённость человека от произвольных решений и действий кого бы то ни было;
· возвышение суда как главного средства обеспечения верховенства закона;
· ограничение государственной власти.
В правовом государстве обеспечивается защита прав собственности. Современная концепция правового государства предусматривает также обеспечение прав меньшинства и невозможность диктатуры большинства. Центральная идея концепции правового государства не законность, а приоритет прав и свобод человека, их реальность. В этом смысле государство связано правом. Оно должно лишь охранять правопорядок и не должно вмешиваться в дела гражданского общества.
11. Форма государства: понятие, элементы, их общая характеристика.
Форма государства — это способ организации политической власти, включающий форму правления, форму государственного устройства и политический режим (это его строение, на которое влияют как социально-экономические факторы, так и природные, климатические условия, национально-исторические и религиозные особенности, культурный уровень общества и т.п.)
Элементами формы государства выступают;
1) форма правления (характеризует порядок образования и организации высших органов государственной власти, их взаимоотношения друг с другом и населением; в зависимости от особенностей формы правления государства подразделяются на монархические и
республиканские);
2) форма государственного устройства (отражает территориальную структуру государства, соотношение между государством в целом и его составными территориальными единицами; по форме государственного устройства государства делятся на унитарные, федеративные
и конфедеративные);
3) политический (государственный) режим (представляет собой систему методов, способов и средств осуществления государственной власти; в зависимости от особенностей набора данных приемов государственного властвования различают демократический и антидемократический политические (государственные) режимы).
Дата публикования: 2015-01-26; Прочитано: 277 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!