Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Этические принципы профессионального поведения журналистов, освещающих акты терроризма и контртеррористические операции



Настоящие Принципы исходят из недвусмысленного осуждения мировым сообществом всех актов, методов и практики терроризма как преступных и неоправданных, независимо от их мотивировки, во всех их формах и проявлениях, где бы и кем бы они ни совершались. При этом под террористическим актом понимается, во-первых, любое деяние, направленное на то, чтобы лишить жизни любого человека, не принимающего активного участия в военных действиях в ситуации вооруженного конфликта, или причинить ему тяжкое телесное повреждение, когда цель такого деяния в силу его характера или контекста заключается в том, чтобы запугать население или заставить правительство или международную организацию совершить какое-либо действие или воздержаться от его совершения, а во-вторых, любое деяние, представляющее собой преступление согласно сфере применения любого из международных договоров, перечисленных в Приложении к Международной Конвенции о борьбе с финансированием терроризма от 9 декабря 1999.
Настоящие Принципы являются ответом на Резолюцию конференции ЮНЕСКО «Терроризм и средства массовой информации» (Манила, 1 - 2 мая 2002 г.), в которой содержится призыв к журналистским и медийным ассоциациям принять меры по расширению способностей СМИ профессионально сообщать о терроризме и способствовать толерантности, в том числе через обеспечение возможностей для обсуждения этических проблем, касающихся освещения терроризма в СМИ.

При сборе информации журналист должен прежде всего думать о жизни заложников и потенциальных жертв. Вот почему он обязан:

- не предпринимать никаких действий, которые реально и непосредственно могут подвергнуть жизнь заложников и потенциальных жертв еще большему риску;
- избегать прямых контактов с террористами, если это может подвергнуть еще большей опасности жизнь заложников и потенциальных жертв, а также создать угрозу жизни самого журналиста;
- проявлять особую чуткость к очевидцам событий как к источникам информации, в особенности, в отношении детей, женщин, пожилых, а также беженцев;
- избегать идентификации родственников и друзей заложников и потенциальных жертв без их согласия;
- помнить, что спасение раненых и пострадавших, а также освобождение заложников имеют приоритет перед правом информирования общественности;
- собирать, анализировать и сопоставлять информацию из всех возможных источников, согласовывая свои действия с правоохранительными органами только в том случае, если в результате действий журналиста жизнь заложников и потенциальных жертв могут быть реально и непосредственно подвергнуты опасности;
- не брать на себя роль посредника между террористами и правоохранительными органами;
- не предлагать террористам, заложникам, беженцам, другим вовлеченным в конфликт лицам предпринимать какие-либо действия для получения удачных видео- или фотокадров;
- не брать интервью у террористов во время совершения ими террористического акта;
- незамедлительно предать гласности ставшую ему известной информацию о готовящемся террористическом акте или об иной угрозе, исходящей от террористов.

Журналист должен быть особенно аккуратен и осторожен в подаче материала о террористическом акте и контртеррористической операции. Вот почему он обязан:

- полно и точно рассказывать о террористических актах и борьбе с терроризмом, чтобы тем самым содействовать открытым, информированным общественным дебатам, которые в любом случае необходимы для достижения долгосрочных решений проблем терроризма;
- стараться не стать рупором для выражения взглядов и программы действий террористов, памятуя о том, что акты терроризма никогда не могут быть оправданы никакими мотивами;
- избегать прямой трансляции интервью с террористами, в том числе по той причине, что такая трансляция может быть использована террористами для передачи тайных сигналов своим единомышленникам, находящимся вне зоны контртеррористической операции;
- стремиться к тому, чтобы изложение журналистом требований террористов было свободно от риторики и пропаганды терроризма; в частности, желательно, чтобы эти требования были перефразированы журналистом и сопровождены соответствующими правовыми комментариями;
- пытаться сохранить баланс между правом аудитории СМИ знать правду о подробностях террористических актов и правом обвиняемых в терроризме на беспристрастный суд;
- сопровождать сообщения о террористических актах точной информацией о фактической подоплеке событий; такие факторы как раса, вероисповедание, национальность или занимаемое положение террористов и их жертв следует сообщать только в тех случаях, если они имеют существенное значение; при этом нужно учитывать, что мировое сообщество отвергает связь терроризма с какой-либо конкретной религией, расой или национальностью, тогда как нетерпимость, дискриминация, неравенство, невежество, нищета и отчуждение служат плодородной почвой для международного терроризма;
- учитывать тот факт, что в целях искоренения терроризма мировое сообщество нуждается в глобальном и всеобъемлющем видении развития, базирующегося на соблюдении прав человека, взаимном уважении, межкультурном диалоге и уменьшении нищеты на основе справедливости, равенства и солидарности;
- не допускать монтажа фото- и видеоматериалов, который может исказить представление аудитории СМИ о реальных событиях;
- воздерживаться от неподобающей сенсационности и натурализма при показе жестокости и насилия со стороны террористов, уважая нравственные и религиозные чувства представителей аудитории СМИ и, прежде всего, проявляя должное уважение к страданиям жертв терроризма и чувствам их близких, дабы не усугублять их бестактным освещением событий;
- при решении вопросов о публикации мемуаров террористов, учитывать опасность того, что подобная публикация может содействовать оправданию, героизации, романтизации или, напротив, банализации и преуменьшению опасности терроризма;
- защищать право общества быть информированным обо всех существенных для него сторонах терроризма и борьбы с ним, исходя из того, что любая стратегия борьбы с угрозой терроризма должна опираться в большей степени на уважение свободы информации и выражения мнений, чем на серьезные ограничения этих фундаментальных прав.

При работе в зоне проведения контртеррористической операции журналист должен принять необходимые меры по обеспечению собственной безопасности. Вот почему он обязан:

- поставить в известность руководителя контртеррористической операции о своем намерении освещать события, если это не несет реальную и непосредственную угрозу установления контроля над действиями и публикациями журналиста, а следовательно, срыва его миссии;
- в случае, если от руководителя контртеррористической операции поступит предложение использовать журналиста как своего агента, отказаться от этого предложения как противоречащего миссии журналиста;

- иметь при себе и по первому требованию предъявлять редакционное удостоверение или иной документ, удостоверяющий личность и полномочия журналиста в зоне проведения контртеррористической операции;
- стараться укрыться при перестрелке; не разгуливать в зоне видимости террористов, так как даже в оптический прицел снайпер может не отличить журналиста от участника контртеррористической операции, либо, напротив, выслеживать именно представителя СМИ;
- не брать в руки оружие и не надевать камуфляжную или иную униформу, используемую участниками контртеррористической операции, за исключением случая, когда действия террористов реально и непосредственно угрожают безопасности журналиста; в этом случаев журналист вправе самостоятельно решать свою судьбу и, либо попытаться остаться нейтральным наблюдателем, либо взять в руки оружие и вступить в бой;
- в случае захвата в заложники немедленно заявить о своей профессиональной принадлежности, не обещать выкуп, постараться передать в редакцию пленки и видеозаписи, сделанные в ходе работы, чтобы информация о захвате журналиста как можно быстрее дошла до редакции и правоохранительных органов.

Именно на журналисте лежит обязанность оценки последствий для читателя или телезрителя передаваемой им информации. В последнее время психологи обращают внимание специалистов и широкой общественности на явление, которое получило название «травмогенность» освещения прессой боевых действий, террористических актов и катастроф. Делая читателя и зрителя свидетелем происходящего, СМИ распространяют на него стресс, который часто становится источником психической травмы или посттравматического стрессового расстройства. Такие реакции наблюдались, например, у зрителей, регулярно смотревших информационные выпуски, рассказывавшие о теракте в Нью-Йорке, когда под обломками Всемирного торгового центра остались тысячи жертв, а также последствий урагана Катрина в Нью-Орлеане. Ссылаясь на данные исследований соответствующих материалов газет «Коммерсант», «Независимая газета», «Известия» и «Московский комсомолец», «Ньюсуик», журнал «Меди@льманах» факультета журналистики МГУ им. М.В.Ломоносова в материале Ю.Болозеровой «Террористические акты в российской и американской прессе: психологические аспект» (2004. №1) определяет факторы, усиливающие или ослабляющие травмогенность материалов СМИ.

8. Виды интолерантности (социальная, этническая, расовая, конфессиональная) и ее проявления в современной российской прессе.

Интолерантность - это неприятие другого человека, неготовность к сосуществованию с другими людьми; интолерантность проявляется через конфликтное, агрессивное поведение.

Крайняя форма экстремизм. Под экстремизмом (от фр. extremisme, от лат. extremus — крайний)

понимают идеологию, позволяющую и пропагандирующую крайние, зача-

стую насильственные меры отстаивания своих взглядов, непримиримость

и агрессию в отношение инакомыслящих. Согласно определению, данно-

му ПАСЕ в 2003 году, экстремизм — это такая форма политической дея-

тельности, которая прямо или косвенно отвергает принципы парламент-

ской демократии. В июне 2006 в Госдуму РФ было внесено предложение,

существенно расширившее перечень деяний, рассматриваемых как экстре-

мистские. С учётом поправок, к ним теперь относятся:

• деятельность общественных организаций, СМИ или физиче-

ских лиц по организации действий, направленных на насиль-

ственное изменение основ конституционного строя;

• нарушение целостности и подрыв безопасности РФ;

• захват или присвоение властных полномочий;

• создание незаконных вооружённых формирований;

• осуществление террористической деятельности либо её пуб-

личное оправдание;

• возбуждение расовой, национальной, религиозной или соци-

альной розни;

• унижение национального достоинства;

• массовые беспорядки, хулиганские действия и акты вандализ-

ма по мотивам различного рода ненависти либо вражды;

• пропаганда исключительности, превосходства либо неполно-

ценности граждан;

2• воспрепятствование законной деятельности органов государ-

ственной власти, избирательных комиссий и должностных лиц

этих органов, соединённые с насилием или угрозой его при-

менения;

• публичная клевета в отношении лица, занимающего государ-

ственную должность, соединённая с обвинением этого лица в

экстремистской деятельности;

• применение насилия либо угроза его применения в отношении

представителя власти или его близких;

• посягательство на жизнь государственного или общественного

деятеля;

• действия, направленные на нарушение прав и свобод человека

и гражданина;

• причинение вреда здоровью и имуществу граждан в связи с их

убеждениями, расовой и прочей принадлежностью;

• создание и распространение материалов, предназначенных для

публичного распространения, содержащих вышеперечислен-

ные признаки;

• пропаганда или публичное демонстрирование нацистской

атрибутики или символики;

• публичные призывы либо распространение материалов, побу-

ждающих к осуществлению экстремистской деятельности;

• финансирование экстремистской деятельности или иное содей-

ствие ее подготовке и совершению.

Нетерпимость может принимать различные формы, вплоть до физического насилия. По данным правозащитных организаций, можно достоверно утверждать о трех десятках убийств на национальной почве в 2001-2004 годах 27, представители национально-культурных организаций утверждают, что их на порядок больше. Однако если громкие случаи насилия привлекают внимание общества, то ползучая дискриминация меньшинств, представляющая не меньшую угрозу социальной стабильности, незаслуженно игнорируется и СМИ, и российским социумом. Хотя подростки четко фиксируют дискриминацию меньшинств: отвечая на вопрос, каково отношение в современной России к национальным, этническим, религиозным или языковым меньшинствам, школьники на первое место поставили национализм (18,6%), затем расизм (17,1%), дискриминацию (16,4%) 28.

Дискриминации в первую очередь подвергаются самые бесправные представители этнических меньшинств: отсутствие гражданства, регистрации, плохое знание русского языка, недостаточная квалификация и пробелы в образовании делают неконкурентоспособными представителей меньшинств во всех сферах социально-экономической жизни принимающего общества. При этом не играет значения, насколько "успешно" данное меньшинство в локальном социуме. Важен уровень толерантности к данному конкретному меньшинству: неприятие меньшинства провоцирует дискриминацию его представителей.

В известном смысле, дискриминацию можно рассматривать как частный случай этнической напряженности и этнического насилия низкой интенсивности, для которого характерна рутинность и привычное знакомство с репертуаром насилия 29. Причем, по справедливому замечанию М. Аствацатуровой, усиление межэтнической напряженности приводит к дальнейшей дискриминации меньшинства, которая проявляется не только в риторике, но и "обосновании дискриминационных принципов в нормативно-правовых актах органов власти и местного самоуправления, утверждении националистического курса государственной (региональной) национальной политики" 30.

Социальный статус представителя меньшинства - его личный статус - становится производным от статуса данного меньшинства в системе взаимоотношений "местное население - меньшинство". Парадоксальным следствием этого является многомерность ("размытость") социального статуса иноэтничного мигранта: скорее правилом, нежели исключением, являются примеры занятия им противоречивых социальных позиций. Дискриминатор ориентируется не на личные качества работника, а на статус меньшинства, определяющего стоимость труда его представителей на рынке труда.

Решающее значение на распространенность ксенофобий и сопутствующей дискриминации представителей меньшинств играет предыстория формирования данной этнической группы. Обследования, проведенные нами в 2002-2004 годах в Поволжье, свидетельствуют, что и население, и эксперты четко различают традиционные для данной местности этнические группы и мигрантские: "татары, мордва, чуваши - это свои, как и русские". Аналогичные представления и о положении евреев и немцев 31.

В некоторых публикациях, даже научных, приходится встречать утверждение, что экстремизм в нашей стране получил широкое распространение потому, что в ней живет много наций и бытует множество разных религий. Но это поверхностное и ложное суждение, могущее увести от установления подлинных причин экстремизма и тем самым косвенно способствовать ему, ослабить защиту личности и общества от экстремистского насилия.

Современная история показывает, что социальное напряжение и экстремистские проявления порождаются не только и не столько самим фактом совместного проживания людей разных национальностей и религиозной принадлежности, а тем, каков их образ жизни и уровень их материального достатка. В США с самого начала их истории было не меньше, если не больше разных наций, рас и религий. Причем многие из ее жителей не родились в Америке, а приезжали туда уже взрослыми людьми. Однако если не считать конфликты, причем весьма кровавые, между белыми и неграми, других серьезных внутринациональных конфликтов в этой стране не было. Но и расовые конфликты, как мы знаем, там сейчас в основном преодолены, причем настолько, что президентом великой страны стал человек отнюдь не с белой кожей.

Дело в том, что жители США, безотносительно национальной, религиозной и расовой принадлежности, много трудились, стремились к достатку, благополучию и социальной защищенности. И чаще всего им это удавалось, как удается и сегодня. А это означает, что они постоянно взаимодействовали друг с другом, в том числе в сфере бизнеса. Выяснение вопросов, чья нация или религия лучше не имело прямого отношения к труду и удовлетворению первоочередных потребностей человека. Все это способствовало быстрому образованию новой социальной общности – американцев.

Гражданство стало идентификацией национальности, а этничность – делом второстепенным, частным или культурно-групповым. Все, получившие гражданство в этой стране суть американцы, а не как у нас, где сначала определяют себя с этнической точки зрения: башкиры, русские, татары и т.д. и только потом в качестве россиян. Мало кто из граждан России на вопрос о своей национальной принадлежности ответит, что он россиянин. И это тревожный факт, говорящий о недостаточной общенациональной консолидации.

В России сейчас сложилась примерно такая же социальная ситуация, как в Германии после окончания Первой мировой войны, когда страна после поражения была в бедственном экономическом и социально-психологическом состоянии и для фашизма образовалась крайне благоприятная среда. Каким бы немыслимым это ни казалось старшему поколению россиян, но это факт: России, которая столько претерпела от фашизма и победила его, оказалась зараженной этой человеконенавистнической расистской заразой. Фашистские идеи получили распространение в стране, а некоторая, пусть и малая часть молодежи буквально свихнулась на этой идеологии.

Когда люди бедствуют, они очень тревожны и ищут причины своего неблагополучия, ищут виновников. Здесь самое простое – обвинить тех, кто говорит на другом языке или молится другому богу, или не так выглядит. Потому что истинных виновников им найти трудно. Прежде всего в силу низкого культурного уровня и забитости нуждой. А эти – другие – рядом, их, особенно если это меньшинство или это группы незащищенного населения, можно легко унизить, совершить над ними насилие и даже уничтожить.

Высокий уровень преступности, экстремизма, алкоголизма, наркомании и самоубийств в России – это закономерный и неизбежный результат прежде всего непомерного разрыва уровня и качества жизни сверхбогатого меньшинства (10 – 12% населения) и нищего или полунищего большинства. Многие ученые и публицисты сейчас связывают подобный разрыв исключительно с нынешним уродливым развитием капитализма в России. Но это не совсем так: в СССР основная масса населения была очень бедна по сравнению с номенклатурной (партийно-государственной) верхушкой. Нищета как социальное явление уходит корнями в глубину российской истории, когда тоже был огромный разрыв в материальном обеспечении между нищими, безграмотными и закрепощенными массами, в основном, крестьянством, и феодально-купеческой элитой. Несомненно, названный разрыв был той почвой, которая взрастила российский экстремизм еще в ХIХ в., а затем, через много поколений, он достался и нам.

В числе других, сопутствующих главному, факторов, которые стимулируют экстремизм, следует выделить небывалый ранее поток мигрантов в Россию (их аналогом в СССР были так называемые «лимитчики»). Это вполне современное явление, но нетерпимости всегда хватало. Была ненависть к другим социальным группам – дворянам, купечеству, врагам народа, капиталистам и т.д. Был и еще один «вечный» объект ненависти – еврейский народ. Иными словами, в СССР и России всегда находились те, кого следовало ненавидеть – на государственном, и обывательском уровнях. Сейчас среди российских обывателей существует стойкое мнение о повышенной криминогенности мигрантов; это совершенно не соответствует действительности, поскольку среди преступников они занимают не более 5 процентов. В западных странах их намного больше, например, в Германии ими совершается около 20 процентов всех преступлений.

Наблюдаемое сейчас обострение национальных чувств и подъем на этой волне националистических настроений во многом оказывается ответом на вызовы культурного глобализма. Изменение культурных профилей связывается в массовом сознании с потоками инокультурной информации и инокультурной эмиграции, которые воспринимаются как угроза не только экономическому и социальному благополучию, но и традиционным символам и смыслам.





Дата публикования: 2015-01-26; Прочитано: 1058 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.012 с)...