Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Способ производства, его структура. Общественно-экономическая формация



Понятие способа производства.

Существуя и развиваясь в неразрывном единстве, производительные силы и производственные отношения образуют сложную структуру материального производства, исторически конкретный способ производства.

Ведущее значение материального производства связано с тем, что именно труд выделил человека из природы. Труд является вечной и естественной необходимостью человеческого общества, а материальное производство - основой его жизни и развития.

Понятия "труд" и "производство" следует все же различать. Непосредственным результатом трудового процесса является создание необходимых предметов потребления, культурных и духовных ценностей, так что каждый трудовой процесс является производством. Однако не весь производственный процесс требует постоянного участия человека.

В социальной философии способ производства понимается в самом широком смысле слова, а именно как способ воспроизводства общественной жизни.

Производство всегда конкретно. Оно или феодальное, или капиталистическое, или социалистическое, или какое-то иное. Нет производства вообще, как и нет общества вообще.

Производство — это сфера общественной деятельности, где создаются материальный продукт (идущий затем в общественное, групповое или личное потребление), духовное богатство человечества, формируется человек как производительная сила, воспроизводится сама основа общественной жизни.

Производство существовало не всегда. Оно и сегодня не везде существует, например ни на Луне, ни на Марсе нет никакого производства. Для его возникновения, существования, развития необходимы определенные условия. Прежде всего, всеобщие условия всякого производства — географическая среда и население. В более конкретном плане процесс производства предполагает:

1) субъект производства, т. е. людей с их знаниями и умениями;

2) объект производства, то, на что направлен труд людей, предмет труда;

3) средства труда, то, чем человек воздействует на предмет труда.

Однако наличие условий еще не есть само производство. Для начала производственного процесса нужно, чтобы его элементы вступили в определенные отношения, пришли в движение. Причиной этого движения являются материальные и духовные потребности людей, человеческого общества.

К. Маркс и Ф. Энгельс для обозначения всех совокупных действий людей по производству материальных ценностей ввели в социологию понятие «способ производства материальных благ». Это одна из основных категорий социальной философии марксизма.

Способ производства — это особым образом организованная деятельность общества по производству материальных благ и воспроизводству своей собственной жизни в исторически определенный период, характеризующийся конкретными отношениями людей к природе и их отношениям между собой, например феодальный способ производства, капиталистический, в перспективе возможен коммунистический.

Любому здравомыслящему человеку нетрудно понять, что общество не может существовать без производства необходимых для жизни людей материальных благ. Это положение очевидно, и в социологии было признано еще до Маркса.

Общественно-экономическая формация.

Общественно-экономическая формация (строй) — в марксизме — исторически определенная ступень в развитии человеческого общества, характеризующаяся свойственным только ей способом производства и обусловленными этим способом социальными и политическими отношениями, юридическими нормами и учреждениями, а также идеологией.

Основными общественно-экономическими формациями являются: первобытнообщинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая и коммунистическая.

88. Техника: ее специфика и закономерности развития. Философия техники.

Под техникой понимается система созданных средств и орудий производства, а также приемы и операции, умение и искусство осуществления трудового процесса. В технике человечество аккумулировало свой многовековой опыт, приемы, методы познания и преобразования природы, воплотило все достижения человеческой культуры. В формах и функциях технических средств своеобразно отразились формы и способы воздействия человека на природу. Техника как «производительные органы общественного человека» есть результат человеческого труда и развития знания и одновременно их средство.

Цель и функция техники — преобразовывать природу и мир человека в соответствие с целями, сформулированными людьми на основе их нужд и желаний.

Техника не есть цель сама по себе. Она имеет ценность только как средство. Конечно, можно рассматривать технику как самостоятельный феномен, но эта самостоятельность относительна: техника органически вписана в контекст социального бытия и сознания, составляя основу цивилизации, она находится в потоке текущего исторического времени и постоянно прогрессирует.

Человек всегда был связан с техникой: он производит и использует или потребляет продукты техники. Но в то же время и сам человек — продукт своей технической деятельности.

Исторический процесс развития техники включает три основных этапа: орудия ручного труда, машины, автоматы. Техника в своем развитии сейчас, пожалуй, начинает приближаться к человеческому уровню, двигаясь от аналогии с физическим трудом и его организацией к аналогиям с ментальными свойствами человека. Пока мы достигли зоологической стадии техники, которая действительно значительно разработана.

Чем менее материальной, физической или наглядной является техническая имитация человека, тем сложнее овладеть техникой и контролировать ее.

Философское осмысление техники как таковой началось с середины XIX века. Роль производственной техники рассматривалось К. Марксом. Цель — объяснить, что смысл орудий труда, заключается вы том, что люди в них проектировали сами себя.

Постепенно в работах о технике определились два направления:

- инженерная философия техники;

- гуманитарная философия техники.

Первая рассматривает развитие техники изнутри — анализирует природу технического творчества, сущность техники, тенденции ее развития. Техника представляет как способ бытия человека в этом мире. Ф. Десауэр рассматривал техническое творчество как сопричастное божественному творению и продолжающее его.

Вторая, анализирует положение техники в целом в жизни общества, влияние ее на состояние общества, человека, культуры. В рамках него техника подвергается критике. Утверждается что технически разум и его ориентации ограничены, так как они ориентированы на приспособление к нуждам и целям человека, техника часто изображается, как демоническая сила, порабощающая человека и как средство способное и уничтожить человечество. Это противостояние имеет одни основы, поскольку роль техники, как и роль науки противоречива.

Одной из важнейших проблем, которой занимается философия техники, является проблема и концепция человека, создающего и использующего технику. Особенность этой проблемы в настоящее время связана с выросшей до беспредельности технологической мощью, имеющейся в распоряжении человека. При этом число людей, которых затрагивают технические мероприятия или их побочные эффекты, увеличилось до громадной величины. Затронутые этими воздействиями люди уже более не находятся в непосредственной связи с теми, кто производит данные воздействия. Далее, природные системы сами становятся предметом человеческой деятельности. Человек своим вмешательством может их постоянно нарушать и даже разрушать. Несомненно, это абсолютно новая ситуация: никогда прежде человек не обладал такой мощью, чтобы быть в состоянии уничтожить жизнь в частичной экологической системе и даже в глобальном масштабе или решающим образом довести ее до вырождения.





Дата публикования: 2015-01-26; Прочитано: 4042 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...