Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Персонализм



Вопрос 49.Основные идеи и представители персонализма как школы религиозной философии. Персонализм. Философия ч.1

Персонализм

Другим влиятельным философским направлением XX в. является персонализм. Само название происходит от лат. persona — личность, и персонализм ставит в центр своего изучения личность человека и личность Бога. Персонализм по преимуществу есть религиозное, христианское течение.

Классическим персонализмом всегда считался французский персонализм, у истоков которого стоят два мыслителя: Э.Мунье и Ж.Лакруа. Среди других персоналистов можно назвать М.Г. Недонселя, П. Рикёра, П.-Л.Ландсберга и др. Все они были, как правило, католиками.

По уверению Мунье, персонализм — это не философская школа и не система; это умонастроение, жизненная позиция. Можно быть одновременно кантианцем и персоналистом, социалистом и персоналистом, можно быть христианином и персоналистом. Персонализм показывает, что именно человеческая личность лежит в основе всех философских и социальных устремлений.

Мунье указывает, что человечеству всегда были свойственны две крайности: материалистическая и идеалистическая. Обе они в равной мере справедливы, но обе впадают в одно и то же заблуждение, свойственное современности, когда безосновательно разделяют тело и душу, мышление и деятельность. Персонализм противопоставляет себя как идеализму, возводящему мир к некоему безличному духу и растворяющему в этом духе материальное начало, так и материализму, который отрицает начало духовное, сводя все к материальным проявлениям. Персонализм утверждает единство материального и духовного начала, и это единство находится в человеке, поэтому именно человек есть центр всех ценностей. Поэтому личность, в которой пересекаются все слои бытия — и духовный, и материальный — оказывается онтологичной. Личность должна быть вписана в некоторое бытие, она не может быть замкнута сама на себя, она должна быть возведена к некоему личному началу, объединяющему все личности, т. е. к Богу. Истоки каждого человека как личности находятся в том, что человек есть образ и подобие Божие.

Мунье указывает, что философия два тысячелетия занималась чем угодно (познанием бытия, человеческих познавательных способностей и т. д.), в то время как словами Иисуса Христа было провозглашено главное положение — что человек есть личность и Бог есть Личность. Именно христианское учение является до конца последовательно персоналистичным. Мунье постоянно подчеркивает, что он не вырабатывает новой философской школы, а просто повторяет старую истину о том, что человеку нужно вернуться к своим истокам — к Богу и таким образом познать самого себя и обрести мир и в своей душе, и в обществе.

Персоналисты различают понятия индивида и личности. Индивид — это биологическая характеристика человека со всеми его индивидуальными биологическими отличиями: цветом глаз, волос, количеством родинок и т. п. Как индивид человек включен в род и с научной точки зрения непознаваем; индивидом не занимается ни наука, ни философия. Но человек как личность есть неповторимая единица — не материальная, биологическая единица, а единица свободная, творящая, действующая. Поэтому не может быть никаких исторических закономерностей. Идеализм вроде бы в любой форме всегда стремился показать свою лояльность по отношению к христианству, но в действительности он мог привести только к безличному духу, но не к Личному Богу. Как говорил американский персоналист Уильям Хокинг, идеалистическая философия не исполняет работы религиозной истины. Философия всегда не завершена, она всегда находится в поисках, в сомнениях. Религия же, наоборот, завершаема, она есть совокупность догматов, в которых сомневаться нельзя, и на основании этих догматов мы можем стремиться построить более или менее систематичное учение. Поэтому философия не может привести к религии, так как она не может привести нас к знанию Бога, и самое главное, по мнению Хокинга, философия никогда не сможет создать Бога, Которому поклоняются. Впоследствии эту идею очень образно выразит Мартин Хайдеггер: «Перед Богом Спинозы нельзя плясать и смеяться».

Каждый человек есть личность, но человеческое Я включает в себя такие необходимые элементы, как мы и ты. Поэтому истинное познание личностью самой себя невозможно без общения, без коммуникации. Как сказал Недонсель, «чтобы быть собой, следует быть по крайней мере вдвоем». Человек не всегда имеет возможность полного общения с другим человеком, но, даже находясь в одиночестве, он остается личностью. Это возможно, поскольку с человеком всегда есть Бог. Бог для человека есть некое высшее Ты, именно поэтому общение с Богом и делает человека истинной личностью. Общение с другим человеком возможно только потому, что человек общается с Богом.

Если в начале стоит личность — Личность Бога или личность человека, то в отношении гносеологии персоналисты разрабатывали теорию верования. В познании человека главную роль играет вера, и чтобы отличить ее от религиозной веры, персоналисты называют ее верованием. Анализ любого познавательного человеческого акта показывает, что он невозможен без огромного количества верований: человек верит аксиоме, собеседнику или автору книги. Таким образом, разум оказывается частным случаем верования. Человек есть существо верующее, а разум есть лишь проясняющая вера. Даже тот факт, что человек может во всем сомневаться, по мнению Лакруа, показывает, что человек независим. Наличие сомнения говорит о свободе человека, о его онтологической независимости, которая показывает приобщенность его к иному бытию, Богу. Открывая себя в сомнении, пишет Лакруа, я открываю Бога. Любое познание всегда есть соединение веры и разума, поэтому наука не может дать абсолютного знания. Наука есть лишь частный случай того широкого знания, которое дается человеку в его вере. Истина содержится только в Боге, поэтому в основе любого верования всегда лежит вера в Бога. Поэтому же нельзя и доказать бытие Бога, ибо разум всегда погружен в стихию веры, и, по уверению Лакруа, любое доказательство бытия Бога предполагает уже веру в Бога.

3.8. Персонализм

Персонализм - это теистическое направление в современной философии, признающее личность первичной творческой реальностью и высшей духовной ценностью, а весь мир - проявлением творческой активности верховной личности, Бога. Персонализм существует в двух вариантах - французском, где его основателями выступили Э. Мунье (1905-1950) и Ж. Лекруа и американском, наиболее видными представителями которого являются Б.П. Боун (1847-1910), Р. Флюэллинг (1871-1966) и Э. Брайтмен (1881-1953).
Основным предметом исследования в персонализме является творческая субъективность человека. Объяснить ее можно только через ее причастность к Богу. Человек всегда личность, персона; его суть заключается в его душе, которая фокусирует в себе космическую энергию. Душа человека самосознательна, она самонаправляется. Люди живут разобщенно и впадают в крайность эгоизма.
Другой крайностью является коллективизм, где личность нивилируется и растворяется в массе. Персоналистский подход позволяет уйти от названных крайностей, выявить истинную сущность человека и возродить его индивидуальность. Путь к индивидуальности лежит через понимание себя как неповторимого уникального субъекта. История и общество развиваются через личность человека.
Основными проблемами персонализма являются вопросы свободы и нравственного воспитания человека. Согласно персонализму, если личность стремится к Богу, или, что то же самое, к добру и совершенству, она находится на правильном пути. Моральное самосовершенствование, правильное нравственное и религиозное воспитание ведут к обществу гармоничных личностей. Личность становится персоной в процессе коммуникации, активного диалога с другими людьми. Отсюда вытекает важность коммуникации как вовлечения людей в преобразование мира.
В центре внимания философии персонализма находится религиозно-этическая проблематика. Чтобы не нанести ущерба всемогуществу, мудрости и благости Бога, персоналисты заявляют о самоограничении воли Бога, предоставляющего своим творениям свободу выбора как дар, дающий им возможность быть соучастниками в осуществлении в мире богоугодного добра. Божественное самоограничение претворяется в персоналистской этике в ограничение божьей воли посредством свободы людей как кардинального этического принципа.
С другой стороны, самоограничение выполняет функцию теодицеи, т.е. богооправдания от царящего в мире зла, обусловливаемого дарованной Богом человеку свободой выбора.

Вопрос 50..Основные идеи и представители христианского эволюционизма как школы религиозной философии.





Дата публикования: 2015-01-26; Прочитано: 3515 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...