Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Россия в первой половине XIX в.: попытки реформ и охранительная политика



РЕЖИМА ЛИЧНОЙ ВЛАСТИ НИКОЛАЯ I

В 1826 г. было создано II отделение Собственной его императорского величества канцелярии (с.е.и.в.к), приступившее к кодификации законов и их упорядочиванию. Эта мера была призвана регламентировать жизнь общества, а главное, утвердить в управлении страной принцип верховенства закона, т.е. показать, что все чиновники, начиная с императора, руководствуются законом, а не своей волей и интересами. Под руководством реабилитированного по инициативе Аракчеева М.М. Сперанского были систематизированы и изданы все законы, принятые с 1649 г. ("Полное собрание законов Российской империи "), а также составлен " Свод законов Российской империи ", включавший систематизированные по отраслям права действующие законы. В 1826 г. учреждено III отделение с.е.и.в.к., занимавшееся политическим сыском, имевшее огромные полномочия и фактически поставленное выше закона. Начальнику Третьего отделения, а им долгое время был А.Х. Бенкендорф, подчинялся также созданный корпус жандармов. Появились новые министерства и ведомства (например, в 1837 г. - Министерство государственных имуществ). При этом император использовал свою Канцелярию, создавал различные секретные и специальные комитеты и, минуя министерские органы, сосредоточил в своих руках решение многих вопросов. Это привело к усилению управленческого централизма и режима личной власти Николая I. В мрачное семилетие 1848-1855 гг. реакция, вызванная европейской революцией и неудачами внутриполитического курса, усилилась. Было сфабриковано дело петрашевцев, репрессии обрушивались на инакомыслящих, усилилась цензура, сократился контингент студентов, был запрещен выезд за границу, а иностранцам - въезд в Россию и др.

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА. Несмотря на реакционные взгляды Николая I, он как глава государства и патриот, постепенно осознавал всю пагубность для судеб страны крепостничества, которое могло вызвать новую пугачевщину, задерживало экономическое развитие, ослабляло военный потенциал. Для решения этого вопроса были предприняты следующие меры:Создано несколько Секретных комитетов для обсуждения и разработки проекта реформы крепостных крестьян.В 1842 г. издан указ об "обязанных крестьянах ", который подтвердил разрешил помещикам по своей воле предоставлять личную свободу крестьянам с выделением им надела не в собственность, как по закону 1803 г. о вольных хлебопашцах, а только в пользование. За полученную землю крестьянин обязан был нести повинности, нормы которых фиксировались и не могли увеличиваться по инициативе помещика. Практического значения этот указ не имел т.к. им сумело воспользоваться всего около 27 тыс. чел. мужского пола. В 1847 г. в западных губерниях (Белоруссии и Правобережной Украине), где помещики были преимущественно поляки-католики и интересы русского дворянства не ущемлялись была проведена инвентарная реформа (т.е. зафиксированы размеры крестьянских наделов и повинностей в пользу помещиков, которые впредь нельзя было изменять). Всего было издано более 100 указов по крестьянскому вопросу, но этими минимальными реформами, не улучшившими положение помещичьих крестьян, дело и ограничилось. Николай I, признавая, что крепостное право зло, но, опасаясь общественных потрясений, вызванных его отменой, в итоге пришел к выводу, что прикасаться к нему теперь было бы делом еще более гибельным. Реформа государственной деревни. Более активно и целеустремленно государстводействовало по отношению к государственным крестьянам. Реформа, проведенная в 1837-1841 гг. министром государственных имуществ графом П.Д. Киселевым, упорядочила как отношения государства с крестьянами, так и наделение их землей, укрепила крестьянское самоуправление, привела к открытию больниц и сельских школ, но сохранила и даже увеличила повинности крестьян, усилила полицейский надзор за ними, что вызвало недовольство крестьян. Кроме того, реформа должна была подтолкнуть и помещиков к улучшению быта своих крестьян. Она стала первым опытом масштабных преобразований в деревне. Политика в отношении дворянства и купечества. В целях предотвращения размывания дворянства под воздействием рыночных отношений и проникновения в его ряды значительного числа представителей других сословий правительство приняло следующие меры. 1. В 1832 г. для верхов городского населения (крупные капиталисты, купцы первой гильдии, ученые, художники, писатели, священники, мелкие чиновники), имевших заслуги перед государством, была создана новая привилегированная категория - " почетных граждан". 2 В 1845 г вышел указ, затруднявший получение потомственного и личного дворянства за выслугу. Например, если по Табели о рангах право на получение потомственного дворянства давал 8-й класс гражданской службы, то теперь - лишь 4-й. Таким образом, в результате принятых законов сохранялась элитарная замкнутость дворянства, а купечество и интеллигенция получали некоторые привилегии, но без перехода в сословие дворянства.

Жесткая охранительная политика Николая I вызвала сопротивление российского общества. В 30-е гг. XIX века начинается новый этап в общественном движении в России. Вместе с дворянами-революционерами с политической сцены России исчезает философия Просвещения, как основа общественно-политической мысли. Поиск новых идей осуществлялся в кружках передовой интеллигенции 30-40-х гг. Русскую общественную мысль привлекла классическая немецкая философия Канта, Фихте, Шеллинга. Наибольшее влияние на русских общественных деятелей оказало гегельянство, которое и стало фундаментом либеральных и революционных доктрин. Постепенно своих сторонников среди представителей российской общественной мысли стали завоевывать идеи французского утопического социализма. На рубеже 1830-1840-х гг. центром общественно-политической жизни стали журналы и газеты. В московском журнале "Телескоп" в 1836 г. было опубликовано "Философическое письмо" П.Я. Чаадаева (в молодости входил в декабристский "Союз благоденствия", был другом А.С. Пушкина). Письмо было пронизано ненавистью к крепостничеству и самодержавию. Чаадаев крайне пессимистически оценивал прошлое, настоящее и будущее России. "Прошлое ее бесполезно, настоящее - тщетно, а будущего никакого у нее нет", - писал он. Православие, принятое Киевской Русью, как считал Чаадаев, оказалось своеобразной ловушкой, поскольку эта тупиковая ветвь христианства отрезала Россию от Западной Европы. Догматизм православия, его закрытость для споров и сомнений наложили отпечаток на социальную и политическую жизнь страны, на характер народа. Письмо всколыхнуло мыслящую Россию. "Это был выстрел, раздавшийся в темную ночь", - писал о письме Чаадаева А.И. Герцен. За публикацию "Философического письма" журнал был закрыт, а Чаадаев по высочайшему повелению был объявлен сумасшедшим. Письмо П.Я. Чаадаева послужило толчком к оформлению в начале 1840-х гг. двух внутренне неоднородных идейных течений - западников и славянофилов. Славянофилы (И.В. и П. В. Киреевские, К.С. и И.С. Аксаковы, А.И. Кошелев, Ю.Ф. Самарин) считали, что ее традиционные государственные порядки допетровского периода способны обеспечить прогресс страны. Они идеализировали "самобытные" учреждения: крестьянскую общину и православную церковь. Полагая, что самодержец обязан считаться с мнением народа, славянофилы выступали за созыв совещательного Земского собора. Западники (Т.Н. Грановский, С.М. Соловьев, М.Н. Катков, К.Д. Кавелин, Б.Н. Чичерин, П.В. Анненков, В.П. Боткин; в западники зачислялись также и В.Г. Белинский, А.И. Герцен, Н.П. Огарев) считали Россию страной, идущей по западно-европейскому пути развития, хотя и с некоторым запозданием. Они отстаивали необходимость использования опыта Запада, поддерживали европеизацию, выступали за конституционно-монархическую форму правления с политическими гарантиями свободы слова, печати, гласного суда, неприкосновенности личности. Полемика западников и славянофилов во многом способствовала становлению либерального и революционно-демократических течений. Революционно-демократическое течение представляли В.Г. Белинский, А.И. Герцен, Н.П. Огарев, а также петрашевцы - члены кружка М.В. Буташевича-Петрашевского. Петрашевский, Герцен и Белинский приобщили русскую общественность к идеям социалистов-утопистов. Поражение революции в Европе (1848-1849) привело Герцена к мысли об особом пути России к социализму, так как в русском народе прочно укоренилось коллективное начало в виде крестьянской общины. Таким образом, западник Герцен сблизился со славянофилами. Примерно через десяток лет герценовская теория "русского", или общинного, социализма стала знаменем российского народничества. Последней громкой схваткой николаевского режима с оппозицией явилось дело петрашевцев 1849 г. Члены кружка, собиравшегося вокруг выпускника Царскосельского лицея, ответственного чиновника МИДа М.В. Буташевича-Петрашевского, являлись последователями Ш. Фурье, то есть сторонниками переустройства общества на основе организации коммун-фаланстеров. Участники "пятниц" Петрашевского дискутировали по важнейшим вопросам российской жизни (славянскому, проблемам судоустройства, цензуры), говорили о необходимости отмены крепостного права, введении свободы книгопечатания, внедрении гласности и состязательности в суде, обсуждали литературные новинки. Среди петрашевцев были чиновники, военные, литераторы (в том числе М.Е. Салтыков, Ф.М. Достоевский).





Дата публикования: 2015-01-26; Прочитано: 1351 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...