Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Русская идея в социологии



В процессе становления русской социологии вы-деляются субъективная и объективная школы, психологическое и марксистское направления. Были и другие течения (географическое, органическое), но они не имели существенного влияния на этот процесс.

Субъективная школа возникла в конце 60-х гг. и существовала до начала XX в. Ее ведущие теоретики - П.Л. Лавров (1828-1900) и Н.К. Михай-ловский (1842-1904). Обычно субъективизм в социологии представляется как сугубо русское явление. Между тем, сам термин <субъективный метод> был взят Лавровым из поздних работ Конта. Он считал, что между обществом и природой существует громадное различие. Объекты природы не обладают такими качествами, как воля или нравственность, и потому распространение методов естествознания на познание общества <омертвляет> его. Для того чтобы понять человеческое (общественную жизнь), следует использовать сугубо <человеческие> средства познания (нравственная оценка, например).

Центральной для Лаврова стала теория прогресса, определяющая развитие общества через единство солидарности и сознания личности. Веду-щей силой социального развития является критичес-ки мыслящая личность. Единственно возможной целью прогресса Лавров считает устойчивую солидарность, и потому он оп-ределяет прогрессирующим то общество, <в кото-ром формы, обусловливающие солидарность, позво-ляют расти и развиваться общественному сознанию, а сознание, развиваясь, усиливает солидарность об-щества>.

Весомый вклад в формирование и развитие субъ-ективного метода внес Н.К. Михайловский, кото-рый полагал, что социолог в отличие от естествоис-пытателя не может строить свою науку беспристра-стно, так как ее объектом является чувствующий человек. Он подчеркивал, что в познании индиви-дуально-личностные (субъективные) оценки и вы-воды объективного анализа настолько переплетены, что результатом его может быть лишь тот специфи-ческий итог, который называется <правдой>. Ми-хайловский различал два вида <правды>: ту, в со-ставе которой доминирует объективно-научный по-знавательный акт (правда-истина), и ту, основу которой составляет нравственно-мировоззренческая оценка (правда-справедливость). Соответственно он проводит различие между <социологией как наукой> и <социологией как учением> об обществе. Его па-радигма социологии была основана на компромиссе между объективным к субъективным подходами.


Психологическое направление в русской социо-логии разрабатывали Л.И. Петражицкий (1867- 1931) и Н.И. Кареев (1850-1931). В качестве цент-рального понятия социологии Петражицкий выдви-гает социальное поведение и его мотивы (эмоции). Он утверждал, что психологи абсолютизировали контовское деление психической жизни на чувство и волю. Чувство, являясь первым (физиологичес-ким) этажом, пассивно, а воля, будучи вторым (пси-хическим) этажом - активна. Здесь упущено пере-даточное звено - эмоции, которые являются дви-гателем поведения человека. Посредником между конкретным поведением и <народной психикой> выступают нормы-законы.

Видными представителями марксистского на-правления в русской социологии были Г.В. Плеха-нов (1856-1918) и В.И. Ленин (1870-1924). Пле-ханов подверг резкой критике субъективистский подход русских народников к оценке общественно-го развития страны. Они считали, что Россия идет самобытным путем и выступали против искусствен-ного пересаживания капитализма на русскую по-чву. Плеханову принадлежит ряд книг, в которых он попытался систематически изложить марксизм, его истоки и перспективы. В целом особенности теоре-тического наследия Плеханова можно свести к сле-дующим положениям: абсолютное убеждение в су-ществовании исторической необходимости; отсутствие существенного различия между исследованием при-роды и общества; убеждение, что исторический ма-териализм есть <применение> принципов диалекти-ческого материализма к обществу.

В деятельности Ленина тесно переплетались марк-систская теория и революционная практика, поэто-му его тексты носят в основном политический ха-рактер. Однако многие его работы по содержанию связаны с социологической проблематикой. В них уделено внимание материалам фабрично-заводской статистики, итогам всеобщей переписи населения. В трудах Ленина нашли освещение такие пробле-мы, как социальная структура дореволюционного российского общества; рынок и общественное раз-деление труда; понятия <класс>, <эпоха>, роль масс в революционных процессах и др.


В истории отечественной научной мысли особо выделяется интегральная социология П.А. Сороки-на (1889-1968).

По мнению Сорокина, в основе социологического анализа находится взаимодействие людей, которое он определяет в качестве родовой модели и соци-альной группы, и общества в целом. Социальные группы делятся им на организованные и неоргани-зованные. Внутри групп существуют страты (слои), выделяемые по экономическому, политическому и профессиональному признакам.

Наряду со стратификацией Сорокин признает наличие в обществе и социальной мобильности. Она может быть двух типов - горизонтальная и вертикальная. Социальная мобильность означает переход из одной социальной позиции в другую, своеобразный <лифт> для перемещения как внутри социальной группы, так и между группами. Социальная стратификация и мобильность в обществе предоп-ределены тем, что люди не равны по своим физическим силам, умственным способностям, наклон-ностям, вкусам, привязанностям, потребностям, и, кроме того, - самим фактом их совместной деятель-ности. Совместная деятельность с необходимостью требует организации, а организация немыслима без руководителей и исполнителей, подчиненных.

Созданные в 70-е гг. Институт конкретных социальных исследований АН СССР и журнал <Социо-логические исследования> функционировали в рам-ках идеологических ограничений, блокирующих раз-витие отечественной социологической мысли. В кон-це 80-х гг. социология стала востребована не толь-ко обществом, но и государством. Был создан Ин-ститут социально-политических исследований РАН, ВЦИОМ и ряд других центров. Высшие учебные заведения открыли кафедры социологии и специа-лизированные факультеты по подготовке кадров.
В настоящее время российскими социологами осва-иваются разнообразные методологические подходы и принципы, наработанные зарубежной наукой/фор-мируются собственные школы, проводятся приклад-ные исследования. Особенностью современного этапа развития социологии в России является разносторон-няя разработка теории переходного общества, транс-формации его институтов и т.п.





Дата публикования: 2015-01-26; Прочитано: 305 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.008 с)...