Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Билет 11. 1.Эволюция познавательных установок сенсуализма: учение Дж



1.Эволюция познавательных установок сенсуализма: учение Дж. Локка о первичных и вторичных качествах, солипсистская ловушка Дж.Беркли и агностицизм Д. Юма

Существуют первичные качества — те качества, которые неотъемлемы от вещей ни при каких обстоятельствах: протяженность, форма, движение (или покой), число, непроницаемость (или плотность). От этих первичных качеств отличаются вторичные, которые имеют как объективную, так и субъективную природу—то есть всегда доставляются нашему сознанию через органы чувств: цвет, запах, вкус. Какого между ними соотношение? С точки зрения Локка, идея первичных качеств суть сходство, а идея вторичных нет. То, что представляется нам, например, красным, горьким и т.п.– на самом деле это определенный объем, форма и движение мельчайших частиц. Вторичные качества имеют определенную зависимость от первичных качеств. Это так называемая диспозиционная концепция первичных и вторичных качеств (это название она получила как раз в 17 веке). Вторичные качества познаются одним чувством, а первичные более чем одним чувством: например, протяженность – познается измерением и осязанием.

В 1876 году Томас Генри Хаксли ввел термин агностицизм для обозначения такой позиции. Иногда создаётся ложное впечатление, что Юм утверждает абсолютную невозможность познания, но это не совсем так. Содержание сознания мы знаем, значит мир в сознании известен. То есть мы знаем мир, который является в нашем сознании, но мы никогда не узнаем сущности мира, мы можем узнать только явления. Такое направление носит название феноменализма. На этой основе построено большинство теорий современной западной философии, утверждающих неразрешимость основного вопроса философии. Причинно-следственные связи в теории Юма — это результат нашей привычки. А человек — это пучок восприятий.

Философское мировоззрение Беркли развилось отчасти как протест против господствовавших в его время реалистических и материалистических идей, отчасти же под влиянием сенсуализма Локка. По учению Беркли только дух существует на самом деле, весь же материальный мир является одним обманом наших чувств; непроизвольность этого обмана коренится в первоначальных представлениях, возбуждённых душой всех душ — самим Богом. Этот спиритуализм послужил поводом для многочисленных недоразумений и возбудил против Беркли как философов, так и богословов. Согласно Беркли, формула «существовать — значит быть воспринимаемым» применима лишь к объектам чувственно воспринимаемого мира[10]. Смысл этой формулы заключается в отрицании существования материального мира. Все чувственные вещи, по Беркли, существуют лишь в сознании человека так же, как предметы, которые человек представляет во сне. Но, в отличие от образов сновидений, объекты, воспринимаемые наяву, являются не плодом воображения, а результатом воздействия Божества, которое возбуждает «идеи ощущений» в сознании человека. В противоположность чувственно воспринимаемым объектам, существование духа характеризуется формулой «существовать — значит воспринимать» (esseestpercipere)[11]. Таким образом, по Беркли, существуют только идеи и духи, в которых эти идеи возникают. Никакой материи, которая отражалась бы в наших восприятиях, нет. Согласно широко распространенной точке зрения, признание существования других «конечных духов» с их esseestpercipere противоречит тем аргументам, с помощью которых Беркли пытается доказать несостоятельность убеждения в существовании материального мира. По мнению многих историков философии, центральное положение онтологии Беркли — принцип esseestpercipi — имеет своим неизбежным следствием солипсизм[12]. Ведь если все чувственно воспринимаемые объекты, по формуле esseestpercipi, суть лишь мои ощущения, то отсюда следует, что и другие люди, которых я воспринимаю, суть не что иное, как комплексы моих ощущений, содержание моего собственного сознания. Сам Беркли признавал, что у познающего субъекта





Дата публикования: 2015-01-26; Прочитано: 280 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...