Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Закономерности, формы, уровни познания. Знание и вера




Категории гносеологии - истина, достоверность, сознание, субъект и объект, чувственное, рациональное, интуиция, вера.
Эпистемология --- теория научного познания есть часть гносеологии.
Большинство философских систем нового времени выделяли 2 основных этапа познания:
· Чувственное
· Рациональное
Чувственное познание является начальным этапом познания. Для познания объектов необходимо функционирование органов чувств, нервной системы, мозга, благодаря чему возникают ощущения, такая форма познания называется чувственным познанием. Есть три формы чувственного отражения: ощущение, восприятие и представление.
Ощущения - простейший и исходный элемент познания. На первом месте стоят зрение и осязание, а затем слух, вкус, обоняние.
Ощущения синтезируются и превращаются в восприятие. Восприятие- это уже целостный образ предмета, данного посредством наблюдения.
Представление - это целостный образ предмета, удержанный в нашей памяти. В отличие от ощущения и восприятия представление существует и без непосредственного наблюдения за объектом.
В чувственном восприятии есть еще один важный элемент, который присущ только человеку. Человек способен наглядно представить не только то, что видит собственными глазами, большую часть своих знаний он получает из описаний (результаты опыта ряда его предшественников).
С чувственным познанием неразрывно связано рациональное познание, оно гармонично вытекает из чувственного познания и находится в постоянном взаимодействии с ним.
Рациональное познание делится на три формы: понятие, суждение и умозаключение, т.е. вывод.
Понятия - это воплощенные в словах продукты познания, которые фиксируют общие свойства предметов и явлений. Если бы в ходе истории не вырабатывались понятия, человечество в каждом новом поколении вынуждено было бы вновь и вновь описывать каждую вещь.
Суждение - форма мысли, в которой посредством понятий утверждается или отрицается что-либо. Понятия есть элементы суждений.
На базе суждений и понятий формируется умозаключение, которое является выводом. Все три формы рационального познания образуют ум, а сам процесс рационального познания называется мышлением.
Таким образом, познание, начинаясь с ощущений, восприятий и представлений, поднимаясь на более высокие этажи мышления, преобразуется в понятия, суждения и умозаключения.


Процесс познания и понимания состоит не только в усвоении уже выработанных другими людьми знаний, но и в конструировании принципиально новых знаний, не существовавших ранее. В сложном взаимодействии чувственного и рационального познания обнаруживается два типа деятельности:
1) практическая деятельность;
2) теоретическая деятельность, (направленная на создание знаний).
На эмпирическом(практическом) уровне используют наблюдение, эксперимент, измерение. На теоретическом уровне используют идеализацию и формализацию. А метод моделирования можно использовать на обоих уровнях.
Эпистемология (научное познание) делится на:
· усвоение фактического материала;
· научные предположения (гипотезы);
· создание научных законов.
Смена этапов в науке приводит к изменению норм научного познания.
Методология - один из разделов эпистемологии создает новые способы и методы для решения проблем современной науки.
С переходом на современном этапе естествознания к изучению больших и сложноорганизованных объектов (систем) прежние методы классического естествознания оказались не эффективными. Сейчас мир понимается, как динамическая система, где компоненты взаимодействуют и приобретают новые качества. Для изучения такой системы выработан системный подход.
Особенности системного подхода:
1. При исследовании объекта как системы, компоненты этой системы рассматриваются не сами по себе отдельно, а с учетом их места в структуре целого.
2. При исследовании систем обязательно предполагается учет внешних условий их существования.
Создание такого подхода стало возможным на базе нового научного направления - синергетика. Синергетика - это наука о самоорганизации систем, состоящих из множества подсистем самой различной природы. Другое определение синергетики - кооперация, сотрудничество, взаимодействие различных элементов систем.
Положения из синергетического подхода:
1. Сложно организованным системам нельзя навязывать пути их развития. Наоборот следует понять, каким образом способствовать их собственным тенденциям развития.
2. Для сложных систем существует несколько альтернативных путей развития. Вывод - существуют такие пути развития человека и природы, которые могли бы устроит человека и не наносить вреда природе.
3. Синергетика дает знания о том, как оперировать сложными системами.
Синергетика позволяет раскрыть закономерности протекания быстрых, нелинейных процессов, которые лежат в основе качественных преобразований системы.

Зна́ние — форма существования и систематизации результатов познавательной деятельности человека. Знание помогает людям рационально организовывать свою деятельность и решать различные проблемы, возникающие в её процессе.

Ве́ра — признание чего-либо истинным, часто — без предварительной фактической или логической проверки, единственно в силу внутреннего, субъективного непреложного убеждения, которое не нуждается для своего обоснования в доказательствах, хотя иногда и подыскивает их[1]. Слово «вера» («вероучение») также употребляется в смысле «религия», «религиозное учение»

Как всякие противоположности, знание и вера не могут существовать по отдельности. Что бы мы не делали, они вместе присутствуют в любом нашем поступке и даже в каждой мысли. Чтобы верить во что-то, необходимо так или иначе знать предмет, в который ты веришь. В свою очередь, знание всегда начинается с положений, принимаемых на веру без всякого доказательства, с постулатов и аксиом.

Связь между знанием и верой

Говорить о связи между знанием и верой можно с двух точек зрения. Во-первых, может ли существовать такое представление, которое не только будет способствовать появлению веры и идеалов, но в то же время будет подтверждаться логикой, или же всякое мышление, основанное на науке и философии, противоречит вере, духовной привязанности, надеждам и счастью человека? Во-вторых, нужно рассмотреть воздействие науки, с одной стороны, и веры - с другой, на человека. Действительно ли наука призывает к одному, а вера - к чему-то противоположному? Или же наука и вера дополняют друг друга, причем наука созидает одну половину человека, а вера - другую?

В таком случае, что дает нам вера, а что - наука?

Наука дает нам просвещение и силу, а вера - любовь, надежду и теплоту; наука создает средства, а вера - цель; наука придает скорость, а вера указывает цель; наука есть возможность, в то время как вера определяет правильное желание; наука показывает то, что в действительности есть, тогда как вера вдохновляет на то, что должно быть сделано; наука - это внешняя революция, а вера - революция внутренняя; наука превращает окружающий мир в мир человека, а вера придает душе человечность; наука создает природу, а вера - человека.

И наука и вера придают человеку силы, но сила науки дробна и дисперсна, тогда как сила веры непрерывна. И в науке и в вере есть красота, но наука - это красота разума, а вера - это красота души, наука - это красота мысли, а вера - это красота чувств. Наука дает внешнюю безопасность, а вера - внутреннюю. Наука защищает от болезней, наводнений, землетрясений и штормов, а вера - от волнений, одиночества, чувства неприкаянности и бессмысленности существования. Наука примиряет человека с миром, а вера приспосабливает его к самому себе.

Очевидно, что наука не может занять место веры, которая дает не только просвещение и силу, но и любовь и надежду, повышает уровень наших желаний, не только помогает нам достигнуть своих целей, но и освобождает нас от тех целей и устремлений, которые в силу природных инстинктов находятся в сфере индивидуализма и эгоизма. Вместо этого вера дает нам такие идеалы, которые основаны на любви и духовной привязанности. Вера - это еще и инструмент, с помощью которого мы можем изменять свою сущность. С другой стороны, и вера не может заменить науку и дать нам возможность понять природу, ее законы, а также нас самих.

Там где нет знания, вера невежественных, хотя и набожных, людей становится орудием в руках хитроумных лицемеров, но и наука без веры подобна лезвию в руках пьяного, светильнику в руках полуночного вора, который помогает ему лучше выбрать, что бы своровать. Поэтому нынешний знающий, но не верующий человек с точки зрения сущности и природы своих поступков ничем не отличается от вчерашнего невежественного человека.

Изученные источники и литература по данной теме позволяют сделать следующие выводы.

Вера - это система постулатов, принимаемых как данность без экспериментальных доказательств их истинности.

Из форм проявления веры можно выделить наивную и слепую веру. Религиозную - как верность богу, следует отличать от обычной веры, состоящей в психологической уверенности и играющей важную роль, как в обыденной жизни, так и в научном познании.

Знание - это система постулатов, принимаемых при наличии достоверных и воспроизводимых свидетельств опыта, из опыта выводимых и в опыте, в конечном счете, проверяемых.

Знания могут быть житейскими, донаучными и научными, последние можно разделить на теоретические и эмпирические.

Различие между знанием и верой заключается в том, что знание имеет предметом ощутимое и познаваемое, а вера - невидимое, иногда даже непостижимое. Знание основывается на опыте и исследовании предмета, а вера - на доверии к свидетельству истины. Знание принадлежит уму, хотя может действовать и на сердце; вера принадлежит преимущественно сердцу, хотя начинается в мыслях.

«Вера и знание», так же как «сердце и мозг»: разнородные, но один не может заменить другого, но именно вследствие этого они соединены неразрывной внутренней связью в одном конкретном организме и одинаково необходимы для его целостности.





Дата публикования: 2015-01-26; Прочитано: 894 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.008 с)...