Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Светское государство. Такая характеристика означает, что государство и религиозные объединения отделены друг от друга, т



Такая характеристика означает, что государство и религиозные объединения отделены друг от друга, т. е. взаимно не вмешиваются в дела друг друга. Давая такую характеристику Российскому государству, Конституция (ст. 14) раскрывает ее в следующих положениях:

- никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной;

- религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом.

В противовес светскому государству, установившемуся в большинстве развитых стран (США, Франция и др.), существуют государства, в которых одна из религий признается государственной (англиканская церковь в Великобритании, иудаизм в Израиле, лютеранская церковь в Скандинавских странах, мусульманство в исламских государствах Ближнего и Среднего Востока). Даже в тех странах, где закреплено равенство религиозных конфессий (ФРГ, Япония, Италия), все же одна из религий обладает некоторыми привилегиями. Такое положение сложилось в этих странах исторически, оно отражает глубокое убеждение народа в благотворном воздействии религии на политику и общественную мораль. Впрочем, во всех указанных странах, кроме исламских, гарантируется свобода вероисповедания и наряду с государственной существуют другие конфессии.

В России основными конфессиями являются православие и ислам, но есть и другие вероисповедания (католицизм, буддизм, баптизм, иудаизм и др.). Они совсем недавно обрели необходимые права для своей деятельности, поскольку тоталитарное государство (считавшее себя тоже светским, а на деле бывшее грубо атеистическим) осуществляло гонение на веру, преследование религиозных служителей.

Ныне общепризнано, что церковь играет незаменимую роль в духовном возрождении России и вправе свободно проводить свою деятельность не только по отправлению культов, но и по пропаганде вероучения. Религиозные деятели заняли видное место во многих общественных движениях. Русская православная церковь приняла решение не участвовать в государственной и политической жизни, и с ее стороны нет никаких претензий на статус государственной. Мусульмане также в основном не претендуют на такой статус своей религии, хотя в ряде республик (Чечня и др.) существуют определенные круги, высказывающиеся за преобразование своих республик в исламские государства.

Закрепление светского государства отнюдь не означает умаления или ущемления свободы вероисповедания. Статья 28 Конституции РФ закрепляет свободу совести, и светское государство не освобождается от обязанности гарантировать эту свободу. В равной степени государство не должно заниматься пропагандой атеизма, каким-либо способом препятствовать свободной деятельности религиозных объединений.

Более того, нравственный долг требует, чтобы государство оказывало им содействие в их деятельности.
Следует отметить, что содержащаяся в ст. 14 Конституции РФ характеристика светского государства не упоминает об отделении государственной школы от религии. Между тем такая норма (ст. 9 "Светский характер государственного образования") содержится в действующем Законе РСФСР о свободе вероисповеданий от 25 октября 1990 г. Следовательно, Конституция допускает изменение Закона в данном отношении. Пока же Закон разрешает преподавание вероучений только в негосударственных учебных заведениях, частным образом на дому или при религиозном объединении, а также факультативно по желанию граждан во всех учебных заведениях.

Светский характер государства означает, что официальные лица государства, хотя и вправе исповедовать любую религию, не должны предоставлять каких-либо привилегий той или иной конфессии, допускать ее влияния на принятие государственных решений. В связи с этим в Федеральном законе об основах государственной службы Российской Федерации, принятом 31 июля 1995 г., установлено, что государственные служащие не имеют права использовать свое служебное положение в интересах религиозных объединений для пропаганды отношения к ним (п. 12 ст. 11). Подобные ограничения вполне объяснимы для страны с религиозным плюрализмом, каковой является Россия, а также многонациональным составом государственного аппарата, что требует от государства соблюдения строгого нейтралитета по отношению к конфессиям.

43. Конституционные основы гражданского общества

Конституционные основы гражданского общества
Конституционные основы гражданского общества в зарубежных странах.   Содержание понятия гражданского общества включает всю совокупность неполитических отношений в обществе, то есть экономические, духовно-нравственные, религиозные, национальные и т. д. Гражданское общество - это сфера спонтанного самопроявления свободных индивидов и добровольно сформировавшихся ассоциаций и организаций граждан, которая ограждена необходимыми законами от прямого вмешательства и произвольной регламентации деятельности этих граждан со стороны органов госуд.власти.   Гражданское общество – это необходимый, рациональный способ существования людей, основанный на разуме, свободе, праве и демократии. Его можно также рассматривать как общество, в котором существуют развитые экономические, культурные, правовые, политические отношения между составляющими его индивидами, которые не опосредованы государством.   Сформированное гражданское общество не терпит насилия со стороны государства, оно существует в рамках свободных гражданских интересов. Между государством и гражданским обществом существует определенная взаимосвязь, которая проявляется в уменьшении роли государства при усилении гражданского общества.   Признаки гражданского общества: общество социально-рыночного хозяйства общество, которое обеспечивает социальную защиту граждан и достойную жизнь общество подлинной свободы и демократии общество построенное на основе принципа самоуправления и саморегулирования   Важнейшие элементы гражданского общества: добровольно сформированное первичные, самоуправляющиеся общности людей совокупность негосударственных, т.е. не политических, общественных отношений производственная и частная жизнь людей, их обычаи, нравы, традиции сфера самоуправления свободных индивидов и их организация, защита от вмешательства госуд. власти.   Можно отметить ряд существенных признаков, которые присущи гражданскому обществу: Во-первых, это общество социального рыночного хозяйства, в котором обеспечена свобода эконом. деятельности, предпринимательства, труда, разнообразие и равноправие всех форм собственности и равная их защита, общественная польза и добросовестная конкуренция.   Во-вторых, это общество, которое обеспечивает социальную защищенность граждан, достойную жизнь и развитие человека.   В-третьих, это общество подлинной свободы и демократии, в котором признается приоритет прав человека.   В-четвертых, это общество, построенное на основе принципов самоуправления и саморегулирования, свободной инициативы граждан и их коллективов.   Важнейшими структурными элементами гражданского общества являются: — добровольно сформировавшиеся первичные самоуправляющиеся общности людей (семья, различные ассоциации, хозяйственные корпорации и другие общественные объединения) — совокупность негосударственных (т.е. неполитических) общественных отношений — производственная и частная жизнь людей, их обычаи, нравы и традиции — сфера самоуправления свободных индивидов и их организаций, защищенная от вмешательства государственной власти.   Эти элементы гражданского общества в науке конституционного права рассматриваются либо как общественно-политические категории, либо как самостоятельные конституционные (государственно-правовые) институты, закрепляющие существенные черты и признаки гражданского общества. Среди них можно выделить следующие институты:   а) основ экономических отношений; б) основ социальных отношений; в) основ духовно-культурных отношений; г) основ политических отношений.   Приведем примеры: 1) Одним из важнейших социально-экономических прав является право на владение и распоряжение частной собственностью. Данное право основано на средствах юридической помощи с целью защиты от посягательства со стороны не только отдельных физических и юридических лиц, но и органов самого государства. Почти во всех конституциях мира оговорены возможность и методы отчуждения частной собственности в интересах общества.   Во многих странах (Италия, Бангладеш, Дания, Индия, Япония, Гватемала, Коста-Рика, Габон и др.) после Второй мировой войны было официально принято право человека на труд. После Второй мировой войны вышеназванные и другие страны принялии закрепили в своих конституциях право на равную плату за равный труд и право на отдых. Часто эти права считаются логическим продолжением права на труд. Кроме этого, социально-экономические права включают в себя страхование по болезни и безработице, начисление пенсии по возрасту, стажу и заболеваниям, а также охрану женского и детского труда.   2) Духовно-культурные отношения в обществе — это отношения между людьми, между человеком, обществом и государством по поводу духовно-культурных благ. Предмет этих отношений включает все духовно-культурные явления — науку, искусство, образование, религию, прочие области общественного сознания.   Например, в ст. 27 испанской Конституции указывается, что образование будет иметь целью полное развитие человеческой личности в уважении к демократическим принципам общежития и основным правам и свободам. Публичные власти должны гарантировать родителям возможность давать своим детям религиозное и моральное воспитание в соответствии с собственными убеждениями. Основное обучение обязательно и бесплатно. Публичные власти гарантируют всем право на образование посредством общего программирования обучения при эффективном участии заинтересованньїх секторов и создания учебных заведений. За физическими и юридическими липами признается свобода создавать учебные заведения в рамках соблюдения конституционных принципов. Преподаватели, родители и в соответствующих случаях учащиеся будут участвовать в контроле и управлении во всех учебных заведениях, которые содержатся администрацией за счет публичных фондов. На публичные власти возлагаются инспектирование и освидетельствование системы образования, чтобы гарантировать соблюдение законов. Публичные власти будут поддерживать учебные заведения, которые отвечают требованиям, установленным законом. Признается автономия университетов на установленных законом условиях.   Например, Конституция Кубы, ст. 38, в частности, сказано: «Государство направляет, развивает и поощряет образование, культуру и науку во всех их проявлениях.   В своей политике в области образования и культуры государство придерживается следующих принципов:   а) основывает свою политику в области образования и культуры на научном мировоззрении, установленном и развиваемом марксизмом-ленинизмом б) обучение находится в ведении государства. Поэтому учебные заведения являются государственными. Осуществление функции образования представляет собой такую задачу, в выполнении которой участвует все общество; выполнение этой задачи базируется на выводах и достижениях науки и на самой тесной связи учебы с жизнью, трудом и производством в) способствует коммунистическому воспитанию новых поколений и подготовке детей, молодежи и взрослых к общественной жизни.   Для осуществления этого принципа общее образование и специальное образование научного, технического или художественного характера сочетается с трудом, прикладными исследованиями, физическим воспитанием, спортом, участием в общественно-политической деятельности и в военной подготовке г) обучение является бесплатным. Государство устанавливает широкую систему стипендий для учащихся и предоставляет разнообразные возможности учебы работающим с целью достижения всеобщего обучения».   А часть первая ст. 39 устанавливает: «Образование детей и молодежи в духе коммунизма является обязанностью всего общества».   3) Политические отношения, образующие в своей совокупности политическую систему, — это отношения, связанные с функционированием политической власти в обществе, концентрированным выражением которой является госуд. власть.   Конституционные принципы правового регулирования политических отношений: - многообразные проявления политической власти (в политических партиях, движениях и т.д.); - равенство всех общественных объединений перед законом; - главенствующее место государственной власти среди других проявлений власти; - демократизм и гуманизм политической власти; - признание верховенства права над политической властью; - всеохватывающий характер государственной власти (объединяет всех членов общества и осуществляется непрерывно); - суверенность государственной власти (верховенство, самостоятельность и независимость); - единство государственной власти (ее концентрация в одном субъекте - народе); - разделение властей (на законодательную, исполнительную и судебную); - определение основ политического процесса (т.е. форм, способов и направлений политической деятельности - избирательный, законодательный, бюджетный и т.д.); -определение приемов, методов и способов осуществления политической власти (т.е. характер политического режима).   Приведем пример. В зарубежных странах действуют различные политические партии. Традиционно они различаются по своим социально-экономическим установкам, однако в 60-х гг. XX в. стали возникать партии, сориентированные на решение новых проблем (охрана окружающей среды, ядерная угроза, иммиграция, европейская интеграция, охрана прав женщин и меньшинств). Исходя из идеологических установок, существующие партии весьма условно можно разделить на следующие группы: консерваторы, либералы, социал-демократы, зеленые, левые радикалы, крайне правые, регионалисты.   Консервативные партии представляют собой правое крыло в спектре политических партий. Они выступают за ограниченное государственное регулирование в сфере экономики и социальной сфере, в том числе за снижение налогового бремени, что позволило бы, по их мнению, оживить экономическую конъюнктуру, обеспечить стабилизацию финансов и рост уровня жизни. Вместе с тем в сфере гражданских свобод они придерживаются не либеральных, а собственно консервативных установок. В частности, они являются противниками легализации абортов, признания прав сексуальных меньшинств, использования достижений биотехнологий.   К консервативным партиям относятся Республиканская партия США, Консервативная партия Великобритании, Христианско-демократический союз ФРГ, Либерально-демократическая партия Японии.   Либералы являются сторонниками свободной торговли, развития конкуренции и внутреннего рынка. Они считают недопустимым государственное вмешательство не только в сферу экономики, но и гражданских свобод.   К либеральным партиям принадлежат Свободная демократическая партия в Германии, Радикальная партия во Франции, Итальянская республиканская партия.   Социал-демократические партии традиционно отстаивают усиление государственного вмешательства в экономику, включая частичную национализацию и финансирование социальных программ за счет увеличения прогрессивных налогов. Основное внимание они уделяют социальной защите граждан и учету корпоративных интересов. Одновременно социалисты, в противовес консерваторам, выступают за либерализацию сферы индивидуальных свобод.   К социал-демократическим партиям относятся Лейбористская партия Великобритании, социалистические партии Франции, Италии, Испании, социал-демократические партии в Германии и скандинавских странах.   Зеленые появились на политической арене в 60—70-х гг. XX столетия, в настоящее время они существуют во всех странах Европейского Союза (Федерация зеленых в Италии, Зеленая партия в Великобритании), а в ряде стран (ФРГ, Франция) их представители входят в состав правительства. В политических программах зеленых ключевыми вопросами являются охрана окружающей среды, отказ от ядерного оружия и атомных электростанций, борьба за мир, защита прав женщин.   Левые радикалы представлены коммунистическими партиями и независимыми социалистическими партиями, возникшими в 50-60-х гг. XX столетия в ряде стран Европы в связи с неприятием обществом политики правящих социалистических и социал-демократических партий (Дания, Нидерланды). После падения Берлинской стены большинство коммунистических партий отказалось от идеи свержения капитализма и либерально-демократических институтов, однако защита прав трудящихся, безопасность труда, антимилитаризм являются принципиальными вопросами для них; они выступают против дальнейшего расширения европейской интеграции.   К этим партиям относятся Французская коммунистическая партия, Партия демократического социализма в Германии, Партия коммунистического преобразования в Италии.

44. Конституционные права и свободы человека и гражданина: понятие и система





Дата публикования: 2015-01-26; Прочитано: 382 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.008 с)...