Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Бытие как Machtenschaft



По мнению Ницше, мир — это постоянное становление и бесцельность, что выражается в идее «вечного возвращения одного и того же». Вслед за Артуром Шопенгауэром Ницше в основе мира называл волю: как движущую силу становления; как порыв; как «волю к власти»; волю к расширению своего Я, к экспансии. Центральное понятие у Ницше — идея жизни. Он родоначальник направления, которое называется философией жизни.

50. Главные онтологические категории: объект и субъект.

Истоки включения категории «субъект» в философское осмысление реальности, восходящее к концу XVI — началу XVII в., в Западной Европе связаны с освоением динамичного развивающегося общества. Категория «субъект» выражает функцию особого «посредника» между внутренним и внешним: субъект, оставаясь тождественным сам себе, «выносит наружу» или выявляет все то, что не существует еще для сознания людей; он фиксируется как особая порождающе-трансформирующая причина возникающих изменений и одновременно — форма (условие) реализации их бытия. Одним из первых этот потенциал субъекта-разума открыл и реализовал Р. Декарт. Выявляя возможность рефлексии «видеть» свои собственные процессы мышления, устанавливать некоторые «правила», обеспечивающие постижение истины, Декарт впервые отчетливо соизмерил условия познания с особенностями бытия сознания — субъекта и прежде всего — с его активностью, возможностью быть причиной собственных действий. Таким образом, субъект становится весьма важным условием теоретической рефлексии, открывающей онтологические характеристики природы, общества и человека, которые не даны непосредственному восприятию, а раскрываются благодаря логике субъектной самореализации: последняя вместе с раскрытием характеристик субъекта открывает и сам мир, условия его бытия. В XX веке востребованность субъекта еще более возрастает, прежде всего в связи с проблемой ненаблюдаемости объектов — не только в философии, но и в естествознании, социологии, психологии и др. науках. Появляется необходимость общеметодологического прояснения той среды, в которой становится возможной концептуально-теоретическая реконструкция бытия ненаблюдеамых объектов.

51. Главные онтологические категории: бытие и ничто.

Учение о бытии - онтология - одна из центральных проблем философии. Первый аспект проблемы бытия - ответы на вопросы "Что существует? - Мир. Где существует? - Здесь и везде Как долго? - Теперь и всегда: мир был, есть и будет. Как долго существуют отдельные вещи, организмы, люди, их жизнедеятельность?" Антитезой бытие или нечто, является ничто. Диалектика и заключается в том, что переход в небытие есть уничтожение данного вида бытия и превращение, становление его в иной форме. Выделяют следующие различающиеся, но и взаимосвязанные основные формы бытия: 1) вещей (тел), процессов, 2) человека, 3) духовного (идеального), 4) социального и 5) общества. Какие бы формы бытия мы не рассматривали, все они имеют своим предельным основанием, своей субстанцией материю. История развития понятия бытия. Парменид --- бытие есть все существующее, небытия нет вообще. Бытие неподвижно и вечно. Гераклит --- бытие подвижно и вечно. Демокрит --- атомы и вещество суть бытие, пустота - небытие. При этом небытие не менее реально, чем бытие. Платон --- истинное бытие есть мир идеи, а материя -- это небытие. В дальнейшем можно трактовать мир идей как общественное бытие. Плотин --- 4 вида бытия. Материя неопределенная, материя в виде вещей, мир идей и единое. Теософия --- бытие божественное, несотворенное, абсолютное, надпространственное и бытие природное, сотворенное богом. Маркс --- общественное бытие. Хайдеггер --- новая концепция бытия. Сартр и его труд “Бытие и ничто”.

52. Главные онтологические категории: субстанция и материя.

Материя - предельно широкая философская категория, содержание которой противоположно содержанию категории "идеальное". В категории "материя" заключены представления о единой субстанции, лежащей в основе видимого многообразия вещей, родственной вещному миру и порождающей этот мир. Представления о материи в основном развивались в рамках материализма, но к данному понятию обращались и представители иных философских направлений. Субстратом, носителем этих свойств чаще выступают атомы. Декарт Р. вообще снял проблему субстрата, отождествив материю с её единственным свойством – протяжённостью. В рамках марксистской философии завершился процесс гносеологизации понятия материя. Ленин В.И. считал, что непозволительно смешивать учение о строении материи (чем занимаются специальные науки) с материей как гносеологической категорией, раскрывающей вопрос об источниках познания, о существовании объективной истины. Противоположностью материального является всё, относящееся к идеальному, то есть, относящееся к субъективной части реальности, которая существует в (сильной) зависимости от субъекта («нематериальное»). Основной (часто единственной) причиной идеального является субъект. К идеальному относят мысли, эмоции, смысл текста и т.п. Внутренняя противоречивость движения как единство изменчивости и неизменности, устойчивости (покоя, сохранения) является одним из его атрибутивных свойств. Любое конкретное бытие существует лишь благодаря тому, что в нем воспроизводится определенный тип изменений, движений. При уничтожении этого типа движения данное конкретное бытие распадается, переходит в другое бытие, которое характеризуется своим типом движения. Покой выступает как момент движения, момент сохранения качественной определенности движущегося бытия. До тех пор, пока бытие сохраняет свою качественную определенность, то есть находится в относительном покое, остается «самим собой», оно может существовать, изменяться, двигаться.

53. Пространство: эволяция представлений.

Мифологическая система мира наследует целостность и статичность мысли, в которой она возникла. Небо как крыша мира и Земля как центр мира - ее основные конструкты. В пространстве между Небом и Землей в Древнем Египте была помещена сила, устанавливающая равновесие в мире. В Древней Индии имелись два варианта заполнения: Индрой (сыном Неба и Земли) и просто воздухом. В этих моделях мир возникает из хаоса, пространство образовано конструктами, а не вмещает их. В Древней Греции в русле атомизма (Анаксагор, Парменид) появилось представление о бесконечном пустом пространстве, в котором только и возможно движение. Пространство атомистов лишено центра, вечно, не имеет границ. Эпикур, однако, лишил его изотропности, сохранив избранные направления "вверх" и "вниз" для объяснения падения тел. В представлениях других философских направлений пространство имеет границу и центр, верх и низ. Пространство мира Платона - сфера с Землей в центре (общий "низ"), вмещающая все материальные тела. Платон создал догму совершенства окружности, живущую до сих пор в комплексных рядах Фурье. Эта догма восходит к наглядным представлениям об окружности окоема. Пространство мира Аристотеля - конечно, наполнено воздухом и заполнено местами для объектов, неоднородно и анизотропно, является ареной и участником событий. Пространство Евклида вполне адекватно "метательной" кинематике твердых тел. Евклид обеспечил практикам средства измерения и сравнения длин, площадей и объемов объектов самой различной формы. Абстрактное пространство Евклида однородно и изотропно, бесконечно делимо и безгранично. В Средние века пространство Вселенной получило дополнительное оснащение: ад и рай о девяти кругах каждый; структуры, вмещающие ангелов и бога и траектории небесных тел. Ренессанс восстановил представление об однородном, пустом, бесконечном абстрактном пространстве и разместил в нем системы отсчета. В трехмерном пространстве Галилея свободное движение происходит по окружности, а не по бесконечной прямой. Пространство Галилея однородно: законы механики одинаковы во всех его точках. Пустоту Галилей изобретательно ввел как бесконечное количество пустот, лишенных величины. В бесконечно протяженном пространстве Декарта (сущность материи - объемность) нет пустоты (не имеющей свойств), его структуру определяет всеобщее движение ("вихрей"). Это движение порождает неоднородность и искривляет траектории движения частиц вплоть до планет: пространство "искривлено". Эта концепция была продолжена Лейбницем и Эйнштейном. Концепцию абсолютно пустого однородного пространства (Анаксагор) продолжил и завершил Ньютон. Он ввел "абсолютное, всегда одинаковое и неподвижное" пространство, "абсолютное, истинное, математическое, протекающее равномерно" время. Наряду с ними были дозволены относительное (обыденное) время и относительное пространство.

Место как часть пространства может быть соответственно абсолютным или относительным; положение есть свойство места, поэтому как движение, так и покой могут быть абсолютными или относительными.

54. Время: эволюция представлений.

Время представлялось цикличным. Высокоразвитые календарные системы "изгоняли" время, представляя мир статичным (и надежным: основная масса людей всегда противилась всему новому). В индоевропейских языках обозначения Луны и измерения имеют общий корень me: mensis (месяц), mensus (измерять), to measure, мера, измерять, месяц. Разделение времени на интервалы в быту было продиктовано стремлением подчинить жизнь ритму. Платон полагал, что "…наука назначается для знания существенного, а не для того, что бывает и погибает". Так повелось изгонять из поля зрения процессы становления и гибели. Мир вечен. Законы вечны. Аристотель учил: "Время есть число движения по отношению к предыдущему и последующему". Время есть круг (по движению неба). Возражения Платона и платонистов не помешали созданию кинематической геометрии (Евдокс) и кинематической астрономии (Птолемей). Время в античности сохраняло архетипическую цикличность. В Средние века Блаженный Августин: "Время есть мера движения истории". В христианской картине мира время стало линейным: от первого пришествия Христа до второго пришествия. В XIV веке удалось рассмотреть время как независимую переменную и ввести понятие мгновенной скорости, положив начало разработке понятия ускорения, что привело к появлению динамики. Маймонид в XII веке писал о неделимых атомах времени. Наука Нового времени возникла с введением времени в физику, которым мы обязаны Галилею. Ньютон: "Абсолютное, истинное, математическое время само по себе и по самой своей сущности, без всякого отношения к чему-либо внешнему протекает равномерно". Лейбниц свел временной порядок к причинному порядку, создав причинную теорию времени. Гамильтон предложил вывести алгебру из интуитивного понимания времени как континуума точечных мгновений. Для линейного аппарата все прошло хорошо, но невещественные корни квадратных уравнений не поддавались интерпретации средствами одномерного континуума. Гамильтон разработал теорию пар-моментов, известную нам (теперь) в форме алгебраической теории комплексных чисел. Следующий шаг - изобретение теории кватернионов. В XIX веке ради достижения строгости из математики было исключено время, понятие предела перестало зависеть от понятия движения. Это достижение уступает место нестрогим рассуждениям, когда строгость недоступна студенту. Построенная к началу ХХ века физическая картина мира была обратимой во времени в полном соответствии с замыслом Ньютона. Вселенная предстала совершенной в своей статичности: в ней царило существующее без возникающего. Теория относительности не внесла принципиальных изменений. Геометризация физики позволила "мыслить физическую реальность 4-мерным континуумом вместо того, чтобы, как прежде, считать ее эволюцией трехмерного континуума" (Эйнштейн). Больцман связал направление времени с энтропией. С энтропией в физику вошли понятия вероятности и эволюции (Больцман следовал Дарвину). Второе начало термодинамики становится столь же фундаментальным постулатом, как тезис о предельности скорости света. Тем самым концепция определенности, устойчивости, жесткой закономерности порядка в мире исключается из науки. Фундаментом науки становится концепция эволюции, Энтропия и Эволюция становятся синонимами.





Дата публикования: 2015-01-26; Прочитано: 599 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...