Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Биосфера, человек и космос. Концепция А.Л. Чижевского. Концепция этногенеза Л. Гумилева



Современный человек сформировался около 30-40 тыс. лет назад. С этого времени в эволюции биосферы стал действовать новый фактор – антропогенный.
Первая созданная человеком культура – палеолит (каменный век) продолжалась примерно 20-30- тыс. лет; она совпала с длительным периодом оледенения. Экономической основой жизни человеческого общества была охота на крупных животных: благородного и северного оленя, шерстистого носорога, осла, лошадь, мамонта, тура. На стоянках человека каменного века находят многочисленные кости диких животных – свидетельство успешной охоты. Интенсивное истребление крупных травоядных животных привело к сравнительно быстрому сокращению их численности и исчезновению многих видов.

Если мелкие травоядные могли восполнять потери от преследования охотниками благодаря высокой рождаемости, то крупные животные в силу эволюционной истории были лишены этой возможности. Дополнительные трудности для травоядных возникли вследствие изменения природных условий в конце палеолита. 10-13 тыс. лет назад наступило резкое потепление, отступил ледник, леса распространились в Европе, вымерли крупные животные. Это создало новые условия жизни, разрушило сложившуюся экономическую базу человеческого общества. Закончился период его развития, характеризовавшийся только использованием пищи, т.е. чисто потребительским отношением к окружающей среде. В следующую эпоху – неолита - наряду с охотой (на лошадь, дикую овцу, благородного оленя, кабана, зубра, и т.д.), рыбной ловлей и собирательством (моллюски, орехи, ягоды, плоды) все большее значение приобретает процесс производства пищи. Делаются первые попытки одомашнивания животных и разведения растений, зарождается производство керамики. Уже 9-10 тыс. лет назад существовали поселения, среди остатков которых обнаруживают пшеницу, ячмень, чечевицу, кости домашних животных – коз, овец, свиней. В разных местах Передней и Средней Азии, Кавказа, Южной Европы развиваются зачатки земледельческого и скотоводческого хозяйства. Широко используется огонь – и для уничтожения растительности в условиях подсечного земледелия, и как средство охоты. Начинается освоение минеральных ресурсов, зарождается металлургия. Рост населения, качественный скачок в развитии науки и техники за последние два столетия, особенно в наши дни, привели к тому, что деятельность человека стала фактором планетарного масштаба, направляющей силой дальнейшей эволюции биосферы.

В.И. Вернадский считал, что влияние научной мысли и человеческого труда обусловило переход биосферы в новое состояние – ноосферу (сферу разума).

Начало преобладания геологической роли человека над другими геологическими процессами, протекающими в биосфере. Это условие также можно считать выполненным, хотя именно преобладание геологической роли человека в ряде случаев привело к тяжелым экологическим последствиям. Объем горных пород, извлекаемых из глубин Земли всеми шахтами и карьерами мира, сейчас почти в два раза превышает средний объем лав и пеплов, выносимых ежегодно всеми вулканами Земли.

Расширение границ биосферы и выход в космос. В работах последнего десятилетия жизни Вернадский не считал границы биосферы постоянными. Он подчеркивал расширение их в прошлом как итог выхода живого вещества на сушу, появления высокоствольной растительности, летающих насекомых, а позднее летающих ящеров и птиц. В процессе перехода в ноосферу границы биосферы должны расширяться, а человек должен выйти в космос. Эти предсказания сбылись. Космический цикл как важнейший фактор существование биосферы

По словам ученых закат и расцвет жизни на Земле может быть связан с циклами движения Солнечной системы в Галактике. Наша Солнечная система движется вдоль диска Галактики Млечный путь и в зависимости от местоположения системы различаются и условиях, которые, в конечном итоге, имеют влияние и на нашу планету.

Не давно специалисты из Университета Калифорнии в Беркли (штат Калифорния, США) обнаружили морские окаменелости, на которых присутствуют останки представителей биологического разнообразия. В результате анализа, специалисты пришли к выводу, что живые существа на нашей планете удивительным образом подчинялись циклу, длина которого составляет ровно 62 млн лет.

Кроме того, ученым удалось обнаружить следы как минимум двух массовых вымираний на планете - примерно 250 и 450 млн лет назад, эти процессы приходятся как раз на пики данного цикла.

На сегодня специалисты Университета Канзаса пришли к выводу, что данные события имеют под собой внеземные факторы. Их идея строится на том факте, что все звезды как в нашей Галактике, так и во Вселенной вообще не находятся на постоянных точках, а движутся вокруг какого-либо центра, например, центра галактики. В процессе их движения они могут проходить через какие-либо зоны с неблагоприятными условиями, высокой радиацией.

Наша солнечная система также не является в данном случае исключением - она также вращается вокруг центра галактики, причем период ее обращения составляет 64 млн лет, то есть почти столько же, сколько занимают циклы биоразнообразия на Земле.

Ученые говорят, что наша галактика Млечный путь имеет гравитационную зависимость от кластера галактик, расположенного на расстоянии 50 млн световых лет. По мнению Адриана Мелотта и Михаила Медведева, астрономов Университета Канзаса, в процессе движения эти объекты неизбежно сближаются, что приводит к сильным гравитационным нарушениям, в результате чего могут даже изменяться орбиты планет.

По предположению ученых, в результате периодических сближений и происходят гравитационные отклонения, действующие и на Землю. В результате этих изменений повышается радиационный фон, а в результате того, что планета может несколько изменить свою орбиту на Земле может очень значительно измениться и климат, что собственно и могло приводить к массовым вымираниям животных в истории нашей планеты.

Кроме того, еще одна гипотеза заключается в том, что во время притяжения Солнечная система ускоряется и это приводит к появлению мощной ударной волны, аналогичной той, что получается при преодолении скорости звука. Недавно это явление было обнаружено в галактическом кластере расположенном на расстоянии 300 млн световых лет от нашей планеты. Там, согласно расчетам астрономов ударная волна распространялась со скорость около 1000 км/сек.
Концепция Чижевского.
Одной из интереснейших концепций русского космизма является коцепция А.Л.Чижевского. Мировоззренческие размышления Чижевского настолько опережали свое время, что лишь сейчас мы начинаем, наконец, осознавать их эвристическую силу, все более и более убеждаясь в том, что они должны стать ориентирами современной науки и культуры, хотя и в новой, модернизированной форме.

Ключевое место в философской концепции Чижевского занимает идея существования единого закона всего сущего.
Единство мира Чижевский понимал как его единообразие. «Вселенная, которой управляет один-единственный закон, части которого мы познаем с таким трудом, не может быть разнородна и не одинакова на всем своем великом протяжении. Как у нас на Земле, так и на расстоянии миллиардов световых лет – властвует та же закономерность, та же целесообразность и гармония».
Принцип единообразия в контексте своего «энергетического космизма» Чижевский обосновывал следующим образом: «Материальный мир есть арена последовательных, а потому и закономерных комбинаций единого субстрата – электрона. Поэтому мы будем утверждать, что физическая картина отдаленного мира похожа на нашу! Но мы смеем утверждать, что если существует материя, то ее проявление подобно тому, каковое наблюдаем и мы. Мы можем также утверждать, что единый принцип, создающий наш мир, один и тот же и проявляется в самых удаленных участках Вселенной с той же последовательностью и в том же порядке действия. Таким образом, мы приходим к утверждению Единства образующего физического закона во всей Вселенной».
Из этого единообразия мира как следствие выводится «единство логического мышления», поскольку оно развивается в неразрывной связи с внешним миром.

Другим аргументом, подтверждающим единообразие мира, была для Чижевского мировая гармония. Идея единообразия и порядка жизни всего мироздания безусловно вытекает из каких-либо основных его свойств, основных его законов. Таким свойством и является гармония мира. Человеческий род, населяющий земной шар, может служить образцом того творческого воздействия, которое расточается Вселенной в силу ее совершеннейшей гармонии. Постоянное отображение этой мировой гармонии человеческим мозгом только и могло породить тот строй мысли, каким наделены ныне представители культурных рас. Таким образом, осуществляется в философской концепции Чижевского единство различных образов мира.
Но если «Земля и все населяющее ее живое представляют собой органическую систему, zoon – Платона, следует предположить, что могущественные нарушения, имеющие иногда место в физико-химической среде Земли, должны вызывать мощные пертурбации и в органическом ее царстве.

Таким образом, следовало допустить, что наиболее крупные движения в человеческом мире протекают одновременно с какими-либо колебаниями или изменениями сил окружающей природы».
Мы еще раз убеждаемся, что мировоззренческие принципы действительно выступают у А.Л.Чижевского в качестве направляющего стержня для разработки его научной концепции.
Принцип единообразия космоса лежит в основе принятого Чижевским подхода к исследованию проблем взаимосвязи космических и земных факторов, который был типично редукционистским.1Если свойства космоса определяются принципом единообразия, то «не должны ли быть приложены к изучению исторического процесса и социальной эволюции методы и принципы физики и математики? Владения физики – вся Вселенная, вся целиком, а потому физика должна сказать свое слово при рассмотрении любого в мире вопроса.
Она должна осветить лицо истории своими законами о веществе, связать человека с человеком, человечество с природою путем установления для органических существ законов, аналогичных законам неорганического мира… Современная точная наука мало-помалу уже вступает на этот путь, человеческая воля становится доступной опыту, и сам человек из сферы чудес переводится в ряд закономерных физико-химических явлений природы».
Конечно, такой подход является спорным.

Попытки сведения высших проявлений психической деятельности человека к физико-химическим факторам предпринимались неоднократно, но успеха не имели, хотя редукционизм – один из наиболее популярных и признанных методов современной науки. Обратим, однако, внимание на весь контекст процитированных рассуждений. Основное в них – признание единого закона мира. Сегодня эта мысль Чижевского очень созвучна поискам современной физики, нацеленным на построение «единой теории всего».

Принцип пандетерминизма, то есть причинно-следственной связи всего со всем также является смысловым стержнем этой концепции, соединяющей различные образы мира. Детерминизм выступает формой проявления единого физического закона, лежащего в основе космоса. По словам Чижевского, «в жизни природы все последовательно и все сопричинно связано между собою. Мир есть сложная система зависимых переменных, а не музей отдельных явлений, не перечень неподвижных фактов». Вот почему и жизнедеятельность человечества причинно обусловлена жизнедеятельностью Вселенной.

Принцип детерминизма выполняется в космосе А.Л.Чижевского с исключительной жесткостью и, без каких бы то ни было, модификаций. Ему подчинены все энергетические процессы, среди которых особое место занимают переходы космической энергии в психическую энергию индивидов и человеческих сообществ. «Силы внешней природы связывают и освобождают заложенную потенциально в человеке его духовную сущность и принуждают интеллект действовать или коснеть».
Специфика исследований Чижевского состоит, однако, именно в том, что он решал комплексную проблему взаимодействия множества космических и земных факторов, в которой переплетаются разные звенья причинно-следственных цепей, то есть уровни причин, рождающих космические влияния на земные процессы.

Философская концепция Чижевского пронизана «общею идеей: Палигенезиса, Вечного Возрождения, Вечного Круговорота – Бессмертия Космоса!». Может быть, «этот принцип, проводимый природою во всех своих проявлениях, и есть та удивительная, затаенная в сокровенных основах мироздания простота, которую предчувствовали древние, воспели поэты и о которой говорили нам философы.
Или это, может быть, и есть та великая мировая Гармония, которая одинаково одухотворяет, движет согласно непреложных законов по непреложным путям как самые грандиозные, так и самые ничтожные, еле ощутимые процессы»[9].

А.Л.Чижевский рассматривал бесконечную причинно-следственную цепь событий, детерминируемых «единым физическим законом», который определяет не только фундаментальные свойства космоса и его структуру, но также процессы универсального эволюционизма. Он пришел к выводу: идея хаоса возникает потому, что каждое физическое явление «оказывается результатом бесконечно большого числа причин», совокупностью которых определяются те или иные его аспекты. «То есть ни одно явление, каковое доступно нашему непосредственному наблюдению, не является причиною и следствием одновременного действия одного и того же физического закона, а представляет из себя в известной степени итог исторически складывающихся факторов и комплекс всех местных сопричастных его проявлению обстоятельств и условий»[10]. Но исследователь обычно принимает во внимание только некоторые из них, пренебрегая другими. Отсюда и возникают в познании образы хаоса. Если же мы, изучая природу, частью которой является, согласно Чижевскому, и общество, будем переходить от одного звена к другому в общей цепи явлений, то усмотрим в них «последовательность и закономерность, а следовательно, и известную гармонию»[11], которая, в противоположность хаосу, является, таким образом, фундаментальной чертой бытия.

Концепция этногенеза Л. Гумилева
Л.Н. Гумилёв в своей теории этногенеза пытается дать объяснение различным этническим феноменам с точки зрения ландшафта. По мнению автора «этническое многообразие легко объяснить адаптацией людей в разных ландшафтах: в разных климатических условиях географической среды образуются разные этносы и разные культурные традиции». Автор ввёл в научный обиход новый термин пассионарность, с позиций пассионаронсти этносов он рассматривал процессы происхождения и развития этносов в этногенезе.

Пассионарность – это характерологическая доминанта, необратимое внутреннее стремление (осознанное или, чаще, неосознанное) к деятельности, направленной на осуществление какой-либо цели (часто иллюзорной). По мнению автора пассионаронсть возникает в результате массовой мутации, или путём передачи по наследству. В качестве примеров исторических личностей Л.Н. Гумилёв приводит: А. Македонского, Тэмуджина, Яна Гуса.
Рассматривая процесс взаимодействия этнических групп, автор рассматривал причины добрососедских и воинственных взаимоотношений. Л.Н. Гумилёв предположил, что на формирование и взаимодействие этносов влияет феномен этнической комплиментарности. Комплементарность – это неосознанная симпатия к одним людям и антипатия к другим, т.е. положительная и отрицательная комплементарность. По мнению автора, вне зависимости от расового состава, от культурных связей, от уровня развития возникают некие моменты которые позволяют установить дружественный этнический контакт, а в других — он становиться нежелательным или враждебным, вплоть до кровопролития.

Помимо ландшафта и комплиментарности важной составляющей этнической целостности является стереотип поведения. Стереотип поведения — в пассионарной теории этногенеза, система поведенческих навыков, передаваемых из поколения в поколение посредством сигнальной наследственности, специфичная для каждой этнической системы. По мнению Л.Н. Гумилёва стереотип не является неизменной величиной и в зависимости от фазы этногенеза в нём может меняться. Стереотип поведения этноса имеет внутреннюю структуру, включающую строго определенные нормы отношений:

Между коллективом и индивидом;
Индивидов между собой;
Внутриэтнических групп между собой;
Между этносом и внутриэтническими группами.
Стереотип поведения также включает навыки адаптации в ландшафте и нормы отношения к иноплеменникам.
По мнению автора, существуют определённый этапы в развитии этносов, каждый из этапов привносит в жизнь этноса новый стереотип поведения, в процессе своего развития происходит процесс «старения этноса» заканчивающийся гомеостазом. Процесс этногенеза состоит из девяти фаз:

Толчок или дрейф – появление пассионариев.
Инкубационный период – рост пассионарности, данная фаза может быть отражена в мифах;
Подъём – бурный рост пассионарности, как правило сопровождается борьбой и расширением территорий;
Акматическая фаза – увеличение могущества этноса;
Надлом – резкий спад пассионаронсти, размежевание этноса;
Инерционная фаза – спад пассионаронсти до уровня нормы, процветание этноса;
Обскурация – спад пассионаронсти ниже уровня нормы, упадок и деградация;
Агония – если этнос не сумел войти в гомеостаз происходит распад этноса;
Гомеостаз – существование этноса в равновесии со средой.
Процесс этнической идентичности Л.Н. Гумилёв рассматривает в рамках консорций и конвикций. Консорция – группа людей, объединённых одной исторической судьбой. Конвикция – группа людей с однохарактерным бытом и семейными связями. Задачами консорций и конвикций автор видит в поддержании этнического единства путём внутриэтнического неантагонического соперничества. Говоря о конвиксиях автор приводит примеры землепроходцев и старообрядцев, породивших поколение стойких сибиряков. По мнению Л.Н. Гумилёва история этносов, это история их взаимодействия.

Не смотря на то, что теория этногенеза не была целиком принята научной общественностью, термин пассионарность прочно вошёл в обиход различных областей научного знания. Работая в рамках евразийской концепции, Л.Н. Гумилёв предложил одну из самых красивых теорий взаимодействия этносов, описав её в своих потрясающих трудах.





Дата публикования: 2015-01-26; Прочитано: 3306 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.008 с)...