Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Характеристика этапов происхождения человека. Физические факторы антропогенеза. Сходство и отличия человека и животных



Вопросы о происхождении и эволюции человека занимают центральное место в антропологии и определяют основные мировоззренческие подходы. В основе данных проблем лежат самые различные концепции. Рассмотрим основные из них.

Концепция божественного сотворения людей. Согласно этой концепции, люди произошли от богов. Так, в греческих мифах многие герои, родившиеся от связи Зевса или другого олимпийского бога с женскими богосуществами - наядами.

Концепция человека как продукта нематериальных сил предусматривает сотворение человека не Богом, а мировым разумом. Это решение объединяет ученых, которые не согласны с религиозной позицией и в тоже время отрицают возникновение человека в ходе естественной эволюции. Появление генома человека, сложность которого оценивается числом 101000, требовало бы в эволюции живого случайного перебора вариантов, равного 10900 на одну особь. Эти числа нереальны. Отсюда Ж. Моно сделал вывод о то, что человек - явление уникальное, возникшее вопреки развитию природы. Эти идеи развивал и французский биолог Э. Марке (1978 г.). Он считал, что поскольку в материальной природе отсутствует сознательное начало, то толчок в эволюции человека был вызван вхождением в предковый зоологический вид особого «оператора» как проявления мирового разума.

Нематериальный характер сил, породивших человека, утверждает телеология (от греч. telos - цель). Еще Аристотель писал о целевых причинах, заложенных в живые организмы и устремляющих их развиваться к человеку. К этой точку зрения близка гипотеза номогенеза (от греч. nomos - закон, genesis - происхождение). Сторонники этой точки зрения (К. Бэр, Л. С. Берг и др.) полагали, что целенаправленность как изначальное свойство ведет жизнь к человеку.

Древняя натурфилософия рассматривала формирование человека естественным путем. Ее истоки связаны с мифами. Так, древнекитайский натуралист Ян Чжу полагал, что первые люди образовались из сочетания пяти стихий: воды, огня, земли, дерева и металла.

Научный натурализм. В XIX в. ведущие ученые-биологи стали углублять и развивать древний натурализм. В 1809 г. в книге «Философия зоологии» Ламарк высказал догадку о том, что человек мог произойти от такой наиболее совершенной обезьяны как шимпанзе. В 1871 г. вышла книга Ч. Дарвина «Происхождение человека и половой отбор», где человек выводится от обезьяноподобных прародителей.

Концепция Дарвина о происхождения человека от высокоразвитых предков современных обезьян господствует в науке с XIX века. В XX веке она получила генетическое подтверждение, поскольку из всех животных по генетическому сходству ближе всего к человеку оказались человекообразные обезьяны. Поэтому вопрос о происхождении человека необходимо начинать рассматривать с определения сходных и отличительных признаков человека и животных.

Сходство человека с животными состоит в том, что, во-первых, у них одинаковый вещественный состав, строение и поведение организмов. Человек состоит из тех же белков и нуклеиновых кислот, что и животные, а многие структуры и функции нашего тела такие же, как у животных. Чем выше на эволюционной шкале стоит животное, тем больше его сходство с человеком. Во-вторых, человеческий зародыш проходит в своем развитии те же стадии, которые прошла эволюция животного. И, в-третьих, у человека имеются рудиментарные органы, которые выполняли важные функции у животных и сохранились у человека, хотя уже не нужны ему.

Палеоантропологические исследования и открытия последних лет дали дополнительные доказательства того, что человек является естественным созданием.

Однако и отличия человека от животных значительны.

Во-первых, даже высшие животные не обладают способностью к понятийному мышлению, то есть к формированию отвлеченных, абстрактных представлений о предметах. Мышление животных всегда конкретно, а мышление человека может быть абстрактным, отвлеченным, обобщающим, понятийным, логическим.

Вторым главным отличием является то, что человек обладает речью. Опять-таки, у животных может быть очень развита система общения с помощью сигналов. Но только у человека есть то, что И. П. Павлов назвал второй сигнальной системой - общение с помощью слов. Этим человеческое общество отличается от сообщества других животных.

Третье фундаментальное отличие человека от животных - способность к труду. Конечно, все животные что-то делают, а высшие животные способны к сложным видам деятельности. Эти фундаментальные отличия человека от животных: понятийное мышление, речь, труд - стали теми путями, по которым шло обособление человека от природы.

Вместе с тем человек имеет специфические, присущие только ему особенности: прямохождение, мощно развитую мускулатуру нижних конечностей, сводчатую стопу с сильно развитым первым пальцем, подвижную кисть руки, позвоночник с четырьмя изгибами, расположение таза под углом 60 градусов к горизонтали, очень большой и объемный мозг, крупные размеры мозгового и малые размеры лицевого черепа, бинокулярное зрение, ограниченную плодовитость и некоторые другие.





Дата публикования: 2015-01-26; Прочитано: 580 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.008 с)...