Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Образование казахского этноса и казахских жузов



Монгольское нашествие серьёзно задержало процесс образования казахской народности, но не смогло остановить его. Медленно восстанавливалась хозяйственная жизнь, стала крепнуть давно установившаяся тенденция к сближению родственных по происхождению, языку, материальной и духовной культуре племён. Дальнейшее укрепление феодальных отношений в 14, 15 вв. в Золото Орде и Чагатайском улусе, включавшем современную территорию Казахстана, такой объединительный процесс всё более усиливался. Процесс сложения казахской народности сопровождался формированием этнической единой территории. В силу действия различных этнополитических, хоз, географических и иных факторов на территории Казахстана возникли три этнотерриториальных объединения. Старший, Средний, Младший жузы. Их образования произошло под влиянием естественно-географических, политических и экономических факторов. Проблема происхождения казахской народности изучена ещё не достаточно, многие стороны сложнейшего этногенетического процесса ещё не достаточно ясны сегодня. Имеет место различные предположения о природе этнонима «казах», его происхождению был посвящен ряд научных дискуссий, оно отражено в различных легендах народа. Тюркский термин «казак» первоначально употреблялся как определение социального статуса человека, свободного скитальца, искателя приключений, т.е. вольный независимый человек откочевщик. Поэтому, когда Джанибек и Керей откочевали от узбекского кочевого ханства Абулхаира, их стали называть первоначально узбек-казахами позже по мере укрепления ханства Джанибека и Керея всеподвластны им народы стали называть казахами или иначе говоря, постепенно термин определявший социальный статус приобрёл этический смысл и стал употребляться как этноним. Когда в 1465 году Керей был провозглашен правителем нового государственного образования, оно получило название Казахское ханство. Как известно, разделение исходных родоплеменных образований на три жуза оформилось уже после того, как казахи стали одним народом, объединенным территорией, единым языком и культурой. Это произошло не раньше и не позже того исторического периода, когда с севера и юга Великой Степи преодолели феодальную раздробленность, и начали внешнюю экспансию, Российская и Китайская Империи. Наверное, в этих условиях деление на жузы явилось не расколом, а как раз таки необходимой формой сохранения единства через распределение "специализаций". На долю скотоводов и торговцев Старшего жуза выпало участие в Великом Шелковом Пути, распространение дальше в Степь ислама и вражда-дружба с Богдыханом. Воинственная и дружелюбная Младшая Орда играла сходную роль в отношениях с Белым царем. Среднему же жузу досталась роль посредника-воспреемника новых обычаев, языков и культур, позволяющих кочевому народу быстрее адаптироваться к изменяющимся условиям внешнего мира. Традиционно через "продвинутых" среднежузовцев проникали в Степь сначала арабская, а потом русская культуры, элита именно Среднего жуза наиболее активно сотрудничала с царской администрацией и российской интеллигенцией, она дала казахам Абая и Чокана, а в послеоктябрьский период - "сердцевину" деятелей Алаш-Орды и основную плеяду гуманитарной и инженерной интеллигенции 20-30 годов. Та же "специализация" сохранялась и в позднесоветский период, когда на долю Старшего и, частично, Младшего жуза приходились, в основном, административные должности, тогда как национальная Академия Наук и инженерно-технические направления были "вотчиной" Среднего жуза. Не случайно, что и теперь новая мода на английский язык вместе с усвоением западных рыночно-демократических стандартов наиболее активно продвигаются опять-таки представителями Среднего жуза. (Надо полагать, что то же распределение ролей повторится и при перспективной китаизации Казахстана, если до такого доживем). Здесь комплиментарную часть в отношении Среднего жуза приходится перебить утверждением, что он же являет собой наиболее разобщенную, недружную и маргинализированную часть казахского народа. На чем, собственно, как и на практически 100-процентной консолидации элиты Старшего жуза, и выстроена система власти Нурсултана Назарбаева. Начнем с консолидации Старшего жуза: чем внимательнее в нее вглядываешься, тем большее уважение вызывает этот феномен. В реальной оппозиции режиму нет ни одного его представителя! Лучше всего это утверждение доказывается от обратного: перечислением так называемых оппозиционеров - выходцев из правящего жуза. Несколько лет назад в оппозиции побывал Заманбек Нуркадилов и … единственный вернулся во власть. Почему? Потому что он, как один из легитимных лидеров Старшего жуза, осмелился критиковать Президента за "ошибку" с назначением премьером "чужака" Акежана Кажегельдина. Заке был "правильный" оппозиционер, и он доказал свою правоту, и Президент это признал, и вернул его




Дата публикования: 2015-01-25; Прочитано: 477 | Нарушение авторского права страницы



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...