Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Исторические типы стратификации



25. Понятие и виды социальной мобильности.

Это понятие ввел п. Сорокин

Соц. мобильность — это передвижение в социальном положении, изменение статуса людей, происходящее в обществе постоянно. Наибольший вклад в исследования внес Сорокин, считал, что общество огромное соц. пространство, в котором люди перемещаются как физически, реально, так и условно во мнении окружающих и своем собственном. Сорокин ввел понятие «социальное пространство» и вложил в него иной смысл, чем был до этого — совокупность всех членов общества, как целое. В этом обществе где люди не равны, они занимают разные места в представлениях, мнениях окружающих. Одни из них находятся высоко, другие ниже в социальном пространстве. Соц. пространство по Сорокину представляет собой абстрактное, условное пространство, где люди и целые группы людей занимают то или иное место в общественных представлениях о человеке сделавшем карьеру говорят, что он «поднялся».

Сорокин указал основные каналы (лифты), с помощью которых люди меняют свое положение — главным образом за счет образования, армии, церковь, бизнес.

Различаются следующие виды социальной мобильности:

· вертикальные и горизонтальные мобильности (горизонтальные — перемещение без изменения статуса, вертикальные — с изменением статуса);

· индивидуальная и групповая мобильность (групповая происходит тогда, когда положение в обществе изменяется у всей группы, т.е. изменяется ее оценка обществом. В 60-е гг. вырос авторитет физиков;

· восходящая и нисходящая динамика. Восходящая когда повышают свой статус, нисходящая — снижают (после революции нисходящая динамика была характерна для дворян, восходящая — для рабочих и крестьян).

Сорокин пришел к выводу, что соц. мобильность является положительным явлением и свойственно демократическим, динамическим обществам. Исключением является ситуация, когда в состоянии динамического движения, резкой мобильности находится все общество. Это означает кризис, неустойчивость нежелательная мобильность для общества однако другая крайность — противоположная ситуация — никакой мобильности, застой, что свойственно тоталитарным обществам.

26. Горизонтальная мобильность в современном мире (концепция «конца географии», «туристы» и «бродяги»). Баумана, «запретные пространства» С. Фласти, «круги изоляции» в США).

З. Бауман, анализируя фигуры паломника, бродяги, игрока, фланера, туриста в философско-исторической перспективе, отмечал, что они выполняют роль ярких парадигмальных образцов культурного пространства идентичности. З.Бауман отмечает, что «туризм некогда населял обочину собственно социального действия (но если бродяга был маргиналом, то туризм был маргинальной деятельностью), но теперь переместился в центр (как типаж и как деятельность)»[1].

Глобализация- свободное передвижение –это неоднородно в зависимости от своего класса и получает метафоры: а) бродяги –люди к-е вынуждены находиться в движении. б)туристы –богатые могут свободно передвигаться. У Баумана, Фласти. Запретные пространства- это ограниченные пространства в городе. Все меньше свободныхы мест. Функц-ые зоны. Пр. запрет порковки автомобиля. «кризис изоляции» 1)окраины 2) пригородная зона. 3)далеко загородом.(богатые).

27. Понятие, свойства и виды социальной организации:

Организованная деят-ть – необходимое условиесущ-ия людей. Такой вид деят-ти присущ не только ч-ку, но и животному.С-к осущ-т организованною деят-ть в соответствии с поставленной целью.

2 типа орг-ии: 1) естественные (вид ассоциации, кот-ая возникает как незапланированное и основана на добровольном членстве). и искусственные (система связей соц реалий, создав в соответствии с определенным планом для достижения целей, закрепощение ролевых функций за каждым статусом)

Прзнаки естественной орг-ии: 1) желание людей принимать участие в общем процессе и добровольно выполнять свою роль, 2) характерна личностная структура устройства т.е. соц статус людей зависит от 1 ч-ка, 3) отсутствие должного контроля за поведением членов орг-ии и огранич. Приминение санкций, 5) невозможность создавать устойчивость организованной структуры в рамках естественной орг-ии(т.е членство постеп переходит от естествен к искусственному (армия, строительство т.е искусственные орг-ии)

Признаки искусственной орг-ии: 1) развлетвленная иерархичная структура, 2) жесткие властные связи, основанные на формальных нормах)

3 основных подхода орг-ии (Пригорожин): 1) деят-ть по выработке новых норм, наложив устойчивость связей (орг-ия – вид деят-ти), 2) орг-ия как отрибут какого-л объекта, как св-во объекта имеет упорядочную структуру. 3) искусственно созданная, выполняющ соц функцию.

Фролов. Орг-ия – соц группа, ориентирована на достяжение взаимосвязи спецефич целей и формирование высокоформир структур на основе специализации и разделения труда.

Св-ва организации: 1) целостность, регламентирован поведения членов орг-ии, 3) деят-ть идивидов орг-ии характериз. упорядочностью (не временный, а длит устойчивый хар-р), 4) упорядочность, 5) имеет функциональную целевую природу, 6) наличие систем коммуникации, 7) в любой орг-ии формируется система власти.

Особенности соц. организации:1) ориентация на соц потребности, 2) целенаправленность

3) ценностность, 4) интегрирующий хар-р, 5) наличие объетов и субъетов управления

6) налич ед центра управления, 7) иерархичная структура, 8) наличие орг-ии к-ры

Основные перемены внутри соц орг-ии: 1) цели (это конкретное конечное сост-ие или желаемый результат, кот-го стремится достигнуть группа людей, работающая вместе) а) разнообразие, б) наличие структуры целевых установок различ подраздел орг-ии, 2) структура (логическое взаимоотношение уровня управ и функциональных областей, построен в такой ф-ме, кот-ые позволяют эффективно достигать цели орг-ии а) специализир разделение труда, б) объем управления, в) объем сферы контроля (иерархия лиц, подчин одному руководителю) (определяет особенности структуры орг ии) 3)задачи орг-ии (предписан деят-ть или часть деят-ти, кот должна выполнятся заранее установ способом.) каждая цель орг-ии включ в себя ряд задач), 4) технология (Перроу – ср-во преобразования сырья, Дэвис – сочитание квалифиц навыков оборудования, инструментов))

28. Бюрократическая организация: происхождение понятия, распространенные представления, черты; «идеального типа» и причины эффективности по.М. Веберу, «порочные круги» по Л. Крозье.

БЮРОКРАТИИ теории — в зап. социологии концепции “научного управления” об-вом, отражающие реальный процесс бюрократизации всех его сфер в период перехода от свободного предпринимательства к гос.-монополистическому капитализму. Начиная с М. Вебера, исследователи бюрократии Мертон, Бендикс, Ф. Селзник, Гоулднер, Крозье, Липсет и др. главное внимание уделяли анализу функций и структуры бюрократической организации, стремясь представить процесс бюрократизации как явление, характеризующееся внутренне присущей капиталистическому об-ву “рациональностью”.. Теоретические истоки совр. теории Б. восходят к Сен-Симону, к-рый первым обратил внимание на роль организации в развитии об-ва, считая, что в организациях будущего власть не должна передаватвся по наследству, она будет сосредоточиваться в руках людей, обладающих специальными знаниями. Опред. вклад в теорию Б. внес Лонг. Однако систематическое развитие проблематика Б. впервые получила у Вебера. В кач-ве осн. черты Б. как специфической формы организации совр. об-ва Вебер выделяет рациональность, считая бюрократическую рациональность воплощением рациональности капитализма вообще. С этим он связывает решающую роль, к-рую должны играть в бюрократической организации технические специалисты, пользующиеся научными методами работы. Согласно Веберу, бюрократическая организация характеризуется: а) эффективностью, к-рая достигается за счет строгого разделения обязанностей между членами организации, 'что дает возможность использовать высококвалифицированных специалистов на руководящих должностях; б) строгой иерархизацией власти, позволяющей вышестоящему должностному лицу осуществлять контроль за выполнением задания нижестоящими сотрудниками и т. д.; в) формально установленной и четко зафиксированной системой правил, обеспечивающих единообразие управленческой деятельности и применение общих инструкций к частным случаям в кратчайший срок; г) безличностью административной деятельности и эмоциональной нейтральностью отношений, складывающихся между функционерами организации, где каждый из них выступает не как индивид, а как носитель социальной власти, представитель опред. должности. Признавая эффективность. Б., Вебер выражал опасение, что ее неизбежное повсеместное развитие приведет к подавлению индивидуальности, утрате ею личностного начала. В послевеберовский период происходит постепенный отход от “рациональной” модели Б. и переход к построению более реалистической модели, представляющей Б. как “естественную систему”, включающую наряду с рациональными моментами — иррациональные, с формальными — неформальные, с эмоционально нейтральными — личностные и т. д.

Для выяснения происхождения и природы разрастания бюрократических организаций Вебер создает идеальный тип бюрократии. (Здесь термин "идеальный" относится не к наиболее желаемой, а к "чистой форме" бюрократической организации. Идеальный тип - это абстрактное описание, в нем лишь усиливаются некоторые черты, присущие реальным случаям, для выделения наиболее существенных их характеристик.) Вебер перечисляет несколько характеристик бюрократии идеального типа3):

1. Существует четко определенная иерархия власти, при которой задачи в организации распределяются как "служебные обязанности". Бюрократия имеет вид пирамиды 2. Установленные правила определяют поведение должностных лиц на всех уровнях организации. 3. Должностные лица заняты полный рабочий день и получают должностной оклад. Продвижение может происходить на основе способностей, старшинства или смеси того и другого. 4. Существует разделение между обязанностями должностного лица внутри организации и его жизнью вне ее. 5. Никто из членов организации не владеет материальными ресурсами, которыми распоряжается.

Конкретизируя механизм функционирования французской бюрократической модели, в качестве ее основы Крозье выделяет “бюрократические порочные круги”. По его мнению, они образуются в результате сочетания и взаимодействия четырех фундаментальных характеристик: безличности, централизации, стратификации и отношений параллельной власти. При этом первые три выступают как проявления сущности официального иерархического типа власти. Порочный круг базируется на том, что высокая степень бюрократизации увеличивает значение параллельной власти, а развитие последней укрепляет “бюрократическую модель”. Бюрократическая модель организации, отмечает Крозье, неэффективна и имеет отрицательные последствия для общества. Одно из главных среди них — нарушение нормальных коммуникационных связей между различными слоями иерархической лестницы французского общества.

29. Понятие «социальный институт». Виды, функции и дисфункции социальных институтов.

Соц институт – это относительно устойчивые типы и формы соц-ой практики посредством которой организуется общественная жизнь и обеспеч устойчивость связей и отношений в рамках соц организации общ-ва., - это устойчив комплекс правил, норм, установок, регулирующ разные сферы ч-ой жизнедеятельности и организация их в сист. Соц статусов.

Структура: 1) цели и задачи, 2) соц роли и статусы, 3) средства достижения цели (мат, идеальные и символические

Классификация: 1) установки и образцы поведения, 2) символич и культурный признак, 3) кодекс (устный и письменный), идеология, 4) утилитарные черты.

Признаки: семья (привязанность, лояльность, ответственность, уважение; обручальное кольцо, контракт, штамп в паспорте; дом, мебель; контракт, верность, табу; любовь, верность, индивидуализм), образование (любовь к знаниям, посещаемость, успеваемость; студенческий билет, зачетка, диплом; библотека, столовая), бизнес (пр-во, экономичность, акции, оборудование, договор, устав)

Соц институт с внешней стороны не только совокупность лиц, снабнающие не только мат средствами, но и целостная система. Эти стандарты поведения нормативно урегулированы. В ходе соц практики возникаю спорные соц нормы, виды соц деятельности, так система служит соц. институту.

Институциализация – процесс, определения и закрепления соц норм, установок правил, статусов и ролей, привидение их в систему и способность удовлетворять системную, общественную потребность. И. – замена спонтанного и эксперементального поведения, на предсказуемое, ожидаемое, моделируемое и регулированное. Процесс образования соц институтов предполагают следующие этапы: 1) возник потребностей и требования совместной организации действий, 2) разработка и прминение соц норм, правил и процедур, 3) материальное и символическое оформление, возникажей институциональной структуры, 4) санкции.

Соц институты упорядочивают и контролируют соц поведение индивида.

1.Классификация: 1) воспроизводство членов общества, 2) передача определенных норм, ценностей и знаний, 3) производство, распределение, 4) управление и контроль ч/з системные нормы

2. Классификация: 1) регулятивная функция (обеспеч выполнение индивидом желаемых действий и осущ реперессий), 2) стабилизирующая функция, 3) коммуникативная (передача информации от одного соц института другой), 4) интегративная, 5) воспроизводство общественных отношений.

Условия функционирования с.и: 1)

Цели и функции должны быть четко определены, 2) должно выполнятся условие дисперсоннализации, т.е деятельность не должна быть подчинна, 3) легетивность, 4) с.и органично вписан в структурную систему др. соц институтов.

Дисфункции. – при взаимод с соц средой возник нарушения т.к. главной функцией любого соц института является удовлетворение потребностей. Процессы в обществе пост меняются, меняется хар-ер отношений м/у соц и., личностью и соц средой. Дисфункции соц институтов могут выраж в недостатке квалифиц кадров, мат средств. Несоответсвие деят-ти и характера соц потребностей ведет к вырождению соц функций.

30. Брак и семья как социальные институты, понятие, функции, формы, этапы развития, современные проблемы.

Особое место среди институтов общества занимает институт семьи. Именно семья является основным носителем культурных образцов, наследуемых из поколения в поколение. Семья является необходимым условием социализации личности. Именно в семье человек обучается социальным ролям, получает основы образования, навыки поведения.


В большинстве примитивных обществ семья – это единственный реально функционирующий институт. Семья заполняет всю жизнь людей в таких обществах. Примитивные общества не имеют физических и социальных потребностей, которые должны удовлетворять социальные институты, кроме института семьи. Вопросы распределения власти, продуктов и других ресурсов решаются в рамках семьи или на советах нескольких семей. Порядок в обществе обычно поддерживается без участия формальных законов, полицейских органов, суда.
Семья – это группа связанных отношениями брака или родства людей, которая обеспечивает воспитание детей и удовлетворяет другие общественно значимые потребности.
Брак – социально-одобренный и признанный союз полов между двумя взрослыми индивидами.

По форме организации семьи бывают
1) нуклеарные (супружеские). Основу такой семьи составляет пара людей, связанных брачными отношениями. Итак, нуклеарная семья представлена мужем, женой и их детьми.
2) родственная семья (расширенная). Она основывается не только на супружеских отношениях двух людей, но и на кровном родстве большого числа членов малой группы. Также семьи могут включать бабушек и дедушек, братьев и их жен, сестер и их мужей, тетей, дядей, племянников и т.д... В родственных семьях иногда два, три поколения живут в одном месте или неподалеку.
Современное общество характеризуется ослаблением родственных связей и преобладанием нуклеарной семьи над родственной.

Формы брака

Брак – социальные одобренные образцы поведения, с помощью которых двое или более людей составляют семьи.
Каждое общество развивает свое собственную систему образцов поведения в семье. Они исторически обусловлены и имеют четко выраженную экономическую основу.
Образцы брачных связей более этноцентричны, чем все другие ку-ые образцы общества. 1) групповой брак, при котором несколько мужчин и несколько женщин находятся одновременно между собой в брачных отношениях. Широко распространенная в прошлом, она существует и сегодня в некоторых обществах, например, на Маркизских островах.
2) полиандрия, когда одна женщина одновременно состоит в браке с несколькими мужьями. Это – очень редкая форма полигамного брака. В 1949 году Джордж Мердок обнаружил, что из проанализированных им 565 обществ лишь четыре имеют полиандрическую форму брака, что составляет менее 1%. При полиандрии возникает ситуация, когда биологический отец ребенка неизвестен.
3) полигиния – многоженство, когда мужчина одновременно состоит в брачных отношениях с несколькими женщинами. Это наиболее распространенная форма полигамного брака.
2. Функции семьи

Семья – это институциональная структура, целью которой является решение определенных социальных задач. Ее функции как социального института следующие:
1. Функция сексуального регулирования
Через институт семьи общество упорядочивает, регулирует естественные сексуальные потребности людей. В обществе есть определенные нормы сексуального поведения: запреты, нормы супружеской верности. Одна из библейских заповедей – “не прелюбодействуй”.
2. Репродуктивная функция, связанная с воспроизводством новых поколений членов общества. Практика показывает, что семья - наиболее эффективный институт, ответственный за воспроизводство. Задачи обеспечения физического и психологического здоровья детей, формирования способности к обучению и социализации наиболее эффективно реализуются именно этим институтом. Поэтому другие пути воспроизводства, как правило, социально не одобряются.
3. Функция социализации
В истории имели место попытки социализации вне института семьи, однако они оказывались неудачными. Еще Платон говорил об обобществлении воспитания детей. После революции в России 1917 года были созданы специализированные программы общественного воспитания детей.

4. Эмоционально–коммуникативная функция
Потребность людей в близком доверительном отношении, интимности, эмоциональном выражении чувств близким людям является жизненно необходимым элементом существования. Отсутствие любви, заботы, тепла в семье чревато многими негативными последствиями.
5. Статусная функция
Человек, воспитанный в семье, получает в качестве наследия некоторые статусы, близкие к статусам членов его семьи. Конечно, социальный статус может изменяться благодаря усилиям человека и благоприятным обстоятельствам, но начало будущего нужно искать в семье этого человека. Семья осуществляет ролевую подготовку ребенка к статусам, близким к статусам его родителей и родственников, прививая ему соответствующие интересы, ценности и образ жизни.
6. Защитная функция
Во всех обществах институт семьи осуществляет в разной степени физическую, экономическую и психологическую защиту своих членов.
7. Экономическая функция
Ведение членами семьи общего хозяйства способствует формированию экономических связей между ними. Нормы семейной жизни включают обязательную помощь и поддержку каждого члена семьи в случае, если у него возникают экономические трудности.

31. Социальный эволюционизм: социал-дарвинизм, однолинейные, мультилинейные и нелинейные теории. Социальный эволюционизм - в широком смысле - понимание общественного исторического процесса развития как части общего процесса эволюции Космоса, Земли и животного мира.

Социал-дарвинизм, направление в буржуазном обществоведении конца 19 — начала 20 вв., пытавшееся объяснить эволюцию общественной жизни биологическими принципами естественного отбора и борьбы за существование. Подробнее см. Социальный дарвинизм.

32. Исторический материализм. Формационная схема истории.

(historical materialism), концепция, согласно которой социальный строй является следствием экономических отношений и может быть изменен путем классовой борьбы: правящий класс порождает другой класс, который в конечном счете его сменяет. Согласно марксистскому учению (*марксизм), история человечества развивается на основе противоречий между общественными классами. Каждая историческая эпоха характеризуется определенным числом индивидов, определенными производительными силами и производственными отношениями. На стадии «первобытного коммунизма» люди были вынуждены трудиться сообща, чтобы выжить, и разделение на классы отсутствовало. Вместе с накоплением излишков продуктов и оружия, которым владело сословие воинов, появляется рабовладельческое общество. Феодальные отношения характеризуются военной защитой крепостных или зависимых крестьян в обмен на часть их прибавочного сельскохозяйственного продукта. При капитализме появляется буржуазия, класс, использующий свободную рабочую силу (пролетариат), чтобы с помощью производства получить больше прибавочного продукта. В рамках каждого из этих «способов производства» в определенный период времени существующие классовые отношения начинают тормозить дальнейшее развитие материальных производительных сил, что приводит к революции. На этой основе социализм должен был сменить капитализм, при котором частное владение производственными силами все больше противоречило их потенциальным возможностям.

К. Маркс (1818-1883) занимает особое место в истории общественной мысли 19 в. Он стремился использовать естественнонаучные методологии, но отличался от них сознательной ориентацией на философский метод Гегеля. Несмотря на философскую и идеологическую ориентацию марксовой теории общества, она содержит немало ценных идей. Наиболее существенные моменты социологической теории Маркса заключаются в следующем:
К недостаткам марксовой теории относится присущий ей экономический детерминизм, который привел к игнорированию важнейшей роли культурных и духовных факторов в жизни общества. Марксовой теории социальной стратификации присуща одномерность, поскольку в ней не дооценивались другие существенные факторы социальной дифференциации - власть, престиж и др.

Законы марксизма:
1. Соответствие производственных отношений к характеру и уровню развитияпроизводительных сил; если это соответствие нарушается, т. е. производительныесилы опережают сложившиеся производственные отношения, то возникают революции.
2. Закон первичности базиса по отношению к надстройке.
3. Закон классовой борьбы и социальных революций.
4. Закон естественноисторического развития общества. В процессе смены пятиобщественно-экономических формаций: первобытно-общинный

Формационный подход

Маркс

Формация – опр этап развития, который обязательно проходят все страны и народы, включ. В себя опр. Уровень развития произв. Отношений, произв. Сил, собственности, класс. И дух.отн-ний.

Структура:

1.Базис – произв. Силы – сис-ма субъективных и вещ. Эл-тов, осуществляющих обмен м/у общ-вом и природой в ходе общ. Развития. Произв. Отн-ния – в процессе производства люди вступают в отношения не только с природой, но и между собой. Основа – отношения собственности и распределения производимого продукта.

Переход от одной формации к другой происходит между произв. Силами и произв. Отношениями.

2. Надстройка – соц уровень (Классы) - большие группы людей, которые объединены по их месту в организации общ. Труда по способу участия в нём, по отношению к собственности и по распределению рез-тов труда.

2 класса: господ и угнетен.

Духовная жизнь: идеологическая надстройка и неидеологическая ненадстройка.

33. Циклические концепции социальных изменений: концепции вечно повторяющихся идентичных цикпов; концепции линейных или спиральных циклов, стремящихся к определенной цели (периодичные и не периодичные, прогрессивные и непрогрессивные); концепции циклов, которые не идентичны и не стремятся к определенной цели (периодичные и непериодичные)).

Питирим Сорокин. ЦИКЛИЧЕСКИЕ КОНЦЕПЦИИ СОЦИАЛЬНО-ИСТОРИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА

Общественная мысль второй половины 19 в. отмечена линейной концепцией социально-исторических перемен. Большинство социологов, экономистов и философов истории занимались в основном формулированием “законов исторического развития” и открытием “исторических тенденций и трендов. Я упомянул ее лишь потому, что ее господство со второй половины XIX в. привело социологов к забвению иной, цикличной концепции социальных перемен и исторического процесса. Занявшись открытием “исторических тенденций”, они естественно не могли уделять внимания циклам, ритмам и повторениям в социальных переменах. Большой успех концепции (Бергсон) бесцельной креативной эволюции в современной философии, замена термином “социальные перемены” термина “социальная эволюция” в социологии, все более внимательное изучение бизнес-циклов, флуктуаций, колебаний в экономике и других социальных науках, необычайный успех книги О.Шпенглера “Закат Европы” с ее циклической концепцией истории, – это лишь часть многих признаков, обозначивших поворот в современной социальной мысли.
Основные циклические концепции исторических и социальных перемен. Циклическая концепция социальных перемен – старейшая в истории социальной мысли. Ее четкая формула дана уже в “Экклезиасте”, где мы читаем: “Род проходит, и род приходит, а земля пребывает во веки. Восходит солнце, и заходит солнце, и спешит к месту своему, где оно восходит. Еще одно древнее выражение веры в циклический характер социальных перемен – древняя астрология. Периодичность появления определенных звезд и вера в их влияние на судьбы людей привели к вере в то, что многие общественные явления периодически повторяются с течением времени.
. Через даосизм в Китае, парменидов и философию Зенона в Греции, через Спинозы, через нынешние концепции атомов или их неделимых и неизменных частиц – эта философия неизменного Бытия проходит через всю историю человеческой мысли. Во-вторых, в мысли древней Индии мы имеем некую теорию прогресса в форме приближения добродетельных людей к абсолютному и вечному Бытию. “Люди нижних каст рождаются в ближайшей более высокой, если они выполняют свой долг”. “Человек, который свободен от желаний и от горя, видит величество Себя и достигает даже того места, откуда он уже вновь не рождается” Философия даосизма в Китае Эти три стадии – теократия, ересь и атеизм – повторяются в истории языческих, мусульманских и христианских наций. Политическое движение – также цикл. Его стадии – монархия, разные формы правления, при которых суверенитет дробится и ослабляется, и демократия, ведущая в итоге опять к монархии. Эти два цикла – религиозный и политический – независимы и концентричны”. Макиавелли обозначил два основных вида исторических циклов. Первый относится к циклической последовательности форм правления и представляет лишь повторение теории Полибия. Второй более оригинален и звучит следующим образом: “Переживая беспрерывные превращения, все государства обычно из состояния упорядоченности переходят к беспорядку, а затем от беспорядка к новому порядку.

Cовременные циклические теории социально- исторических перемен. Краткости ради

Периодичные циклы и ритмы 24-часовые циклы и ритмы. Смертность и самоубийства: каждые 24 часа максимум смертей и случаев самоубийств происходят примерно между 6 и 7 часами утра и 7-8 часами вечера, минимум – между примерно 12 и 14 часами дня (согласно Герри, Дюркгейму, Миллару и некоторым другим).
Семидневные циклы и ритмы. Ритм шести рабочих дней и седьмого дня отдыха.
Годовые циклы (сезонные флуктуации). Рождения: Для многих европейских стран максимум числа рождений приходится на месяцы между январем и апрелем, минимум – на ноябрь и декабрь, а также июнь, июль и август (Виллерме, Кегле, Эттинген, Г. ф. Майр, Левассер и многие другие).
Столетние циклы. Многие исторические процессы проходят столетние циклы как некий
Двухсотлетние циклы. Колебания рождаемости и смертности (Д.Дж.Браунли).
Трехсотлетние циклы. Великие социальные перемены: начало и падение династий:

Непериодичные циклы и ритмы Кроме периодичных ритмов многие авторы описывают непериодичные ритмы, колебания и циклы. Вот примеры таких теорий. Цикл изобретения: восхождение, плато и спуск (Михайловский, Тард, Богардус, Росс, Чепин, Огберн и многие другие). Цикл социального процесса: подражание, излучение, оппозиция, адаптация (Тард, Хайес, Росс, Эллвуд и многие другие). Цикл социальных институтов и организаций: возникновение института, его рост, расширение и усложнение, его дезинтеграция (Ф.С.Чепин, У.Огберн и многие другие). Циклы в жизни догмы, веры или идеологии: Возникновение, борьба против других догм или идеологий, рост, догматизация и упадок. В дополнение, циклическое колебание популярности и непопулярности многих догм (В.Парето, Гиньбер, Сорокин).

Циклическая концепция исторических и социальных перемен

I. Вечно повторяющиеся идентичные циклы

II. Линейные или спира- Периодичные Прогрессивные
льные циклы, стремя- Регрессивные
щиеся к определен- Непериодичные Прогрессивные
ной цели Регрессивные

III. Циклы и ритмы, которые не идентичны Периодичные и не стремятся к определенной цели Непериодичные

34. Понятие и предпосылки становления количественного и качественного подходов с социологическом исследовании.

35. Основные черты количественного исследования.

Относится группа методов социологических исследований, позволяющих получить количественные хар-ки объекта:

1. Социальное наблюдение - это направленное систематическое, непосредственное прослеживание и регистрация социальных явлений. Связано с получением предварительного материала о социальном объекте и для получения первичной информации по какой-либо проблеме.

Виды наблюдения:

-включенное и невкл.(участие или неучастие исследователя в жизни объекта)

-полевое и лабораторное

-структурированное и неструктурированное

2. Контент – анализ. Это метод сбора колич. данных об изучаемом явлении или процессе, котор. содержатся в документах

Контент – анализ направлен на выработку колич описания, смыслового (слово, тема, предложения, идеи, автор, соц. ситуация), и символического содержания.

3. Опросный метод – социологический опрос, включающий информацию людей. Различают: а) анкетированный опрос – проводится заочно, нет прямого контакта. б) интервью. в) экспериментный опрос – инсочник информации – компитентные люди.

4. Метод повторных экспериментных оценок или метод «дэльфи». Это многократный опрос одной и той же группе по одной и той же проблеме.

5. Метод очного проведения опроса. «face to face». Различают:

а) Стандартизированное интервью – есть жесткая заданность вопросов и варианты ответов.

б) Полустандартизированное интервью – проводится на основе памятки, включ. перечень обязат. вопросов, не иск обсуждения.

в) Фокусированное интервью – стандартным явл. первый вопрос.

Опросы одних и тех же креспондентов через определ. промежуток времен явл. панельным.

36. Основные черты качественного исследования.

Все методы сбора информации в социологических исследованиях можно разделить на две большие группы: количественные и качественные.

Количественные исследования предназначены для изучения объективных, количественно измеряемых характеристик поведения людей. Количественные исследования являются преимущественно описательными.

Обработка информации в таких исследованиях осуществляется с помощью упорядоченных процедур, количественных по своей природе. К выборке в количественных исследованиях предъявляются жесткие требования, базирующиеся на теории вероятности и математической статистике. В связи с этим возможен перенос выводов, полученных на основе изучения выборочной совокупности, на всю генеральную совокупность.

Качественные исследования предназначено для получения с помощью специальной техники так называемой глубинной информации.

Качественный подход. представляет собой такую методологию – целью к-й явл. изучение явлений соц. процессов. с т.з. действующего индивида как начала любой социальности в 70-80 гг. 20в. Чикаго. 70г. 20в. Сикурела. Причины. способствующие возникновению кач. подхода. а)глобального хар-ра. 1)глобального хар-ра. 2)критика классич. примеров науч. знания. б)соц. реальность стала сложной и непредсказуемой исследования способных охватить многообразие. соиологии были неудовлетварены опытом исползьования математики: -это мнению критиков формально-логический аппарат в математики не в состоянии достаточно достоверно описать и объяснить всю сложность соц. объекта. 2)невозможность изучать объект-в. его временной изменчивости 3)неудовлетворенность методами коллическтвенного обследования и прежде всего анкетного опроса. Прошло осознание того, что стандартизация вопроса и предалалемых вориантов ответов отнюдь не гарантирует однозначности восприятия со стороны респондентов. Возникло убеждение что колличчественные данные полученные в рез-те опросов вовсе не являются объективными.

Основные черты качественного подхода. 1)Фокусом исследовательского интереса качественного подхода явл. индивид. как субстанция любой любой социальности. 2)познание индивидуальносго опыта как соц. типического 3)качественный подход стримится к естественному поиску. Социологи качественники предполагают исследовать людей в естественном окружении. Исследовательская ориентация напрямую зависит от антогонической ориентации. Реальность в кач. соц. рассматривается как принципиальноотличающася от мира природы. соц. реальность представляется собой совокупность взаимосогласованных индивидуальных смыслов и знаний действующих лиц. Познать такую реальность значит понять д. одного чел. намеренья интересы, мотивы, интересы. и т.д. Т.О. понимание в кач. подходе явл. понимание спец. подходов и … Знания в кач. парадигме носит интерпритативный хар-р. понимание в отличии от научного объяснения всегда интрепретированно поскольку представляет собой приписывание исследователя знания наблюдаемого поведению или анализируемому тексту. Понимание-это всегда определение поведения. Однако исследовательская интерпретация –это субъективная версия самого чел. Вершинами этого триугольника явл: а)объект исследования б)интерпретация исследования в)интерпретация изучаемых людей. Исследование 2й рефлексии. 3 направления. 1)научное- интрпритация изуч. людей и исследователя приниципиально на равных. 2)гуманистическое. 3)постмадернистское. Англ. соц. Рисман. выделил 5 уровней репрезентации опыта в кач. иссл. 1)выделение конкр. черт наблюдаемого. 2)конструирование рассказа или.. об объекте исследования. 3)транскрибирование устного рассказа. 4)анализ и редактирование текстов. 5)знакомстов читателя с написанным текстом. Читатель это всегда соавтор и агент текста. Насыщенное описание от описания соц. явл. включаем в себя сл. эл-ты: 1)описание фактов 2)описание соц. контекста. 3)опис. намерений субъектов. 4)опис-е развитие явлений. Язык максимально приближен к языку неформалов. Хар-ка качественных данных. 1)многозначность это означает что одни и те же слова и символы могут иметь различный смысл для людей потребляющих означают разные явления отношения к ним. 2)контикстуальность –означает что смысл фраз фрагментов можно понять лишь зная контекст их употребления. Логика на практике. Ньюман.

37. Парадигмальная структура социологического знания.

Социологические парадигмы. («стр-ра научных эволюций» 1962)

П1=норм. наука=анамолизм. Нормальная наука- период накопления знаний в течении кот. ученые развивают господстующие положения. =кризис=научн. револ.=п2. Парадигма- признанные всеми достижениями кот. в течении опрд. времени дают научн. сообществу модель постановки проблем и решений. (Кун. Т.) Парадигма включает в себя 4 элемента: а)эл-т образец. б)э- предметная область. в)методы г)теории. Теория - дедуктивно-организованная совокупность суждений сформированных в замкнутой системе понятий. Парадигмы социологии 1. Парадигма соц. фактов. 2.п. соц. определения. 3.п. соц. поведения. 4.п.- марксистская парадигма. 1парадигма. Образец- творчество франц. социолога- Эмиля Дюргкгейма «самоубийство» «правила соц. метода». Предметная область –крупные соц. структуры и институты, получившие название соц. фактов. Методы –методы опроса и меторды истор. сравнения. Теории –стр-ный функционализм, теория конфликта, теория сис-мы. 2 парадигма-. Образец- творчество социолога Макса Вебера. предметная область- определение индивидами соц. ситуаций. Методы-опросы, метод наблюд., теории- теория действия, феноменология, этнометодолоигия, экзистенциализм. 3 парадигма. Образец. –творчество амер. психолога Скиннера. Предм область- неосознанное поведение индивидов. Методы- эксперимент. Теории –поведенческая социология, теория обмена. 4парадигма. Образец –творчество К.Маркса. Предм. область- общестов и его классовая стр-ра. Методы- диалектический, сист-ый, историч. сравнительный. теории- классич. 1)марксизм. –Маркс, Энгельс. 2)ортодоксальный марксизм- Ленин, Плеханов. 3)дегальянский марксизм. –гранше. Кулич. 4)межсистемный анализ.

38. Объект и предмет социологии. Основные компоненты, уровни и аспекты социологического знания. '39. Методология социологического исследования и критерии научного знания.

Термин ”социология” происходит от латинского слова ”societas” (общество) и греческого ” hoyos ” (слово, учение). Из чего следует, что ”социология”- есть наука об обществе в буквальном смысле слова. В научный оборот понятие ”социология” было введено французским философом Огюстом Контом в_30-х_г. 19в.. Огюст Конт и затем Герберт Спенсер впервые обосновали необходимость выделения социального знания в самостоятельную научную дисциплину, определили предмет новой науки и сформулировали специфические, лишь ей присущие методы. Конт рассматривал соц-ию, как синтез всех наук. Однако к началу 20-х социология теряет роль единой и от нее отделяются политология, правоведение, этика, эстетика)

Объектом социологического познания является общество, но определить только объект науки недостаточно. Так, например, общество является объектом практически всех гуманитарных наук, поэтому обоснование научного статуса социология как и любой другой науки лежит в различи и объекта и предмета познания.

Объект познанния - все то, на что направлена деятельность исследователя, что противостоит ему в качестве объективной реальности. Любое явление, процесс или отношение объективной реальности могут быть объектом исследования самых различных наук (физики, химии, биологии, социологии и т.д.). Когда же речь идет о предмете исследования конкретной науки, то та или иная часть объективной реальности (город, семья и т. д.) берется не целиком, а лишь той ее стороной, которая определяется спецификой данной науки.

Каждая наука отличается от другой предметом. Так, физика, химия, экономика, социология и другие науки в целом изучают природу и общество, которое характеризуется бесконечным разнообразием явлений и процессов. Но каждая из них изучает:

1. Свою особую сторону или среду объективной реальности

2. Специфические только для данной науки законы и закономерности этой реальности

3. Особые формы проявления и механизмы действия этих законов и закономерностей

Предмет социологии - социальная сторона жизни общества.

Вывод, социология изучает всю совокупность связей и отношений, которые носят название социальных.

Социальные отношения - это отношения между группами людей, занимающими разное положение в обществе, принимающими неадекватное участие в его экономической, политической и духовной жизни, различающимся образом жизни, уровнем и источником доходов, структурой личного потребления.

Так как связи и отношения в каждом конкретном социальном объекте (обществе) всегда организованы особым образом, то объект социологического познания выступает как социальная система.

Социология - наука о законах становления, функционирования, развития общества в целом, социальных отношений и социальных общностей, механизмах взаимосвязи и взаимодействия между этими общностями, а также между общностями и личностью.

1) Гносеологическая функция (исследование соц, связей и явлений с целью получение адекватных научных представлений об их существовании и содержании)

2. Эвристическая (на основе эмпирических и теоритических анализов в рамках социологии, разработка практических рекомендаций) т.е. Само социологическое исследование — это наиболее общий инструмент в социологии, а оно включает в себя целую серию методов, разработка, совершенствование которых продолжается. И эта деятельность по разработке исследовательского инструментария социального познания занимает значительное место в социологии.

3. Методологическая (способ получения знаний)

4. Идеологическая (соц-ия выражает интересы определенных соц. Слоев и полит. Групп)

5.Практическая
Структура социологии.

Социология представляет собой достаточно дифференцированную систему знания. Структуру социологии можно представить состоящую из 3-х основных блоков:

1. теоретическая или общая социология (умозрительный уровень который ориентирован на решение теоретических задач и на формирование научных знаний)

2. конкр. Социол. Теории (формируются на стыке соц. И др. наук и носят дополн. Хар-р)

3. прикладные соц. Теории (эмпирические, решение актуальных социальных проблем)

Основные категории социологии:

4 группы:

1) раскрывают социальные связи (соц. действия, соц. Отношения, соц. Взаимодействия, коммуникации и т.д.)

2) категории, раскрывающие социальные общности (класс, страта, группа)

3)категории, отражающие социальные процессы (развитие, деградация)

4) категории, раскрывающие социальное развитие (регресс, прогресс, революция, эволюция)

39. Методология социологического исследования и критерии научного знания.

Методология социологического исследования - составная часть и особая область социологического познания, имеющая своим содержанием совокупность принципов и способов организации, развития и оценки теоретического и эмпирического социологического знания.

Социологическое исследование - исследование социальных объектов, отношений, процессов, направленное на получение новой информации и выявление закономерностей общественной жизни на основе теорий, методов и процедур, принятых в социологии.





Дата публикования: 2015-01-25; Прочитано: 282 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.027 с)...