Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Система ценностей и культура индустриального общества



Результатом промышленной революции (середина 19 века) стало возникновение индустриального общества. Идеалами такого общества являются труд, производство, наука, образование, демократия. Сен-Симон мечтает об обществе организованном как огромная фабрика, во главе которой стоят промышленники и учёные. Фабрика в это время сменила мануфактуру, приведя к невиданному прежде росту производительности общественного труда. Введение технических новшеств сопровождалось укрупнением предприятий, переходом к выпуску массовой, стандартизированной продукции. Массовое производство приводило к урбанизации (росту городов). Перспективу ускоренного развития капитализма продемонстрировали США. Процесс стал всеохватывающим и более однородным, шёл процесс превращения истории во всемирную историю. Становление культуры как единства, многообразия национальных культур и художественных школ. В этот процесс включаются и традиционные страны, например, Япония. Особый колорит приобретает проблема культурного диалога. Складывается новая система ценностей. В основе сенситивность – польза, достаток, комфорт. Прогресс отождествляется с экономическим прогрессом. При этом принцип пользы трансформирует понятие истины. Суть то, что удобно и полезно. Утилитарный характер приобретает этикет. Регуляция взаимоотношений между свободными партнёрами по средствам купли-продажи. Продавец должен быть вежливым и обходительным, а покупатель нет. Внимание уделяется только тем, кто полезен. Отношения формализуются.

Основной ценностью индустриальной цивилизации стал технический прогресс. По подсчётам Сорокина, что 19 век принёс открытий больше, чем все предшествующие столетия вместе взятые (8527). Бурный технический рост исходил из двух посылках западноевропейской культуры. Вера в активную роль разума человека. Кроме того, в 19 веке изменилось отношение к функции науки, раньше господствовали познавательная, воспитательная. Теперь – прикладная. Европа гордится своими достижениями. 1851 год – Лондонская выставка. В результате безраздельно выросло техническое господство человека над процессом, материей. Появились новые типы преодоления пространства. 19 век – «железных дорог». В быт входят телефон, телеграф. В декабря 1839 года Луи Дагер и Нисефор объявили о создании фотографии. Появляется кинематограф (Люмьеры). Первые сюжеты до 3 минут. (Приезд поезда, обед детей, полит и поливальщик).

Познание позволило приблизить части мира друг к другу. Изменение роли религии. Завершился процесс расколдовывания мира. Ушла вера во сверхъестественное. Дебат Улилбрфорса с Гексли. 1860 год в Оксфорде. Победа дарвинизма. Наука добилась независимости от религии. Дарвинизм отвечал потребности общества. Фрейд доказывает, что идея Бога – плод слабости человека, мечтание о могущественной власти. Стремление человека к защите и покровительству.

Маркс – религия - вздох угнетённой твари. Связал её с интересами классовой борьбы. Критическое изучение библейских текстов опровергло их богоданность. Введено обязательное светское образование. Духовенство было лишено прав. В 19 веке – кризис христианской космологии и морали. Ф. Ницше: Бог умер. Это мы его умертвили. В морали нарастает индивидуализм. Ты ничего не должен мне, я ничего не должен тебе. Изменяется семья. Уменьшилась, появились семейные ячейки. Меньше детей. Улучшается качество жизни. Появляется паровое отопление. Во внешнем облике древних вещей открылось открытие Тонета. Делали венские стулья. Формируется детский мир. В богатых домах появляются детские комнаты, одежда, книги, игрушки. Переоценивается роль элитарного искусства. Настойчиво претендует на звание духовного ориентира. Искусство – выражение нравственных идеалов. Среди сосуществующих режимов. Больше всего соответствовал реализм. Изучение об эволюции видов соответствовало идее искусства о социальных типах. «Человеческая комедия» Оноре Бальзак. 95 произведений. Предисловие – манифест реалистического искусства. Квинтэссенция в изречении Бальзака – внешняя форма – основа.

Индустриальное общество распространило образ делового человека. Бальзак воссоздаёт класс предпринимателей. Противоположный тип Байроническому герою. Одержимые властью, богатством. Интерес к обывателю. В 1864 году вышел роман братьев Гарку «Жермини». Предисловии пишут: «в условии демократии мы задали себе вопрос, неужели низкие классы не имеют право на роман. Неужели народ должен оставаться под литературным запретом. Пользоваться презрением автора. Филистёры. 1830 переходит из немецкого в другие европейские языки. Было в студенческом жаргоне. Филистер – тот кто часто прогуливает лекции. В 19 веке – обыватель вульгарный, лицемерный, бездарный, самодовольный. Флобер – «лексикон прописных истин» (свод филистерской морали 700 постулатов).

Представители живописи: Курбе, Милле. Представители критического реализма, ориентированного на изображение жизни обездоленных слоёв общества, которые противопоставлялись жизни богатых. Жизнь труженика полей – основная тема Милле. Характерны фигуры крестьян. Милле поэтизирует труд. Изображая труд, можно передать человечность. Активным борцом за критический реализм стал Густав Курбе. Художник изображает непосильный труд и нищету людей (картина «Дробильщики камней», «Похороны в Орнане»). В последней картине всё было ново. Похороны обывателя маленького городка. Мелкие буржуа и зажиточные крестьяне, которых художник изображает без всяких прекрас. Передаёт жизнь со всей беспощадной правдой. Одни картины – прославление безобразного.

Основы реалистического пейзажа заложены Камилем Каро.





Дата публикования: 2015-01-25; Прочитано: 1020 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...