Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Образ в публицистике. Специфика публицистической образности



Результатом правильного использования художественно-образ­ного метода в журналистике является создание текстов, содержа­щих не художественные образы (что присуще художественной лите­ратуре), а публицистические, то есть образы, ограниченные “прав­дой факта”, но не “правдой жизни в целом”. Тем самым публицис­тика выступает переходной ступенью, “пограничной зоной”, отде­ляющей (и соединяющей) журналистику и художественную литера­туру.

Образ – конкретная и обобщенная в то же время картина действительности, имеющая эстетическое значение.

Художественный образ – способ и форма отражения действительности в искусстве, единство чувственных и смысловых моментов, конкретного и абстрактного, прямого и обобщенного смысла.

В художественном образе неразрывно соединены объективно-познавательное и субъективно-творческое начала.

Характеристики образа:

1) условен и идеален

2) нагляден и передаваем

3) ассоциативен, т.е. возникает в результате неожиданного сочетания понятий (в т.ч. далеких понятий).

Образ – это всегда приращение смысла за счет «магнитных связей». В отличие от понятия (в науке), образ многозначен, за счет его многозначности в тексте возникает подтекст. Художественный эффект его зависит не только от автора, который заложил в образ определенный смысл, но и от воспринимающего субъекта. Основа образного мышления – многозначность, ассоциативность. Двусмысленность – это уже образ.

Образ - это всегда приращение смысла за счет "магнитных связей". В отличие от понятия (в науке), образ многозначен, за счет его многозначности в тексте возникает подтекст. Художественный эффект его зависит не только от автора, который заложил в образ определенный смысл, но и от воспринимающего субъекта. Основа образного мышления - многозначность, ассоциативность. Двусмысленность - это уже образ.

Разновидности и классификация образов

Так как в образе вычленяются два основных компонента: предметный и смысловой – сказанное и подразумеваемое и их взаимоотношения, то возможна троякая классификация образов:

1) предметная

2) обобщенно-смысловая

3) структурная

Образная структура (в т.ч. и в публицистике) по предмету:

1 ) образы-детали – это мельчайшие единицы эстетического видения, которые могут различаться в масштабах: от подробностей, часто обозначаемых одним словом, до развернутых описаний, состоящих из множества подробностей (пейзаж, портрет, интерьер и т.д.).

Отличительные свойства:

- статичность

- описательность

- фрагментарность

2) фабульный образный слой – проникнут целенаправленным действием, связующим воедино все предметные подробности. Состоит из образов внутренних и внешних движений: событий, поступков, настроений, стремлений, расчетов, т.е. всех динамичных моментов, развернутых во времени произведения.

3) образы характеров и обстоятельств – индивидуальные и собирательные герои произведения, обнаруживающие себя во всей совокупности фабульных действий: в столкновениях, в коллизиях, в конфликтах.

4) образы судьбы и мира (времени) – образ времени для публицистики очень характерен, хорошо в ней работает.

Публицистический образ. Его особенности

1. Публицистический образ документален. В его основе лежит нечто действительное, имевшее место в бытии. Он отражает и осмысливает существующую действительность. Он живет в документальном времени и пространстве. Возможны некоторые нормы и условности.

2. Публицистический образ не автономен (не разомкнут).

2.1. Он не является независимой сущностью, с его помощью не творят новый, вымышленный, небывалый мир.

2.2. Самодвижение образа, его развитие за счет внутренних сил в публицистике невозможно.

3. Публицистический образ связан тесными, нерушимыми связями с понятийной, логической структурой публицистического текста. В публицистической образной структуре учитывается два вида отношений:

- отношение образных элементов

- отношение образных и понятийных элементов пределах системы текста в целом

4. Публицистический образ зачастую вторичен.

В публицистике работает целый римэйк-пласт. Здесь происходит пересоздание, переосмысление, перемонтирование уже кем-то созданного.

5. Публицистический образ создается с помощью особых методов типизации.

Время и пространство в публицистике

Главная особенность времени и пространства - их разомкнутость.

Предметная область публицистики - это современность как совокупность характерных ситуаций в богатстве составляющих ее элементов.

Существенную взаимосвязь временных и пространственных отношений, художественно освоенных в литературе, мы будем называть хронотопом.

Особенности публицистического времени:

1) оно социально конкретно

2) оно создается чредой сменяющих друг друга социально наполненных ситуаций

3) оно мелкоструктурно

4) оно дискретно (прерывисто)

5) оно монтажно

6) оно оставляет за кадром пробельные, пустые моменты, поэтому оно стремительно и динамично

7) оно по преимуществу внешнее.

Событие, поступок для публициста - как наглядная демонстрация внешней жизни.

Документальность образа. Допустимые формы условности

Условность определяется прежде всего понятием "вымысел". Условность можно трактовать как способ авторского воображения и как способ постижения внутренней сущности изучаемых объектов.

Публицистическая условность - сложный механизм отображения действительности, имеющий своей исходной точкой документальную фиксацию жизненного факта, а также свободу, ассоциативность и логичность авторского мышления.

В публицистике есть бесконечное множество разных форм условности. Наиболее употребляемые:

1) отбор и эстетическая обработка документальных фактов в процессе типизации

2) выбор определенных ракурсов или точек зрения

3) автор и авторская позиция

4) фабульно-сюжетные и композиционные решения

5) использование некоторых форм вымысла

Возможные формы вымысла (домысла) в публицистике:

- автор отбирает из всей совокупности своих наблюдений те, которые он считает типичными и значительными

- автор усиливает, подчеркивает одни черты героя за счет других черт

- автор дополняет черты одного реально существующего человека чертами другого

- автор сдвигает события во времени, переносит их в пространстве (не нарушая границ эпохи)

- автор "догадывается" о мыслях и переживаниях своих героев

- автор вводит в среду реальных людей вымышленные персонажи (чаще всего лирического героя)

- автор включает в текст произведения вставные новеллы - рассказы с вымышленными персонажами.

Образ-факт есть открытие художественного смысла, заключенного в действительности, и воплощение его средствами, доступными в публицистике, т.е. словом.

Образ-факт - это совпадение природных данных факта с замыслом художника.

В узком смысле образ-факт - это эпизод, характер, деталь, в которых явление предстает в предельном своем выражении и которые несут символическое значение.

В широком смысле образ-факт - это любой документальный образ, созданный методом типизации.

Связанность образа с понятийной логической структурой текста

Связанность - соединение образа и понятия.

В публицистическом тексте соединение образа и понятия означает соединение образа и модели, что рождает образ-модель.

Модель - система, которая с той или иной степенью сходства воспроизводит другую систему (оригинал) и замещает ее в познавательном процессе.

Образ-модель - модель, объединенная в единое целое в виде видимой, представляемой картины.

Характеристики образа-модели:

1) образ в системе образа-модели, как и во всей публицистике, приближен к макету, к схеме, к обнажению внутреннего;

2) образ балансирует на грани - становясь моделью, он не перестает быть образом;

3) в образе-модели соединяются продукт ассоциативного мышления (образ) и продукт мышления по аналогии (модель).

Публицистический образ зачастую вторичен

Образ-концентрат - художественные формулы, сосредоточившие смысл определенной ситуации или явления, замещающие понятия и в качестве такого заместителя имеющие хождение в обыденной жизни, публицистике и литературе.

Источники появления образов-концентратов:

1) разговорная речь и просторечие

2) фольклор

3) литературные произведения

4) популярные песни, кинофильмы (масскультура)

5) сам журналист создает такие понятия

Характер - это сложная система в психике человека. В его формировании главную роль играют условия жизни и деятельности людей. Генетически детерминированные свойства темперамента являются предпосылками для формирования характера, развития умственных и физических способностей.

Проблемное исследование связано с оценкой характера и с социально-нравственной оценкой, выраженной в логико-понятийной форме. Способом и формой логико-понятийной оценки становится проблема. Проблемный подход к изображению человека обозначает вскрытие противоречий социального бытия.

Особенности создания образа-характера:

1) образ-характер создается с помощью избирательной типизации, представляющей собой поиск реального героя, несущего в себе черты, характерные для группы;

2) психологическое исследование образа опирается на реальные факты реальной биографии;

3) опора на подчеркивание индивидуальных качеств и черт характера, смещение в сторону индивидуального.

Среди индивидуально-типических образов-характеров можно выделить:

1) главные герои публицистического произведения;

2) второстепенные (эпизодические) герои;

3) персонажи, наделенные именем и упоминаемые в связи с определенной ситуацией или событием;

автор произведения (образ автора

Образ времени. Сверхпублицистика и сверхпублицистичность

На уровне образов-деталей существуют образы-символы.

Деталь-символ - деталь, поднимающаяся на более высокий образный уровень.

Публицистика (от лат. “publicus” - общественный) - особый род произведений, посвященных актуальным проблемам и явлениям текущей жизни общества.

Публицистика - тексты неинформационных жанров.

Сверхпублицистика - публицистические произведения, по каким-либо причинам теряющие связь с конкретным социально-историческим временем, становящиеся относительно автономными, живущие продолжительное время - от нескольких десятилетий до нескольких тысячелетий.

Публицистический текст действителен.

Причин, отрывающих текст от сегодняшней действительности, по крайней мере три:

1) повторение глобальной социальной ситуации ("куска" времени) на новом витке действительности;

2) социальные обобщения в таких произведениях переходят в обобщения этические. Предмет таких произведений от взаимоотношений людей и социальных обстоятельств смещается в сторону взаимоотношений людей и этических обстоятельств на определенном социальном фоне.





Дата публикования: 2015-01-25; Прочитано: 5448 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.011 с)...