Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Культура казахского народа



Культура Казахского ханства в XVI-XVII веках была культурой сложившейся казахской народности, вобравшей в себя культурные ценности предков. В силу особенностей кочевого образа жизни было развито прикладное искусство в оформлении убранства юрты, одежды, оружия, посуды, в оформлении войлока, ковров - текемет, тускииз, сырмак и других. Орнамент и узоры сохранили преемственность от древних скотоводческих племен. В основном это были космогонические мотивы: айшик-гуль - лунный цветок, жулдыз-гуль - звездный цветок, шыккан кун - восход солнца; зооморфные мотивы: кошкар муюз - рог барана, марал муюз - рог оленя, контуры животных; растительные мотивы: стебли, листья, цветы, плоды; геометрические фигуры. Орнамент обычно симметричен. Цвета имели свой символ: синий - небо, красный - солнце, огонь; белый - истина, радость, счастье; желтый - разлука, печаль; черный - символ земли; зеленый - молодость, весна.

Согласно казахским обычаям, праздновались такие события, как: рождение ребенка, свадьба, избрание хана, победа над врагом, религиозные праздники. На праздниках устраивали игры: скачки - байге, борьба - курсе, борьба двух всадников - сайыс, борьба за тушу козла кокпар. Праздники сопровождались музыкой, айтысами - состязанием акынов импровизаторов. Важное место отводилось празднованию нового года - Наурыз, который отмечался в день весеннего равноденствия - 22 марта. Люди в этот день поздравляли друг друга с праздником, готовили специальное блюдо - наурыз коже, символ изобилия. На торжествах за дастарханом строго соблюдался традиционный порядок. Люди садились на строго определенные места с учетом возраста и положения в обществе, соответственно распределялось угощение в виде определенных частей туши животного (голова, грудина и т.п.).

Казахи пользовались традиционным календарем. Годы объединялись в 12 летние циклы как у многих народов Азии. они имели названия определенных животных. Были люди, занимавшиеся счетом времени и предсказанием погоды -есепши. Казахи имели знания о небесных светилах, звездах, созвездиях, планетах. Они выделяли Полярную звезду, Созвездие Большой Медведицы, Малой Медведицы, Венеру, Марс, Млечный путь и другие. Например, созвездие Большой Медведицы называлось Жетыген - семерка, Жеты карт - семь старцев и т.п. Это созвездие служило астрономическими часами, по нему менялись сторожа стад.

В XVI-XVII веках казахи официально исповедовали ислам. Центрами его распространения были Туркестан, Хорезм, Бухара. Ислам сочетался с доисламскими верованиями, основанными на культе неба - Тенгри. Казахи почитали дух земли - Жер ана, воды - Су ана, им посвящали горы, утесы, камни причудливых форм, пещеры, рощи, одинокие деревья, родники. Святым местам приносили жертвы. Сохранялся культ покровителей скота. Большую роль играл культ огня.

В XVI-XVII веках в Казахстане развивалось устное народное творчество и письменная литература. Устное творчество представлено поэтами-импровизаторами - акынами, сказителями - жырау. Известны имена таких жырау, как Шалкииз-жырау (XV век), Доспамбет-жырау (XVI век), Жиембет-жырау (XVII век). В эпических произведениях того времени рассказывалось о ратных подвигах батыров, защищавших народ от набегов чужеземцев: "Ер-Таргын", "Камбар", "Алпамыс", "Кобланды". К социально-бытовым поэмам относятся "Козы-Корпеш и Баян-Слу" - степная "Ромео и Джульетта". Не менее известны "Кыз-Жибек", "Кульше кыз", "Макпал", "Слу шаш". В XV веке жил и творил, по словам Ч. Валиханова "кочевой философ" Асан-Кайгы, Асан-горемычный, печальный, скорбный, мечтавший "о земле обетованной".

Казахи использовали арабский алфавит, образование носило религиозный характер. Письменная литература была в виде религиозных и исторических книг. Существовали исторические сочинения и генеалогии - шежре. Наиболее важным памятником является книга "Джамид ат-таварих" (сборник летописей), который посвящен истории казахов XV-XVI веков. Автор книги бий из рода Жалаир Кадыргали. В XVI веке жил и творил историк Мухаммед Хайдар Дулати, его произведение "Тарих-и-Рашиди" содержит бесценные факты из жизни Казахского ханства.

В жизни кочевников большую роль играло музыкальное искусство вокальное и инструментальное. Распространенными музыкальными инструментами были домбра, кобыз, сыбызгы. Струнные, смычковые, духовые, ударные, шумовые инструменты. Музыканты создавали инструментальные произведения - кюи на разные темы.

В период позднего средневековья в XVI-XVII веках сложились и закрепились главные элементы культуры казахов.

31. Внутриполитическое положение Казахского ханства в конце XVII-начале XVIII веков было сложным. Попытки ханов создать единое, централизованное государство, объединив все казахские жузы, не дали результатов. Казахстан оставался политически раздробленным, устойчивым был сепаратизм султанов. Между жузами не было постоянных политических связей, они сводились к периодическим ежегодным собраниям - курултаям.

Еще более тяжелым было внешнеполитическое положение Казахского ханства. С запада на казахов совершали набеги! волжские калмыки и яицкие казаки, с севера - сибирские казаки, за Яиком - башкиры, с юга - бухарцы и хивинцы, но главная опасность грозила с востока, со стороны Джунгарского ханства.

Джунгары (калмыки, ойраты, элюты) западной монгольские племена, во второй половине XIV века образовали свой союз, в XVII веке ставший известным как Джунгарское ханство, 1635 год считается годом его образования, в то время правил Батур-хунтайши (1634-1653 годы). С первым десятилетий XVII века соотношение сил между Казахским ханством, раздираемым междоусобицами и Джунгарским ханством, объединенным в единый союз, складывалось не в пользу первого.

Вторжение джунгар в Казахстан шло медленно и постепенно, столкновения сменялись перемириями, в том числе и подчинением калмаков власти казахских ханов. Так Таваккул называл себя ханом "казахским и калмацким". Здесь надо подчеркнуть, что в момент складывания Джунгарского ханства в 1627 году, ойратский союз распался, племена торгоутов, около 25О тысяч человек во главе с Хо-Урлюком, откочевали через Северный Казахстан на Нижнюю Волгу, получили названии калмык (кылмак), и в 30-х годах XVII века основали там Калмыцкое ханство. Оставшиеся в Южной и Западной Сибири ойраты объединились под эгидой чороссов и на берегах Иртыша создали Джунгарское ханство.

При Хунташи Батуре противоречия между джунгарами и казахами переросли в непрерывные войны. Батур совершил несколько завоевательных походов против казахов. После его смерти в Джунгарском ханстве начались смуты, но с приходом к власти хунтайши Галдан-Бошокту (1670-1697 годы) завоевательные походы возобновились. Они состоялись в 1681, 1683, 1684 годах. В 1684 году был взят Сайрам. После прихода к власти хунтайши Цеван-Рабтана (1697-1727 годы) началась полоса кровавых, драматических событий.

В 1710 году при хане Тауке в районе Каракумов собрался курултай казахов в целях организации единого ополчения против джунгар. Было создано единое войско во главе с батыром Богенбаем. В 1711 году военные силы всех трех жузов дали отпор джунгарам и отбросили их на восток. Однако сказывалась несогласованность действий казахов, весной 1718 года состоялось трехдневное сражение у Аягуза, закончившееся победой джунгар. К тому же, в 1718 году умер хан Тауке, и в каждом жузе стали избирать своего хана. Сказывалось и то, что еще в конце XVII века у джунгар имелось огнестрельное оружие, вооружение же казахов им значительно уступало.

В 1723 году многочисленное джунгарское войско вновь вторглось в Казахстан. Этот год считается началом "великого бедствия" казахов - "актабан шубурынды" (1723-1727 годы). Казахи отступали, бросая скот, имущество, кибитки. Джунгары захватили и разграбили Ташкент, Туркестан. Однако, несмотря на всю сложность положения, казахи оказали организованный отпор джунгарам в 1726 году. Крупной победой была победа казахов в битве в юго-восточной части Тургайской степи на берегу реки Буланты в местности Кара сиыр, получившей позже название "Калмак кырылган" - место гибели калмаков. Важную роль в организации сопротивления играли батыры Кабанбай, Жанибек, Наурызбай, Букенбай, Есет, Райымбек и другие. Большую роль в объединении казахского народа в тот период сыграли влиятельные бии трех жузов - Толе бий, Казыбек бий, Айтеке бий. Они были сторонниками создания единого централизованного государства, отстаивания его суверенитета и территориальной целостности.

В результате освободительной борьбы против джунгар казахи создали единое ополчение, которое возглавил хан Младшего жуза - Абулхаир (1693-1748 годы). Весной 1729 года в местности Анракай, на юге озера Балхаш (по другим сведениям, в 1730 году на юго-востоке от озера Балхаш между о. Алаколь и о. Ит-Ишпес) казахи разгромили джунгар. Это место носит название "место стонов и рыданий врага". Закрепить успех победы в Анракайской битве казахам мешали разногласия. Внезапно умер хан Болат, возник спор, кому же быть старшим ханом. Главнокомандующий объединенными силами молодой, энергичный хан Младшего жуза откочевал к западным границам Казахстана.





Дата публикования: 2015-01-25; Прочитано: 491 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.008 с)...