Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Аль-Фараби (850-950)



Ученый родился в местности Фараб. Однозначно определить этническую принадлежность невозможно. Традиционным считается происхождение Аль-Фараби от среднеазиатских тюрков, по другим версиям – от персов.

Первое образование получил в городе Отрар на кыпчакском языке, затем, уже в Багдаде учил арабский. В общем, он владел тюркским, персидским, греческим, латинским и санскритским языками.

Итак, известно, что продолжать образование философ отправился в Багдад, крупный культурный центр Арабского халифата. По пути он изучал медицину, логику и греческий язык.

В то время Багдад был столицей интеллектуалов. В этом городе работала школа переводчиков, которые переводили и комментировали произведения Платона, Аристотеля, Галена, Эвклида. А также шёл параллельный процесс освоения культурных достижений Индии. Конечно, эта работа стимулировала и самостоятельную творческую активность известного философа.

Его наставниками были Юханна ибн Хайлан и знаменитый переводчик античных текстов на арабский язык Абу Бишр Матта. О Юханне ибн Хайлане, по сообщению Усейбиа, Аль-Фараби рассказывал как о человеке, который был приобщен к живой традиции передачи наследия Аристотеля от учителя к ученикам через целый ряд поколений. Абу Бишр Матта преподавал логику. В Багдаде Аль-Фараби получил возможность ознакомления со «Второй Аналитикой» Аристотеля, которую теологически настроенные несториане пытались «прикрыть», поскольку там развивались теоретико-познавательные взгляды, не оставлявшие места для религиозного откровения.

У Аль-Фараби не было другого пути, кроме как стать ученым. В 941 году он переезжает в Дамаск, где и остается жить, занимаясь научной работой.
В Дамаске Фараби завершает начатый ранее «Трактат о добродетельном городе».

Аль-Фараби умер в 950 году. Существуют две версии смерти ученого. Первая - он умер естественной смертью в Дамаске, вторая — убит грабителями при поездке в Аскалан.

До нашего времени дошло примерно 50 трудов Аль-Фараби. Они представляют большую научную ценность. Например, «Астрология», «Китаб аль-мусика аль-кабир» и другие. Его труды охватывают все сферы науки. Во всем мире Аль-Фараби признан как выдающийся мыслитель древности. Его философские, мировоззренческие идеи лежат в основе современной физики, астрономии, лингвистики, истории, философии, логики, математики, естествознания и др.

К ценным работам ученого относятся идеи о бытии, они близки идеям аристотелизма и неоплатонизма. Согласно его учению, всё сущее распределено по шести ступеням-началам, связанным отношениями причины и следствия.

Юсуф Хас Хаджиб Баласагуни (кирг. Жусуп Кас Кажып Баласагын, уйг. يۈسۈپ خاس ھاجىپ, узб. Yusuf Xos Hojib, Юсуф Хос Ҳожиб) — тюркский писатель. Жил в XI веке в государстве Караханидов, в городе Кашгар, где и похоронен.

Юсуф родился в столице государства Караханидов городе Баласагун. В возрасте 50 лет он завершил поэму «Кутадгу Билиг» («Благодатное знание»), а затем подарил её кагану Сулейману Арслану и был удостоен звания «Хасс Хаджиб». Юсуф Хас-Хаджиб Баласагунский писал, как он сам называл: на тюркском языке, караханидской эпохи. «Кутадгу Билиг» — первое произведение, написанное на языке древних тюрков и полностью сохранившееся. Многие тюркоязычные народы по праву могут считать это произведение истоком или первым шедевром своей письменной литературы. Умер в 1075 году в возрасте 54 лет. Похоронен в мавзолее в городе Кашгар. Он был противником тех, кто, пренебрегая своим родным языком, говорил и писал на арабском и персидском языках. Начал писать свою книгу в Баласагуне и закончил в Кашгаре.

Свою поэму «Кутадгу билиг» («Благодатное знание») он сочинил, когда ему было уже за пятьдесят. Некоторые ученые предполагают, что Юсуф написал также сочинения «Книга о политике» и «Книга об энциклопедии». К сожалению, эти труды мыслителя бесследно исчезли.

Юсуф умер в возрасте 68 лет. Он похоронен на юге г. Кашгара в местности Пайпап.

Поэма Юсуфа «Кутадгу Билиг» - значительное явление в мировой культуре. Она является одним из выдающихся литературных памятников в культурном наследии тюркских народов. Это энциклопедическое произведение мыслителя - не только дидактическая поэма, но и работа, изучающая широкий спектр проблем естественных и гуманитарных наук. Ю. Баласагуни был поэтом, ученым, мыслителем и общественным деятелем. В «Кутадгу билиг» разрабатываются общефилософские, социальные, юридические, политические, этические и эстетические проблемы.

Ходжа Ахмед Яссави родился в Испиджабе (ныне г. Сайрам) в 1103 г. Первоначальное образование получил у своего отца шейха Ибрагима. Дальнейшее образование и воспитание ему дал Баха ад-Дин Испиджаби, известный ученый из ханафитского мазхаба. После этого он отправился в Отрар к знаменитому Арыстан Бабу, который в то время был руководителем местных мубайидитов. Ходжа Ахмед Яссави скрупулезно перенимал у него житейскую и духовную мудрость. После смерти учителя Ахмед Яссави направляется в Бухару, которую мусульмане всего мира называли куполом ислама. Здесь он нашел достойного учителя в лице знаменитого шейха Ходжа Юсуфа Хамадани, возглавлявшего в то время известную школу мистиков, решивших посвятить себя поиску единения с духом Аллаха. К этому их призывали шейхи-суфи. Ходжа Ахмед Яссави посвятил всю жизнь, все силы объединению родственных народов, созданию духовного единства на фоне многочисленных религиозных течений. Из рукописных источников, полученных от прежнего имама Туркестана Абд-ал-Кадыра, известно, что жители Туркестана в течение многих лет противостояли Ходжа Ахмеду Яссави, и ему пришлось пройти сложный, многострадальный жизненный путь.

Ходжа Ахмед Яссави был не только религиозным деятелем, но и замечательным поэтом, философом. Он тонко подмечал все стороны окружающей его действительности. Его волновало все: и мирская жизнь, и судьба правителей, и судьба самого народа. Будучи мудрейшим человеком, он понимал жизнь во всех ее проявлениях: и внешних - как мыслитель, и внутренних - как духовное лицо, имеющее связь с высшим духом природы.

Произведения Ходжа Ахмеда Яссави - стихи, диваны, рисаля - были широко популярны среди местных жителей. Он выступал не только как духовный наставник, но и как мудрый государственный деятель. В своих духовных проповедях, стихах и трактатах он откликался на злободневность, когда чувствовал, что может сказать народу свое откровенное слово. Ходжа Ахмед Яссави призывал народ быть терпимым к людям иной веры:

В конце XIV в. по велению великого Тимура, почитавшего Ходжа Ахмеда и приложившего немало усилий для возвеличивания памяти своего духовного патрона, на месте небольшой усыпальницы Ахмеда Яссави был воздвигнут грандиозный мавзолей.

Полное имя Махмуда Кашгари - Махмуд ибн аль-Хусейн ибн Мухаммед. Он родился в XI веке в Кашгаре, жил и занимался наукой в городе Баласагуне. Происходит из среды феодальной знати караханидов. Его отец Хусейн Мухаммед - внук Богырхана, завоевавшего Мавераннахр. Кашгари был визирем Барыс хана (на южном побережье Иссык-Куля), впоследствии переселился в Кашгар, где получил первые знания, дальнейшее образование продолжил в Бухаре и Нишапуре. Здесь Махмуда начинают интересовать язык, фольклор, этнография, география, менталитет тюркских народов.

Собранный богатый материал он осмысливает в своем главном труде "Диван лугат-ат-турк". Гениальный труд Кашгари, обретший славу далеко за пределами мусульманского мира, является ценнейшим источником знаний общечеловеческого масштаба. Этот труд считается энциклопедией тюркского народа периода раннего средневековья. В нем содержатся очень ценные, в некоторых случаях уникальные, сведения о тюркских племенах, живших в XI веке, включая словарные этнонимы, топонимы, родовые термины, наименования различных служб, пищи, жилища, диких животных, птиц, календарь недель и месяцев, астрономические, медицинские, военные, религиозные термины. В нем говорится о миропонимании тюрков того времени, их этических нормах и ценностях, манере поведения; приводятся ценные сведения о культурно-исторических связях между различными племенами, о некоторых событиях, происходивших когда-то на территории Казахстана и Средней Азии (например, о походе Александра Македонского). Особое внимание историков в произведении привлекла тюркская карта мира. В книге есть 400 пословиц и поговорок, которые М. Кашгари собрал в 1072-1074 годы в честь Халифа аль-Муктади.

16. В начале XIII века в глубинных районах Азии образовалось Монгольское государство, его основатель Темучин (1155 - 1227 годы) объединил под своей властью почти все племена Монголии. Родился он на берегу реки Онон в семье Есугэй-бахадура. Весной 1206 года у истоков реки Онон монгольская знать собралась на курултай и торжественно провозгласила Темучина правителем всех монголов под именем Чингис-хан. На курултае знаменитый волхв Кэкчу-Теб-Тенгри сказал: "Всевышний Господь повелел, чтобы призвание твое было: Чингис-хан, Царь царей и Государь государей. Пусть будет твое прозвище "Чингис".

Государство монголов было устроено по принципу военной организации, вся территория и население делилось на центр, правое крыло, левое крыло, в основе лежала десятичная система, была установлена строжайшая дисциплина и четкая организация. Уже в первом десятилетии XIII века монголы подчинили себе народы Южной Сибири и затем вторглись в Китай, фактически контролировали весь Восточный Туркестан и Китай к северу от Хуанхэ. Теперь на пути Чингис-хана в Восточную Европу и Переднюю Азию лежали Казахстан и Средняя Азия.

В своих отношениях с тюркскими народами Чингис-хан активно использовал дипломатию под лозунгом объединения всех кочевников Центральной Азии, их консолидации в единую империю. Нередко это приводило к заключению союзнических отношений в том числе и сопровождавшихся династийными браками. В период возвышения Чингис-хана его главными противниками были уйгуры, кереиты, найманы, меркиты. Союзнические отношения монголы установили с уйгурами, а историк Рашид-ад-Дин писал о том, что когда монголы вторглись в Семиречье, глава карлуков Арслан-хан добровольно им подчинился, принес дары Чингис-хану и выразил желание стать его сыном. Присоединившиеся к монголам уйгуры, карлуки, часть найманов, кыпчаков и других тюркских племен воевали на их стороне.

До прямого вооруженного вторжения и завоевания Казахстана монголы уже проникали на его территорию. Так, в 1211 году, преследуя разбитых найманов во главе с Кучлуком, которые направились к карахытаям в Семиречье, здесь появилось монгольское войско во главе с Хубилай-нойоном. Поскольку хан карлуков Арслан добровольно подчинился монголам и они воевали с Китаем, в этом же году Хубилай вернулся на восток. В 1216 Чингис-хан послал своего старшего сына Джучи до конца разбить меркитов, откочевавших в кыпчакские степи. Джучи вторгся в Тургайскую степь, но здесь произошла встреча монголов с войском хорезмшаха Мухаммада, который во главе 60 тысячной группировки выступил в поход против кыпчаков. Встреча закончилась сражением, продолжавшимся весь день, а ночью монголы, оставив зажженными костры, ушли.

Поводом для вооруженного вторжения монголов в Казахстан послужила так называемая "Отрарская катастрофа", Чингис-хан готовился к походу долго и тщательно, Вести о победах монголов, в свою очередь, волновали правителей Средней Азии. Хорезмшах Мухаммад отправил в Монголию два посольства, а Чингис-хан свое в Хорезм. Весной 1218 года оно было принято хорезмшахом Мухаммадом. Вслед за тем монголы направили в Среднюю Азию торговый караван, состоявший из 500 верблюдов, его сопровождало 450 человек, летом 1218 года он прибыл в Отрар. Правитель Отрара кыпчак Гайир-хан Иналчик заподозрил купцов в шпионаже, приказал убить их, а караван разграбил. От Чингис-хана прибыло посольство с требованием выдать ему Гайир-хана, но оно не только не было выполнено, а послы были убиты. Это и послужило поводом к войне.

Поход начался в сентябре 1219 года с берегов Иртыша, когда, вероятнее всего, около 150 тысяч воинов Чингис-хана со своими союзниками - семиреченскими карлуками, восточно-туркестанскими уйгурами двинулись через Семиречье до Сырдарьи. При подходе к Отрару сыновья Чингис-хана Чагатай и Угэдей остались для его взятия. Джучи направился со своим отрядом к низовьям Сырдарьи - на города Дженд, Янгикент, покорил города в низовьях Сырдарьи, сам Чингис-хан с основными силами и сыном Тулуем пошел на Бухару.

Правитель Отрара Гайир-хан защищался отчаянно с войском от 20 до 50 тысяч человек. Но на исходе пятого месяца осады хорезмский военачальник Караджа-хаджиб с десятитысячным войском сдался монголам, впустив их в город, но за предательство все они были казнены. Отрар еще месяц оборонялся силами воинов Гайир-хана, укрепившихся в цитадели, которая все же в феврале 1220 года была взята. Гайир-хан был подвергнут жестокой казни и умерщвлен.

Героическое сопротивление оказал монголам Сыгнак-центр государственного объединения присырдарьинских кыпчаков. Осада его продолжалась семь дней и ночей, после его взятия все население было перебито монголами. Также мужественно оборонялся Ашнас множество жителей которого тоже погибло.

В 1219 - 1220 годах монголы покорили Бухару, Самарканд, Хорезм. В 1221 году Джучи взяв Гургендж (Ургенч), во главе многочисленного отряда отправился в поход к северо-востоку от Арала в степи Казахстана, преодолевая сопротивление кыпчаков. Осенью 1224 года Чингис-хан вернулся в Монголию. Таким образом, в результате нашествия 1219-1224 годов Казахстан и Средняя Азия вошли в состав империи Чингис-хана.





Дата публикования: 2015-01-25; Прочитано: 568 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.008 с)...