Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

II.Закономерность всеобщего движения и развития



Взаимосвязь вещей материального и идеального мира ведет к изменению самих вещей — элементов различных систем, обуславливая тем самым движение, изменение и развитие этих систем. Следовательно, конкретизацией закономерности всеобщей связи явлений выступает закономерность всеобщего движения и развития.

Суть диалектического понимания развития обнаруживается в ответах на вопросы — что такое развитие, что является его причиной, как оно осуществляется, куда оно идет?

Развитие — это обусловленные противоречиями ряда систем направленные, необратимые, качественные изменения, господствующие (и включающие их) над хаотическими, обратимыми, количественными изменениям и, приводящие к возникновению явлений с новыми качественными характеристиками.

Развитие может быть равномерным и не равномерным, всесторонним и односторонним, гармоничным и дисгармоничным.

Характеризуя развитие, следует иметь в виду следующее:

• развитие есть единство прогресса и регресса (прогрессивные изменения определяются как изменения, направленные от простого к сложному, от низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенному; к регрессу относятся противоположно направленные изменения). В чем проявляется данная черта развития?

Во-первых, всегда идет противоборство более прогрессивных изменений и менее прогрессивных. Во-вторых, всякий прогресс есть одновременно ограничение развития в других направлениях (например, современный научно-технический прогресс из всесторонне развитого в потенции человека производит узкого специалиста). В-третьих, этапы развития есть чередование преобладания прогресса или регресса.

• развитие есть единство конечного и бесконечного. Оно конечно, т. к. конечно развитие отдельных вещей, которые возникают и исчезают, но, в то же время, бесконечно, т. к. бесконечна связь отдельных явлений в единой цепи преобразования мира.

В диалектической концепции развития её источником (коренной причиной) выступает внутренние, заключенные в самом объекте противоречия в единстве с противоречиями внешними. При этом качественное изменение объекта подготавливается количественными изменениями, переходящими границу меры и развитие происходит по спирали, воплощая единство поступательного и кругового движения. Эти процессы описываются основными законами диалектики.

33. Саморазвитие бытия. Детерминизм и индетерминизм.

Детерминизм (от лат. determine - определяю) - философское учение о различных видах обусловленности явлений материального и духовного мира. Представления о порождении стихиями вещей и зависимости одних явлений от других возникли с незапамятных времен. Они уходят корнями в древние мифы о сотворении мира, кроются в религиозных учениях о божествах, предопределении и судьбе, обнаруживаются в анимизме, тотемизме, фетишизме и магии. Латинское слово детерминация вначале означало операцию логического определения понятия через ближайший род и видовые отличия, затем его стали применять в более широком значении объективной зависимости вещей от порождающих их причин - первоначал, законов природы, явлений.
Центральный и традиционный принцип этого учения - принцип причинности. В прошлом под понятие детерминизма подводили только учение об универсальной причинности; мир изображался в нем цепью прямо и жёстко действующих причин, в этой цепи не находилось места для случайности. Ныне содержание детерминизма существенно расширилось. В него добавлены представления об опосредованных причинах, случайной и вероятностной формах каузальности, а также о косвенно сопряжённых с причинностью некаузальных связях.
Нередко полагают, что обобщенную дефиницию детерминизма следует формулировать через понятие объективного закона: детерминизм есть учение об объективной закономерной взаимосвязи и взаимообусловленности явлений материального и духовного мира. Эта дефиниция, несомненно, узка. В ней не учтены: во-первых, объективная незакономерная детерминация феноменального типа (например, одноразовая мутация); а во-вторых, не предусмотрены субъективные формы детерминации (целевая, бессознательно-психическая, логикофункциональная). Те, кто исходят из такой дефиниции, считают индетерминистами сторонников всякой телеологии - объективно-идеалистической и субъективно-идеалистической.
Индетерминизм (от лат. in - приставка, означающая отрицание) - философское учение и методологическая позиция, которые отрицают либо объективность причинной связи (онтологический индетерминизм), либо познавательную ценность причинного объяснения в науке (методологический индетерминизм).
Существует мнение, что к индетерминистам надо, в частности, отнести мыслителей, которые видят источник причинной связи в человеческом сознании. Трудно, однако, не признать специфическую детерминированность человеческих поступков и дел осознанными целями людей. Практически невозможно доказать, будто «субъективные причины» - это всего лишь пустые выдумки идеалистов, а причины любых умопостроений людей (в том числе поэтических образов, фантазий и даже логических ошибок) нужно непременно выводить из регулярностей нейрофизиологических процессов, схем практики или из объективных законов внешнего мира. Творческая мощь сознания и субъективное целеполагание - важнейшие факторы человеческой деятельности, изучаемые телеологией. Поэтому телеология есть разновидность детерминизма.
Последовательный индетерминизм крайне редок в истории философии, поскольку философская профессия требует рационально и доказательно объяснять предельные основания бытия и мышления, выводить обоснованное из тех или иных оснований (материи, духа, сознания, воли и т. п.). Материалисты убеждены, что подлинный детерминизм есть всего лишь концепция материальной детерминации, а идеалисты, напротив, ищут истину в определении материи духом. Индетерминизм - не самостоятельное течение, а одна из тенденций во всякой философии ставить под сомнение либо отрицать детерминацию (материальную или духовную); эта тенденция обязательно, хотя и по-разному, сопряжена с противоположным стремлением осознать зависимость материальных и духовных явлений от каких-либо факторов. Вряд ли, скажем, следует безоговорочно причислять Юма или Канта к индетерминистам, что марксисты делают сплошь и рядом, поскольку Юм обосновывает веру в причинность устойчивыми привычками людей, а Кант - безусловной и врожденной способностью творческого воображения. В то же время с идеалистической точки зрения отрицание материалистами телеологии также есть своеобразная тенденция индетерминизма.
Детерминизм можно определить как учение о детерминации, то есть о формах зависимости основания от своей основы и обоснованного - от основания. Характер детерминации выявляется в связи со спецификой ее условий. Так, следствие обусловлено причиной и каузальными условиями, функция определяется условиями задавания независимой переменной, явления природы детерминированы особенностями действия объективных законов.
В истории философии сложились три концепции детерминизма:
- объективно-идеалистическая (Платон, Аристотель, Плотин, Гегель и др.);
- субъективно-идеалистическая (Протагор, Беркли, Фихте, Кант и др.);
- материалистическая (Демокрит, Гоббс, Гольбах, Фейербах, Энгельс и др.).
Объективные идеалисты полагают, что космос и наше сознание порождены и определяются целеполагающей деятельностью духовного абсолюта, трансцендентного либо имманентного. Субъективные идеалисты ищут причину нашего мировидения в деятельности человеческого сознания, которое продуцирует идеальные цели, придумывает образы мировых связей и экстраполирует их вовне. Материалисты выводят конечную причину мирового порядка из представления об универсальном и закономерном взаимодействии материальных явлений.
В европейской истории материалистического детерминизма различают три периода:
- античный (Милетская школа, атомисты, учения Эмпедокла, Анаксагора и др.);
- механистический однозначный детерминизм XVII-XXIII вв. (Галилей, Ньютон, Гоббс, Лаплас и др.);
- вероятностный детерминизм XX в.
Предсказывают появление в XXI в. вероятностного многозначного детерминизма, пока малопредставимого. Лаплас, например, думал о космосе как о замкнутой системе и верил в возможность однозначно предсказывать состояние мира в любой момент времени, если известны исходные условия. В отличие от лапласовского (жесткого, «железного») детерминизма вероятностный детерминизм учит, что причина не обязательно непосредственно вызывает свой эффект, она нелинейно действует через множество внутренних и внешних условий, зависит от истории прежних взаимодействий, а её необходимый характер проявляется в форме случайности.
В истории идеалистического детерминизма особых периодов не выделяют, хотя, например, метафизический детерминизм Платона явно отличается от диалектического детерминизма Гегеля. Заметную роль в объективноидеалистическом детерминизме играет понятие предопределения.
Концепция жесткой детерминации выявила свою ограниченность в связи с появлением теоретико-вероятностных методов исследования, которые «породили» статистические закономерности. В науке был разработан новый класс базисных моделей бытия и познания, которые можно назвать моделями вероятностного мира. В основе этих моделей лежат представления о статистических системах. В общем случае статистическими системами являются системы, образованные из независимых сущностей. Независимость здесь означает, что между элементами систем нет постоянно действующих, устойчивых взаимосвязей. Эту особенность внутренней структуры статистических систем обобщенно характеризуют через категорию случайности. Независимость в статистических системах весьма своеобразна - она соотносится с наличием целостных характеристик этих систем, с их определенной внутренней устойчивостью. Эта устойчивость выражается через понятия вероятности и вероятностного распределения. Устойчивость системам из независимых сущностей придают внешние условия, но в отличие от концепции жесткой детерминации здесь внешние воздействия допускают наличие разнообразия в поведении отдельных элементов систем. Наличие внешних условий есть необходимое, но недостаточное условие для образования статистических систем. Для этих систем характерно также наличие неустойчивостей в состояниях элементов и определенного типа взаимодействий (в частности, нелинейных) между ними.
Становление вероятностных методов подрывает один из важнейших постулатов моделей жесткой детерминации - представление о всевластии внешних причин. Независимость в поведении объектов и систем и есть независимость от внешнего по отношению к ним окружения. В результате поведение соответствующих объектов и систем приобретает внутренние степени свободы.

34. Сознание и бытие. Структура сознания. Сознание, труд и язык.

еловек как существо, обладающее сложными проявлениями психики, является носителем сознания Сознание - это образование, которое сформировалось во время общественно-исторического развития на основе труда как специфических ческого вида человеческой деятельности, является формой целенаправленного психического отраженияя.

Сознание - это высшая форма развития психики, присущая только человеку, проявляется в сложных формах отражения мира, опосредованная общественно-исторической деятельностью людей

Через сознание человек способен познать сущность окружающего мира, понимать его и одновременно знать о том, что она знает или не знает

Сознание как категория философии и психологии традиционно рассматривается учеными Зарождение этих идей началось еще в античности, когда сформировались две философские направления - идеализм и материализм С С точки зрения первого -- идеализма - сознание трактуется как собственно человеческая форма психики, начало и условие бытия, материалисты рассматривают сознание как результат отражения человеком действительности, продукт приспособления и активного в тавлення к бытию Однако по более точной интерпретации этого понятия возникает огромное количество нерешенных вопросов, поэтому изучение и трактовка понятия сознания и поныне остается открыто й научной проблемой Сознание характеризуется определенными особенностямими.

Так, познавательная функция сознания проявляется в накоплении, переработке и использовании информации о окружающей действительности; регулятивная-в контроле поведенческих и эмоциональных проявлений; прогностическая а - в построении образов будущего, планировании дальнейшей жизни; рефлексивная - в познании человеком самого себя как субъекта психической деятельности Коммуникативная функция сознания состоит в организации и поддержании общения с другими людьми.

Сознание имеет сложную структуру. Наиболее древний пласт сознания − чувственно-аффективный уровень. Сюда относятся ощущение, восприятие, представление, различного рода аффекты, т. е. устоявшиеся сильные самопроизвольные реакции человека на внешние раздражители (страх, ярость, боль, наслаждение).

К этому уровню можно отнести и страсти человека, т. е. устоявшиеся влечения человека (любовь, ненависть, обида, зависть). Преимущественно они контролируются разумом.

Следующий уровень – ценностно-волевой. Воля – способность человека ставить цели и мобилизовать себя для достижения целей. Эмоции – ценностноокрашенные реакции на внешние воздействия.

Важнейший уровень сознания – абстрактно-логическое мышление, выступающее в таких формах, как понятие, суждение, умозаключение, различные логические операции.

Необходимым компонентом сознания являются сознательное и бессознательное.

Характеризуя структуру сознания, выделяют такие его стороны, как общественное и индивидуальное сознание.

Общественное сознание - необходимая и специфическая сторона общественной жизни, оно является не только отражением изменяющегося общественного бытия, но осуществляет вместе с тем организующую, регулятивную и творчески-преобразующую функцию. Оно носит общественно-исторический характер. Это определенная совокупность идей, представлений, ценностных установок, нормативов общения, мышления и практической деятельности.

Необходимо выделять две плоскости анализа общественного сознания: описание содержания общественного сознания и описание способов существования явлений общественного сознания, что необходимо иметь в виду с точки зрения взаимосвязи индивидуального и общественного сознания.

Индивидуальное сознание есть сознание отдельного человека, который, конечно, немыслим вне общества. Сознание каждого человека с необходимостью включает и качестве своего основного содержания идеи, нормы, установки, взгляды и т. п., имеющие статус общественного сознания. Индивидуальное сознание − это единичное сознание, в котором в каждом отдельном случае свободно сочетаются черты, общие сознанию данной эпохи, черты особенные, связанные с социальной принадлежностью личности, и индивидуальные черты личности, обусловленные воспитанием, способностями и обстоятельствами личной жизни индивида. Онтогенез личности есть процесс социализации, присвоения социально значимых духовных ценностей.

Решающими факторами в возникновении человека, становлении и развитии его сознания является труд, членораздельная речь и общение

Разработка трудовой теории формирования человека принадлежит Ф Энгельсу, ее основные положения изложены в его сочинении \"Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека\"

История становления человека и формирования его сознания насчитывает сотни тысяч лет Она началась с изготовления и использования первобытным человеком простейших орудий труда и постоянно развивалась в в процессе усложнения труда и общения людей Человек взаимодействовала с предметами природы, узнавала их свойства, сравнивала, выделяла общее, существенное, необходимое Это способствовало развитию мозга как органа сознания Вел начал совершенствоваться вслед за развитием руки как органа труда Именно рука как \"воспринимающей\" орган, непосредственно затрагивающих вещей, давала поучительные уроки не только мозга, а и другим органам чувств, например, зрительные Рука, активно действовала, учила голову думать, прежде чем стала орудием исполнения воли головы, заранее планирует практические диує практичні дії.

В процессе развития трудовой деятельности, прежде всего, совершенствование руки, обогащались осязательные ощущения, формировался слух, способный воспринимать нюансы звуков человеческой речи Логика практических действий фиксировалась ся в голове и превращалась в логику мышления Человек учился думать И прежде чем начинать дело, она уже могла представить и его результат, и способ осуществления, и средства достижения этого результатату.

Итак, ключ к разгадке происхождения сознания заключается в труде Сначала было дело обивая лезвие своей каменного топора, человек одновременно оттачивала \"лезвие\" своих умственных способностей

Труд всегда был и остается общественной Первобытные люди были совместно добывать средства существования, защищаться от врагов, бороться со стихийными силами природы Эти обстоятельства обусловили потребность в спилкув ванне, ее реализация повлекла возникновение членораздельной какви.

Язык - вторая сигнальная система человека, в которой звуки членораздельной речи из средства выражения эмоций постепенно превратились в средство обозначения вещей, их свойств и отношений, и стали выполнять ф функцию преднамеренного сообщения Наряду с информацией о внешнем мире, которую человек получает с помощью первой сигнальной системы, вместе с языком она приобрела еще одного канала связи с миром, который д ав возможность отображать последний в обобщенной форме языковых знаков Человек приобрел способность знать то, что непосредственно сама могла не почувствовать Язык внесла повой принцип в работу центральной нервной с истема и стала мощным средством развития сознания У человека возник принципиально новый тип психического развитияитку.

Язык, как и сознание, является продуктом общественно-трудовой деятельности людей Без языка невозможна постановка общей цели, ни выбор средств ее достижения, ни организация общих трудовых усилий, ни нал починки общения людей, ни передачи и усвоения опыта Она является основным материальным посеешь духовной культуры М Хайдеггер называл язык домом бытия, а ХГ Гадамер - местом встречи человека с мисвітом.

Язык является основным средством переработки знаний, и поэтому незаменимым и уникальным орудием формирования и развития человеческого сознания Только после воплощение мыслей в слова человек получает реальную возможность ь выполнять с ними разного рода логические операции Такие способы развертывания мышления, как абстрагирование и обобщение, анализ и синтез, индукция и дедукция невозможны без использования языка Последняя является бе зпосередньою материальной базой и своеобразным полем развертывания всех мыслительных процессов, способом существования сознания и общения человекини.

 

Абстрактно-понятийное мышление как определенный психологический процесс приобрел автономии только в процессе зарождения и использования системы языковых знаков Язык стал главным детерминирующих фактором перехода от фо Орм чувственного отражения к способам рационального постижения явлений реального миру.

Итак, язык выполняет четыре основные функции: информационную, коммуникационную, аккумуляционную и преобразовательную Все они взаимосвязаны, взаимодействуют и играют одинаково важную роль

Язык - это система знаков Знаком является любой материальный объект, в своем бытии представляет другие предметы реального мира и в связи с этим может быть использован в процессе познания и общения д для приобретения, сохранения, преобразования и передачи информации Изучает различного рода знаковые системы семиотикка.

Язык, возникающее в процессе исторического развития того или иного общества и является средством общения людей, - естественная Она совершенствуется и изменяется в процессе развития всей общественной жизни, а и акож на основе своих внутренних законов Вместе с тем в различных конкретных сферах практической и познавательной деятельности людей разрабатываются и внедряются специальные системы знаковых обозначений (речь ю тематики и программирование, азбука Морзе и т др.) - искусственные языки Согласно практических потребностей, их можно заменять на более удобнымручні.

Язык и сознание существенно отличаются Если Перта является системой материальных знаков, то вторая - совокупностью идеальных образов Слова - материальная оболочка для фиксирования представлений и абстракций, которые творю ют идеальное содержание, т.е. слов отличия между языком и сознанием - это разница между материальным и идеальным Г Гегель писал: \"Язык является якобы телом мышления мислення".

Вместе с тем, как за своим источником происхождения, так и в процессе своего функционирования речь и сознание неделимые Мнение без словесного воплощения невозможна С помощью языка образы сознания актуализируют ься и становятся действительностью как для других людей, так и для самого человека В свою очередь, слова, утратившие связь с духовным процессом, перестают быть языковыми знаками, потому что теряют статус средств мышления ния и общения людей В развитии практического и духовной жизни общества и отдельного человека речь и сознание органически взаимосвязаны: обогащение сознания обусловливает развитие языка; появление новых слов закрепляет и расширяет предметное содержание сознания Уровень развития общественного и индивидуального сознания напрямую зависит от уровня развития речи, и наоборотвпаки.

Итак, появление и развитие сознания органично связаны не только с целесообразной трудовой деятельностью, но и с возникновением и совершенствованием языка Именно язык был мощной силой, которая способствовала выделению человека и из животного царства, развитию его мышления, организации материального производства.

Сознание - это функция мозга человека, который сформировался в человеческом окружении, в определенном коллективе, человеческом обществе, и постоянно испытывал и испытывает их существенного влияния Но только общение с людьми мы, овладение языком, привлечения к человеческой практики и культуры делают человека человеком Другого пути развития сознания не существуетує.

Сознание представлена??двумя уровнями: индивидуальным и общественным Отдельный человек овладевает как содержанием общественного сознания, так и конкретными формами, в которых проявляется Это означает, что индивид по своему воюет политическую, правовую, моральную, религиозную и другие формы сознания и их содержательныест.

Общественное сознание существует независимо от сознания индивида Однако справедливо и другое: общественное сознание существует лишь потому, что существует индивидуальное сознание людей - отдельных ее носителей При этом обще ильна сознание не является простой арифметической суммой индивидуальных сознаний Недооценка или, наоборот, переоценка различия общественного и индивидуального сознания приводит к серьезным ошибкам в раз умении этой проблемыеми.

 

Современная философия, как и общая психология, выделяют в структуре индивидуального сознания четыре основных элемента: знание, самосознание, волю и переживания Центральное место занимает знание Оно в является информацией о реальной действительности, которую человек получает благодаря органам чувств и мышлению, и фиксирует ее в языке Знание - это результат познания в форме чувственных и интеллектуальных образов, представлений, сужу ень, логических категорий Оно имеет разную степень достоверности и делится на повседневную и научное Знание может быть выражено не только естественной и искусственной языках, но и языком жестов (пантомима), обр азов и компьютерных систеистем.

Знание, как и язык, является способом существования сознания Оно служит не только приспособлению и ориентации человека во внешнем мире, a ft прежде всего активному преобразованию ней реальной действительности и утве ердженню свободы и прогресса общества Знание - мощнейшая сила человекни.

Поскольку предметом сознания является не только внешний мир, но и сам субъект, носитель сознания, постольку существенным моментом сознания является самосознание Самосознание - это осознание человеком своей сущности те, мыслей, чувств, интересов, потребностей развитых форм самосознания является теоретическая рефлексия (направленность мышления на себя, на свои истоки, предпосылки, формы), благодаря которой через систему понятий ро зкриваеться социальная природа субъекта Есть и личностная рефлексия - проявление глубоких размышлений человека о смысле собственного бытия, его нравственную насыщенность Самосознание способствует развитию субъекта, его рац ионально-совершенствованиеенню.

Практическая реализация идеи, задумки, цели предусматривает наличие воли Воля - важнейший компонент сознания: сознательное и целенаправленное регулирование человеком своего поведения и деятельности при условии преодоления ния внутренних и внешних препятствий Поскольку в основе регулирования человеческой деятельности является необходимость достижения соответствия между идеальными по природе стремлениями человека и внешним миром, постольку и в воле реализуется направленность сознания к обеспечению единства субъекта и объекта В этом плане воля е своеобразной посреднической звеном, существует в самом сознании и является внутренним условием перехода из мира идей в мир сказалчей.

Атрибутами волевого действия е направленность на достижение поставленной цели и преодоления внешних и внутренних препятствий При этом воля регулирует деятельность не только в плане ее побуждения и активизации, а и в плане сдерживания ее развертывания в условиях необходимости выбора цели и наличии серьезных внешних и внутренних препятд.

Непосредственная реализация воли как акта сознания включает определение цели, борьбу мотивов при выборе направлений деятельности, принятия решения и его исполнения Последнее сути волевого действия Только тот, х кто умеет доказывать свои решения в реализации, может считаться волевым человеком Такой личности присущи целеустремленность, инициативность, самостоятельность, независимость, выдержка, решительность, упорство ивисть и способность к самоконтролюолю.

Еще одним элементом сознания, находится в органическом единстве с рассмотренными выше, является переживание У них, в отличие от знания, отражаются не явления внешнего мира сами по себе, а разнообразное е практическое и духовное отношение человека к этим явлениям в форме многочисленных эмоций, аффектов, чувств, страстей, настроений, стрессов, фрустрации, которые внешне проявляются в непроизвольных мышечных движениях, мими эти, пантомиме, жестах, позах, выразительных дыхание, в изменении интонации, выражении глаз и рта тощо.

Отсутствие переживаний вызывает \"эмоциональный голод\", в связи с чем жизни людей становится невыносимым При этом для обеспечения нормального эмоционального состояния нужны как положительные, так и отрицательные переживания нпереживання.

Источник эмоций и чувств содержится в материальных и духовных потребностях людей, в осознании степени вероятности их удовлетворения Так, положительные чувства возникают в ситуациях, когда вероятность удовлетворения я насущных потребностей представляется субъекту вполне достаточной и несомненной Негативные чувства появляются в условиях, когда возможность удовлетворения потребностей минимальная или ее нетає.

Поскольку эмоции и чувства обусловлены потребностями, они изначально имеют сугубо личностный характер, так как в них выражается значимость предметов и явлений для отдельно взятого индивида в той или иной конкр ретного ситуации его жизни В переживаниях людей осознается жизненный смысл предметов окружающей природной и социальной среды С их помощью индивид оценивает вещи и людей, с которыми делву.

Как мощные факторы мотивации и регуляции поведения и деятельности человека эмоции и чувства играют эту роль по-разному Эмоции (гнев, страх, ужас, ярость, тревога, радость) являются временными и непосредственными переживаниями, которые имеют рефлекторно-ситуативный характер Чувством присуща большая стабильность, и в процессе становления человеческого сознания они появляются позже эмоций, потому что формируются в пр оцеси усвоения культуры, языка и воспитательного влияния социальной средыща.

Настоящие человеческие чувства исторически и социально обусловлены, и поэтому всегда меняются вместе с развитием общества Это хорошо проявляется прежде всего в процессе возникновения и функционирования таких высших услышите уттив, как моральные (чувство стыда, долга, милосердия, гуманности, любви, дружбы), интеллектуальные (удивление, любознательности, сомнения) и эстетические (чувство юмора, прекрасного, возвышенного, трагического ого).

переживания могут как полностью осознаваться личностью, так и не осознаваться В последнем случае человек нередко становится рабом своих страстей и настроений Как правило, переживания отождествляют с д душевным состоянием личности В научной литературе понятие души иногда используется для обозначения всей психики человека, в которую включаются не только знания, самосознание, воля, переживания, но и подсознательное и бессознательноеоме.

Бессознательное часто (например, в фрейдизме) принципиально противопоставляется сознательному, ему даже отводится решающая роль в жизни человека Льет есть и другая трактовка, исходное из приоритета сознательного бессознательную е можно рассматривать как продукт сознательной деятельности То, что раньше было в содержании сознания, переходит в бессознательное В свою очередь, бессознательное, существует в глубинах психики человека, способно вновь превратиться я формы сознания Без учета такого их влияния невозможно понять механизм функционирования как сознания, так и несвидомогомого.

Ядром всех элементов сознания является его мировоззрение От уровня его развития в значительной мере зависят качество и эффективность выполнения человеком своих обязанностей Этим обуславливает необходимость постановки и реализации проблемы формирования научного мировоззрения у граждан странни.

Итак, сознание - это функция (или свойство) человеческого мозга, заключающаяся в обобщенном, оценочном и целенаправленном отражении и конструктивно-творческом преобразовании действительности, в предыдущей уя явной построении действий и предвидении их результатов, в разумном регулировании и самоконтроле поведения человека По природе сознание является продуктом жизнедеятельности человеческого общества, результатом его с в совместной-исторического развития Сознание формируется и развивается через приобщение человека к культуре, ее воспитания и обучения, общественно полезную деятельность Главными условиями возникновения сознания бул и труд, производственный коллектив, членораздельная какова.

Учение о философских проблемах сознания является мировоззренческим и методологическим фундаментом деятельности современных специалистов любого профиля

35. Сознание, знание, познание. Понимание и объяснение.

Сознание - высшая, свойственная лишь человеку форма отражения объективной действительности. Ядро духовной жизни общества - общественное сознание (ОС). Это совокупность чувств, настроений, художественных и религиозных образов, идей и теорий, отражающих те или иные стороны общественной жизни. ОС имеет социальную природу, возникает из общественной практики людей как результат их производственной, семейно-бытовой и иной деятельности. ОС - результат совместного осмысления социальной действительности. Общественная жизнь воспринимается разными людьми по-разному. Индивидуальное сознание - результат особенности восприятия общественной жизни. Здесь проявляются особенности жизни, личный опыт, характер, темперамент. Индивидуальное сознание формируется на основе ОС, т. к. в сознании отдельных людей присутствуют представления, которые они усвоили, живя в обществе.

Структура ОС выделяет элементы: обыденное и теоретическое сознание; общественная психология и идеология; формы общественного сознания. Обыденное сознание присуще всем людям. Оно формируется в процессе повседневной практической деятельности. Это стихийное отражение людьми всего потока жизни без систематизации. Теоретическое сознание - осмысление явлений общественной жизни путем обнаружения их сущности и закономерностей развития.

Формы ОС:

1) Наука.…

2) Искусство.

3) Религия.

4) Мораль.

5) Политика.

6) Философия.

Познание есть отражение действительности в сознании человека. Существуют различные формы познания:

1) Обыденное познание (здравый смысл) – накопление жизненного опыта.

2) Наука и социальное познание как ее разновидность.

3) Гуманитарное познание подразумевает понимание индивидуальных людей и событий. В основе – метафоры, аналогии, т. е. иные приемы, чем научные.

4) Художественное познание и религия. Они не столько описывают реальность, сколько выражают человеческие существенные потребности (красота, любовь и т. д.). Искусству не важна правдоподобность, его интересует искренность чувств. В религии то же.

5) Мораль рассматривает то, что есть, но с точки зрения того, что д. б. (сущее с позиции должного). Здесь люди познают больше себя, чем внешний мир.

6) Мистика. Это мгновенное усмотрение истины, в отличии от других не носит процессуального характера.

7) Мифология – донаучное познание.

Зна́ние — форма существования и систематизации результатов познавательной деятельности человека. Знание помогает людям рационально организовывать свою деятельность и решать различные проблемы, возникающие в её процессе.

Зна́ние в широком смысле — субъективный образ реальности в форме понятий и представлений.





Дата публикования: 2015-01-25; Прочитано: 463 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.016 с)...