Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Отечественная историография в прошлом и настоящем



Слово "историография" происходит от греческого - "история" - разведывание, исследование прошлого и "графо" - пишу.

Таким термином часто называют историческую литературу, имея в виду не только библиографию, но и анализ литературы. Предшественниками историографии были архаическая мифология и архаический эпос. Для Древней Руси характерны былинный и героико-патриотический эпос.

Историография Киевской Руси начинается с "Повести временных лет", первая редакция которой принадлежит монаху Киево-Печерского монастыря Нестору. Её содержание доведено до 1113г. Летописцы того времени считали, что мир развивается по божественному провидению и божественной воле.

С появлением опытного, рационалистического знания историки в качестве определяющей силы исторического процесса стали считать объективные факторы. Так, М.В. Ломоносов (18 век) и В.Н. Татищев (18 в), стоявшие, у истоков русской исторической науки, полагали, что знание, просвещение определяют ход исторического процесса. Главная мысль, пронизывающая труд Н.М. Карамзина (1766-1826гг.) "История государства Российского", - необходимость для России мудрого самодержавия.

Крупнейший русский историк XIX в. С.М. Соловьев, создавший многотомную "Историю России с древнейших времен", видел ход истории нашей страны в переходе от родовых отношений к семье и далее к государственности. Три важнейших фактора: природа страны, природа племени и ход внешних событий объективно определяли ход русской истории.

Ученик Соловьева В.О. Ключевский (19-20вв) в "Курсе русской истории" развивал идеи своего великого предшественника. Он считал, что необходимо выявить всю совокупность фактов и факторов (географический, этнический, экономический, социальный, политический), характерных для каждого периода. Близко к нему по теоретическим взглядам был С.Ф. Платонов (20в.), чьи лекции по русской истории переизданы в наше время.

В советский период историки особенно успешно изучали социально-экономическую проблематику, движение народных масс. Были выявлены и введены в научный оборот новые исторические источники. Однако господство в теоретической сфере только одной марксистско-ленинской концепции существенно сковывало творчество ученых так как они видели смысл исторического развития в переходе от одной общественно-экономической формации к другой, и в завершении- построение на земле коммунистического общества.

С середины 80-х гг. XX в., с началом в нашей стране "перестройки", шел пересмотр исторического наследия советского времени. Историография пополнилась вводимыми в научный оборот некоторыми ценными историческими источниками, особенно видных русских эмигрантов, таких, как Н.А. Бердяев ("Судьба России", "История и смысл русского коммунизма"), И.Л. Солоневич ("Народная монархия"). Однако выдвижение на первый план в политической жизни концепции "общечеловеческих ценностей" привело к тому, что многие историки стали акцентировать больше внимания на общих закономерностях цивилизационного развития человечества, приспосабливаться, по выражению крупного общественного мыслителя А.А. Зиновьева, к "западнизации" России.

Преодолевая конъюнктурные перекосы в трактовке прошлого и настоящего, соотношении общего и особенного, современная историография стала пополняться более объективными научными исследованиями, обобщениями. Достижения обновлённой историографии нашли отражения в новых учебных пособиях для вузов А.С. Орлова, Ш.М. Мунчаева, В.М. Устинова, других авторитетных профессоров. Такие авторы считают, что история России - часть мирового исторического процесса. Однако нельзя сбрасывать со счетов и особенности развития нашей страны.

Одной из важных проблем исторической науки является проблема периодизации исторического развития человеческого общества. Периодизация - это установление хронологически последовательных этапов в общественном развитии. В основу выделения этапов должны быть положены решающие факторы, общие для всех стран или для ведущих стран. Со времен развития исторической науки разработано множество различных вариантов периодизации общественного развития. Самый распространенный: первобытная эпоха, древний мир, средневековье, новое время, новейшее время.

4. Понятие и классификация исторического источника. Исторические источники о начале русской истории, о восточных славянах в древности.

Исторические источники – весь комплекс документов и предметов материальной культуры, непосредственно отразивших исторический процесс и запечатлевших отдельные факты и свершившиеся события, на основании которых воссоздается представление о той или иной исторической эпохе, выдвигаются гипотезы о причинах или последствиях, повлекших за собой те или иные исторические события. Это все остатки прошлой жизни, все свидетельства о прошлом.

Группы исторических источников:

1) Письменные (эпиграфические документы, берестяные грамоты, рукописи, печатные материалы)

2) Вещественные (орудия труда, ремесленные изделия, предметы домашнего обихода, оружие, одежда, украшения, монеты)

3) Этнографические (сохраняющиеся до настоящего времени остатки, пережитки древнего быта различных народов)

4) Устные (памятники устного народного творчества, т. е. предания, песни, сказки, пословицы, поговорки и т.д.)

5) Лингвистические (географические названия, личные имена и т. д.)

6) Фото-кинодокументы (документальные кино- и фотоматериалы)

7) Фонодокументы (аудиоматериалы)

Специальная наука, которая изучает исторические источники – источниковедение.

Фолклор восточных славян был первоначальной стадией возникновения у них элементов исторических знаний. Первоначально исторический знания возникли в виде легенд, приданий, былин, мифов в догосударственный период. Передача информации шла через устную традицию, происходило смещение событий, объединение похожих фактов, искажались детали. Однако основная часть информации, шедшей от поколения к поколению, оценка исторических событий и явлений, их роли в жизни общества оставались верными.

Первые письменные сочинения у восточных славян, содержавшие исторические записи, возникли после изобретения азбуки великими славянскими просветителями Кириллом и Мефодием. С конца 10 века берет свое начало русское летописание. В начале 12 века монах Киево-Печерского монастыря Нестор составил самых знаменитый русский летописный свод «Повесть временных лет».





Дата публикования: 2015-01-25; Прочитано: 2247 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.008 с)...