Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Жанры прозы Чехова. Эволюция жанра рассказа в его творчестве



Количественно самое большое место в раннем творчестве Чехова занимают шуточные афоризмы, подписи к рисункам, отеты, словари, руководства – все, что подходит под широкую жанровую рубрику «мелочишки». Задолго до начала сотрудничества Чехова в «Стрекозе», «Зрителе», «Будильнике» сложились каноны этого жанра, которые он быстро освоил и превзошел, создав такие шедевры юмористики, как «Письмо к ученому соседу» и «Жалобная книга».

С конца 1882 Ч. начинает сотрудничать в журнале «Осколки». Основные достижения Ч. – юмориста и сатирика – относятся именно к этому жанру. Сценка – картинка с натуры, короткий юмористический рассказ, комизм которого состоит в передаче разговора персонажей, - восходит к традициям Гоголя, Островского, Успенского, Слепцова. В духе поэтики сценки у Чехова – особые приемы краткости, сводящие к минимуму описания и пояснения. Заглавия – простые инезатейливые, называющие место действия, или предмет, вокруг которого строится действие («В бане», «Справка» и др.), реже иронические или пародийные заглавия («Злоумышленник», «Интелигентное бревно»). Фамилии героев – говорящие и забавные (полицейский надзиратель Очумелов, авторша драмы Мурашкина, фарнцуз Шампунь и др.). Главное в сценке – речь персонажей, одновременно правдоподобно-бытовая и смешная. В рассказах-сценках окончательно определяется характер чеховского юмора, разнообразные средства достижения комического эффекта.

С середины 1884г., времени окончания университета, до выхода повести «Степь» в начале 1888г. Ч. создал более 350 произведений. Это период «многописания». Значительная их часть относится к жанру, который сам Чехов в отличие от «мелочишек» и «сценок» назвал «серьезным этюдом». Исследование жизни в рассказах-этюдах ведется в разных направлениях. В некоторых из них автор решает задачу описания разнообразных жизненных положений, бытовых явлений, психологических состояний. Тут в большинстве случаев названия говорят о себе: «Страхи», «Сильные ощущения», «Горе» и др. Другую группу составляют исследования разнообразных характеров, темпераментов, психологических типов («Отец», «Необыкновенный»). Нередко такие зарисовки разновидностей и оттенков человеческой психологии Чехов выполняет в юмористическом, «осколочном» ключе («Сирена», «Длинный язык»). Еще один круг рассказов-этюдов посвящен изучению тех или иных социальных групп, сословий. В первую очередь – это рассказы, где главные действующие лица – крестьяне: «Егерь», «Злоумышленник». Разнообразные типы людей из народа, коллективная народная психология, колоритная речь – все это передано с тонкой проникновенностью. По словам Г.А. Бялого Ч. в эти годысоздает свои «Записки охотника». Особые группы произведенийэтого типа составляют рассказы об актерах и художниках («Юбилей», «Талант», «Критик»), рассказы о детях. Не само по себе обращение к обыкновенному человеку и повседневной жизни составляет суть чеховского новаторства, а стремление рассмотреть людей различных сословий и состояний под единым углом зрения, найти закономерности, характеристики сознания «среднего человека».

В своих рассказах-этюдах Ч. прослеживает,как соотносятся повседневный быт, окружающий человека, и формы его сознания, какое выражение психические и мыслительные процессы находят в речи и поведении. Мелочи, штрихи, внешне случайные черты обстановки автор вводит в описания, чтобы показатьмногообразие факторов, обуславливающих настроение и поступки человека.

!887 год – последний год чеховского «многописания». В этом году он написал 65 расскахов, в 1888 – только 9. В декабре 1887 Чехов прекращает постоянное сотрудничество в «Осколках», появляются упоминания о работе над романом; замысел романа остался незавершенным. В 1887 г. выходит сборник рассказов «В сумерках», за который Академия Наук присуждает Чехову половинную Пушкинскую премию.В ближайшие годы публикуются сборники «Рассказы»(1888) и «Хмурые люди» (1890).

Ч. начинает разрабатывать жанр повести. В 1888 опубликована повесть «Степь». В этом произведении есть новое качество, которое будет отличать многие поздние произведения писателя: картина жизни вырастает в ней до обобщения, до символа. Крупное проблемное произведение – повесть «Скучная история» (1889) – Чехов создал в месяцы, последовавшие за смертью брата. В ней отразились горечь семейной утраты, раздумья над исканиями русской интеллигенции, над важными проблемами человеческого бытия.

Основная тема рассказов и повестей, написанных Чеховым в 90-е гг. – жизнь обыкновенных русских людей, его современников. На различном «специальном» материале писатель рассматривает, при помощи каких ориентиров люди строят свои отношения к действительности и друг к другу. Чаще всего он пишет об иллюзиях, заблуждениях, об относительности общепризнанных истин, незнании никем «настоящей правды», условности мнений и убеждений.

В 90-е гг. окончательно определяется характер конфликта в произведениях Чехова. Врагами чеховских героев нередко оказываются пошлость, царящие вокруг них обывательские нравы и порядки Но, считая конфликты героя со средой или благородного героя с негодяями безнадежно устаревшими, автор предпочитает строить столкновения и сопоставления своих персонажей на ино основе. Среда, окружение играют в чеховских произведениях роль лишь усугубляющих факторов, основная же причина несчастий героев – в них самх, в характере их взаимоотношений. В рассказах и повестях, в которых друг другу противостоят 2 персонажа («Враги», «Дуэль»), наиболее распространенный вид антагонизма – непонимание людьми друг друга в силу поглощенности каждого своим «вопросом», «своей правдой». И это позволяет Чехову указать на сходство, скрытую общность между противостоящими друг другу персонажами.





Дата публикования: 2015-01-24; Прочитано: 3752 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...