Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Внутреннее единство "Войны и мира" Л.Толстого



Война и мир — как тема — это жизнь в ее универсальном охвате. Вместе с тем война и мир — самое глубокое и трагическое противоречие жизни.

В основу концепции Толстого ложится идея «непрерывного движения личности во времени» (15, 320). Проводится масштабное сопоставление: «Как в вопросе астрономии, так и в вопросе humaniores настоящего времени, все различие взгляда основано на признании или непризнании абсолютной неподвижной единицы, служащей мерилом изменения явлений. В астрономии это была неподвижность земли, в humaniores это — неподвижность личности, души человеческой <...> Но в астрономии истина взяла свое. Так точно в наше время истина подвижности личности должна взять свое» (15, 233). «Подвижность личности» при этом соотносится с подвижностью души, утвердившейся уже с повести «Детство» как неотъемлемый признак человека «понимающего».

Жанровое своеобразие «Войны и мира» определяется Толстым в 1865 г. как «картина нравов, построенная на историческом событии» (48, 64). Действие романа охватывает 15 лет и вводит в читательское сознание огромное количество действующих лиц. Каждое из них — от императора и фельдмаршала до мужика и простого солдата — подвергается Толстым «испытанию» временем: и бесконечно малым моментом, и суммою этих моментов — историей.

В этом «испытании» обнаруживается и то существенное значение, которое придает Толстой способности человеческого «понимания» как в частной, так и в общей жизни людей

В противостоянии России Наполеону органично сливаются народное и национальное. Этому единству противостоит в «Войне и мире» высший петербургский аристократический круг, осмысленный писателем как отрицаемое им привилегированное общественное сословие, отличительной чертой которого и является «непонимание».

+см.билет 37

Психологизм Толстого

Используя своего рода микроскоп, Толстой перешел к изображению человека в его беспрерывном движении, поставил это движение в связь с расширением обстоятельств, воздействующих на человека (соединил широкую картину мира с глубиной проникновения во внутренний мир человека). Перешел от господства в лит-ре того времени изображения внешних проявлений «жизни сердца» к анализу самого процесса психической жизни, процесса возникновения и смены чувств, сумел показать «таинственный процесс выработки мыслей и чувств». Писатель воспроизвел «диалектику души» человека (термин Чернышевского), взаимосвязь в взаимопереходы разных чувств и мыслей, их борьбу и непрерывное развитие. Формы и приемы психологического изображения у Толстого разнообразны: он применяет как явный, открытый психологизм, представленный авторскими сообщениями о внутреннем мире героев, внутренней речью и монологами самих героев, так и скрытый, косвенный психологизм – психологические портреты и пейзажи. Толстой широко использует авторские размышления о настроениях героев, об их психологич.реакции на различные события. В острые, кризисные моменты для воссоздания психологии героев, душевных противоречий, неустойчивости и сомнений используются внутренние монологи.

- единое пространство в романе объединяется народным сопротивлением врагу (оборона, не наступление)+единая цель у всех+жанр роман-эпопея, тут трагедия, которая затрагивает ВСЕХ, все социальные слои

-внутреннее единство положительных персонажей (эволюция в характере Пьера, единство постоянное Наташи Ростовой)

-единство семейное (Ростовы)

-единство в крестьянского мира

-единство личности крестьянина- Каратаев





Дата публикования: 2015-01-24; Прочитано: 1937 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.005 с)...