Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Иркутск



Рис. 2.79. Вид Иркутского острога после 1716 г.
(текст к мультимедийному фильму)

Иркутск играет значительную роль в истории России, уже триста пятьдесят лет его «романтический облик хранит в себе образцы несуетной степенной старинной застройки, сияние церковных куполов над синим кипением Ангары».

«Улицы его – как срез времени, где наслоились века, сменяя друг друга. Переходя из квартала в квартал, словно окунаешься в давно отшумевшее прошлое, и вдруг выныриваешь из потока времен в день настоящий, наполненный неустанным гомоном машин, которым тесно в нешироких магис­тралях, в некоторую суетность и нагромождение новых, с болью приживающихся архитектурных форм, от ко­торых никуда не уйти, ибо нельзя остановить жизнь.

Здесь соседствуют нарядное, торжес­твенное сибирское барокко со строгим русским ампиром, с вызывающей нарядностью купе­ческих дворцов, соединивших, кажется, все стили – от мавританского и азиатских мотивов до готики. А далее – изысканный неоклассицизм и лаконичная выразительность конструктивизма – эклектика конца XIX – начала XX в. Сегодня стали меньше обращать внимание на чистоту архитектурного стиля, больше – на неповторимость, особенность каждого здания», – писал Марк Сергеев.

Иркутск, как и любой старинный русский город, был спланирован с детинцем в центре острогом, 1661 г.), вокруг которого в течение трехсот пятидесяти лет формировался особый социальный организм, моделирующий в себе духовную и материальную культуру общества (рис. 2.79).

Со временем (в ХХ столетии) исторический, духовный центр, представленный сегодня Спасской церковью (1706–1710 гг.), собором Богоявления (1724–1726 гг.) и римско-католическим храмом Успения Девы Марии (так называемым костелом, 1885–1886 гг.), постепенно объединился с административным (здание правительства и Законодательного собрания Иркутской области – пример тоталитарной неоклассики середины ХХ в. и существенно видоизмененное здание Городской думы, постройка первой половины ХIХ в.), финансовым (Государственный банк, 1935–1936 гг.), промышленным (здание административного корпуса «Востсибуголь», 1946–1948 гг.), интеллектуальным (корпусами Иркутского государственного лингвистического, 1848 г., и Иркутского государственного университетов), а также туристическим (гостиница «Ангара», середина 1960-х гг.) центрами. Это отличает Иркутск от ряда других старых городов, где наряду с историческим, в процессе экономического и политического развития, формируется второй – деловой центр. В советскую эпоху в город были привнесены все сопутствующие данной эпохе стили, начиная от периода освоения классического наследия эпохи Сталина до типовых построек «хрущевской оттепели» и пр. Но, тем не менее, город сохранял некую целостность в своей стилевой множественности, оставаясь историческим, культурным, торговым, промышленным центром.

Вопросы и задания для самоконтроля

Задание 1. Платон говорил: «Нет красоты ни в чем без …». В переводе с греческого данный термин означает созвучие, согласие, противоположность хаосу, в эстетике − одна из форм прекрасного, понятие, означающее упорядоченность многообразия, целостность, обладающую согласованностью частей и уравновешенностью их напряженности. Гераклит говорил: «Расходящееся сходится, и из различного образуется прекраснейшая <…>, и все возникает через вражду», т. е. через борьбу. Моделью-образом данного понятия может служить лук, у которого тетива стягивает в напряженное единство концы изогнутой деревянной палки. Этот образ тем более убедителен, что впервые музыкальный звук услышал древний охотник, выпустивший стрелу. Отсюда родились все струнные инструменты.

Назовите это понятие, приведите примеры его использования в художественной культуре.

Рис. 2.80. София Киевская: общий вид, трансепт и алтарь
Задание 2. По данному рисунку православного храма (рис. 2.80) составьте его описание, расска-жите о требованиях, предъявляемых к строительству, о символике цвета, а также назовите возможные причины его посещения современным молодым человеком.

Задание 3. Выберите правильный ответ:

1. Клеть – это:

а) жилая часть русского дома;

б) помещение в доме для хранения продуктов;

в) особое помещение при избе или отдельная нежилая постройка для

хранения имущества;

г) помещение для содержания скотины.

2. В Древней Руси верхний жилой ярус в домах богатых людей назывался:

а) клеть; в) подклет;

б) терем; г) изба.

Рис. 2.81. Древнерусский дом
3. Пристройка перед входом в дом, состоящая из площадки и лестницы, иногда перед навесом, называлась:

а) терем; в) амбар;

б) крыльцо; г) погреб.

4. Как на Руси назывались поселения, жители которых пользовались привилегиями за занятие каким-либо ремеслом?

a) посад; в) погост;

б) слобода; г) городок.

Задание 4. Этот вид монументальной живописи в переводе означает «посвящение музам». Изображение создается из мелких частиц однородных или различных материалов (мрамор, галька, керамическая плитка, смальта и др.) на сглаженной загрунтованной поверхности пола, стен или потолка. Метод изготовления в древней Греции и Риме состоял из ряда процессов: на ровную поверхность укладывали основание из камня, сухой гальки и извести толщиной 15–23 см, затем наносился другой слой, 10–15 см толщиной, со­ставленный из извести и битого кирпича, смешанных с водой. По еще мягкой поверхности наносился предварительный рисунок; затем клали кубики или гальку гладкой стороной кверху. Готовую работу заливали жидким закреп­ляющим цементом, а застывшую поверхность полировали.

В России данная техника применялась для украшения храмов со времен Киевской Руси (Софийский собор, Михайловский златоверхий монастырь в Киеве). В XVIII в. М.В. Ломоносов с учениками возродил это искусство и создал ряд картин, в том числе «Полтавскую баталию». С середины XVIII в. появилась техника, включающая набор из пластинок камня разных пород: малахита, яшмы, лазурита и других са­моцветов на поверхности сто­лешниц, колонн, ваз, шкатулок.

Назовите эту технику и имена художников, работавших в данной тех­нике, приведите примеры (в том числе памятников архитектуры Иркутска).

Задание 5. Проанализируйте символику традиционной русской избы и ее деталей (рис. 2.81).

Задание 6. Ответьте на следующие вопросы:

1. Верны ли следующие утверждения?

А. В условиях сурового климата, частых неурожаев, набегов соседей, взаимопомощь и взаимовыручка вырабатывали в народе черты об­щинного коллективизма.

Б. Большое влияние на развитие русского общества оказывали географические и суровые климатические условия.

1) верно только А;

2) верно только Б;

3) верны оба суждения;

4) оба суждения не верны.

2. Как вы считаете, чем были обусловлены замедленные темпы развития русской цивилизации?

1) многовековой изнурительной борьбой с кочевниками;

2) освоением обширных малопригодных для земледелия территорий;

3) заимствованием восточных культурных традиций;

4) жизнью в тяжелых природных условиях;

5) отсутствием письменности.

Задание 7. Проследите социальную дифференциацию общества на основе архитектурного образа города Иркутска. Приведите несколько примеров.

Задание 8. Проследите, как с течением времени видоизменялся архи-тектурный облик города Иркутска. Назовите наиболее старые здания церквей, год их постройки и стиль, в котором они выполнены, укажите особенности этого стиля (рис. 2.82; 2.83).

Рис. 2.83
Рис. 2.82





Дата публикования: 2015-01-23; Прочитано: 316 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.009 с)...