Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
Третья - сфера духовного производства, результат которого - информация, выражающая содержание общественного сознания.
Четвертая - сфера производства человека, результат которого - люди, население. Четыре сферы производства диалектически противоположны и едины.
Едины они в том, что производство одного продукта требует потребления предпосылок всех четырех классов. Поэтому в каждой сфере вместе с производством основного продукта воспроизводятся все другие продукты, но по-разному.
Производство – это главное звено воспроизводства. Между производством и потреблением существует сложная связь. При всей важности производства оно имеет смысл лишь тогда, когда служит потреблению. Потребление образует цель и одновременно движущий мотив производства. Появление потребления в решающей степени обусловлено самим производством. Распределение и обмен являются связью между производством и потреблением, образуют своеобразный механизм их взаимодействия. Все эти стадии не существуют сами по себе, изолированно друг от друга, а образуют части единого целого. Производство – исходный пункт, с которого начинается все движение. Распределение все входит в производство в виде распределения средств производства и собственно членов общества по сферам и отраслям производства, экономическим регионам, предприятиям. В то же время распределение решает проблему: что делить и как делить. Обмен является связью между производством и распределением, с одной стороны, и потреблением – с другой. Обмен, как и распределение, совершается и в самом производстве, и вне его, представляя собой самостоятельную функцию в движении продукта. Потребление является завершающей стадией движения продукта. Именно здесь реализуется его потребительная стоимость. Потребление бывает двух видов: производственное потребление – сжигание угля в паровом двигателе, - и личное потребление, в процессе которого пища, одежда, жилье, предметы культурно-бытового назначения используются человеком для удовлетворения своих потребностей.
5. Экономическая мысль древнейших времен (Платон, Ксенофонт, Аристотель).
Cам термин «экономика» («домоводство») пришел к нам из древнегреческого (оikos — дом, хозяйство; nomos — закон, правило).
Лучшими достижениями экономической мысли Античности (конец V—IV в. до н.э.) явились труды древнегреческих философов Ксенофонта, Платона и Аристотеля.
Ксенофонт (430—354 до н.э.). Экономические воззрения этого философа нашли свое выражение в его трактате «Домострой», в котором приводятся следующие положения: разделение труда на умственный и физический виды, а людей —на свободных и рабов имеет естественное (природное) происхождение; природному предначертанию отвечает преимущественное развитие земледелия по сравнению с ремеслом и торговлей; производительно может выполняться «наиболее простая работа»; степень разделения труда обусловлена, как правило, размерами рынка сбыта; всякому товару присущи полезные свойства (потребительная стоимость) и способность обмениваться на другой товар (меновая стоимость); деньги изобретены людьми для того, чтобы с их помощью осуществлялось товарное обращение и накопление богатства, но не ростовщическое обогащение.
Платон (428—347 до н.э.).Отстаивал, прежде всего, натурально-хозяйственные отношения рабовладельческого общества, что нашло отражение в характеристике двух проектов идеального государства соответственно в его произведениях «Государство» и «Законы». Возникновение самого государства Платон связывал с удовлетворением повседневных интересов людей и с обменом.
В сочинении «Государство» речь идет об особо важной, с точки зрения Платона, роли, которую совместно призваны выполнять аристократическое сословие (философы) и сословие воинов (армия) в обеспечении общественных интересов. Эти сословия, олицетворяя аппарат управления идеального государства, не должны, по мысли ученого, обладать собственностью и обременять себя хозяйством, так как их материальное обеспечение (по уравнительному принципу) должно стать общественным. Остальная часть общества отнесена в проекте к обладающему и распоряжающемуся собственностью третьему сословию, названному Платоном чернью (земледельцы, ремесленники, купцы), и к рабам, приравненным к собственности свободных граждан.
В сочинении «Законы» философ выдвигает обновленную модель идеального государства, развивая и конкретизируя свою аргументацию в части осуждения ростовщичества, обоснования ведущей роли в хозяйстве земледелия по сравнению с ремеслом и торговлей. Основное внимание при этом вновь уделено аппарату управления обществом, т.е. «гражданам» высших сословий, которые, в частности, будут наделены правом владения и пользования (неполное право собственности), предоставляемым им по жребию государством домом и земельным наделом. Кроме того, проектом оговаривается возможность последующей передачи земли по наследству на тех же условиях одному из детей и требование, чтобы ценность общего имущества граждан не разнилась более чем в четыре раза.
Аристотель ( 384—322 до н.э.)такжепредложил свой проект идеального государства. В его трудах «Никомахова этика», «Политика», подобно Ксенофонту и Платону, деление общества на свободных и рабов и их труда на умственный и физический объясняется исключительно «законами природы».
В концепции об экономике и хрематистике классифицируются все виды хозяйства и деятельности людей, от земледелия и скотоводства до ремесленного производства и торговли. Естественная сфера (экономика) представлена земледелием, ремеслом и мелкой торговлей и должна поддерживаться государством, так как ее звенья способствуют удовлетворению насущных жизненных потребностей населения. Неестественная сфера (хрематистика) зиждется на бесчестных крупных торговых, посреднических и ростовщических операциях, проводимых ради достижения беспредельной и корыстной цели, суть которой — искусство наживать состояние, т.е. все большее «обладание деньгами».
Таким образом, по рассматриваемой концепции Аристотеля, все, что могло бы подорвать основы натурально-хозяйственных отношений (а это, прежде всего, обусловленное разделением труда движение торгового и денежного капитала), относится к «издержкам» хрематистики. А последние, на его взгляд, обусловлены непониманием того, возникшие в результате соглашения между людьми деньги, представляют собой не более чем «удобный в обиходе» товар и «в нашей власти», чтобы они (деньги) стали «неупотребительными». Поэтому он решительно осуждает использование денег не по истинному назначению, т.е. с целью обеспечения удобств в обиходе «ради меновой торговли», и откровенно признается в том, что ростовщичество у него «вызывает ненависть».
Гениальные догадки высказал Аристотель при анализе торговли, а также законов обмена («Никомахова этика»). Более всего Аристотеля занимал вопрос основания, или критерия, с помощью которого можно было бы судить, какая пропорция обмена справедлива, а какая — нет. Ясного ответа у него мы не найдем, однако поиски в этой области оказали влияние на все последующее развитие экономической мысли. Рассуждения Аристотеля можно резюмировать следующим образом:
· обмен происходит, если тех, кто обменивается, связывает взаимная потребность и если то, что подлежит обмену, в каком-то смысле равно и имеет общую меру,
· общей мерой при обмене является потребность, которую на практике заменяют деньги (монета), причем деньги — это условная мера, она устанавливается не по природе, а по уговору между людьми;
· обмен справедлив, если соотношение сторон отражает соотношение их работ,
· совершая между собой обмены, люди участвуют в общей (общинной) жизни, которая без справедливых обменов невозможна.
Текст Аристотеля дал повод для противоречивых толкований. Одни взяли за основу тезис о том, что справедливый обмен должен отражать соотношение работ — и стали связывать идеи Аристотеля с такими концепциями цены товара, как теория издержек производства и трудовая теория стоимости (А.Смит, Д.Рикардо, К.Маркс).
Другие толковали Аристотеля, опираясь на его тезис о потребности как общей мере при обмене, пытались установить связь его идей с различными теориями и авторами, выводящими цену из полезности благ (христианский богослов Августин Блаженный (Vв.), философы XVIII в. Э. Кондильяк (Франция) и И. Бентам (Англия), маржиналисты.
Обратим внимание, что обе эти традиции в восприятии идей великого греческого мыслителя сложились позднее и несут на себе печать анахронизма, т.е. оторванности от эпохи и обстоятельств, в которых работал сам Аристотель. В его время не было ни конкурентных рынков, которые явно или неявно предполагаются теориями полезности, ни нормирования трудозатрат, без которого трудно говорить о прямом приравнивании различных видов труда (работ). Аристотель писал об обмене в контексте общинной жизни — о чем говорит пример, который он использовал: обмен между строителем дома и башмачником. Это вовсе не обмен между случайно встретившимися торговцами. Речь шла о повторяющихся отношениях. Обмен считался справедливым, если позволял обеим сторонам и дальше поддерживать отношения. И забота о согласованности производимых работ с потребностями, и требование безубыточности обмена — это принципы, обеспечивающие устойчивость разделения труда в общине.
Значение идей древнегреческих мыслителей в том, что они положили начало «позитивной» науки, сделали первые шаги теоретического осмысления экономического устройства греческого общества.
6. Первые экономические школы (меркантилисты и физиократы)
Основы современной науки экономики были заложены в 15 веке. Первые современные экономисты очень скоро по своим взглядам разделились на два течения: меркантилистыи физиократы.
Меркантилисты. Первыми учеными экономистами нового времени принято считать научную школу меркантилистов, которая сложилась в XV веке и господствовала еще и два последующих столетия. Меркантилисты выступали против теорий Аристотеля и заявляли: богатством является лишь то, что может быть обращено в деньги. Главной же сферой, где богатство рождается, они считали торговлю, что собственно и определило название этой теории, поскольку «мер канте» по-итальянски означает «торговец, купец». Поначалу меркантилисты полагали, что важнее всего просто добиться оседания в стране как можно большего количества золота и серебра, и проповедовали принцип: «Деньги не должны пересекать границу». Поэтому они предлагали заставить иностранных купцов тратить все вырученные ими за свои товары деньги на покупку товаров, которые уже могут быть вывезены за границу беспрепятственно. Внимая этим призывам, многие страны прямо запретили вывоз золота и серебра за свои рубежи и ввели должности тайных «надзирателей», которые следили за тем, как иностранные купцы тратят выручку от своих продаж.
Со временем меркантилисты поняли, что сами по себе попытки сделать золото и серебро «не выездными товарами» еще не могут обеспечить стране богатство. И тогда прозвучал голос английского купца и экономиста Томаса Мана.
Потомок старинной торговой семьи и сам успешный купец, Ман пришел к выводу: богатство страны зависит не от количества денег, удержанного внутри национальных границ с помощью надзирателей и пограничной стражи, а от правильного соотношения ввоза и вывоза товаров. Эти идеи он изложил в своей знаменитой книге «Богатство Англии во внешней торговле или Баланс нашей внешней торговли как регулятор нашего богатства».
Ман и другие поздние меркантилисты считали, что особое значение для обогащения государства имеет торговля между странами. С цифрами в руках он доказал: вывоз золота и серебра за границу для покупки товаров может быть более выгодным, чем механическое накопление сокровищ. Правда, это достигается лишь в том случае, когда выручка от последующей продажи таких товаров оказывается большей, чем затраты на покупку. А, чтобы добиться этого, было легче, правители должны создавать условия своим странам, позволяющие одерживать верх над соперниками на международных рынках. Следовательно, правительства, по их мнению, должны поддерживать промышленность такими законами, которые позволят удержать издержки на зарплату и другие ресурсы низкими, а экспорт - высоким. Так можно достичь так называемого «благоприятного торгового баланса».
Правда, не все меркантилисты были в почете у властей. Один из крупнейших ученых этой школы, русский экономист Иван Посошков, написавший для Петра I «Книгу о скудости и богатстве», был арестован в1725 году, судя по всему, именно за эту работу, и через пять месяцев умер в камере Петропавловской крепости.
Физиократы (в переводе с греческого означает «власть природы»). Одна из исторических заслуг физиократов состояла в том, что они прочно внедрили в экономическую теорию методы, применявшиеся в естественных науках. Они рассматривали экономическую жизнь как естественный процесс, имеющий свои внутренние закономерности. В своей экономической теории они проводили принцип «естественного порядка» (принцип «laisser faire»). Под естественным порядком физиократы понимали такой порядок, который построен на личной заинтересованности и свободной конкуренции и который протекает по неизменным естественным законам хозяйствования.
Предположения физиократов (группы французских философов и экономистов 18 века) сводилось к тому, что общество должно отойти от практики поддержки бизнеса и промышленности и не обращать на них внимания. Физиократы считали, что единственным источником богатства является природа и потому основа благосостояния нации - продукт, произведенный сельским хозяйством. Остальные же виды производств лишь перерабатывают и используют этот продукт, а значит, играют в жизни общества второстепенную роль. Поэтому физиократы считали, например, промышленность «бесплодной сферой». Они утверждали, что поскольку богатство даруется народам только природой, то любое вмешательство правительства в экономику бессмысленно и бесполезно - какой урожай суждено собрать с полей, тот и будет собран, какие бы законы не принимало государство. А если так, то государство и не должно вообще вмешиваться в экономику, предоставив своим гражданам самим решать, что им делать. Одним из видных физиократов был французский ученый-экономист 18 века Франсуа Кенэ (1694 - 1774), придворный врач короля Франции Людовика XV. Франсуа был 8-м из 13 детей в большой и бедной крестьянской семье и смог обучиться грамоте лишь в 11 лет. Это не помешало ему стать одним из лучших врачей своего времени, а в 60 лет заняться экономикой и навсегда войти в историю экономической мысли как глава школы физиократов.
Ф. Кенэ был сторонником строгого соблюдения требований «естественного порядка» и противником вмешательства государства в хозяйственную жизнь. Он выступал за свободу внутренней и внешней торговли, за отмену монополий во всех областях экономической деятельности.
В своей знаменитой «Экономической таблице» (1757г.) придворный доктор попытался построить первую модель экономики страны в целом. Такой подход значил для экономической науки то же, что таблица Менделеева для химии, поскольку позволял свести разрозненные сведения об экономических процессах в единое целое.
В своей таблице Кенэ на числовом примере пытался проанализировать, как валовой продукт страны (создаваемый, напомним, по мнению физиократов, лишь сельским хозяйством) перемещается между социальными группами страны в натуральной и денежной формах. Иными словами, Кенэ осознал совсем не тривиальную вещь: наличие в экономике потоков товаров и денег и возможность различий в их движении. Эта идея оказалась чрезвычайно живучей, и множество ученых ломало себе голову над тем, как усовершенствовать схемы Кенэ и научиться по-новому анализировать пропорции в экономике.
7. Трудовая теория стоимости
Исторически первую трактовку стоимости дали английские классики политэкономииА. Смит, Д. Рикардо и др. Наиболее глубоко изучил этот вопрос К. Маркс в 1 томе «Капитала».
Существо трудовой теории стоимости можно изложить в следующих основных положениях.
Первое положение. Разнородные продукты рыночного обмена имеют одинаковое внутреннее содержание – стоимость, поэтому они могут приравниваться друг к другу в определенный меновой пропорции.
Второе положение. Стоимость всех товаров создается общественным трудомтоваропроизводителей. Этот труд является общественным потому, что изготовитель рыночного продукта работает не для себя, а создает полезную вещь для других. Значит стоимость - воплощенный в товарах общественный труд. А равенство продуктов по их стоимости означает, что в них заключено одинаковое количество труда.
Третье положение. Сам труд, образующий стоимость, различается по его сложности или качеству. Можно выделить простой (не требующий какой-либо подготовки) и сложный (квалифицированный) труд, на который предварительно затрачивается время, усилия человека, чтобы приобрести нужные трудовые навыки и знания. Поэтому один час сложного труда приравнивается к нескольким часам простого труда.
К. Маркс писал, что «сравнительно сложный труд означает только возведенный в степень или, скорее, помноженный простой труд. Товар может быть продуктом самого сложного труда, но его стоимость делает его равным продукту простого труда».1
Четвертое положение. Труд имеет внутреннее мерило - рабочее время. Если труд является одинаковым по качеству (допустим, простой труд), то он измеряется протяженностью во времени.
Пятое положение. В каждой отрасли товарного хозяйства работники обычно затрачивают неодинаковое по величине индивидуальное рабочее время. Ибо они имеют различные условия производства, отличаются по уровню квалификации, по степени интенсивности трудовых усилий. Поэтому товаропроизводители поставляют на рынок свои продукты одного и того же вида и качества, но имеющие разную по величине индивидуальную стоимость.
Но на рынке одинаковые товары не могут продаваться по индивидуальной стоимости каждого производителя. Ведь в таком случае больше других выгадал бы тот человек, который затратил на свой продукт больше всего рабочего времени (это мог быть самый ленивый и неумелый). Поэтому на изделия одного вида и качества устанавливается общественная (рыночная) стоимость.
Основной закон товарного хозяйства – закон стоимости выражает объективную необходимость, чтобы стоимость товаров определяласьобщественно необходимым рабочим временем. Это то рабочее время, которое затрачивается на изготовление продуктов при следующих условиях: а) общественно-нормальном (господствующем) состоянии производства; б) средней квалификации работников и в)средней интенсивности труда. Практически данное время затрачивается на создание большинства товаров.
Подведем итог. Трудовая теория стоимости характеризует экономические связи, которые можно схематически отразить в формуле:
Стоимость товара зависит прямо пропорционально от количества труда и сложности труда, обратно пропорционально - от производительности труда. Здесь представлен взгляд на товарно-рыночные отношения лишь спозиции товаропроизводителя и продавца полезной вещи.
А. Смит развивал теорию стоимости с двойственных позиций. Подчеркивая важную роль труда в установлении “действительной цены” товара, он в то же время отмечал, что стоимость определяется как сумма доходов (заработной платы, прибыли и ренты), поскольку в каждом развитом обществе все эти три составные части в большей или меньшей мере входят в цену громадного большинства товаров. В этом своем высказывании он более склонен не к трудовой теории, а к теории издержек.
Другой классик политэкономии - французский экономист Жан Батист Сэй (1767-1832 гг.), строивший свое учение на трудах Смита, разработал теорию трех главных факторов производства, в которой показал взаимосвязь и взаимообусловленность труда, капитала и земли как основных факторов общественного производства и создания стоимости общественного продукта. Фактор производства “труд” порождает заработную плату как доход рабочих, фактор “капитал” порождает прибыль как доход капиталистов, а фактор производства “земля” – ренту как доход землепользователя.
Таким образом, трудовая (затратная) теория стоимости сводила стоимость к издержкам, затратам труда. В настоящее время мы находим продолжение этого подхода в оценке цены товара через расчет затрат на производство продукта и включение в нее определенной прибыли. Исходной базой для этого служит концепция себестоимости. Себестоимость – это денежное выражение стоимости затрат на производство и реализацию произведенной предприятием продукции.
8. Развитие форм стоимости и возникновение денег
Обмен возник в первобытном обществе и носил случайный характер. Обмен особенно возрос, когда ремесло отделилось от скотоводства и земледелия. Ремесленное производство- это товарное производство. В этот период расширился ассортимент товаров. Но все-таки товаров было не так много, а значит, целесообразен был обмен по бартеру. Поэтому тогда возникла первая – простая, или случайная форма стоимости. Когда один товар выражает свою стоимость в другом товаре. Один товар находится в относительной форме стоимости, и его стоимость выражается в эквивалентной стоимости другого товара. Относительная форма стоимости имеет качественную и количественную определенность. Приравнивание обоих товаров друг к другу говорит о том, что у них есть нечто общее и равное. Качественное общее в них то, что они являются результатами труда и обладают стоимостью, но они равны и количественно, так как на их производство затрачено равновеликое количество труда. У товара-эквивалента есть свои особенности:
1) потребительная стоимость товара-эквивалента служит формой проявления стоимости товара в относительной форме
2) конкретный труд в товаре-эквиваленте становиться формой проявления абстрактного труда
3) частный труд в товаре-эквиваленте становиться воплощением общественного труда
Уже в простой форме стоимости проявляется внутреннее противоречие товара. Так как один товар выступает как потребительная стоимость, то есть способность вещи удовлетворять человеческие потребности, а другой товар как стоимость- количество абстрактного труда, затраченного на производство данного товара.
С развитием разделения труда, развивается и обмен, а также увеличивается предложение товаров на рынках. И простая форма стоимости модернизируется в полную, или развернутую, форму стоимости.
Отличие этой формы от простой в том, что в качестве эквивалента выступает не один, а множество товаров. Но и у этой формы есть свои недостатки, которые заключаются в том, что выражение стоимости товара, стоящего в относительной форме, не получило законченного выражения, так как ряд эквивалентов не закончен, и стоимость не получает единого выражения.
Когда товаров много, бартер неэффективен и возникает проблема промежуточного обмена. На практике это затрудняло обмен, так как владельцу одного товара не нужен другой товар. Поэтому, в результате развития производства на рынке постепенно выделяются в каждом регионе наиболее ходовые товары, которые всегда пользовались особым спросом, или за который можно было приобрести любой другой товар. Таким образом, деньги приобретают товарную форму.
Полную форму стоимости заменяет всеобщая форма стоимости. Произошла экономическая революция в связи с появлением всеобщего эквивалента. Всеобщий эквивалент- это товар, с помощью которого выражается стоимость других товаров. Теперь обмен стал значительно масштабнее, расширились границы рынков. Особенность данной формы стоимости, в том, что все товары находятся в относительной форме и лишь один товар - в эквивалентной. В связи с этим Товар-эквивалент приобретает всеобщую форму. Теперь становилось возможным продавать товар- потребляемую стоимость, а стоимость в виде всеобщего эквивалента оставить у продавца. В новых условиях можно продать товар в одном месте, а купить другой товар в другом месте и в разное время.
Дальнейшее развитие связей между отдельными регионами приводит к выделению единого эквивалента, и всеобщая форма стоимости превращается в денежную. Денежная форма отличается от всеобщей не по вещественным свойствам товара-эквивалента, а по общественной роли. Постепенно, на роль всеобщего эквивалента вышли металлы, и в конечном итоге серебро и золото. Преимущества золота были таковы: однородность, портативность (малый объем, большая стоимость), делимость, сохраняемость. Другие товары не подлежат накоплению во времени. Так и появилась денежная форма стоимости с помощью металла золота и серебра
9. Кругооборотов ресурсов и доходов в смешанной экономике.
Дата публикования: 2015-01-24; Прочитано: 243 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!