Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Социальная теория: исторические формы и роль в связи философии и социально-гуманитарных дисциплин. Категориальное ядро социальной теории



Современные разработки в области социальной теории преследуют цель построить

теоретическую систему, обеспечив связь и перенос знаний между философией (социальной философией) и социально-гуманитарными дисциплинами. В этом аспекте социальная теория устраняет своеобразный разрыв между абстрактной философией и узкоконкретными представлениями об обществе. (Основа лекций -- Социальная теория Ю. М. Резника) Хотя социальная теория формируется последние десятилетия, можно говорить об ее исторических формах и предпосылках:

1) Социальная мифология (миф -- подготовка социальной теории) -- это форма участия

людей в Божьем Промысле социального мира

2) Социальная этика -- учение об общественных добродетелях и нравственности (<<золотое правило>> нравственности -- делай другому то, что ты хотел бы чтобы он делал тебе). Вопросы естественного права проработаны в <<Домострое>>. Социальная этика в сравнении с социальной мифологией имеет выраженный светский характер; социальная этика не использует научный аппарат.

3) Социальная наука (вторая половина XIX в.; О. Конт, К. Маркс). По О. Конту

социальная наука отличается от социальной мифологии и этики по следующим признакам:

3.1) Она базируется на историческом подходе в сравнении с широко распространенными в социальной этике, но слабо проработанными представлениями об естественном праве.

3.2) Социальная наука стремится представить общество как единое целое, автономный объект подчиняющийся научным законам.

3.3) Социальная наука основывается на сборе и изучении фактов с использованием научных методов (естествознание): индуктивная логика (Конт, Дюрхгейм), развитие

материалистического подхода к истории (К. Маркс), Спенсер вводит применительно к обществу понятия <<эволюционизм>> и <<организм>>.

Социальная теория занимает место между социальной философией и социальными научными уровнями познания бытия, общества и человека:

- мега -- социальные философские представления

- макро -- социальные дисциплины

- микро -- социальная теория

- мезо -- социальная теория

Объект социальной теории -- это социум в аспекте связи его отдельных подсистем.

Содержание социальной теории можно выразить в:

1) установлении существования связей, ведущих компонентов социума;

2) выявлении процессов социальной институционализации и самих социальных институтов (социальная институализация -- предание социальной деятельности социально значимого статуса, например. образование)

Социальная теория может быть представлена через задание ее семиотического пространства (семиотика -- наука о знаках и знаковых системах, две ее ветви -- логика, математика (аналитическая философия); культурологическая (Тарту, Лотман)). Используя идеи философии коммуникативного действия (дискурса, разума) Ю. Хабермас: схему смотри выше!

Ведущие схемы исторического процесса и их философские основания. Характеристики циклической, линеарной, спиралевидной, ковариантной моделей истории.

Ход исторического процесса описывается в четырех теоретических системах: циклическая, линеарная, спиралевидная, ковариантная.

Циклическая концепция исторического процесса возникла еще в древности (культуры древности использовали эту модель) -- оказывала влияние архитипичная идея, включающая события рождения, смерти, возвращения, представления о трехъярусном мире. В Древней Индии ход истории делили на юги: сатья юга (добра, благости, <<земной рай>>), трета юга, дварара юга, кали юга (зла, насилия). При переходе от одной юге к другой вытесняется одна четверть добра. Следование четырех юг идет по определенному циклу. Каждый цикл прерывается катастрофой. В Древней Греции идея цикличности развития присутствует в учении Гераклита и его последователей, которые определили продолжительность цикла (от 10 до 18 тысяч лет). После завершения цикла -- мировой пожар (греч. <<экпирозес>>), уничтожается все, кроме логосов всего сущего. Эмпидокл предлагает маятниковую модель истории, где историческое развитие осуществляется между двумя полюсами: Любовь и Ненависть. Циклические идеи присутствуют в философии Платона, у которого типы государства следуют друг за другом, составляя циклы. Для Эмпидокла и Платона следование типов государств обусловлено изменением первоэлементов и свойств. В Новое время идея цикла проявляется в идеальной истории, которую разрабатывает Дж. Б. Вико. XVII-XVIII вв. – ренессанс циклических представлений: сотворенность есть условие мыслимости природы и общества; мир был сотворен, но заложенный в нем порядок -- вечен. В историческом цикле выделяют три века и соответственно этому юрисдикции. Век богов -- теологическая юрисдикция (<<Теогония>> Гесиода, <<Иллиада>> Гомера, индийский эпос. Северная Европа). Век героев -- героическая (агонистическая право, талеонное право -- <<око за око, зуб за зуб>>). Век людей -- естественная справедливость. Каждый век завершается кризисом. В конце XIX—XX вв. циклические представления активно развиваются в цивилизационном подходе, начиная от Данилевского. Данилевский первым вводит понятие <<культурно-исторических типов>> и рассматривает <<их развитие в виде циклов, где каждый из них нарождается, достигает разных ступеней развития, стареет, дряхлеет, умирает>>.

Линеарная концепция связана с раскрытием и философской проработкой иудео-христианских

представлений о развитии, которое осуществляется как отрезок где начальная точка --сотворение мира, а завершающая точка -- конец света. При циклическом подходе понятие времени принципиального значения не имело, в понимании судьбы важное место занимала идея повторяемости, возобновляемости, обратимости; для линеарной концепции время приобретает принципиальный характер, выражает идею необратимости, невозобновляемости – принципиально важно на каком участке он находится. Эта концепция оформилась в 4 в. н. э. -- в трудах Аврелиана Августина. Линеарная концепция требует осмысления принципов: телеологизм (греч. <<телос>> -- цель), истинный процесс и судьба человека настроены на определенные цели; Провиденциализм: траектория исторического процесса задается божьей волей; Эсхатологизм (представление о принципе конечности исторического процесса), Сатериология. Линеарная получила религиозно-философское осмысление. С эпохи Просвещения (XVIII в.) данная концепция активно трансформируется в учение о прогрессе. В русле развития линеарной

концепции периодизации истории разрабатывают О. Конт и В. С. Соловьев, который выделяет фазы общественного развития:

2)Хозяйственное общество (семья -- единица),

3) Политическое общество (государство),

4) Теократическое общество (церковь).

Френсис Фукуяма: <<конец истории>> -- история завершена (в традиционном гегелевском понимании), мы живем в постисторическую эпоху.





Дата публикования: 2015-01-24; Прочитано: 448 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...