Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Мировоззрение, понятие, структура, исторические типы. Роль философии в становлении мировоззрения



М. – это обобщенная система взглядов человека (и общества) на мир в целом, на свое собственное место в нем, понимание и оценка человеком смысла жизни и деятельности, судеб человечества; совокупность обобщенных научных, философских, социально-политических, правовых, нравственных, религиозных, эстетических ценностных ориентаций, верований, убеждений и идеалов людей.

М. – это своего рода каркас структуры личности, класса или общества в целом. Субъект М. Личность, социальная группа и общество в целом.

Основа М. – знания. Они составляют информационную сторону М. Всякое познание формирует мировоззр. каркас. Наибольшая роль в формир. этого каркаса принадлежит Ф., так как Ф. возникла и сформировалась как ответ на мировоззренческие вопросы человечества. Любая ф. выполняет М. функцию, но не всякое М. философично. Ф. - это теорет. ядро М. Ф. – это система основополагающих идей в составе М. человека и общества.

В структуру М. входят не только знания но и их оценка. Т.е. М присуща не только информ. но и ценностная (аксиологическая) насыщенность. Ц. ориентации – система материальных и духовных благ, которые человек и общество признают как повелевающую силу над собой, определяющую помыслы, поступки и взаимоотношения людей. Эта ориентация выражается и в практическом отношении людей к этим ценностям. Определить Ц.О. человека – значит узнать о нем нечто сущностное, после чего становится понятным очень многое в его помыслах, поступках. При этом ценностные ориентации складываются у человека в раннем детстве и уже тогда они дают о себе знать в поведении индивидуума. Нет и не было людей не имеющих в своей душе определенных иерархически выстроенных Ц. О.

Проблема Ц.О. в составе М. тесным образом связана с такими понятиями вера, идеалы, убеждения. Вера – сверхсознательное чувство, ощущение, своего рода ясновидение, в той или иной мере свойственное каждому человеку, особенно художественным натурам, обладающим философски ориентированным умом. У человека существует нравственно-психологическая необходимость веры: без нее, как и без доказательного знание жить не только духовно, но и практически невозможно. При этом нельзя отождествлять веру и вообще и религиозной верой. Любой атеист может быть преисполнен веры – в самого себя, в свои убеждения и т.п.

Важной составляющей М. являются идеалы. И. – это мечта о самом совершенном устройстве общества, где все «по справедливости», и о гармонически развитой личности, и о разумных межличностных отношениях, и о нравственном, и о прекрасном, и о полной реализации своих возможностей на благо человечества. И. могут быть как научно обоснованными так и иллюзорными, как достижимыми так и нереальными. Как правило они обращены в будущее. И. - основа духовной жизни личности. Наличие И. в М. характеризует его как опережающе отражение, как силу не только отраж. действительность но и ориентирует на ее изменение. Человек постоянно стремится к идеалам, без них нет на свете ни одного разумного человека, ни общества; без них не могло бы существовать человечества.

Знания входят в М. в виде убеждений. У. - это та призма через кот. видится действительность. У. – это твердо составленная система взглядов, которые накрепко упрочились в нашей душе, при этом не только в сфере сознания, но и глубже – в подсознании, в сфере интуиции, густо окрасившись нашими чувствами. У. Составляют стержень М. и духовное ядро личности. Человек без глубоких убеждений – это еще не личность в высоком смысле этого слова. У. зарождаются и развиваются в ходе нашего становления в ходе нашего становления, в общении с природой, в приобщении к культуре. И по собственной воле их изменить нельзя: это нечто укорененное в глубинах души. Однако У. могут меняться и даже существенным образом в периоды, когда происходит смена парадигмы знания и коренная переоценка всех ценностей, т.е. в переломные периоды в жизни общества, а также индивидуального развития, У. могут перерождаться.

Формы М. – мифологическое М., религиозное, философское. М.М. – это М., основанное не на теоретических доводах и рассуждениях, а либо на художественно-эмоциональном переживании мира, либо на общественных иллюзиях, рожденных неадекватным восприятием большими группами людей (классами, нациями) социальных процессов и своей роли в них. Миф в отличие от науки объясняет все, т.к. для него нет непознанного и неизвестного. Он является наиболее ранней формой М.

Религиозное М. - форма общ-го сознания, смысл кот заключ-ся в фантастическом, иллюзорном, искаженном представлении. В отличие от мифа религия не смешивает земное и сакральное, а разводит их на два противоположных полюса. Религия основана на вере в богов, точнее на сущ-ии одного или нескольких богов (монотеизм,политеизм), которые стоят над природой и вне природы. Бытие Бога переживается человеком как откровение. Отличие от мифа в том, что у религии сущ-ют свои книги и организац.орган. Р. ближе к Ф., чем мифология – взгляд в вечность, ценностное восприятие жизни, поиск высших целей и смыслов. Различие Ф. И Р.: религия - массовое сознание, а Ф. – сознание теоретическое. Р. не требует доказательства, разумного обоснования своих положений, истины веры она считает выше истин разума. Ф. – всегда теоретизирование, всегда работа мысли.

Ф. М. - это система самых общих теор взглядов на мир, место в нем чел., уяснение разл форм отношения чел. к миру. Ф. отличается от др. форм М. не столько предметом, сколько способом его осмысления, степенью интелект. разработанности проблем и методов подхода к ним.

В разные эпохи складывались различные типы М-х систем.

1. Космоцентризм – отличительная черта наиболее древней (досократической) философии. За видимым бесконечным многообразием тел и явлений природы древние мудрецы (VII – VI в. до н.э.) стремились распознать единую сущность. Бесконечная мощь, гармония космоса была в глазах греков надежной опорой, основой того, что гармоничным и разумным должны быть и их общественный мир, и их нравственность.

2. Для философии и культуры средних веков (как в Европе, так и на Востоке) характерен теоцентризм (Теос – бог). Это отвечало тому исключительному значению, которое в ту эпоху имела религия. Все иные формы создания были подчинены ей.

3. Иное мироощущение принесла с собой эпоха Возрождения (XIV – XVI вв.). Человек ощутил и осознал себя центром вселенной. Антропоцентризм (гуманизм) означал реабилитацию не только духа, но и тела человека. Ни в одну другую эпоху идеал целостной, универсально развитой личности не был так близок к его реальному, действительному воплощению в жизнь.





Дата публикования: 2015-01-24; Прочитано: 737 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...