Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Социально-экономические идеи французского Просвещения



Капиталистическое развитие Франции шло отличным от Великобритании образом. Наряду с успехами торгово-промышленных центров велика была сила интересов, занятых в сельском хозяйстве, где труд еще не стал свободным от феодальной зависимости.

Монархическое государство пыталось адаптироваться к капиталистическими тенденциями., что создавало им лишние препоны. Были сильны республиканские и даже социалистические идеалы. Цель всех этих идеалов – создание нового общественного устройства.

Распространенным средством критики феодально-религиозного мировоззрения стал скептицизм, ставивший под сомнение любые принципы, не доступные разуму. Рационализм сочетался со стремлением к преобразованиям.

Важным стало стремление найти точки соприкосновения чувственной и рациональной природы человека.

ð рационалистический сенсуализм (ощущения – модификация мозга).

Проблема детерминизма воли и очертила круг социологических решений франц просвещения. Для последующего развития социологии существенным стало обнаружение взаимной зависимости между личностью и обществом. Франц просветители фактически не вышли за рамки этого замкнутого круга. Здесь сказалось давление юридического мышления, сохранявшего основоположения теории естественного права и договорного происхождения гос-ва.

Сосредоточенность на изучении и объяснении причин и условий детерминации человеческой воли. В результате в концепцию человеческой природы проникли идеи изменчивости, историчности, относительности. Устойчивость ширико объяснялась стабильностью системы нравов, обычаев, мнений. Так был открыт путь понятию национального духа, объединяющих индивидов и общество.

Попутно с историческими исследования общества распространились сравнительные исследования. Сравнение Европы и Востоком.

Ф. Вольтер – критика идеи предустановленной гармонии.

Ш. Монтескье – концепция географического детерминизма. Зависимость сознания и психологии от природно-географической среды.

Воспитательное действие на человека – важный метод изменения общества.

Ж–Ж. Руссо считал появление частной собственности важным шагом, но ее же видел источником наиболее значительных социальных противоречий. Его идеалом было равномерное распределение прав собственности среди всех граждан.

А. Тюрго – наделял прогресс признаками объективности, всеобщности и закономерности. Несмотря на неравномерность, прогресс постепенно подчиняет себе все человечество путем просвещения. Этот процесс проходит 3 стадии:

Религиозную

Метафизическую

Научную

Франц просветительская мысль созвала самостоятельную школу политической экономии – физиократию. Она тяготела к позиции трудовой теории стоимости. В качестве источника богатства – специфический аграрный труд. Поэтому в центре экономич проблем – реорганизация сельского хозяйства на капиталистических принципах. Основатель физиократии Ф. Кенэ. Он выделил классы аграрных производителей, земельных собственником и бесплодный класс всех остальных граждан.

А. Тюрго усовершенствовал физиократическую концепцию тем, что источником прибавочного продукта обозначил не таинственные свойства земли, а труд приложенный к ней.

Большое историческое значение имели социально-экономические идеи А. Сен-Симона. Он предложил новую науку – социальную физиологию. Здесь сочетались принципы ограницизма, рационализма и прогрессизма.

Критерием прогресса он считал способность удовлетворить основные общественные потребности. Поэтому он видел задачу рационального руководства не в законотворчестве, а в промышленной организации.

Ps франц буржуазная революция подготовила идеи и более радикального порядка.





Дата публикования: 2015-01-24; Прочитано: 223 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.008 с)...