Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Основные черты философии Просвещения XVIII В. Проблема материи, субстанции и движения в философии Просвещения XVIII В. (локк, Беркли, Юм, Вольтер, Ламетри, Дидро, Гольбах )



Под материей философы Просвещения понимают природу, состоящую из тел, которые обладают физико-механическими свойствами – плотностью, протяженностью, геометрическими формами, движением, покоем. Они не отделимы от материи, являются ее атрибутами. Структурным же элементом материи является атом, из которого вытекает и многообразие вещей. Субстанция отождествляется с материей. Правда мыслители английского Просвещения разошлись в вопросе об активности материи. Так, Джек Толанд (1670 – 1722 гг.), Джозеф Пристли (1733 – 1804 гг.) считали, что материя не является косной, пассивной, а является активной. Активность материи выражается в ее способности притягиваться и отталкиваться и благодаря этой силе материя сама приводит себя в движение. Сам Ньютон (1643 – 1727 гг.), а вслед за ним Джон Локк (1638 – 1704 гг.) считали материю косной, пассивной, не способной к самодвижению, что вполне согласовывалось с принципом Деизма. Но в целом они придерживались признания объективности материи, поскольку это подтверждалось естественно-научными данными. Не отрицая объективности существования пространства и времени как форм бытия материи, Толанд, Пристли, Ньютон, Локк расходились в интерпретации их сущности. Толанд, Пристли признавали пространство (как протяженность), время (как длительность бытия материи), связанными с материей и без нее их представить невозможно. Ньютон признавал объективность пространства и времени как внешних форм бытия материи, своеобразные "вместилища". Пространство – абсолютная протяженность, а время – чистая длительность. Они абсолютны сами по себе.

5. Признание материи как объективной реальности, а пространство и время как объективных форм бытия материи (при всем различии их понимания) позволяло рассматривать материалистическую сущность необходимости и детерминации как сторон бытия самой материи. Они являются механизмами бытия, а лучше сказать, законами самой природы. Под необходимостью понимается цепь событий и связей между явлениями, объективно-порождаемые механически движущейся материей. И вне этих связей невозможно существование природы как целого и как неисчезающей вечности. Поэтому в природе нет ничего случайного. Под случайностью философы материалисты понимают чудо, что противоречило естественно-научным представлениям того периода.

Отсюда и материя есть не что иное как комплекс моих восприятий. Как же Беркли аргументирует такую позицию? Материя не может быть источником и причиной ощущений, поскольку она пассивна, недлительна и косна. Активной причиной, вызывающей способность к ощущению, является бестелесная деятельность субстанция, или дух, наделенной актом воли. В конечном итоге Бог. Поэтому и мои ощущения есть не что иное как конкретное выражение и проявление этой активной силы, а не отражение свойств материи. Исходя из этого аргумента Беркли считает и материальную субстанцию, и движение, и пространство, и время фикциями. Естественен и вывод, который следует отсюда: предметом познания является совокупность ощущений, только ощущения, а не материальные предметы.

6.

7.

8.

9.

18. Сенсуализм как течение в философии Просвещения XVIII в. Его разновидности. Проблема познания и истины в сенсуализме: Локк, Беркли, Юм, Вольтер, Дидро.

В 18 веке зарождается новая эпоха - эпоха просвещения, характеризуемая широким распространением научного знания. Наука стала естественной формой развития человеческого разума. Сам термин «Просвещение» введен Вольтером и означает распространение истинно научного знания, источником которого является человеческий разум. Важнейшими проблемами этой философии стали проблема источника знания, вопрос о природе познания..

Основопологающим принципом философии 18 века становится деизм, суть которого заключается в признании Бога как первотворца, но не вмешивающегося в деятельность ни мира, ни природы. Следовательно мир развивается по своим собственным материальным законам, например механистическим.. Под материей понималась сама природа и объективность ее законов. Но механистическая теория не может однозначно дать ответ на вопрос об активности или пассивности природы, поэтому в философии возникают два течения: материализм и идеализм.

В философии Просвещения все течения исходят из источником познания и свидетельством объективного бытия материи и природы являются ощущения и восприятия – принцип сенсуализма. Джон Локк сформулировал основные принципы материалистического сенсуализма. Локк признает объективное существование материального мира, состоящего из многообразия тел, предметов и явлений, обладающих свойствами. Он выделяет два вида свойств: первичные, которые совершенно не отделимы от тела (вес, объем…) и вторичные, воспринисаемые как результат взаимодействия тел и человеческих органов чувств (вкус, цвет, запах). Локк основывается на том ощущения являются источниками познания., свидетельствами объективности свойств предметов, но это не само знание. Чувственный опыт является основанием для производства «простых идей». Само производство идей есть результат деятельности человеческого ума. Производство «сложных идей» он связывает с такими свойствами человеческого разума как обобщение и абстрогирование. Абстрагирование – это отвлечение от непосредственных явлений, мышление, вскрывающее сущность вещей, базирующееся на обобщении и сравнении. Обобщение – это способность ума обнаруживать сходство вещей и простых идей.

Истинным знанием по Локку, является такое знание, выраженное в понятиях, которое соответствует реальным свойствам предметов.

Другой разновидностью сенсуализма был объективно-идеалистический сенсуализм., представители которого - Беркли и Юм.





Дата публикования: 2015-01-24; Прочитано: 236 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...