Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Ритм, метр, размер



Музыкальным размером называют количество долей определенной длительности, образующих такт. Простые размеры бывают двухдольными и трёхдольными.

Метр, в котором сильные доли равномерно повторяются через одну слабую долю, называют двухдольным. Примеры двухдольных размеров: 2/2, 2/4, 2/8. Первая доля является сильной, вторая - слабой.

Метр, в котором сильные доли равномерно повторяются через две слабые доли, называют трёхдольным. Примеры трёхдольных размеров: 3/2, 3/4, 3/8, 3/16. Один такт содержит три доли: первая доля является сильной, вторая и третья - слабыми.

Сложные метры получаются в результате слияния двух или более простых однородных метров.

Например:

Четырёхдольные сложные размеры: 4/2, 4/4, 4/8.

Шестидольные сложные размеры: 6/4, 6/8, 6/16

Смешанные метры получаются в результате слияния двух или более простых разнородных метров. Например, метр 5/4 можно представить как слияние двух простых метров 2/4 и 3/4; Пятидольные размеры: 5/4, 5/8. Семидольные размеры: 7/4, 7/4.

Переменные размеры. В музыке бывает, что в пределах одного произведения меняется метр и размер. В таком случае говорят, что произведение имеет переменный размер.

Хроматическая гамма (хромо - цвет) - это гамма состоящая из 12 звуков расположенных по полутонам (то есть, из всех звуков октавы фортепиано).

Правила построения хроматической гаммы:

Мажор вверх - все ступени повышаются, кроме III и VI (на месте), VII понижается

Мажор вниз - все ступени понижаются, кроме I и V (на месте), IV повышается

Минор вверх - все ступени повышаются, кроме I и V (на месте), II понижается

Минор вниз - также как и одноименный мажор.

Порядок ключевых знаков всегда одинаковый, только количество знаков изменяется в разных тональностях.

Порядок диезов: фа#-до#-соль#-ре#-ля#-ми#-си#

Порядок бемолей: сиb-миb-ляb-реb-сольb-доb-фаb

Знаки альтерации могут стоять при ключе (ключевые знаки - действуют на все произведение),

либо появляться эпизодически (случайные знаки альтерации - действуют до конца такта).

Случайные знаки бывают двух видов:

Альтерация - это усиление тяготения в данном ладу неустойчивых звуков в устойчивые путем их приближения (повышением или понижением) к устойчивым.

Хроматизм - это изменение высоты звуков, противоположное тяготениям в данном ладу, то есть выходящее за рамки лада.

Знаки альтерации - изменяют высоту звука:

Диез (#) - повышает звук на пол тона

Бемоль (b) - понижает звук на пол тона

Дубль-диез (x) - повышает звук на тон

Дубль-бемоль (bb) - понижает звук на тон

Бекар () - отменяет предыдущие знаки альтерации

Способы облегчения определения и запоминания тональностей:

Диезные тональности - последний ключевой знак будет в мажоре VII ступенью, а в миноре II ступенью.

Бемольные тональности - предпоследний ключевой знак будет в мажоре Тоникой, а в миноре III ступенью.

Септаккорд (7) – это аккорд, состоящий из четырех звуков, расположенных по терциям. Крайние звуки септаккорда образуют интервал септимы, от этого и происходит название аккорда.

Виды септаккордов зависят от вида трезвучия и вида септимы,например:

В мажоре Большой мажорный септаккорд строится на I и IV ступенях

Малый мажорный - на V ступени (Доминантсептаккорд)

Малый минорный септаккорд - на II, III и VI ступенях

Малый уменьшенный - на VII ступени и на II ступени в гармоническом мажоре

Уменьшенный септаккорд - на VII ступени в гармоническом мажоре

Также есть еще два малоупотребимых аккорда:

Большой минорный - на IV ступени в гармоническом мажоре

Большой увеличенный - на VI пониженной ступени в гармоническом мажоре.

до-минор:

В миноре Большой мажорный септаккорд строится на III и VI ступенях

Малый мажорный - на VII ступени, а также на V в гармоническом миноре (Доминантсептаккорд)

Малый минорный септаккорд - на I, IV и V ступенях

Малый уменьшенный - на II ступени

Уменьшенный септаккорд - на VII повышенной ступени в гармоническом миноре

Период в музыке — наименьшая законченная композиционная структура, выражающая более или менее завершенную музыкальную мысль. Также может выступать в качестве формы самостоятельного произведения.

Периоды бывают:

· Однотональный,

· модулирующий — оканчивающийся в новой тональности,

· Расчлененного строения (делится на предложения),

· cлитного строения.

· Повторного строения,(2 предложение начинается так же как 1).

· неповторного строения.

· Квадратный — число тактов в периоде = 2n, чаще всего 4, 8, 16;

· неквадратный — число тактов ≠ 2n.

· с дополнением

· с расширением

1 предложение периода называется вопрос (заканчивается на доминанте),2 предложение – ответ(заканчивается на тонике).заключительный оборот - каденция.





Дата публикования: 2015-01-24; Прочитано: 2536 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...