Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Средства мультимедиа и мультимедиа-компьюте



Мультимедиа – это собирательное понятие для различных компьютер-

ных технологий, при которых используется несколько информационных сред,

таких, как графика, текст, видео, фотография, движущиеся образы (анимация),

звуковые эффекты, высококачественное звуковое сопровождение.

Мультимедиа-компьютер – это компьютер, снабженный аппаратными и

программными средствами, реализующими технологию мультимедиа.

· Телевизионный прием

· Видеозахват

· Анимация.

· Звуковые эффекты

· Трехмерная (3D)

· Музыка MIDI (Musical Instrument Digital Interface, цифровой интерфейс

· музыкальных инструментов

· Виртуальная реальность (Virtual Reality, VR).

Вопрос №6.

Современная классификация ЭВМ.

В основе любой классификации лежит рациональный выбор признаков, по которым объект можно разделить на классы для их детального изучения.

1)Этапы развития 1-6 поколения компьютеров
2)Форма представления обрабатываемой информации · Цифровые · Гибридные
3)Назначение · Профессиональные · Специализированные · Персональные
4) Степень универсальности Общего назначения
5)Способ использования · Комплексного использования · индивидуального использования · сетевой сервер · коллективного использования
6)Производительность · Ординальной производительности · Высокой производительности · Сверхвысокой производительности
7) Особенность архитектуры · Открытой · Закрытой · Сетевые · Мини ЭВМ · ПК И т.д.

Понятие программного обеспечения

)

1) Операционные системы (Mac Oc, Linux, Windows’98 и т.д.)

2) Драйвера (видеокарта, мышь, модем и т.д.)

3) Утилиты- программы обеспечивающие обслуживание составных частей ПК и отдельных задач.

А так же «консультант», игры и т.д.

Инструмента́льное програ́ммное обеспе́чение — программное обеспечение, предназначенное для использования в ходе проектирования, разработки и сопровождения программ, в отличие от прикладного и системного программного обеспечения. Строго говоря, определение прикладного ПО включает в себя определение инструментального, поэтому инструментальное ПО можно считать обособленным подклассом прикладного ПО.

· Средства автоматизированного тестирования

· Системы управления версиями

Вопрос №7.

Операционная система – это комплекс взаимосвязанных системных

программ, назначение которого – организовать взаимодействие пользователя с

компьютером и выполнение всех других программ.

Операционная система выполняет роль связующего звена между аппара-

турой компьютера, с одной стороны, и выполняемыми программами, а также

пользователем, с другой стороны.

Операционная система обычно хранится во внешней памяти компьютера

– на диске. При включении компьютера она считывается с дисковой памяти и

размещается в оперативной памяти.

Этот процесс называется загрузкой операционной системы.

В функции операционной системы входит:

· осуществление диалога с пользователем;

· ввод-вывод и управление данными;

· планирование и организация процесса обработки программ;

· распределение ресурсов (оперативной памяти и кэша, процессора,

внешних устройств);

· запуск программ на выполнение;

· всевозможные вспомогательные операции обслуживания;

· передача информации между различными внутренними устройствами;

· программная поддержка работы периферийных устройств (дисплея,

клавиатуры, дисковых накопителей, принтера и др.).

Основы работы в OC Windows

Операционная система (ОС) - программа, которая осуществляет диалог с пользователем, управляет компьютером, его ресурсами, запускает программы. ОС загружается при включении компьютера.

Windows - многозадачная операционная система: позволяет работать с несколькими программами одновременно. Для работы в среде Windows необходимо на экране выбирать из предложенного набора нужную операцию с помощью мыши.

Вся информация в компьютере хранится в файлах, размер которых указывается, как правило, в килобайтах (Кбайт).

Файл - хранящаяся на диске однородная по своему назначению и имеющая имя совокупность информации.

Каталог - поименованная группа файлов, объединенных по кому-либо признаку.

Папка - понятие, которое используется в Windows вместо понятия "каталог" в более ранних операционных системах. Понятие папка имеет расширенное толкование, так как наряду с обычными каталогами папки представляют и такие "нетрадиционные" объекты, как Мой компьютер, Проводник, Принтер, Модем и др.

Объектом в Windows называют все то, что находится на Рабочем столе и в папках, включая и сами папки.

С объектами Windows можно выполнять следующие основные операции:

· (просматривать) их содержимое;

· упорядочивать их расположение (сортировать);

· Осуществлять поиск и навигацию по файловой структуре;

· открывать документы и запускать программы;

· создавать новые папки, документы и ярлыки;

· копировать;

· перемещать;

· переименовывать;

· удалять;

· восстанавливать удаленные объекты и др.

Значком называют графический объект, соответствующий па­пке, программе, документу, сетевому устройству или компьютеру.

Значок объекта (пиктограмма, иконка) - графическое пред­ставление объекта в свернутом виде. Значки, как правило, имеют метки - надписи, которые располагаются под ними. Щелчок ле­вой кнопки мыши по значку позволяет выделить значок, а двойной щелчок - запустить (открыть) соответствующее этому значку приложение.

При запуске Windows на Рабочем столе присутствуют как ми­нимум четыре значка: Мои документы, Мой компьютер, Сетевое окружение, Корзина.

Значки с изогнутой стрелкой в левом углу являются ярлыка­ми, которые предназначены для запуска соответствующих при­ложений, открытия папок и документов.

Ярлыки представляют не сами объекты. Они лишь являются указателями объектов. Ярлык - это специальный файл, в котором содержится ссылка на представляемый им объект (информация о месте его расположения на жестком диске). Ярлыки называют также значками ускорителей, так как они обеспечивают наиболее быстрый доступ к объектам. Двойной щелчок мыши по ярлыку позволяет запустить (открыть) представляемый им объект.

Мои документы - это специальная папка в которой хранятся документы пользователя.

Мой компьютер - особый объект (папка, приложение) Windows, который является важным средством для управления работой компьютера.

Корзина в Windows - это специальная папка (программа), в которую временно помещаются удаляемые объекты (файлы, пап­ки, ярлыки). С помощью Корзины можно легко восстановить ра­нее удаленные папки и файлы.

Сетевое окружение - позволяет получить доступ к компьютерам, входящим в одну локальную сеть с данным компьютером.

Управление объектами Windows (ввод команд) осуществляется с помощью как манипулятора мышь, так и клавиатуры.

Указатель (курсор) мыши в зависимости от конкретной ситуации может иметь различный вид.

Основные приемы управления с помощью мыши:

· однократный щелчок левой кнопкой мыши - для выде­ления и активизации объектов, ввода команд меню;

· однократный щелчок правой кнопкой мыши - для вызова контекстного меню;

· двойной щелчок по объекту - для запуска приложений и открытия документов, папок и окон;

· перетаскивание "Drag-and-Drop" - "Переместить и оставить" при нажатой левой кнопке мыши (иногда при одновременном нажатии клавиш Ctrl, Shift или Alt);

· "специальное перетаскивание" - при нажатой правой кнопке мыши;

· протягивание при нажатой левой кнопке мыши - для изменения размеров объекта и выделения фрагментов документа;

· зависание (задержка) указателя мыши на объекте - для вызова всплывающих подсказок.

Cтандартные приложения ОС Windows проводник калькулятор paint блокнот

Проводник Windows — это приложение, реализующее графический интерфейс доступа пользователя к файлам в операционной системе Microsoft Windows.

Проводник в настоящее время фактически является основой графической оболочки пользователя Windows.

Проводник Windows впервые появился в Windows 95 как замена диспетчера программ и диспетчера файлов Windows 3.x. Всё, что видит пользователь после загрузки Windows (пиктограммы рабочего стола, панель задач, меню «Пуск» — кроме «обоев») — это Проводник Windows.

Иногда Проводником называют его часть, предназначенную для манипуляции файлами. Её можно вызвать двойным щелчком по иконке «Мой компьютер», запустить из «меню Пуск», воспользоваться клавиатурным сокращением Win + E.

Последующие версии Windows, и в некоторых случаях, версии Internet Explorer, добавляли новые возможности, убирали другие, постепенно формируя из простой системы навигации по файлам полнофункциональную задаче-ориентированную систему управления файлами.

За функционирование Проводника Windows отвечает процесс explorer.exe. Функции explorer.exe:

Отображение папок и файлов, включая специальные папки вроде «Панель управления», «Планировщик задач», «Принтеры и факсы», «Шрифты» и т. п.

Отображение оболочки Windows: панели задач с кнопкой «Пуск» и значков рабочего стола.

explorer.exe не является критическим процессом и может быть закрыт с помощью Диспетчера задач. После его закрытия исчезают элементы рабочего стола и панели задач, но фоновая картинка сохраняется. Процесс может быть перезапущен с помощью Диспетчера задач.

Концептуальное положение OC Windows

1) Ориентированно на работу 32- 64 битных разрядных программ;

2) Вытесняющая многозадачность и многопоточность

3) Предусматривает наличие средств защиты от нежелательного доступа

4) Совместимость с ранее созданными программами

5) Виртуальная память

6) Подключение устройств

7) Едино-пользовательский интерфейс

8) Графически-пользовательский интерфейс

Вопрос №8.

Особенности пользовательского интерфейса OC Windows. Окна – объекты графического интерфейса OC Windows: определение, виды, их основные элементы, состояния. Основы работы с ними.

10.1. Операционные системы. Особенности операционной системы Windows

Компания "Microsoft", создатель таких операционных систем как MS DOS, MS Windows (9.х, NT, 2000, XL), (а так же одной из версий Unit, OS) сегодня предлагает единый стандарт для пользовательских интерфейсов операционных систем.

Наличие дружественного графического интерфейса. Интерфейс Windows включает использование кнопок, меню, панелей инструментов, окон; стандартные и разнообразные приемы и методы, применяемые при выполнении операций.

Windows - многозадачная ОС. Термин многозадачность подразумевает, что одновременно на ПК может выполняться несколько задач. Например, вы можете одновременно редактировать текст вашего документа, слушать музыку, через модем набирать телефон друга (естественно, это делает за вас соответствующая программа) и так далее.

Документы и приложения. Документы в Windows - это объекты, содержащие ту или иную информацию: тексты, картинки, звуки, видео и т.д. Развитие мультимедийных возможностей компьютера приводит к тому, что в некоторых документах могут содержаться несколько видов информации одновременно, например, движущееся изображение и звук. Программы служат для обработки документов. Их в Windows называют приложениями.

Отличительная черта таких программ - единообразие элементов интерфейса. Это позволяет легче ориентироваться в осваиваемых программах, имея опыт работы с другими приложениями ОС Windows;

Файлы и папки. Каталоги в ОС Windows называются папками. В операционной системе MS-DOS собственно имя файла должно содержать не более восьми букв латинского алфавита и цифр. В операционной системе Windows имя файла может иметь до 255 символов, причем допускается использование русского алфавита, а также символы "пробел" и "точка". Расширение имени файла может содержать от одного до трёх символов в DOS и больше трёх - в Windows. Расширением считается последовательность символов, следующая за последней точкой. Расширение необходимо операционной системе для того, чтобы определить, с помощью какой прикладной программы этот файл был создан и, соответственно, какую программу необходимо вызвать для его обработки.

Некоторые сведения по работе в Windows

Главное меню. Вызвать главное меню - щелкнуть по кнопке Пуск

Пуск - Настройка - Панель управления:

(также Мой компьютер - Панель управления), далее

Экран - Фон - установить вид фона для рабочего стола

Экран - Заставка - заставка и время гашения экрана при перерыве в работе

Экран - Настройка - разрешение экрана и выбор цветовой палитры

Дата и время - установка часов - даты и времени

Клавиатура - Языки и раскладки (Сменить сочетание клавиш) - установить сочетание клавиш для переключения алфавита русский/латинский

Принтеры - установка параметров принтера (здесь же сброс очереди печати) (так же Пуск - Настройка - Принтеры)

Пуск - Программы - запуск программ - приложений. Стандартные - программы Microsoft Office. Для запуска указать имя программы и щелкнуть левой клавишей мыши.

Пуск - Найти - поиск файлов/папок

Пуск - Документы - обычно открывается список последних документов, ранее вызванных для работы в приложения. Чтобы повторить вызов того же документа - указать его и щелкнуть левой кнопкой мыши. Для удаления документа из списка (сокращения списка) - указать его и щелкнуть правой кнопкой, и затем в контекстном меню - Удалить. Для очистки всего списка - Пуск - Настройка - Панель задач и меню Пуск - Дополнительно - Очистить.

Элементы работы с приложениями

В приложениях под Microsoft Windows обычно в правом верхнем углу показаны кнопки: Закрыть (закончить работу с приложением), Развернуть (окно на весь экран дисплея) или Восстановить обратно (вернуть уменьшенный размер окна), Свернуть - программа не закрывается а "сворачивается" и помещается на панель задач - строка внизу. Для вызова свернутой программы вместе с ее текущим состоянием, например, обрабатываемым файлом, достаточно щелкнуть по соответствующей кнопке на панели задач.

Окна программ - приложений, впрочем, как и большинство окон Windows, можно перемещать (указав мышью на заголовок окна и удерживая нажатой левую кнопку), изменять размеры окна (когда на границах окна, или по его углам, указатель мыши превращается в стрелки, нажать левую кнопку и "передвинуть" границу).

Диски, папки (каталоги), файлы

Для того, чтобы просмотреть содержимое компьютера (содержимое дисков) вызвать Проводник или Мой компьютер, и далее, указывая указателем мыши на нужный диск, папку, щелкнуть левой кнопкой. В данных приложениях обычно в левой части окна представлен список папок (каталогов), а в правой - их содержимое (показывать левую часть - список папок, или убрать их - кнопка на панели инструментов Папки). Если в папке есть еще вложенные папки, в списке она помечается значком <+>. Щелчок левой кнопкой по <+> раскрывает папку и показывает в списке вложенные папки. Щелчок по <-> закрывает - сворачивает папку. Щелчок по файлу в правой части окна выделяет его (и выводит справочную информацию о файле) для последующих действий с ним. Щелчок правой кнопкой в свободном поле вызывает контекстное меню, в котором Вид задает форму представления списка файлов (папок).

Рабочий стол

На рабочем столе значки - ярлыки и папки - для вызова программ (приложений) или для открытия ранее созданных файлов - документов. Для их вызова (открытия):

дважды быстро щелкнуть (левой кнопкой мыши) по значку

щелкнуть один раз (выделить значок), далее Enter или щелкнуть правой кнопкой мыши, затем в контекстном меню щелкнуть Открыть

Создать значок - ярлык:

на свободном поле стола щелкнуть правой кнопкой мыши (вызвать контекстное меню) и Создать - Ярлык, затем в диалоговом окне щелкнуть Обзор, и найти папку, затем нужный файл и подтвердить диалог с Windows

вызвать Проводник или Мой компьютер, найти требуемый файл и выделить (щелкнув левой кнопкой), вызвать контекстное меню (правой кнопкой) и Отправить - Рабочий стол

Очень часто в работе с Windows используется манипулятор мышь. Пользователь перемещает мышь по специальному коврику, а указатель мыши перемещается соответственно по рабочему столу. Форма указателя меняется в зависимости от приложения и выполняемой операции. В основном режиме он имеет вид наклонной влево-вверх белой стрелки. Система реагирует на положение указателя и нажатие кнопки мыши. Обычно задействована левая кнопка. Использование правой кнопки всегда оговаривается. Рассмотрим некоторые понятия, используемые в работе с мышью:

щелкнуть на объекте - переместить указатель мыши на некоторый объект, быстро нажать и отпустить кнопку мыши;

дважды щелкнуть на объекте - установить указатель мыши на объект, дважды быстро нажать и отпустить кнопку мыши;

переместить объект (буксировка, перетаскивание) - установить указатель мыши на объект, нажать кнопку мыши, и, удерживая ее, переместить указатель вместе с объектом на новую позицию, после чего отпустить кнопку мыши. Буксировка объектов может выполняться как левой, так и правой кнопками мыши.

При работе с правой кнопкой мыши (щелчок, буксировка) появляется контекстное меню, содержащее перечень основных допустимых для данного объекта операций.

Заметим, что для вызова контекстного меню на клавиатуре также есть специальная клавиша. Расположена она рядом с правой клавишей "Ctrl" и так и называется - клавиша "Контекстного меню".

10.2. Работа c объектами Windows

Работу с ОС можно свести к трем простым операциям:

1. Выделение объекта, с которым необходимо произвести некоторые действия.

2. Используя команды, отработать объект. Команды, в соответствии с политикой Microsoft можно реализовать тремя основными способами: а) активизировать главное меню (с помощью мыши или клавиши ALT); б) активизировать контекстное меню (с помощью правой кнопки мыши); в) нажать специальное сочетание клавиш на клавиатуре. Например, для создания нового документа в MS WORDе можно воспользоваться командой "Файл" > "Создать" или сочетанием клавиш <Cntl> и <N>, которые требуется нажать одновременно. В данном случае контекстное меню не реализует третий вариант, но это исключение из правила, тем более, что на панели инструментов можно найти кнопку "Создать", щелчок мыши на которой создает новый документ.

3. Выделение следующего объекта.

Правила выделения объектов:

1. Для выделения единичного объекта необходимо просто щелкнуть по нему правой клавишей мыши.

2. Для выделения группы объектов, расположенные по порядку - Выделить правой клавишей первый объект, а затем, зафиксировав SHIFT, выделить последний объект.

3. Для выделения группы объектов, расположенные не по порядку, - выделять объекты, фиксируя CTRL.

Часто используемыми командами являются:

- копирование выделенного объекта в буфер обмена, что позволяет через "вставить" отображать объект, в том числе в ином формате;

- специальная правка в другие программы, если они, могут работать с буфером обмена;

- перемещение выделенного объекта в буфер обмена;

- вставка выделенного объекта из буфера обмена /"правка" "вставить"/как правило, изображается папка с листом

- удаление выделенного объекта / "правка">"очистить"/ как правило, изображается красное перечеркивание

- загрузка программы или документа/"файл">"открыть"/как правило, изображается открытая папка

- сохранение документа или программы/ "файл">"сохранить"/как правило, изображается дискета

- отмена ошибочно произведенных операций/"правка">"отмена"/стрелка обращенная назад (влево)

- вывод документа на печать с помощью принтера/"файл">"печать"/ "изображение принтера"

10.3. Техника работы с окнами

Запуск приложения сопровождается открытием окна этого приложения и появлением на панели задач одноименной кнопки. Хотя окна для разных приложений отличаются, все они имеют ряд стандартных элементов.

Заголовок окна содержит название открытого объекта (папки, приложения, документа и т.д.). Справа в зоне заголовка находятся кнопки управления окном: свернуть, развернуть и закрыть окно. Команда "свернуть" вызывает "сворачивание" окна, остается только значок на панели задач. Программа продолжает работать. Вернуть окно можно, активизировав кнопку на панели задач. Команда "развернуть" вызывает развертывание окна во весь экран. Обратное положение окна возвращается при нажатии на кнопку - "восстановить". Тот же результат получим, выполнив двойной щелчок на строке заголовка окна. Команда "закрыть" вызывает прекращение работы программы и закрытие окна. Закрыть активное окно можно также, нажав комбинацию клавиш <Alt+F4>.

Строка меню - это горизонтальное меню, каждый пункт которого содержит группу команд, объединенных по смыслу использования. Например, пункт "Файл" содержит команды, с помощью которых выполняются операции над файлами: создание, сохранение, открытие, закрытие, вывод на печать и др. Выбор пункта меню выполняется щелчком мыши либо с помощью клавиатуры (одновременным нажатием клавиши <Alt> и выделенной подчеркиванием буквы выбираемой команды меню). Система меню организована по иерархическому принципу: пункты горизонтального меню раскрывают подменю, некоторые пункты которого также могут содержать подменю. В конце каждой веточки открывается диалоговое окно, с помощью которого и запускается команда.

Панель инструментов частично дублирует функции горизонтального меню. Но если посредством меню можно задать любую команду, допустимую в данном приложении, то панель инструментов содержит значки наиболее часто применяемых команд для ускорения доступа к ним. Пользователь может самостоятельно настраивать панель инструментов, добавляя или удаляя необходимые ему кнопки. Для этого можно воспользоваться, например, командой меню "Сервис - Настройка".

Рабочая область окна отображает содержимое открытого документа или папки. Здесь располагаются объекты, над которыми производятся необходимые действия.

Полоса прокрутки. Содержимое некоторых документов может не помещаться в рабочей области целиком. На этот случай предусмотрены элементы, управляющие просмотром. К ним относятся: вертикальная и горизонтальная полосы прокрутки, бегунки и кнопки перемещения бегунков. Они позволяют увидеть информацию, находящуюся за границами окна, "сдвигая" ее, посредством буксировки бегунка или щелканья по кнопкам перемещения бегунка.

Строка состояния выводит дополнительные сведения об объектах, представленных в окне. Для папки с файлами - это количество файлов и размеры выбранных файлов. Для текстового документа - это количество страниц, раскладка клавиатуры и пр. Пользователь с помощью мыши может управлять размерами открытых окон и их расположением на рабочем столе.

Перемещение окна по экрану выполняется его буксировкой за строку заголовка.

Изменение размеров окна выполняется за счет смещения его границ. Указатель мыши, установленный на границу или в угол окна, принимает вид двунаправленной стрелки. Перемещая такой указатель в нужном направлении, пользователь задает окну требуемый размер.

Для уменьшения или увеличения как рабочего окна, так и рабочей области (если они находится в режиме окна, - например, через кнопку "восстановить окно") можно использовать технику "схватить и раздвинуть", фиксируя края окна мышью.

Как правило, меню "Вид" позволяет помещать в окнах панели инструментов. Если необходимо, кроме того, переместить панели инструментов, то это можно сделать "перетащив" их мышью.

Форма указателя мыши при работе в окне дает пользователю информацию о состоянии операционной системы:

"песочные часы со стрелкой" - есть возможность подать операционной системе команду, которую последняя выполнит при первом возможном случае;

"стрелка" - режим выделения объекта;

"курсор" - режим ввода информации;

"крест" - режим объединенного доступа к группе объектов по определенному в программе алгоритму (это может быть работа с объектами в MS WORDе, работа с группой ячеек в MS EXCELе и т.д.);

"разносторонняя стрелка" - режим увеличения (уменьшения) границ экрана; если стрелка имеет дополнительно две параллельные линии - режим увеличения (уменьшения) границ таблицы.

Диалоговые окна предназначены для ввода информации, настройки параметров и других действий. Рассмотрим некоторые из них на примере диалогового окна. Выбор элемента обычно выполняется щелчком мыши.

Раскрывающийся список. Щелчок на кнопке с треугольником открывает список, из которого можно выбрать требуемые данные.

Флажки служат для выбора одного или нескольких вариантов одновременно.

Кнопки выбора (радиокнопки) всегда располагаются группами и служат для выбора одного из взаимоисключающих вариантов.

Кнопки команд вызывают выполнение команды, соответствующей надписи на кнопке.

Поле ввода текста. Щелчок мыши по этому полю вызывает появление мигающего текстового курсора, который указывает место ввода символов.

Счетчик. Щелчок на кнопке с треугольником вверх (вниз) увеличивает (уменьшает) на единицу значение числа в поле счетчика. Нужное значение можно ввести с клавиатуры непосредственно в поле.

Диалоговое окно может содержать несколько вкладок (рис.3.5), напоминающих карточки в картотеке. Щелчок мыши по надписи (корешку) вкладки делает ее активной и выдвигает на передний план. Каждая вкладка открывает доступ к своему диалоговому окну.

Вопрос№9.

Объектно-ориентированная платформа Windows

Объектно-ориентированное программирование

Современная технология разработки программных продуктов, в том числе и операцион-ной системы Windows, базируется на концепции объектно-ориентированного программирова-ния, в которой выдерживается единый подход к данным и программам. В основе всего лежит понятие объекта, который объединяет в себе как алгоритм, так и данные, обрабатываемые эти-ми алгоритмами. В результате упрощается не только разработка программ, но и технология ра-боты пользователя, которому предоставляется возможность при работе в интерактивном (диа-логовом) режиме применять наглядные графические инструменты и различные подсказки.

При намерении что-либо сделать в системной среде Windows, необходимо придерживать-ся следующей последовательности действий:

1) выбрать (выделить) объект, т.е. щелкнуть левой кнопкой мыши по изображению этого объекта на экране;

2) из совокупности действий, которые объект может выполнить, выбрать необходимое, например, при помощи меню.

В среде Windows существует множество объектов, с которыми придется работать пользо-вателю, например, с объектами файловой системы, с объектами графического интерфейса и т.д.

Объектная ориентация среды Windows проявляется дли пользователя сразу при знакомст-ве с технологией работы в ней. Щелкнув по любому объекту правой кнопкой мыши, вы полу-чаете доступ к командам контекстного меню. Контекстное меню объекта предоставляет поль-зователю возможность:

• ознакомиться со свойствами этого объекта. Например, если объектом является доку-мент, то вы получаете информацию о том, в какой среде он создавался, сколько места занимает на диске, где хранится, кто и когда его создал и т.д.

• выполнить действия, возможные для этого объекта, выбором из этого меню соответст-вующих команд. Следует отметить, что объекты, относящиеся к одному классу, могут выполнять одни и те же действия. Например, если объектом является документ, то не-зависимо от программной среды, где он создавался, его можно вырезать, копировать, удалять, переименовывать и осуществлять прочие действия.

Некоторые действия, перечисленные в контекстном меню, можно выполнить по другой технологии – с помощью механизма перетаскивания объектов (Drag and Drop – возьми и перенеси): с помощью мыши переместить значок объекта на другой значок, который отобража-ет программу или устройство, способное выполнить необходимое действие. Например, перета-щив мышью значок файла с текстовым документом на значок принтера, можно осуществить автоматическую печать текста.

Объектно-ориентированная технология Windows предоставляет возможность пользовате-лю создавать документы, фрагменты которых подготовлены в разных средах, используя меха-низм встраивания и внедрения объектов OLE (Object Linking Embedding). Например, в текстовом редакторе формируется текст, куда включаются рисунки, созданные в графическом редакторе, а также таблицы, подготовленные в табличном процессоре.

Знакомство с объектами Windows начнем с описания его базовых объектов — файлов, па-пок, приложений, документов.

Объекты файловой системы — файл и папка

Объект — файл

Под файлом понимают логически связан-ную совокупность данных или программ, для размещения которой во внешней памяти выделя-ется именованная область. Файловая система обеспечивает возможность доступа к конкретно-му файлу и позволяет найти свободное место при записи нового файла. Она определяет схему записи информации, содержащейся в файлах, на физический диск. Файлы на диске записыва-ются в свободные кластеры, поэтому фрагменты одного и того же файла могут находиться в разных местах диска. Относительно производительности системы наиболее предпочтительным является такой вариант размещения файла, когда его фрагменты занимают подряд идущие кла-стеры. Windows 98 использует файловые системы FAT 16 и FAT 32.

Справка. FAT (File Allocation Table) – таблица, отражающая состояние кластеров диско-вого пространства.

В среде Windows любой файл воспринимается как объект, имеющий уникальное имя. Файлу рекомендуется давать такое имя, которое отражает суть хранящейся в нем информации. В среде Windows в отличие от среды MS DOS имя может быть длинным и состоять из цифр, букв русского и латинского алфавитов, различных символов, включая точку. При переходе в среду MS DOS длинное имя по специальному алгоритму будет заменено 8-сим-вольным име-нем со всеми присущими этой среде ограничениями (см. подразд.9.1).

С общими свойствами файла можно ознакомиться, вызвав для этого контекстное меню и выбрав команду Свойства. Рассмотрим параметры, отражающие общие свойства файла на примере файла, созданного в среде текстового процессора Microsoft Word:

• тип, свидетельствующий о характере хранимых данных;

• размер файла, т.е. занимаемый им объем дискового пространства;

• дата и время создания файла;

• дата и время внесения последних изменений файла;

• атрибуты файла: архивный, только для чтения, скрытый, системный.

Помимо этого в окне "Свойства" будет отображен значок, служащий для указания среды, в которой создавался файл.

Над файлом можно выполнить определенный набор действий, которые переводят его из одного состояния в другое. С конкретным набором подобных действий можно познакомиться, вызвав контекстное меню. Среди предписываемых файлу действий можно выделить некий на-бор стандартных действий, которые можно выполнять с файлом любого типа. Рассмотрим эти действия.

• Открыть файл. Результат этого действия будет зависеть от типа файла. Так, если файл хранит документ, то при его открытии вместе с ним будет загружаться и про-граммная среда, где создавался этот документ. Например, открывая файл с рисунком, созданным в графическом редакторе, на экране можно увидеть интерфейс этого редактора и находящийся на его рабочем поле рисунок. Если же файл является главным файлом (файлом запуска) некоей программной системы, то одноименная команда служит сигналом для ее запуска и на экране появляется интерфейс этой среды с пустым рабочим полем. Для любого другого файла система предложит перечень программ, с помощью которых можно попытаться открыть данный файл.

Примечание. Открыть файл можно, не прибегая к помощи контекстного меню. Для этого надо установить указатель мыши на значок файла и два раза щелкнуть мышью.

• Заархивировать или разархивировать файл. По умолчанию предлагается архиватор, который производит необходимое действие.

• Отправить файл. В результате этого действия файл либо отправляется по факсу или по электронной почте, либо перемещается в папку Мои документы или на гибкий диск.

• Вырезать файл. Перемещение файла в другое место осуществляется в два приема: сначала файл вырезается по команде Вырезать, т.е. файл перемещается в буфер, за тем с помощью указателя мыши выбирается место, куда следует переместить файл, N в контекстном меню выбирается команда Вставить.

• Копировать файл, т.е. создать копию файла. По этой команде создается в буфере ко-пия выбранного файла, а затем по команде Вставить вы можете многократно встав-лять этот файл в места, указанные указателем мыши.

• Удалить файл с диска. Удаление файла с диска может выполняться как на логическом, так и на физическом уровне. По команде Отправить файл в корзину файл удаляется в специально отведенную папку, которая называется Корзина и которая всегда нахо-дится на экране монитора. Файл, отправленный в Корзину, можно восстановить на ис-ходном месте, достав его из Корзины. По команде Удалить файл он физически удаля-ется с диска. Эта команда выполняется для файлов Корзины.

• Переименовать файл, т.е. изменить его имя.

• Создать ярлык.

Объект – папка

Другим важным объектом файловой системы Windows является папка. Папка Windows играет ту же роль, что и обычная папка для хранения документов в делопроизводстве: она по-зволяет упорядочить хранение документов. Папку Windows можно рассматривать как понятие, аналогичное каталогу в операционной системе MS DOS, хранящему информацию о местонахо-ждении файлов. Но в среде Windows термин "папка" приобретает более широкое толкование – как хранилище объектов. Поэтому естественно говорить не "папка" содержит информацию о местоположении файлов", а "папка содержит файлы". Помимо файлов папка может содержать и другие объекты (например, ярлыки). Так, папка может содержать файлы по курсовой работе или аннотации к книгам.

Папке присваивается имя, которое записывается по тем же правилам, что и имя файла. Как и файлы, папки имеют сокращенное имя для среды MS DOS.

Со свойствами папки, так же как и файла, можно ознакомиться, открыв контекстное меню и выбрав команду Свойства. В результате на экране появляется окно <Свойства>, в котором отображаются:

• имя данной папки для Windows и соответствующее имя для MS DOS, а также стан-дартный значок папки;

• тип объекта, который служит указанием на то, что рассматриваемый объект является папкой;

• имя папки, в которой содержится данная папка, с указанием пути;

• размер папки, определяющийся суммарным размером всех хранящихся в ней файлов и папок;

• количество хранящихся в ней папок и файлов;

• дата и время создания файла;

• атрибуты: Только для чтения, Архивный, Скрытый, Системный.

Над папками, как над объектами, можно выполнять стандартный набор действий, анало-гичный тем, которые производятся с файлами: создать папку, удалить папку, переименовать папку, скопировать папку в другое место, переместить папку на другое место. Помимо них предусмотрены действия по открытию или закрытию папки. При открытии папки на экране появляется окно, в котором значками изображены содержащиеся в ней файлы. Закрытие папки означает закрытие этого окна. В программе Проводник в панели структуры папок открытая палка отмечается специальным значком, в то время как остальным (закрытым) папкам соответ-ствует стандартный значок.

Назначение ярлыка

Важным понятием в среде Windows является ярлык. Изображается он значком с черной стрелкой в левом углу.

Ярлык — это ссылка на какой-либо объект, вторичное (дополнительное) изображение это-го объекта, указывающая на его местоположение. Ярлык служит для ускорения запуска про-грамм или документов. Объект и его ярлык обычно находятся в разных местах. Особенно эф-фективно использование ярлыка тогда, когда объекты находятся на нижних уровнях иерархической структуры подчиненности папок, а ярлыки – на верхних.

Ярлык хранится в файле объемом 1 Кбайт. Его можно легко создать или уничтожить, что никак не влияет на связанный с ним объект.

Действия, которые можно совершать с ярлыком, аналогичны действиям над файлами. От-крыть ярлык — значит открыть связанный с этим ярлыком объект. В окне «Свойства» всегда можно узнать, с каким объектом этот ярлык связан, где находится этот объект, перейти к этому объекту, сменить значок ярлыка.

Иерархическая структура подчиненности папок

Аналогично тому, как организована иерархическая структура каталогов в операционной системе MS DOS, строится и структура (схема) подчиненности папок в Windows. На верхнем уровне этой структуры находится единственный объект — Рабочий стол. На втором уровне располагаются объекты, размещенные на Рабочем столе. К таким объектам стандартно относят-ся папки Мой компьютер. Мои документы и Корзина. Эти папки являются системными и не-много отличаются от других папок (например, их нельзя удалять или перемещать). Однако они, как и другие папки, служат хранилищами объектов Windows.

Папка Мой компьютер предоставляет доступ ко всем папкам и файлам на компьютере. В ней находятся системные папки дисковых устройств, а также падки Принтеры, Панель управ-ления и др. В папке Мои документы хранятся документы пользователя. Папка Корзина предна-значена для хранения удаленных файлов и папок, с тем чтобы при желании их можно было восстановить. После очистки этой папки ранее помещенные в нее объекты восстановлению не подлежат.

Вопрос № 10.

Объекты пользовательского уровня — приложение и документ

Появление Windows породило множество новых понятий, иногда заменяющих уже из-вестные. К их числу относится приложение.

Напомним широко известные понятия, которые используются при названии программных продуктов, предназначенных для работы пользователя: пакет прикладных программ, комплекс прикладных программ, прикладные программы. Подобные программы служат для создания, модификации и управления компьютерными объектами. Разработчики операционной системы Windows ввели еще один синоним этого термина — приложение (application) или Windows-приложение. Например, приложениями являются графический редактор Paint, программа Проводник, различные служебные программы для обслуживания дисков, программы-вирусы (антивирусы) и т.д.

Приложение — комплекс взаимосвязанных программ для создания и модификации объ-ектов (документов), а также для управления объектами определенного типа.

Приложение состоит из одного или нескольких файлов, которые хранятся обычно в папке с соответствующим названием. Например, приложение-игра может храниться в одном файле, а приложение Текстовый процессор Word состоит из комплекса взаимосвязанных файлов. Среди этих файлов должен быть главный (ведущий), часто называемый файлом запуска. Этот файл содержит уникальный значок — своего рода логотип данной среды. Для приложений MS DOS, в которых файл запуска имеет тип.СОМ,.ЕХЕ,.ВАТ, используется значок "пустая рамка". Открытие файла запуска обеспечивает загрузку этого приложения и появление на экране его интерфейса.

Объектами, создаваемыми в среде приложения, могут быть тексты, таблицы, рисунки, звуки и т.п. В среде Windows такие объекты называются документами. Созданный в приложе-нии объект (документ) сохраняется либо в одном файле, либо в нескольких взаимосвязанных файлах. В последнем случае один из этих файлов будет главным. Открывая его, вы открываете весь документ, из которого имеется доступ к содержимому остальных связанных с ним файлов. Запись документа в несколько файлов не очень удобна и используется только для обеспечения доступа к отдельным частям документа как к самостоятельным документам.

Например, вы подготавливаете на компьютере курсовую работу. Для этого в приложении, называемом Текстовым процессором, вы набираете текст. В текст необходимо вставить иллюстрации, которые предварительно были созданы в графическом редакторе, и таблицы, которые были сделаны в табличном процессоре. При этом необходимо, чтобы рисунки и таблицы хранились автономно в своих файлах, с тем, чтобы впоследствии их можно было редактировать. Результаты редактирования должны автоматически отражаться в итоговом документе (курсовой работе), т.е. между текстом, с одной стороны, и рисунками, и таблицами, с другой стороны, должна существовать связь.

Тип файла может задаваться самим приложением по умолчанию. Большинство приложе-ний предлагают пользователю несколько вариантов типа документа. Например, в приложений Графический редактор Paint созданный рисунок сохраняется в формате BMP, но пользователь имеет возможность сохранить рисунок в формате JPG или GIF.

Документы одного типа, созданные, как правило, в одном приложении, имеют один и тот же значок. С помощью таких значков можно легко отличать одни документы от других. Кроме того, по значку можно узнать приложение, которое будет данный документ обрабатывать по умолчанию.

Документ — объект Windows, созданный в приложении и содержащий информацию оп-ределенного вида.

При работе в среде Windows часто используется термин "задача". Это понятие тесно свя-зано с термином "приложение". Приложение становится задачей после его запуска. Приложе-ние можно запустить двумя способами: либо непосредственно открыв файл запуска, либо от-крыв документ, созданный в этом приложении. Можно сказать, что задача — это работающее приложение, которое потребляет ресурсы системы или ждет своей очереди на них. Термин "за-дача" связан с механизмом управления ресурсами, а не с тем, работает с приложением пользо-ватель или нет. О некоторых задачах пользователь может и не подозревать. Список задач мож-но получить, одновременно нажав клавиши <Ctrl>+<Alt>+<Del>. Приложения могут запускаться либо по инициативе пользователя, либо по инициативе Windows. Все задачи должны быть в той или иной форме отображены на экране.

Задача — приложение, работающее в текущем сеансе и потребляющее ресурсы компью-тера: оперативную память, процессорное время, доступ к внешним устройствам.





Дата публикования: 2015-01-24; Прочитано: 259 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.039 с)...