Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Английский портрет XVIII века



Уже в начале 18 века в Англии начали появляться первые портреты «разговорного жанра», которые и прославили английское искусства того периода на весь мир. «Разговорный жанр» или conversation pieces, отличались от духовных и других светских произведений, прежде всего буржуазным, бытовым характером изображения. Английские живописцы предпочитали изображать людей не в образах пасторальных пастушек, как того требовал жанр рококо, и не греческими богами или монументальными личностями (Человечищами), как того требовало барокко. Они не так страстно ратовали за строгость и гармонию линий, за сдержанность и просветительский характер, как того требовал классицизм в самом узком его понимании. Наоборот - они пытались изобразить человека в привычной обстановке, занятым привычными ему делами. Это вызывало огромный интерес у публики! Впервые за долгое время можно было увидеть портрет не просто чинно сидящего семейства в самых лучших украшениях, а радостных людей, занятых игрой в карты или шарады. Люди на картинах занимались повседневными делами, ругались и радовались, переживали неприятные и волнующие события.

«В большинстве стран Европы XVIII век был беднее художественными ценностями, чем XVII век, а в некоторых, как в Голландии, Фландрии, Испании, изобразительное искусство «галантного» столетия опустилось до уровня посредственности. Англия являлась исключением: в этой передовой европейской стране, на полтора столетия раньше Франции осуществившей буржуазную революцию, национальный гений рано и блистательно проявился в литературе, но поздно - в пластических искусствах. Только в XVIII веке Англия выдвинула живописцев всеевропейского масштаба. К этому времени после ренессансное искусство в других странах уже прошло большой исторический путь, и значительно прогрессировала теория, эстетическая мысль. И в самой Англии философия искусства опережала его практику, что сообщило особый отпечаток английскому искусству. Оно появилось на свет уже весьма «умным», рассуждающим, опирающимся на фундамент эстетики, на опыт литературы и театра. «Литературная» страна, Англия ценила в искусстве программность, ценила рассказ, построенный на материале современности (мифология здесь никогда не была в почете) и содержащий моральные выводы. Знаменитый английский юмор уберегал от слишком пресного морализаторства, от мелочного дидактизма. Не меньше ценились в искусстве психология и характер. Впоследствии все это синтезировалось у Диккенса, гениального даже в своей сентиментальности, возвышенной пафосом любви к людям и несравненным юмором. «Диккенсовское» начало задолго до Диккенса формировалось в английской литературе; можно заметить его и в первых успехах изобразительного искусства англичан. Именно на английской почве появился уже в первой половине XVIII века предтеча будущего критического и сатирического реализма в живописи - Уильям Хогарт.»[5. 257]

«Однако в целом изобразительное искусство Англии XVIII века не пошло по пути повествовательности. Рассказ был предоставлен литературе, а живопись, наверстывая упущенное, совершенствовала свои собственные возможности главным образом в жанре портрета. Напомню, что портрет и ранее культивировался в Англии, беря начало от Гольбейна и Ван Дейка. Укрепленный литературой интерес к психологии поддержал эту традицию. Плеяда портретистов второй половины XVIII века является гордостью английского искусства. Достаточно назвать двух крупнейших, которые были в известном смысле антиподами, — Рейнолдса и Гейнсборо.»[5. 260 с.]

А сейчас я хочу перейти ко второй главе и рассказать о двоих из самых знаменитых портретистах 18 столетия, об их творчестве и биографии.

Джошуа Рейнолдс (1723-1792)

Родился 16 июля 1723 года в Плимгггоне в графстве Девоншир. Отец предназначал его к карьере медика, но рано обнаружившаяся любовь юноши исключительно к искусству и чтение трактатов портретиста Дж. Ричардсона (1665 —1745) о живописи определили его настоящее призвание. Поступив в 1741 году в ученики к портретисту Т. Гудсону, в Лондоне, Рейнольдс занимался под его руководством три года, а затем провел еще три года в Девонпорте и явился снова в Лондон в 1746 году В 1749 году он отправился в Италию, где изучал произведения великих мастеров, преимущественно Тициана, Корреджо, Рафаэля и Микеланджело. По возвращении в Лондон, в 1752 году, он вскоре составил себе громкую известность, как необычайно искусный портретист, и занял высокое положение среди английских художников.

По инициативе Рейнольдса в Лондоне впервые появились публичные художественные выставки. В 1763 году он, вместе сДжонсоном, Голдсмитом и др., основал литературное общество, а в 1768 году был избран в президенты новоучрежденной королевской академии художеств и по этому случаю возведен в дворянское достоинство. В 1784 году пожаловано ему звание первого королевского ординарного живописца.

За год до своей смерти он лишился зрения.

"Сэр Д.Рейнольдс первый президент британской академии художеств, основанной в 1768 году, был образцом английского джентельмена. Он играл видную роль в политике, принадлежа к партии Вигов; был так же остроумен, как и образован, сливки лондонского общества - ученые, писатели, философы, политические деятели - запросто собирались у него в гостях. Деятель незаурядного масштаба и серьезной эрудированный теоретик искусства, Рейнольдс общался со своим крупным талантом, как опытный мастер со своим инструментом, направляя его сознательно, может быть, слишком сознательно. Он заранее расчитывал художественный эффект и достигал его обдуманно. Физиономист и живописец он был превосходный,все его лица, особенно мужские, написаны в густых теплых тонах, энергично моделированные, поразительно жизнены, но Рейнольдсу этого не достаточно, его не удовлетворял просто портрет, ему всегда хотелось сделать из портрета подобие исторической картины или аллегорию. Полковника Тарлитона он пишет в пламени битвы, знаменитую актрису Сару Сиддонс в виде музы трагедии, лорда Хитфелда, засчитника Гибралтара, краснолициго старого воина, - на фоне крепости, с огромным ключем в руках. Рейнольдс в своей практике строго следовал своим же теориям. Рейнолльдс пишет полководца,ученого или актрису, окружая их ориолом их деятельности и ее атрибутами. Как умный режисер он изобретает соответсвующую декорацию, повороты и жесты, как бы говоря зрителю: вот героический полководец, вот углубленный в свои знания ученый, вот великая артистка. Рейнольдса всегда от портретов влекло к исторической картине."[5. 260-263с.]

Томас Гейнсборо родился в маленьком, типичном для Восточной Англии городке, который некогда знал времена расцвета, но потом притих на берегу реки в окружении лугов и дубрав. Семейство Гейнсборо было типичным семейством почтенных купцов. Отец торговал сукном, дела его понемногу приходили в упадок, как у многих других в канун великой Промышленной революции. И только Томас, младший, девятый ребенок в семье оказался нетипичным. Вместо того чтобы приглядываться к работе отца, он, прогуливая школу, рисовал все, что видел вокруг, - деревья, зеленые изгороди, овраги, скалы, пастухов, крестьян, лошадей, собак, поросят и кошек. Много позже, став знаменитым художником, он назовет эти детские забавы «школой верховой езды». Когда мальчику исполнилось 13 лет, родственник увез его в Лондон и пристроил к серебряных дел мастеру. Ни в какой другой стране Запада, по словам современного историка Арнольда Тойнби, один-единственный город так не затмевал все остальные, как Лондон. Население страны было меньше, чем во Франции, Германии или даже Италии, а Лондон уже в конце XVII века стал крупнейшим городом в Европе. В нем кипела культурная жизнь, работали 17 театров, научные общества, существовала мощная художественная школа - целый мир, независимый и влиятельный, не последнее место в котором занимали меценаты, покровители талантов. Один из них и приметил способного мальчика, обеспечив Томасу возможность учиться в Академии св. Мартина (Королевская Академия художеств будет создана только через тридцать с лишним лет).

В 18 веке вклад в английское искусство диктуется прежде всего творчеством таких художников как Хогард, Гейнсборо, Рейнольдс.

"В декабре 1788 года первый президент лондонской королевской академии знаменитый портретист Д. Рейнольдс воздал должное своему собрату и сопернику Т.Гейнсборо незадолго до этого скончавшемуся, посветив ему очередную президентскую речь к ученикам академии. Рейнольдс сказал: "Если бы наша нация произвела достаточно талантов, что бы мы удостоились чести именоваться английской школой живописи, имея Гейнсборо перешло бы к потомству среди первейших носителей ее зачинающейся славы Действительно, этот замечательный мастер в итоге своих поисков и достижений создал яркий образ своей противоречивый эпохи.

В творчестве Гейнсборо пейзаж и сельские жанры играют не меньшую роль, чем портрет, и довольно распространённые представления о Гейнсборо только как о блестящим преуспевающем портретисте не справедливо. В нашей стране Гейнсборо оказался известен главным образом как мастер портрета от части и потому что в искуствоведческой литературе ему в отличие от Хогарда "не повезло" - о нем нет не специальных исследований, не популярных книг. Сам Гейнсборо считал себя в первую очередь пейзажистом.Обязанности портретиста всю жизнь тяготили его. Но пейзажи не имели тогда сбыта в Англии. Они вошли в моду и их стали покупать только к концу 18 столетия. И, может быть, это обстоятельство даже стимулировало появление некоторых особенностей портретов Гейнсборо, в которых он пытался слить человека и природы, разнообразно решая эту задачу наперекор установившемся канонам.

На склоне лет в художественных замыслах мастера все больше ей место стал занимать жанр как отражение реальной повседневной жизни. Нов какой бы области не творил бы Гейнсборо - в рисунках,картинах, будь то портреты или пейзажи - во всем проявлялся его пленительный дар. Картины Гейнсборо принципиально отличаются от творчества его английских собратьев. Гейнсборо ищет своего рода эмоциональную правду - правду чувств. В ранних пейзажах Гейнсборо сочетаются непосредственность свежих наблюдений природы, криволинейные ритмы рококо с присущими голландским реалистом композиционной четкостью и тщательной проработкой деталей. Художник не признавал обязательности так называемых "исторических" картин, почитавшихся Рейнольдсом вершиной живописи. Вся жизнь Гейнсборо сопровождалась стремлением выразить в искусстве любовь к природе." [14. 5-6 с.]

Уильям Хогарт (1697 — 1764)

Для своих современников Хогарт был прежде всего автором сатирических гравюр, представлявших собой своеобразную социальную анатомию эпохи и имевших широкое хождение не только на Британских островах, но и повсеместно в Европе. Мало кому тогда было известно, что популярные серии созданы мастером на основе собственных живописных циклов. Более того, его картины подвергались нападкам со стороны знатоков, так как яркостью и свежестью колорита, необычностью тем и композиций слишком отличались от темных полотен старых мастеров, столь ценимых ими. Теперь же, с высоты времени, Хогарт предстает первым крупным колористом в истории английской живописи, новатором и реформатором изобразительного искусства, открывателем новых жанров в живописи и графике.





Дата публикования: 2015-01-24; Прочитано: 6764 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.008 с)...