Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Стословие первое



1. Все - все остальные религии - предписывали быть над человеком, чтобы избежать грехов человеческих; быть над миром, без мира, без земли, чтобы не оскверниться и не сотворить зла. Только Христос требует быть в мире зла, но без зла; среди злых людей, но без зла; в грязи, но не оскверниться. Быть в злом мире, но не быть злом, - вот сила, которую дает Христос. И потому Христос - вноситель борьбы, меча, отделяющего и отсекающего зло от мира. (4 января 1915 г. Владичин хан).

2. Любовь - новое во Христе, единственно новое. Любовью Христос - новый Бог. "Кто во Христе, тот новая тварь". Кто любви не имеет, тот еще в Ветхом Завете. Знак Христов - это любовь. (21 августа 1916 г. Лондон).

3. Любовь - это единственное равенство, возможное на земле: равенство человека с человеком, человека с лилией; воробья с человеком; равенство всего со всем, всего на земле со всем, что на небе; равенство всеобщее, ибо оно на Боге основано, а Бог един на небе и на земле, в лилии и в человеке. Богом мы равны через любовь. (21 августа 1916 г.).

4. Страдание - это вино, которым Христос причащает человека из потира любви. (21 августа 1916 г.).

5. Молитва - это просфора, замешанная из слез и сердца (26 авг. 1916 г.).

6. Прости меня, Боже, но я больше всего люблю Бога, Который плачет. Не потому ли я больше всего люблю Христа? (26 авг. 1916).

7. "Ибо все обетования Божии, в Нем "да" и в Нем "аминь", - в славу Божию через нас" (2Кор.1:20). В Нем - да; в Нем - Христе Богочеловеке - все обетования Божии, - в Нем, а не в человеке, не в культуре, не в цивилизации. Его да - остальное все прилагается; всякая боль - исполнена обетованием. В Нем - все.

8. Молитва - очиститель мысли, сито, кузница, горнило, выплавляющее образ.

9. "Жертва Богу - дух сокрушен: сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит". (Пс.50:19 - Из Молитвенника).

10. Достоевский и святой Павел: "Наша брань против духов злобы поднебесных" (Еф.6:12). - В Достоевском постоянно чувствуешь себя как бы между двух Заветов - Ветхого и Нового; всегда вопли Исаии по Мессии, по Господе, не по человеку, не по вере в человека: никто не верует в человека - Достоевский здесь. Вся западная литература верует в человека и пресмыкается перед ним. Достоевский всегда воздевает руки ко Христу из своего Содома и Гоморры. (Оксфорд, 1917).

11. Все вы, ратующие против Христа, - похожи на восковых воинов, нападающих на огонь. Ницше - растаял в безумии, когда его коснулся раскаленный перст небесной огненной мудрости. "Яко тает воск от лица огня, тако да погибнут нечестивые от лица Божия" (Пс.67:2).

12. Вся планета смердит грехом, смертью, дьяволом и человеком. В полночь - сладкодышущими молитвами душа возносится из злосмрадия в надмирное сладкое благоухание твари во Христе. (Полночь 21 сент. 1919 в Афинах).
Полночь я носил в зенице души своей, полночь во всяком чувстве моем, и Он меня всемилостиво вывел из ядовитых дебрей животных ужасов на чудесный путь Свой, где всякая полночь претворяется в трисолнечный полдень, и всякая смерть - в жизнь бессмертную. Поэтому мы Ему должны тысячами жизней; обладай я тысячей вечностей - никогда не смог бы с Ним расплатиться; пусть у меня будет тысяча душ - только бы Он всех их повел чудесным, прекрасным путем Своим.

13. 2Кор.6:16; "Вы храм Бога Живаго". "Дом Мой домом молитвы наречется; а вы сделали его вертепом разбойников". (Мф.21:13). Ты - церковь: душа постоянно на коленях (на молитве), все существо в постоянном богослужении; если перестанет молитва, то как я буду жить завтра? Входишь в разбойничьи расчеты, в вертеп, в который превратили церковь. Церковь для молитвы, не для разбоя. Разбойничает с душой культура, цивилизация, ибо вещи, царство вещей вносит в душу: деньги, яства, голубей, книги (Ин.2:14), - и из дома Отчего делает вертеп разбойников... Вещи мы внесли в душу, о, Господи, в дом Твой. Ведем разбойничьи расчеты... Твои вещи мы выкрали, на все налепили свои ярлыки, образ наш - человеческий, разбойничий. Господи, да приидет Царствие Твое и выгонит разбойников из души моей.

14. "Господи, дай мне слезы и память о смерти" - Молитва св. Златоуста. (Оксфорд, 1917).

15. "Святым Духом всяка душа живится, и чистотою возвышается, светлеется Тройческим единством, священнотайне". - Оживляемая и очищаемая Духом душа преображается во образ Святой Троицы (Оксфорд, 1918).

16. О постепенном распространении благодати через все члены тела и духа и вытеснении греховности см.: св. Макарий Египетский, "О хранении сердца".

17. "Поэтому во всех наших действиях, и, прежде всего, когда это касается приступания к божественным вещам, нужно начинать с молитвы". - Дионисий Ареопагит, "О божественных именах", III, 1. (Оксфорд, 1918).

18. "Радуйся, Богородице, светлое благодати познание", - вокруг этого молитвенного восклицания собираются все вопли зараженной и проникнутой грехом разумной личности, когда она молитвенно взывает о помощи. Вырваться из безблагодатного и потому мрачного познания и укорениться в познании благовестно-благодатном. Девственность ума у Пресвятой Девы... Здесь отдых, здесь пристанище после бури внеблагодатного незнания, утверждающее свою сущность в самоуничиженном и смиренном молитвенном вопле: "Иисусе Сладчайший, очищение ума моего". "Умири жизнь мою, Мирородице, ибо еси Богородица". (3 окт. 1920. Скопье).

19. Личность: целостность - самосознание - богообразное самосознание - богосознание, - проникает через всю физическую часть личности, которая до падения органически простиралась на весь мир твари: всю совокупную тварь Адам ощущал как свое тело, как свое расширенное естество, оживляемое, поддерживаемое космической, всеединящей благодатью богообразного самосознания. Падение Адама: разрыв, отпадение, умаление личности, расстройство: тварь становится не своей, не личной, безличной, чужой... (8. IX. 1920. Вране).

20. "Начало премудрости - страх Господень", страх Божий (Притч.1:7). В Премудрость Божию входят ногами молитвы. Всякая тварь - Господня: как я войду в Господне без страха, чтобы не осквернить, не унизить Господа, чтобы не лишить Его творение премудрости и смысла? Молитвенным страхом начинается премудрость. Страшно мне, Господи, когда око мое вглядывается в лист розы, ибо лист живет Тобой и в Тебе. Страх премудрости, трепет премудрости - тайны Божии окружают меня, - ибо Ты еси Владыка премудрости, Ты еси Господин, Господи, а я нищий, которому жутко входить с истлевшей душой, одетому в лохмотья, в ризницы Твоей премудрости. Отсутствие страха пред Богом - отсутствие мудрости, безумие и глупость. Дьявол - отсутствие страха пред Богом - воплощение глупости, лжи и безумия. Без страха перед вещами и явлениями пишут сегодня писатели, и потому нет в них мудрости.

21. Страдание - это отрицание жизни, отрицание смысла; страдание отрицает жизнь, человека, - так говорят все Петровы ученики, не ведующие воскресения (ср.: Мф.16:22). Достоевский в страдании видит утверждение, самое глубокое, человеческое - жизни. Оправдание жизни. ("В пытке корчусь, но я есмь"). Оправдание страдания возможно только воскресением; воскресение - единственное око, провидящее тайну смерти; вхождение в вечность. Как возможно оправдание страдания для тех, которые завершаются гробом, не идут далее, все сливаются в него? (Оксфорд, 1917).

22. 10 мая 1917. Полночь (Оксфорд). Крайности все более размыкаются, бежит берег от берега, оком человек их отодвигает; зло огромно, добро огромно, человек в бездне между ними; не настолько он широк ни духом, чтобы их охватить, ни телом, чтобы их привлечь, - и отчаяние растет, и крайности разрастаются, и человек в великом вопле умаляется, умаляется, умаляется; о - ничто, о, облеченное в свет отчаяние, о, зрячая болезнь, о, глубокая смерть, немощь, ничтожество, собрат червю. Господи, помилуй мя... и Бог придвигает берег к берегу, Добро воплощается, неся на Себе человеческое зло; только Бог, только Христос, только Он соединяет разъединенное...

23. Ин.3:8: "Дух дышит, где хочет, и голос его слышишь, а не знаешь, откуда приходит и куда уходит: так бывает со всяким, рожденным от Духа". Дух неизмерим, не подпадает под какую-либо категорию. "Не мерою дает Бог Духа" (Ин.3:34). "Всякий рожденный от Духа" - неизмерим, выше логики и знания, недосягаем, выше любого определения; Дух и Духовное выше всякого человеческого выражения: юродство; жизненность - жизнь - "Бог есть дух" (Ин.4:24): "Где Дух Господень, там свобода" (2Кор.3:17). Жизнь не выражается единой формулой: всякая формулировка жизни означает схематичность, отсечение, частичность, усеченность, обрубок - "Я есмь жизнь" (Ин.14:6). - Крещение Духом Святым: всего человека: ума, рассудка (разума), сердца, духа, тела: "Приняли ли вы Святаго Духа, уверовав? Они же сказали ему: мы даже и не слыхали, есть ли Дух Святый" (Деян.19:2). Смотри 2Кор.3:5: "Не потому, чтобы мы сами способны были помыслить что от себя, как бы от себя, но способность наша от Бога". - "Дух Истины" (Ин.15:26).

24. "Помышления плотские суть смерть, а помышления духовные - жизнь и мир". - Святой апостол Павел (Рим.8:6).

25. Христианство - новая гносеология, ибо новый дух, новая душа, новое сердце - новая психология. "Не вливают вина молодого в мехи ветхие" (Мф.9:17). Дух Христианства не вмещается ни посредством какой бы то ни было категории в тленные сосуды ограниченного сознания и ума.

26. Где Христос (в Европе): Где родится Христос? В железной ли колыбели, в которой родилось немецкое детище - европейская война? Христианство здесь, христианство там; в пустыне и в городе; в пушках и убийствах, - но Христа моего нет. "Унесли Господа моего, и не знаю, где положили Его" (Ин.20:2,13). Многие пришли одетые в одежды Христовы, но неся волка в себе. Многие пришли ко мне под именем Христовым, говоря: "Я - Христос", и я познал их, что любви Христовой не имеют в себе... (8. VIII. 1916. - Millis Hotel, Лондон).

27. Дети - это Царствие Божие на земле. Если бы нас вели дети, мы давно бы уже пришли в Царство Божие. И не дастся нам Царство, пока ведут нас книжники и буквоеды. Если бы не было детей, нас давно бы уже поглотила могила. Дети нас оправдывают пред Богом, дети и цветы... Стяжать детский дух в себе, ибо только детский дух взыскует Духа Отеческого, чтобы он вел его и поддерживал. И отсюда: "Если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное" (Мф.18:3). (17. VIII. 1916).

28. Пища моя - книги; буквы поедаю, буквами питаюсь. Книжник и буквоед - отсюда всегда меня терзают голод и жажда. Как будто уши мои убежали от меня, чтобы не слышать Его слова: "Моя пища есть творить волю Пославшего Меня и совершить дело Его" (Ин.4:34)... Буква убивает, дух животворит. Вся мудрость человеческая, вся наука не суть ли лишь цепочки букв? Человек распался на буквы, человек стал азбукой, и он считает, что стал азбукой всего мира и Бога. Наша культура родилась в типографии. И все культурное поклонствует буквам, этим мелким идолам. И буквы суть ценность и мерило всякой ценности; и даже Бога начали печатать буквами, ибо Он перестал жить для людей и переживаться ими. Типографии стали храмами; царство буквы - вот наша культура. И воцарилась буква, и сейчас она убивает Европу, ибо "буква убивает, а дух животворит" (2Кор.3:6). (20. VIII, 1916).

29. Рим.10:10: "Сердцем веруют", - это означает, что оно - орган веры, и потому им человек или спасается, или губит себя. Вся наша судьба - в сердце нашем. Сердцем и не веруют, - это значит: сердцем выбирают Бога или дьявола, живут тем или другим, живут ради Одного или другого. От этого зависит наш рай или наш ад.

30. Грех? - Человек захотел и попытался стать с помощью дьявола Богом. Обманул самого себя: сознательно оставаясь на богоустановленной цели - обожение, становление богочеловеком, он практически стал причастен дьяволу, дьяволочеловеком - внес в себя силу смерти, соделывающую дьяволом. Отсюда распад человеческой личности: "Кто не собирает со Мною, тот расточает" (Мф.12:30).

31. "Удостой меня, Господи, истинным светом Твоим и просвещенным сердцем творити волю Твою" (Канонник).

32. "Просвещение во тьме сидящих, спасение отчаянных, Христе, просвети мя, осиянием Твоим" (Акафист Иисусу Сладчайшему).

33. "Церковность: мир разума, сердца; это - новая жизнь, над-разумная". - Свящ. П. Флоренский "Столп и утверждение Истины".

34. Святой Нил: начало веры - презрение себя, оставление себя, умирание в невидимом. "Пойди, продай имение твое, и раздай нищим" (Мф.19:21). Переход из Ветхого в Новый Завет. Граница между верой и умом - Иоанн Креститель. Ин.1:27: "Я недостоин развязать ремень у обуви Его". Переход из Ветхого в Новый Завет: принять все как свет, не отрывать сердце от ока Христова: страх и покаяние; не искушением, но бесконечным сознанием ничтожества нашего и мессианством ремня от обуви Христовой. Ремень Христов: Мессия больше Иоанна. Иоанн: переход из Ветхого в Новый Завет. Коленопреклоненно, окаивая себя, обожаясь, не меряя самого себя. Ко Христу подходи, не ища знамения, а будучи жаждущим, алчущим и нищим.

35. "Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет" (Мк.16:16). Вера - Крест; уверовать - распять себя всего: и тело, и душу, и ум, и волю: креститься "во имя отца и Сына и святого Духа" (Мф.28:19): соединиться со Святой Троицей, выйти из своего естества и войти в Божие; распять себя во имя Христа (ср.: Рим.6:3)... Атмосфера и граница веры: Святая Троица: весь смысл и цель Христова - возвести людей верой в догматическо-этическую Троичность: Мк.16:16; Мф.28:19-20. (Афины, 1920).

36. "Христианство - это подражание Божественному естеству" (святой Григорий Нисский).

37. Во время митрополита Филарета жил Иван Яковлевич Корейша, юродивый... При кончине последними его словами были: "Спасайтеся, спасайтеся, спасена будет вся земля".

38. Ипостасное соединение человеческого естества с Божественным в Образе Иисуса Христа: уверяет в том, что естество человеческое приходит к своей определенной ипостасности только в Богочеловеке, в том, что это - последняя, заключительная стадия человеческой природы. С вознесенным Христом - вознесение человека: вечное присутствие в Святой Троице: единение со Святой Троицей и причащение Ей, и осмысление человеческого: последнее оправдание человека в ипостасном единстве с Богочеловеком. Отсюда вся жизненность наша живет на небесах, где Христос сидит одесную Отца: здесь центр нашей личности, здесь центр познавательный, нравственный и общественный; здесь обоженность человека, его истинное - безгрешное естество; только здесь человек человечен, естественен, ибо здесь он богообразен, христообразен, здесь он - по образу Святой Троицы; только здесь возможна вечная истина - ипостасное единство Бога и человека; истина - Образ Христов, воскресший, вознесенный - всегда, вечно Один и Тот же; всегда вечная истина Божиего и человеческого, единящая Бога с человеком, ибо Бог отрешил грех, соделав человека средоточием и истиной (критерием) всего. Богочеловечность - основание и объем, и рост истинного познания; Образ Богочеловека - неизменная истина: Богу Божие, человеку человеческое. Весь смысл человека: совоплотиться Христу и через Него соединиться со Святой Троицей, стать по Ее образу. Через все сияет и над всем царствует Образ Богочеловека, которому "дадеся всяка власть на небе и на земле" (Мф.28:18; Рим.1:4). (Афины, 1920 г. - Белград, 1935 г.).

39. "Твердая уверенность в надежде обожения человеческой природы - это вочеловечение Бога, которое настолько соделывает человека богом, насколько Бог стал человеком" - святой Максим Исповедник.

40. О церковном патриотизме: Бог Отец: Сын - сыны Божии - борцы за небесную отчизну, Горний Иерусалим - церковь.

41. 1Кор.12:4-6: Различные служения - один Господь - слуга всех - содержание всех служений и служащих. Сойди на дно своего христианского служения, обрящешь Его - слугу всех слуг; Он - огонь служебности, мощь - динамика. В самой малой службе Господь такой же, как и в самой великой. Служения и дары взаимно следуют друг за другом: как Сын и Дух Святой. Различные действия из различных служений и даров: Бог делает все во всем - в твоем весьма тяжелом христианском служении действует Бог - и ты не ослабнешь; если ослаб, значит, помыслил, как будто ты сам делаешь, исключил Бога из действия. Дух, Господь, Бог - дары, служения, действия. Преподается человеку дар, чтобы служил он им службу Господню. Печать троичности - знак христианства. (24. II. 1920. Афины).

42. Еф.4:11-16: Соборность жизни в церкви: соборное объединение всех и всего: дело служения - созидание Тела - церкви. Соборным усилием "всех святых" входят: 1) в единство веры, 2) в познание Сына Божиего, 3) в мужа совершенного, 4) в меру полного возраста Христова, 5) во главу - ум церкви; через отделение выходят из единства веры и познания и входят в ересь, в раскол, непознание и незнание. Соборность церкви и личность - личность расцветает в соборности. Соборное единство веры и познания - единственное средство от того, "дабы мы не были более младенцами, колеблющимися и увлекающимися всяким ветром учения, по лукавству человеков, по хитрому искусству обольщения" (Еф.4:14).

43. Апок.1:1-4: Вхождение в Апокалипсис - вратами Христова откровения: Альфа и Омега Апокалипсиса - Христос. Апокалипсис возвещен лишь церквам; Евангелие - всей твари. Церковь - единственное око, которым человечество смотрит и видит последнее откровение; единственное ухо, слышащее слова Христовы. С высоты ниспосылается мир церквам, вышний мир: О вышнем мире...; мир и благодать - благовестие; через церковь, как через уста, входит в сердце святая благодать и мир. С точки зрения Апокалипсиса, церквам постоянно недостает благодати и мира, много жаждущих благодати и мира, много жаждущих Христа и ищущих мира. Мир Апокалипсиса - чудесное начало для вулканических извержений и потрясений в недрах Апокалипсиса. Мир церквам от Того, "Который есть и был и грядет"; непрестанная мироточивость, ибо она необходима для церкви, против которой постоянно ратуют богоборцы и церквоненавистники; мир и благодать, чтобы благодать она ниспослала на головы ратующих против нее.

44. "Молитва с плачем и в духе - пища для ума, как хлеб - пища для тела". - "Беседа о молитве" Антиоха, монаха.

45. "Только тот, кто познал Триединого Бога, может любить истинной любовью". - Павел Флоренский "Столп и утверждение Истины".

46. "Кто не собирает со Мною, тот расточает" (Мф.12:30).Собирание себя, своей личности - Христом, т.е. слияние со Христом в единую плоть, в единый образ, в единую сущность, вхождение в Его Я - в Меня: "со Мной" человек может прийти в самого себя, обрести себя, собрать себя, рассыпанного вне и без Христа. Кто не становится членом Тела Христова - церкви, - тот находится вне, расточает себя, не имеет совокупности совершенства - любви; ибо лишь новозаветность сплачивает кровью, соединяет разъединенное ветхой жизнью - человеком до, если не против Христа. Вне Христа человек "разделился" (Мф.12:25-26); он - всегда царство, разделенное "само с собою". Дух Святой - собиратель личности: отсюда в стихе 31 (Мф.12:31) единственным путем собирания самого себя, вообразования является - не творить греха и хулы на Святого Духа, не отделять себя от Него. (1918-1921. Оксфорд-Афины).

47. Литургическое церквопознание: "Только тот понимает Церковь, кто понимает литургию". - А.С. Хомяков ("Церковь одна").

48. Деян.2:44-46. Вера - общежитие свято; вера обобществляет, слияет в единую сущность ощущение святости; кровью Христовой соединены - одно тело; кровный завет - общежитие - все члены одного тела. "И имели все общее - по единой вере. Единая вера - едина сущность - единое имение, все общее; святое общежитие, где краеугольный камень - Христос, атмосфера - смиренномудренная любовь... Церковность, воцерковленность - идеал общественный. (Ср.: Деян.4:32) (Афины, 1919).

49. Иов.1:6,12. Путь сатаны: вещи, тварь - тварь поставить вместо Творца: заслонить вещами Создателя..., осквернить творение, чтобы и Творец был осквернен; уничтожить тварь, чтобы уничтожить Творца. (Оксфорд, 1918).

50. Мк.16:17: Два знамения Нового Завета - любовь и изгнание бесов. Знамение - изгнать бесов, не дать им места. Изгнать, ибо насильно вошли, вселились. Очистить и освободить землю и человека от бесов. (Оксфорд, 1918).

51. 1Тим.3:15-16. Церковь - столп и утверждение всей Истины, которую Бог насадил во всей твари и во всех людях. "Бог явился во плоти, оправдал Себя в Духе": оправдание твари в Духе Святом, Духом Святым, в церкви, в Доме Божием: столп всякой твари и утверждение, основание твари оправдывается в Духе. Оправдание мира, всего сотворенного, каждого творения - в церкви - Духом Святым... (Оксфорд, 1918).

52. 1Ин.2:15-17: Бог да водит твое око, Он да будет источником, которым око твое смотрит и видит; да смотрит Бог оком твоим и да соизволяет Он волей твоей; да будет корень всех твоих чувств и дел, и мыслей в Боге, да произрастает все из Него: да будет Он лозой, а ты и твое - гроздием. Человек - не источник, не основание, не корень, не по себе, но по Богу, из Бога. Мир отринутый от Бога - он поверхностен, он - обман, он - "похоть". Мир без Бога "проходит"... (Оксфорд, 1918).

53. Ис.1:18; 59:2; Иез.39:23-24. Грех - тьма, мгла, нечистота, покрывало, чешуя, облако: сокрывает лицо Божие от ока человеческого; помрачение не только ока, но и атмосферы; грех - испарение зла: человек помрачает всю тварь; во грехе своем человек сквернит природу - заразность греха. Грех созидает свой дом из сердца человеческого и окружает его тьмой, как стражей, чтобы никто его не беспокоил в работе - сокрыть сердце человеческое от Бога. Грех подобен медузе, он окрашивает все человеческое существо и сам скрывается в этом блефе.

54. Любовь к молитве непрестанно усиливает нашу любовь к Богу.

55. Слава Ти, Господи, что Ты связал нас с тем миром [2] и, прежде всего, - молитвой, а затем: верой, надеждой, любовью и прочими евангельскими добродетелями. Чувства несказанного блаженства... Воистину я не сам, но весь сплелся с тем миром. Не могу без него. Я - весь, целый - только в них и с ними. [3] Расплетение личности и вплетение ее в тот мир. Самая широкая и самая глубокая личность. Радость от того, что святые близки Сладчайшему Господу, что они молятся за нас, ходатайствуют за нас, что все исполнено лучшими, нежели я, существами, несравненно лучшими, ибо они святы. (29 окт./12 нояб. 1943 г., в церкви - во время утрени, 'ενδακρύις - слезах).

56. Грех - это единственная неестественность в природе; со грехом - смерть и дьявол. Эти трое суть единое неестественное в природе и противное ей. Здесь неестественность провозгласила себя естеством. И еще: смерть провозгласила себя жизнью, а дьявол провозгласил себя Богом. (Во время последней войны).

57. Церковь. "Все собравши пастырское искусство" - отцы святых Вселенских соборов приняли соборные решения. Так поется в стихире на Хвалитех в Неделю Святых Отцов шести Вселенских соборов. На живом, святом и священном опыте зиждется все церковное сознание и опыт. Иерархи - носители сего, как и все остальные, все тело церкви. Все подобны органам этого тела: или органы чувств, или клеточки; по апостолу Павлу, церковь - Тело Христово (1Кор.12:12). Все необходимы каждому, и каждый всем, пример сему - члены тела. (Во время последней войны).

58. Целостный человек. Это человек слившейся с целомудрием, стяжавший и хранящий целостность и здравость ума. "Исцели душу мою, яко согреших Тебе": грех разбивает, рассеивает душу, личность человеческую. Только удалением греха из души человек "исцеляется", становится целым, самим собой, целостным. Отсюда - только безгрешным Богочеловеком человек совершенно целостен. И все Им исцелены; церковь - врачебница. Весь смысл Богочеловеческого домостроительства спасения - это восставить целостность личности человека, которую он имел до падения. Средства - церковь, святые таинства и все, что в ней. Об этом целостном, полноценном человеке говорит и святой апостол Иаков: "Чтобы вы были совершенны во всей полноте, без всякого недостатка" (Иак.1:4). (Во время последней войны).

59. Каков размах твоей главной жизненной мысли, основной мысли, осевой мысли, на которой стоит твоя личность? От человека до Бога, от человека до Богочеловека. Трагедия человека наступает, когда его мысль оканчивается чем-либо другим, а не Богом. Мысль: от человека до Бога - это значит, человек разветвляется и входит, искусно вплетается во все Божественные бесконечности, во все Божественные, Богочеловеческие совершенства. (Во время последней войны).

60. Когда вхожу в комнату, где нет икон, она мне кажется слепой, безобразной, без окна к небу.

61. Мф.5:3: "Блаженны нищие духом". По духу святых отцов: нищета духа потому блаженство, что она постоянно жаждет обогатиться и непрестанно обогащается Духом Святым, а Дух Святой и есть Царство Небесное; богоподобная природа духа человеческого по самой своей природе устремлена к Богу, алчет и жаждет Святого Духа, поэтому жизнь христианина - это не что иное, как непрестанный день Святого Духа. Нищий духом богатится Духом Святым. - Как? - С помощью святых тайн и святых добродетелей. (3. IX. 1966 г. Монастырь Челие).

62. Для чего существует время? Каков смысл времени? Воплотить вечность воплощением Бога в человеке и через Богочеловека совершить обожение человека, а через человека - обожение времени и пространства - мира (Рим., гл.8; Еф., гл.1 и 4; Кол.2:1-10). Воплощение Бога Слова, вочеловечение: центр времени и материи, человека как психофизического существа.

63. Газеты. С тех пор, как у нас газеты, т.е. чтение газет, стали "утренней молитвой современного человека", "современный" человек стремительно дегенерирует в "под-человека", первый предок и последний потомок которого - нечеловек.
Полный рас-человек: все расчеловечилось и этим о-бес-человечилось. Ибо все причастилось антихристу.

64. Мое больное человеческое ощущение взвивается в радостное богоощущение, и моя проникнутая смертью человеческая мысль воспаряет в неболетное богомыслие.

65. У нас, христиан, все вечно: вечна душа, вечно и тело - Воскресение Господа Иисуса Христа это являет и доказывает. Вечно наше добро, вечно и наше зло: свидетельство и доказательство сему - богатый и Лазарь. Все у нас бессмертно, и мы бессмертны - все христиане, а прежде всего монахи. Кто такой монах? Он - не имеющий смерти на земле: живет только бессмертным и вечным, ради бессмертного и вечного.

66. В экуменизме все слабости, блуждания, ошибки происходят от злоупотребления Духом Святым. Здесь необходимо провести самые решительные разграничения, нужна святоотеческая прозорливость: Дух Святой преподается только церкви Богочеловеческой - вере в Богочеловека. Доказательство сему - Св. Пятидесятница. Он не преподается вне церкви, вне Богочеловека. Все уклонения от этого - это гуманистические заблуждения. Таково апостольское предание и апостольское наследие. Другими словами, все западные "церкви", ереси, оправдывают себя тем, что все приписывают Святому Духу. Шествуют они "по человеку": вместо пути Спасителя - пути внутреннего возрождения человека - идут гуманистическими, европейскими путями, стремясь обществом преображать личность. Путь же Спасителя - это Богом спасать человека, а не обществом.

67. Христианин мыслит светом; тогда и поэтому он имеет знание: знает глубины человеческие, как Дух Святой знает "глубины Божии". И еще: он чувствует светом, и делает, и шествует. Это - Святитель: свет источает все его существо. Светом живет, существует. Нимб, ореол: светит свойствами Богочеловеческими, свойствами Слова, ибо Слово - "свет истинный", насажденный по всей твари и возвращенный в Святителях. Зачатки его - во всяком человеке и во всякой твари: он разлит по всей твари, - это он - выше-космический и выше-солнечный свет, всегда сиявший и ныне сияющий помимо физических светил. На самом деле вся тварь стоит светом. Свечу, следовательно, существую. То же самое: все сущее живет светом. Живу, следовательно существую.
Все это - пролог Евангелия от Иоанна.

68. Ни по какому пути в этом мире не шествуй один, но всегда с Господом Иисусом Христом перед собой или с молитвой Господу Иисусу Христу перед собой, с верой в Него перед собой, с любовью к Нему перед собой, и тогда без оглядки будут от тебя бежать все смерти и все искушения, но не от тебя, а от Него перед тобой.

69. Господи, мало очей имеет человек, чтобы мог достаточно выплакать скорбь свою над этим Твоим миром.

70. Молитва святого Саввы:
Благий Боже, дай мне ходить стопами Твоими!
Дух Твой Святый да ведет меня!
Осияй душу мою вечными лучами любви!
Излей доброту Твою, да согреет она мою душу!
Правда Твоя да завладеет душами всех людей!
Царство Твое да будет нашим домом!
Слава Твоя да воссияет людям, да познают они Тебя и любовь вечную!
Песнь радости Твоей вечно да звучит в наших сердцах!
Молю Тя, Боже великий, услыши мою мольбу! Аминь!

71. Господь ради поста дает молитву постящемуся, а ради молитвы дает пост.

72. Христос - посредник между Богом и людьми, и между человеком и людьми. Между тобой и какой бы то ни было тварью Христос - посредник, переход, путь, способ, средство. Не входи словом в ухо какого-либо человека, если слово твое не опосредствовано Христом; взгляд твой да не падет ни на какую тварь, не пройдя через Христа. Тяжело миру от посредничества дьявола. Дьявол - посредник между адом и людьми...

73. Рим.14:17: "Ибо Царствие Божие не пища и питие, но праведность и мир, и радость во Святом Духе". "Христианский" социализм или коммунизм выдвигает обратный лозунг: Царство Божие - это пища и питие.

74. Человек? Только как Богочеловек: освященный, обоженный, достроенный, законченный, совершенный; и так Бог оправдан (теодицея) и человек оправдан (антроподицея). Человек? Непрестанное богоуподобление на основе богоподобия, с помощью Божественных свойств Богочеловеческих, в Богочеловеческом теле церкви, на основании ипостасного соединения двух естеств в теле церкви Христовой.

75. Всякое добро - это всецелое добро, ибо несет в себе ростки всех добродетелей. По святому Григорию Нисскому, "Бог есть совершенное добро". А святой Максим Исповедник благовествует: "Существо всех добродетелей есть Сам Господь наш Иисус Христос".

76. Вера - это в то же время и благочестие. Вера - жизнь по Боге, в Боге, с Богом, вочленение во все животворящее Богочеловеческое тело - церковь - воцерковление. Всеобъемлющий благодатный, соединенный любовью подвиг - возрастание в Богочеловека.

77. В Богочеловеке и пространство, и время находят свою вечность и обожение, и осмысление, и причащение Слову. Ибо и их Господь спасает от греха и дьявола.

78. Во св. крещении каждый принимает в себя ростки святительства. А святители - осуществили в жизни весь жизненный завет, заповеданный им св. крещением и насажденный в них.

79. "Глас Ти приносим разбойничь, и молимся: Помяни нас, Спасе, во Царствии Твоем" (Осмогласник, Блаженна, гл.2). Нам свойственно переживать покаяние разбойника, ибо мы одно тело. Каждый есть во всех, и все суть в каждом. Нет большей тайны, чем "Тело Христово" - церковь, Богочеловек.

80. Спасение во всецелом Богочеловеческом домостроительстве спасения - в Личности Богочеловека - становится нашим: моим, твоим, чьим бы то ни было, - в живом Теле Христовом - церкви: молитвой, богослужением. Нужно и должно вымолить [4] и прощение грехов, и спасение, и обожение, и каждый дар, который нам Господь Иисус Христос приносит. Поэтому в Православной церкви богослужения непрестанны, молитвенные вопли день и ночь: всем людям, миллиардам душ это необходимо, никогда не достает молитвы за всех и за вся. Тем более, что только Богочеловек имеет власть отпускать грехи.

81. Двуединый догмат: примат и непогрешимость папы, - это все и вся в римокатолицизме. Этот догмат все, включая и самую теологию, превращает в папское и папистическое.

82. "Добрая мысль красит человека" - это я слышал от старых жителей Вране, и в этом глубочайшая истина бытия: настоящая красота всегда зависит от настоящей доброты и с ней едина, в существе едина, если даже внешне она и не проявляется.

83. Благодатный жернов смолотит то, что не по силам жернову логики... Молитва постепенно делает душу изящной - перемалывает грубость, изгоняет нечистые мысли и чувства; "Превысшая Ангел - превыше мира сотвори"; плотские помышления отступают перед духовными - в сердце водворяется чистота. Тело, наконец, становится храмом Духа Святого - это путь христианина: от себя до Бога, то есть от дьявола до Бога. Если Господь и взял все чудеса с этой помраченной звезды, превратившейся в кучу отбросов, но еще не взял самого дивного чуда, терпения и милости. Он его возьмет позднее - в день Страшного Суда (Карпаты, 1982).

84. Церковь: Священное Писание и Священное Предание. Священное Писание и Священное Предание суть едино, подобно двум легким в теле, едино в Богочеловеке Христе, и едино в Его Теле, церкви, и Им, через святых апостолов и святых отцов. Кто Его имеет и хранит, тот православный. А кто это? - Единая Святая Православная Церковь.

85. Церковь - воцерковление: возрастание во образ Святой Троицы. Все, что есть Церковь, от индивидуально малого до космически грандиозного, находится и есть, и существует, и живет во Святой Троице: от Отца через Сына в Духе Святом, ибо: церковь и есть Церковь Святой Троицей и во Святой Троице (1Сол.1:1).

86. Спасение - переживание, непрестанное переживание Богочеловека во всех Его свойствах; непрестанная жизнь Им в Его Теле - Церкви.

87. О соборности. Литургия - переживание благодатной соборности, самое широкое и самое глубокое, ибо все: от Святой Троицы до последней твари, - переживает одну и ту же мистику - Богочеловеческое.

88. Ecclesia reformata, semper reformanda [5].
Этот протестантский девиз во многом стал римокатолическим. В действительности, этот девиз по существу, прежде всего, папистический, заразивший свое рожденное исчадие - протестантизм. Ибо в папизме, прежде всего, в самом его корне, все зависит от папы - человека. Это - всецелый протестантизм во всем.

89. Что такое "Жития Святых"? Догматы, проведенные в жизнь. Что такое догматы? Осуществленные "Жития Святых".

90. Раскол. Народная катастрофа. Самое ужасное землетрясение в истории сербского православного народа: под его развалинами и по сей день гибнут тысячи душ... Спасение - в покаянии. Покаяние - самое целительное лекарство и для самого страшного греха.

91. Добродетели. Добродетели мертвы, если они не питаются от святых таинств, особенно от святых таинств покаяния и св. причащения. Они - "девы неразумные" (ср.: Мф.25:1-12), не вливающие небесного, благодатного, Божественного елея в богоподобный светильник своей души. Покаяние - судьбоносно во всем; оно очищает каждую добродетель от греха, суеты, высокомерия, самодовольства, каковыми проникнуты философские, "культурные", политические добродетели. Святые таинства с избытком источают из себя святые добродетели. Святые же добродетели побуждают на принятие святых таинств, питаются ими. И наоборот.

92. Мистицизм. Православие не знает мистицизма. Оно знает Богочеловеческую действительность, Богочеловеческое переживание, опыт, жизнь. Никакой мистицизм вне Богочеловеческой действительности не несет в себе ценности. Единственный посредник между Богом и людьми - Богочеловек Христос. Все другие - самозванцы, лжехристы, лжепророки, лжеучителя. Нет никакого внеблагодатного мистицизма. В Православии все благодатно: добродетельная действительность, подвиг, переживание. Все в категории Богочеловечности.

93. Христолюбием сотри в себе самолюбие, и тогда всей душой, всем сердцем, всем умом, всей силой подвигнешься в братолюбие. Да, всегда святое двуединство: Боголюбие и человеколюбие; всегда первая и вторая заповедь - двуединая заповедь: одна в другой, с другой, через другую - это их вечность, это их Богочеловечность.

94. Апостольское предание. Что это такое? - Сам Господь Иисус Христос, Богочеловек. "Слушающий вас Меня слушает, и отвергающийся вас Меня отвергается" (Лк.10:16). А после их - святых апостолов - это их святые преемники - епископы, законные преемники, "апостольские мужи" (святой Игнатий Богоносец, святой Ириней, святой Киприан). Святой Игнатий в послании к смирнянам пишет: "Где епископ, там пусть будет и все множество верных, подобно тому, как где Иисус Христос, тамо и Кафолическая, Соборная Церковь". "Пребудьте во Мне, и Я в вас... Я есмь лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего" (Ин.15:4-5). - "Не о них же только молю, но и о верующих в Меня по слову их, да будут все едино: как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино... Я в них, и Ты во Мне; да будут совершены воедино" (Ин.17:20-21,23). Апостольское преемство непрестанно передает Самого Богочеловека Господа Иисуса Христа, по истинности слов самой Истины: "И се, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь" (Мф.28:20). Это вечная, временно-вечная Истина: "Иисус Христос вчера и сегодня и во веки Тот же" (Евр.13:8).

95. Святой мученик Иустин Философ: "Истинный христианин есть истинный философ".

96. Святой Савва Сербский: "Молитва к Богу для меня всегда была самым великим блаженством на свете".

97. Молитва святого Макария Великого (Египетского): "Господи ими же веси судьбами помилуй мя!"

98. Святой Варсануфий Великий: "Покаяние - это врачевство от любой страсти и от любого греха".

99. Молитвенное отношение к миру, ко всему, ко всякому человеческому существу как святыни, как живой иконе Божией, ибо все мы, все, все, каждый человек - созданы по образу и подобию Божиему.

100. Святая литургия - это непрестанное осуществление спасения и обожения человеческого существа: осуществляется величественное домостроительство спасения - домостроительство обожения, обогочеловечения.





Дата публикования: 2015-01-24; Прочитано: 158 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.021 с)...