Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Вопрос №16. Историко-конфессиональная динамика России



В последующий период XX в. происходил сдвиг в территориальных пропорциях русского православия. Он выразился в сокращении численности прихожан и количества храмов на Европейском Севере, Верхнем Поволжье и Прикамье. Именно здесь атеистическая пропаганда существенно сказалась на относительном весе русской православной церкви и старообрядчества. В то же время повысился их удельный вес на Северном Кавказе и на Урале, что, очевидно, связано со сдвигами в расселении жителей страны на юг и восток. В 1997 г. полоса с максимальной плотностью православных приходов протянулась от Псковской области через Московскую и Рязанскую области до Мордовии.

В 1996 г. количество зарегистрированных религиозных объединений Русской Православной Церкви был на порядок выше, чем объединений других вероисповеданий. Однако по численности верующих превышение не столь существенно. Так, по результатам социологического опроса, проведенного исследовательским центром «Религия в современном обществе», православные составляют в России 74%, мусульмане — 19%, лица других вероисповеданий — 7% (Наука и религия. 1997. № 1.С. 33-34). Если сравнить эти данные с приведенными выше показателями структуры верующих в Санкт-Петербурге в 1890 г., то вполне очевиден такой вывод: доля православных существенно сократилась. По оценке специалистов, численность последователей ислама, буддизма, католицизма, лютеранства, протестантства в 1990-е гг. росла намного быстрее, чем последователей православной веры. Эта тенденция явилась следствием двух причин: 1) большей податливости и неустойчивости православных по сравнению с приверженцами ислама и буддизма; 2) хорошо спланированного и настойчиво осуществляемого наступления на многовековую духовную основу России — православие.

Принятая в 1993 г. Конституция РФ провозглашает: «Каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право ис-. поведовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними» (ст. 28). В ряде других статей Конституции РФ (ст. 13-19, 29, 30) констатируются общепризнанные нормы международного права, в соответствии с которыми каждый человек имеет право на свободу мысли, совести и религии. «Это право, — говорится во Всеобщей декларации прав человека (1948. Ст. 18), — включает свободу менять свою религию или убеждения как единолично, так и сообща с другими, публичным или частным порядком в учении, богослужении и выполнении религиозных и ритуальных обрядов».

Имея конституционные гарантии свободы совести и свободы вероисповеданий, народы России в 1990-е гг. испытали на себе невиданное ранее давление зарубежных проповедников-миссионеров, навязывающих инославные религии, различные секты с непререкаемой категоричностью суждений в претензиях на истину. По свидетельству Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II, среди навязываемых россиянам, прежде всего русским, были «и так называемые тоталитарные, разрушающие психическое здоровье общества» (Журнал Московской Патриархии. 1996. № 8. С. 15). Практически повсеместно насаждалась вера, которую, по мнению зарубежных религиозных новаторов, русские «должны» исповедовать.





Дата публикования: 2015-01-24; Прочитано: 345 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...