Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Специфика приемов комического в творчестве Ч. Диккенса



Юмор как организ-я стихия в «Посмертн. зап. Пиквикского клуба». (37)-роман, хотя и постр. на мат–ле бытоопис–го очерка. Внач. Д. д/б сд. подписи к рис–м знаменит. худ. Роб.Сеймура, но подписи победили иллюст-и. С т.з. жанра – спорт. пов. (первонач. спорт – «бескорыстн. занятие к.-л. делом»). Спорт. повесть – жанр, в центре кот. Об. Оказ-ся путеш-ки ради удовольствия. Ром. > дороги, больш. перспектива охвата дей-ти. Д. намеренно уводит св. гл. героев из Лондона в сельск.Англию, где еще нет примет капиталистич. Англии. Цель пут-я и само оно – утопия. Герои собир. попасть в поместье Динглиден. Мрачн. картины дей-ти возник. на стр-х книги лишь эпизодически, крайне умеренно (напр, некое «Гнилое местечко»). Центр. роль в книге игр. юмор, организ-я стихия. Формы прояв-я юмора носят сам. разнообр. хар-р. Серия юмористич. портретов героев, серия юмористич. ситуаций. часто комич. ситуации созд-ся на несовпадении события и реакции на него. Оч.часто исп.комич.прием- овеществленная метафора. Отд.персонажи явл. носителями комич. речей. Сэм Уэллер выступ. в кач. резонера, моралиста, но все, что он гов. выглядит как комич. выступление. Юмор выступ. как ср-во идеализации. В рез-те неопытности пиквикисты попадают в нелеп.ситуации, но ситуации одновр. обличают жестокость жизни. П/д нами нелеп.герои, но смех возвыш. их над дей-ю. Гл.герой – С.Пиквик заним. место идеальн. персонажа. Достоев. гов-л, что есть 2 положит. образа мировой лит-ры – Дон Кихот и м-р Пиквик. Ведущ. св-во х-ра Пиквика – доброта, в сравн. с Дон Кихотом тоже помогает понять х-р. В сущн. вся книга постр. как описание странствий благор. рыцаря. В кн. появл.я сюжетн. пара – Пиквик и Сэм Уэллер. На протяж. романа П. попад. в типичн. донкихотовские ситуации, рядом с ним всегда его верн. слуга. Сэм чел.практический, но одновр. с практицизмом, в нем соед-ся идиллическое и бескорыстн. начала. В ром. нет отриц. персонажей. Джингль.- единственный претендент, но и его Д. не хочет делать отрицат. «Записки…»- каскад комич. ситуаций. В кот. попадают незадачливые пиквикисты, соверш. лишенные практич. опыта. Этот каскад – безудержный, непрерывный, кажд. раз неожиданный. Но несм. на неиссякаемый запас комич. ситуаций, диалогов, персонажей, неистощимую энергию рассказчика-импровизатора, «З-ки…» содержали и серьезные намеки на несов-во жизни, обществ. устройства, сущ-е зло в мире, несправ-ть, нищету. Однако, юмор в ром. в цел. обнар-ет его оптимистич. хар-р. В последств.Д. отойдет от св. соц.оптимизма.

28 «Проблемные» романы Диккенса. Особенности жанровых классификаций.

«Торговый дом Домби и сын. Торговля оптом, в розницу и на экспорт»— таково полное название романа Диккенса. В нем рас­сказывается о семье владельца торговой фирмы, коммерсанта Домби, о судьбе его детей — дочери Флоренс и сына Поля, о смер­ти его первой жены и об уходе из дома второй — красавицы Эдит. Но это не «семейный роман», потому что с его страниц встает са­ма Англия, представленная множеством лиц и характеров, многообразием противоречий, контрастов, событий. Через семейные от­ношения в доме мистера Домби, фирма которого ведет торговые дела в Англии и ее колониях, раскрывается характер связей и отношений людей в современном Диккенсу обществе. Здесь пока­зана связь и взаимодействие между отдельными сторонами и яв­лениями жизни, что свидетельствует о прекрасном знании ее ав­тором. Если свои прежние романы Диккенс строил как цепь сменяю­щихся эпизодов, то в «Домби и сыне» все устремлено к единому центру, с ним связано и подчинено раскрытию его сущности. Та­ким идейно-художественным центром романа становится фигура мистера Домби, особенности характера и денежные интересы ко­торого влияют на судьбы других людей. Он и сам ощущает себя! центром вселенной. Впрочем, речь здесь идет не столько о Домби, сколько о фирме «Домби и сын». И это не случайно. В своих близ­ких Домби видит лишь послушных исполнителей его воли, покор­ных служителей фирмы. Он и сам уже давно перестал быть че­ловеком, а превратился в деловой механизм. Если что-то и спо­собно пробудить его интерес, то это — деньги. Лишь богатство спо­собен он ценить и уважать. Домби лишен внутреннего тепла, он источает холод. В его мрачном доме царит атмосфера леденящего холода. Используя прием гиперболы, Диккенс с присущим ему мастерством разви­вает тему «холода», раскрывая суть такого явления, как Домби. Это типично английский буржуа с присущим ему снобизмом, стрем­лением проникнуть в аристократическую среду, презрительно от­носящийся ко всем, стоящим ниже его на общественной лестнице. Он самоуверен и чопорен. Домби не замечает страданий и слез своей дочери. Он относится к Флоренс как к «фальшивой монете, которую нельзя вложить в дело». В его окаменевшем сердце не получают отклика обращенные к нему слова, в нем «не было ни намека на нежность или жалость. Не было ни проблеска интере­са, отцовского признания или сочувствия». В своем маленьком сы­не он не видит ребенка. Для него Поль — наследник и продолжа­тель «дела». Слабый и нежный ребенок, нуждающийся в заботе и ласке, разлучен с любящей его Флоренс и определен в пансион «превосходной людоедки» миссис Пипчин, а потом в школу чу­довищного мистера Блимбера. Поль погибает. Уходит из дома Домби его жена Эдит, чью любовь, покорность и преданность, чью красоту он надеялся приобрести за деньги. Гордая Эдит не поже­лала стать жертвой торговой сделки. Дом отца покидает и Фло­ренс. Уверенность Домби в несокрушимости его могущества ру-' шится. Он остается в одиночестве. Нравственно-эстетический идеал Диккенса связан с людьми, противостоящими миру Домби и «имеющими сердце». Это кочегар Тудл — «полная противоположность во всех отношениях мистеру Домби», его жена миссис Тудл, капитан Катл, Уолтер Гей, горничная Сьюзен Ниппе,р, Сол Джиле, неле­пый, смешной и бесконечно добрый мистер Туте. В среде этих лю­дей, которым чужда алчность, но свойственно чувство собственно­го достоинства, доброта и отзывчивость, Флоренс находит приют и понимание. А те, кто «не имеет сердца» или подавляет в себе его порывы, противостоят Флоренс и ее окружению. Это майор Бегсток, миссис Пипчин, Каркер и Блимбер, миссис Чик. Мир Домби противопоставлен в романе миру простых людей. Это имеет вполне определенный социальный смысл, и вместе с тем такое противопоставление основано на свойственном Диккенсу представлении о прекрасном как о единстве правды, добра и люб­ви. Утверждаемый в романе нравственный идеал объединяет в се­бе черты социального и эстетического идеала писателя. Роман имеет счастливую концовку. Домби становится любя­щим отцом и добрым дедушкой. Насколько убедителен такой фи­нал? Закономерно ли такое превращение? Вряд ли. Но, исходя из общей концепции творчества Диккенса в период создания рома­на «Домби и сын», он объясним. В предисловии ко второму изда­нию книги Диккенс писал о неоднозначности характера Домби: «В мистере Домби не происходит никакой резкой перемены ни в этой книге, ни в жизни. Чувство собственной несправедливости живет в нем все время». Характер Домби лишен одноплановости. Домби эгоистичен и одинок, он горд и жесток, но его страдания, связанные с потерей Поля, велики, а неизбеж­ность возмездия, которое постигнет его, предсказана задолго до развязки. Предсказание прядущего звучит в словах, звучащим лейтмотивом в тексте романа: «Ему суждено вспомнить об этом в той самой комнате в грядущие годы. Дождь, льющий по крыше, ветер, стонущий снаружи, быть может, предвещали это своим на ланхолическим шумом. Ему суждено вспомнить об этом...» В романс «Домби и сын» выражена мысль о том, что развиваю­щаяся буржуазная «механическая» цивилизация убивает человеч­ность. Антигуманный характер общества, основанного на власти золота, проявлятся в эгоизме Домби, жестокости и лицемерии Каркера, в бездушии миссис Чик. Понимая неотвратимость происходящих перемен, Диккенс создает вместе с тем зловещий образ железной дороги и мчащегося по ней поезда — торжествующего чудовища, несущего смерть.В романе «Домби и сын» могучая сила творческого воображе­ния писателя соединилась с художественным анализом жизни со­временного ему общества, романтический полет фантазии слился с мощной силой реалистического изображения действительности.

29. Характер конфликта и принципы создания образов в романе «Домби и сын»

Мистер Домби – богатый лондонский купец, предприниматель, но его служба в романе на заднем плане. Зато на первых же страницах Диккенс обнаруживает противоестественность в отношениях мстра Домби и его детей, этим ненормальным отношениям противопоставлено семейство Тудлей, нежные чувства отца и детей в доме напротив. В центре романа – сам мистер Домби. Автор испытывает к нему смешанные чувства, он отмечает в нем холодность, замкнутость, у него есть дочь Флоренс- нежный чуткий ребенок, но она напрасно ждет любви. Маленький сын Поль- притязания к нему отца являются невыносимыми для Поля, он пытается воспитать в нем партнера, наследника. Поль умирает. Многие главы посвящены войнам, которые ведутся Домби со второй женой Эдит, она надменная красавица, пытается борься против своего положения. Высокомерная, жестокая. Источник, который питает извращенное отношение отца к детям- деньги. Все в доме Домби подчинено власти денег. Семейная тема имеет не только этическое освещение, но и социальное, в романе есть положиетльные герои, это те, кто живет сердцем, это добродушная кормилица Поля – миссис Ричардс, в семейтсве Тудлей- Полли Тудли, у нее много детей. Бедность, но ласка и тепло царят в их доме. Те, кто живет сердцем и есть английские чудаки. Симпатии автора на стороне того, кто живет сердцем: нянюшка Тутс в пансионе. Внешний облик неприменно комический, поступки наивные, проникнутые теплотой. Флоренс Домби – нежный цветок, в ее судьбе сплетаются силы добра и зла.

30.Романтическое и реалистическое в «Рождественских рассказах» Диккенса

Диккенса волновал вопрос о путях усовершенствования обще­ства. Не разделяя устремлений чартистов, он предлагает свою программу нравственного перевоспитания власть имущих, веря в возможность их морального перерождения. Однако существование классовых противоречий для него вполне очевидно и желание по­мочь людям велико. В среде простых людей находит он подлин­ную человечность, доброту и отзывчивость. Убеждения Диккен­са— их сильные и слабые стороны — отразились в его произведе­ниях 40-х гг. Это проявилось в цикле «Рождественских рассказов», наи­большую известность среди которых завоевали «Рождественская песня в прозе», «Колокола» и «Сверчок за очагом». Используя традиционную форму святочного рассказа, в котором обыденное переплетается с волшебным и фантастическим, Диккенс поставил в этих произведениях важные проблемы о положении народа и со­циальной справедливости. В рассказе «Колокола» впервые в твор­честве писателя появляется образ рабочего, который не может молчать, сталкиваясь с несправедливостью. Трудолюбивый и чест­ный Вилли Ферм произносит речь в защиту бедняков. Но его про­тест — это апелляция к хозяевам, выражение надежды на их от­зывчивость. В «Рождественской песне в прозе» создан великолепный по силе воздействия на читателя образ скряги Скруджа. Скрудж во­площает в себе эгоизм, скаредность, бессердечие буржуазного дельца. Он замкнут в кругу интересов своей конторы и денежных дел. Его "жизнь проходит в одиночестве, но Скрудж вовсе не. страдает от этого. «Это был не человек, а кремень. Да, он был тверд.: холоден, как кремень, и еще никому ни разу в жизни не удалось высечь из его каменного сердца хоть искру сострадания. Скрыт­ный, замкнутый, одинокий — он прятался как устрица в свою ра­ковину». Он проводил дни в холодной конторе, а вечера в своем холодном доме. «Душевный холод заморозил изнутри старческие черты его лица, заострил крючковатый нос, сморщил кожу на ще­ках, сковал походку, заставил посинеть губы и покраснеть глаза, сделал ледяным его скрипучий голос... Он всюду вносил с собой эту ледяную атмосферу. Присутствие Скруджа замораживало его контору в летний зной, и он не позволял ей оттаять ни на полгра­дуса даже на веселых святках». Но вот в рождественскую ночь происходит нечто удивительное: к Скруджу являются три Духа времени — прошлого, настоящего и будущего. Они показывают Скруджу всю его жизнь от детства до самой смерти в холодном одиноком доме. Под влиянием увиденного скряга Скрудж преоб­ражается в доброго и отзывчивого дядюшку Скруджа, который, купив индейку, отправляется в дом своего племянника на праздно­вание рождества. Ему и самому становится хорошо и радостно от происшедших в нем перемен.

31. Особенности сатирического повествования в романе У. Теккерея «Ярмарка тщеславия». Игровое начало в произведении.

32. Антитеза в системе образов в романе У. Теккерея «Ярмарка тщеславия».

33. Функция авторского комментария в романе У. Теккерея «Ярмарка тщеславия».

Уильям Мейкпис Теккерей создал на англ языке роман нового типа, в котор перед читателем встает задача самому решить проблемы. Смену исторических формаций приравнивал к смене маскарадных костюмов, развитие общ-ва – движение по кругу. Воззрения определены скептицизмом и фатализмом. Творческие принципы – игра и гротеск (изображ грубых сторон жизни)+двойственность, идея маски, персонажи многолики. Беки Шарп – то действия, то нравиственные связи с Ярмаркой Тщеславия. Точный перевод «Ярмарки тщеславия» - «Ярмарка житейской суеты», где продаются любые товары. Почти все герои подчиняют свои действия практическим целям, котор сводятся к деньгам. Повествование ведет не автор, а Кукольник, за ширмой представления скрывается реальная жизнь. Роман социально-психологический. Героиня – Беки, так как самый яркий характер в романе. Множество эпизодических героев, родословные и их истоки (часто из низов). Жизнь персонажей с 1812 по 1832, смесь исторического (битва при Ватерлоо) и личного (смерть и измены). Три основных сюжетных линии, семьи Седли, Осборнов и Кроули. Беки вхожа везде. Изменения в ходе романа терпят только Родон Кроули (утрачивает легкомыслие и станов мягче) и Ребекка. Мотив несчастного случая в жизни Ребекии. Герой романа – Доббин – может противостоять обычаям Ярмарки. Не викторианский по сути роман завершается в духе викторианства: Доббин женится на Эмили, Ребекка не плохо устраивается, сын Кроули получает наследство тетки. Все произв пронизывает Ирония и появл она на всех уровнях. Теккерей прибегает к лейтмотивам, изображая сущность хар-ра: большие ноги Доббина, зеленые глаза Беки.

«Ярмарка тщеславия» завершает 2пер. творчества Т. Создавалось в напряженный истор. период, обусл-й развитием революц. движ. на континенте. ром. нач. публик-ся отд. выпусками с 47 г. До сих пор читатели «Панча» знали его автора как пис.-пародиста, зло и остроумно высмеивающего высокомерн. и презрит. снобов. Ром. закрепил за Т. имя замечат. реалиста, воссозд-го нравы и обычаи англ. об-ва, анализ-го хар-ры людей без пристрастия и тенденциозности. Подзаголовок «Роман без героя». Замысел - показать негероич. личность, нарис. соврем. нравы верхн. слоев средн. класса. Показ. события 10летн. промежутка 10-20-х годов XIX в. Картина об-ва того вр. символич. назв. «ярмаркой тщеславия», объясн-ся в нач. главе «Зд. увидят зрелища самые разнообр.: кровопролитн. сраж-я, величеств. и пышн. карусели, сцены из великосветск. жизни, из ж. оч. Скромн. людей, любовн. эпизоды д/чувствит. сердец, а т. комич., в легк.жанре,- все это обставлено подходящ. декор-ми…». События происх. в разн. Гор-х Европы, в них участвует множ. лиц, относ-ся к разл. слоям об-ва. Каж, время в ром. значит. длиннее отведен. 10летия. Чит-ль посвящ. во все тайны гл.и второст.героев. 2 сюж. линии. 1 - Эмилии Седли, 2 - Бекки Шарп. На к-то вр. их жизни пересек-ся, потом расх-ся, чт. вновь сойтись. Снач. Э. произв. впеч-е положит.героини: приветлива, добра, заб-ся о подруге, забывает о род-лях. Даже после смерти мужа она не замеч. благородн.поступков влюбл-го в нее Доббина. Бекки – противоп-ть, сразу поражает цепкой хваткой, честолюбием, ловким и изворотл.умом. Обаятельна и приветлива, но глаза и улыбка мог. обмануть неопытн. ч-ка. После смерти отца плачет не от горя, а от сознания, что ост. нищей. Постоянно ощущ. один-во, ведь ей в одиночку прих-ся бороться за св.счастье. Вот почему надевает маску лицемерия и носит ее до к.св.дней, даже когда стан.уважаемой почтен. дамой и заним. благотв-ю. Об-во относ.к ней враждебно => ее качества. Повествуя о судьбах героинь, Т. им. п/д соб.образец нравоописат.ром. хар-ры тесно связ.со средой, с усл-ми, в кот. они живут. Т. заботится, чт. хар-ры героев при их относ. условности не производ. впеч-я надуманных, а б. выпис. на мастерски воссозд.фоне соц.-ист. дей-ти 1тр. 19в. Этот структурообр-й элем. романа подчин. различн. пласты повеств. линий. Характер изображения то лирич., даже сентиментальн., то иронич. и даже резко сатирич. Т. сохран. принцип двуплановости дей-я, не забыв. упомянуть о судьбе Б. и Э. Сатирич. маст-во Т. прояв. в созд. групповых портретов и массов.сцен. Разн. семьи, соц. среды – сем. Питта Кроули, аристократич. особняки, в кот.попадает Б., военно-чиновн. среда в Брюсселе и Лондоне, буржуазия, частн.пансионы и учебн. зав-я. Обрамляющая комп-я (аллегорический символ ярмарочн.предст-я) подчерк. значит-ть и типичность происх-го в ж., где над всем царит ярмарка тщеславия: «Ах, кто из нас счастлив в этом мире? Кто из нас получает то, чего жаждет его сердце, а получив, не жаждет большего? Давайте, дети, сложим кукол и закроем ящик, ибо наше представление окончено». Концовка подчеркивает ед-во и целостность комп-ии, глубину авт. замысла.

35.Готическое начало в романе Э. Бронте «Грозовой перевал»

. Эмили Бронте – только один роман «Грозовой перевал». Сложно переплетаются черты «готического романа» 18 века с мистикой (привидения Кэтрин и Хитклифа – любящие сердца соединяются после смерти) и ситуаций с реалистич объяснением возникновения разных черт в личности. Проблемы наследственности и темперамента. Хитклиф – найденыш, злость от замужества Кэтрин, месть всем и вся, которая заканчивается только с его смертью, и в итоге побеждает добро и любовь, усадьбы соединяются. Сатанинское начало даже во внешнем облике – горящие глаза, черные волосы, темный цвет кожи, морщины и темные круги вокруг глаз. Любовь Хитклифа и Кетрин сближает роман с романтич произведением, и даже реализмом. Реализм в передачи событий и композиции романа. Много рассказчиков – много точек зрения на события: служанка Нелли Дин, слуги Джозефа, рассказчик Локвуд.

36 Художественное своеобразие романа Ш. Бронте «Джейн Эйр»

.Шарлота Бронте – дочь священника, семейная болезнь и необходимость зарабатывать деньги – тема голода и рабочих. Хорошо знала франц язык. Свой первый роман «Джейн Эйр» посвятила У. Теккерею, так как её привлекало изображение действительности, которую она знала. Не принимала таланта Дж. Остен, так как считала недостаточным изображение семейной и личной жизни, ибо это не отделимо от социального бытия. Персонажи Бронте свободны от однолинейности, часто идеализированы и наделены романтич характерами. Стремление к счастью писательницы – героини выходили замуж по любви. Героини – женщины с независимым хар-ом, дань Жорж Санд. В «Джейн Эйр» - новая эра с лит-ре – судьба на фоне обещтв явлений. Писательница передает факты из жизни героини и оценивает, каким должен быть челоек. Элен – позиция покорности, Джейн – не может терпеть унижения. Христианские идеи (Элен и Сент-Джон с миссионерством). Джейн не принимает двойственности и брак без любви – безнравственно. Отрицает обществ предрассудки. Любовь превыше всего, стремление к Рочестеру, мистика с голосами (слышат друг друга). Необъяснимое в мире природы и души. Композиция романа подчинена раскрытию хар-ра героини, главная сюжетная линия – история Джейн. Пансион раскрыв пути нравств выбора, дом Рочестера показ доброту, дает Джейн душевную выдержку, наследство – бескорыстие к родственникам.

38.Роман Г. Б. Стоу «Хижина дяди Тома»: социальная, психологическая и религиозная проблематика.

БИЧЕР СТОУ Гарриет-Елизавета (1811–1896) — американская писательница, поборница освобождения негров от рабства. Р. и выросла в пасторской, аболиционистски настроенной семье. Отец писательницы, Лиман Бичер, неоднократно скрывал у себя в доме беглецов-негров. Муж писательницы, Стоу, был преподавателем богословия. От начала и до конца жизни она оставалась все в той же религиозной, моралистически настроенной среде. Лит-ая деятельность Б. С. протекала в разгар аболиционистского движения в Америке. Аболиционизм зародился почти одновременно в Европе и в Америке в конце XVIII в.. После ряда повестей для детей, прошедших незамеченными, Б. С. в 1851–1852 напечатала свой лучший роман «Хижина дяди Тома» (Uncle Tom’s cabin). Первыми ценителями этого произведения были 10–12-летние дети писательницы, к-рым она читала роман в рукописи. «Хижина дяди Тома» — широкая картина рабовладельческого быта в южных штатах Америки: тяжелое положение невольников, потрясающие сцены торговли живым товаром, страдания матерей, отрываемых от своих детей, геройство черных мучеников, нарастающее движение аболиционистов — все это волнующе ярко изображено Б. С. Роман проникнут христианской моралью. Негр Том терпеливо несет бремя рабства и молится за своих врагов. На всем произведении лежит печать христианского, пуританского «протеста». «Хижина дяди Тома» — страстный памфлет против рабства, но наряду с резкой проповедью против него в общественном плане — это попытка примирить рабов с господами в плане религиозном для романа характерны как зачатки здорового социального анализа, так и моралистическая сентиментальность. Писательнице было ясно, что рабство — только одна из форм эксплоатации слабых сильными, что победа масс неизбежна. Но Б. С. хочет, чтобы освобождение было достигнуто только мирным путем, при посредстве просвещения и христианской проповеди. Следует отметить, что Б. С. предвидела сохранение фактического рабства после его формальной отмены. «Рабовладелец может забить до смерти непокорного раба, капиталист же уморит его голодною смертью». — Роман вызвал сочувствие одних общественных кругов и негодование других. Он был переведен на двадцать языков и разошелся в миллионах экземпляров. Хотя тема его и не отличалась новизной, все же эмоционально-насыщенный роман Б. С. наиболее удачно отвечал настроениям и духу времени. Ее упрощенная, построенная на контрастах манера стала типичной для ряда обличительных произведений Америки в позднейшие десятилетия, вплоть до Э. Синклера, считающего «Хижину дяди Тома» образцом социально-действенной лит-ры (см. его «Испытания любви»). В год издания роман был переделан (не Б. С.) в пьесу; инсценировка имела огромный успех (150 постановок сряду в Нью-Иорке). В 10-х гг. тек. столетия роман переработан и в кино-фильм, довольно популярный в свое время. Переделки «Хижины дяди Тома» не сходят со сцены и до сих пор. Отслужив свою общественную службу, «Хижина дяди Тома» стала излюбленным детским чтением. — Дальнейшая лит-ая деятельность Б. С. не представляет особого интереса.

39. «Песнь о Гайавате» Г. Лонгфелло: идейно-художественное своеобразие, русские переводы

Первые его стихотворения были очень успешными, последующие не очень. В движении 1840-х годов в пользу освобождения негров Лонгфелло принимал гораздо меньшее участие, чем другие американские поэты, например Витьер и Лоуэлл. Сочувствуя оболюционистам, выразил это лишь несколькими песнями о невольниках, очень художественными, но менее сильными и негодующими, чем ожидали друзья поэта. От лирической поэзии Лонгфелло перешел к созданию эпических поэм национально-американского характера. Такова, прежде всего, «Evangeline», пасторальная поэма из истории первых французских выходцев в Америке; она сразу сделала Лонгфелло национальным поэтом. Тем же национальным характером отличаются «Песнь о Гайавате» из быта индейцев северной америки. Этими поэмами Лонгфелло достиг вершины литературной славы, но были и др. сборники. Воспитанный в духе европейских литератур, проникнутый поэзией Вордсворта и др. английских поэтов, Лонгфелло в первых лирических сборниках пересадил английский спокойный, идиллический романтизм на американскую почву. В поэме «Песнь о Гайавате» Лонгфелло изложил легенды, господствующие среди североамериканских индейцев, по словам автора произведение можно назвать "индейской Эддой". Самый размер, избранный Лонгфелло в подражание финской Калевале, очень подходит к содержанию поэмы, которая более чем все другое, написанное Лонгфелло, воплотила дух американского народа. Лонгфелло благодаря своим обширным литературным знаниям вдохновлялся нередко и общеевропейскими сюжетами, в особенности средневековыми легендами. Таковы: «Золотая легенда», «Испанский студент» и др. Лонгфелло также прославился своими переводами.

40 Поэзия У. Уитмена. Основные мотивы и новаторство стихотворной формы в сборнике «Листья травы»

Уолт Уитмен (1819-1892) — американский поэт, публицист.Реформатор американской поэзии. В сборнике стихов «Листья травы» (1855-1891) идеи об очищающей человека близости к природе приняли космический характер. Любой человек и любая вещь восприняты священными на фоне бесконечной во времени и пространстве эволюции Вселенной. Чувство родства со всеми людьми и всеми явлениями мира выражено посредством преображения лирического героя в других людей и неодушевленные предметы. Уитмен — певец «мировой демократии», всемирного братства людей труда, позитивных наук, любви и товарищества, не знающих социальных границ. Новатор свободного стиха. Как журналист, выступал против расизма, защищал ремесленников и фермеров. Его главная книга «Листья травы» при жизни автора выходила 6 раз, при каждом переиздании, включая в себя новые циклы стихотворений, оставалась единым поэтическим произведением, в котором содержится многогранный и целостный образ Америки, где восторжествовала идея демократии. В ХХ в. «Листья травы» признаны одним из важнейших литературных событий, знаменовавших собой революцию в поэзии, связанную с появлением свободного стиха (верлибра), новаторской стиховой системы, пионером которой выступил Уитмен. «Сын Манхеттена» - «Песня о себе», входившая уже в первое издание «Листьев травы» (1855), и сохраненная во всех последующих, содержит автопортрет человека, ощущающего в себе душевные безмерные силы и наделенного непоколебимым жизнелюбием, которое органично сочетается с верой в прекрасное настоящее и великое будущее своей страны. Уитмен стремился говорить от имени миллионов своих соотечественников. Понятия «масса», «народ», «демократия» для него синонимичны. В его стихах «сын Манхэттена» воспет не как уникальная человеческая личность, но как «космос», как олицетворение национального сознания и американской (а возможно, и мировой) души. Уитмен усвоил философию своего соотечественника Эмерсона, обосновавшего систему соответствий между явлениями физического и духовного мира, он предполагал, что у человека есть «сверхдуша», которая более значительна, чем божественное начало. Другим важным источником идей, поэтически воплотившихся в «Листьях травы», были концепции утопического социализма и понимание истории. С детства, проникшись убеждением, что божественное начало заключено в любом человеке и поэтому братство является естественным состоянием, к которому непременно приведет развитие социальных отношений (прежде всего в Америке), Уитмен восславляет единство бытия и равноправие всех его форм. Трава, незаметная, но неистребимая, как сама жизнь, оказывается метафорой, наиболее точно передающей пафос его поэзии. Др. стихотворения автора «Большая дорога», «Неоцененный новатор», «Большая дорога».





Дата публикования: 2015-01-24; Прочитано: 328 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.009 с)...