Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
ГЛАВА IV. РАБОТА АРТИКУЛЯЦИОННОГО
АППАРАТА В РЕЧИ И ПЕНИИ.
ДИКЦИЯ В РЕЧИ И ПЕНИИ.
Музыка и слово...
В письме к выдающемуся певцу, исполнителю партии Фальстафа, В. Морелю Д. Верди пишет: «При вашем необыкновенном умении произносить слово образ Фальстафа, после того как вы выучите роль, окажется уже созданным...» (8, с. 8). Приведем еще одно обращение композитора к певцу, подчеркивающее значение слова в пении: «Опять и опять настойчиво советую тебе хорошенько изучить ситуацию и вдуматься в слова: музыка придет сама собой...» (там же).
Пение —■ уникальный вид искусства, в котором музыка и слово связаны. Может быть, весьма правильно, что пение называют «ому-зыкаленной» речью.
Как и где формируются речевые звуки? Так ли легко перейти от речи к пению? Чем отличается произнесение звуков в речи и пении? На эти вопросы мы будем отвечать в этой главе.
В речи слоги сменяются через 0,2 сек. Смысл фразы зависит от содержания и интонации, с которой она произносится. С XIX века композиторы стремились передать речевую интонацию в музыке, создавая вокальные произведения, учитывающие мелодику русской речи и отражающие правду жизни. Эта плеяда композиторов берет начало от А.С. Даргомыжского, вокальные партии которого построены на речевых интонациях, реалистичны и требуют от певца не столь технической оснащенности голоса, сколь актерского дарования. Но четкая, осмысленная подача слова отнюдь не означала, что кантилена нарушается. Даргомыжский критиковал, например, Ц. Кюи за увлечение речитативным началом, декламационностью и за отход от мелодизма.
К. Станиславский сравнивал гласные звуки с водами реки, а согласные — с берегами. К сожалению, многие певцы не уделяют Достаточного внимания слову, четкости его произнесения и смыслу, считая, по-видимому, что главное, за чем надо следить — это вокальная техника.
Сочетание произнесения слова и кантиленного пения у разных певцов проявляется по-разному. Есть ученики, которым слово не мешает сохранять вокальную линию. Про них говорят, что слово не мешает пению. Но, как правило, переход от вокализации на удобную гласную к слову вызывает у ученика трудности: произношение слова нарушает вокальность. Итак, вокальность и слово — две стороны единого процесса.
Рассмотрим работу артикуляционного аппарата в речи. В артикуляции принимают участие следующие органы рото глоточного канала: язык, губы, мягкое небо, зев, глотка, мышцы нижней челюсти. В ротоглоточном канале выделим две области: ротовую и глоточную.
Как известно, звуки в русском языке делятся на гласные и согласные.
Как и где формируются согласные? По месту произнесения и механизму формирования различают несколько видов согласных. 1
- В ротоглоточном рупоре образуются шумовые каналы. Если
шумовой канал полностью перекрывается, а затем резко размыкает
ся, то возникают взрывные согласные: п, к.
- Если образуется сужение в виде щели, то формируются фри
кативные согласные: с, ф.
- При глухих согласных: и, к, т, с, ф, ч, ш — гортань не включе- ]
на в работу, их источник — шум.
- При произнесении звонких согласных: в, з, б, д, л — вместе с
шумовым источником работает и голосовая щель, в гортани возни
кают вибрации.
- На губах образуются б, п;
- согласные с, т, л, д — в передней части ротовой полости;
—р, ги — в средней части;
- к, г, х — в задней части ротовой полости.
- Такие звуки, как к, ж, г, поднимают гортань, поскольку язык
поднимается.
Твердые согласные д, т и взрывные вызывают смыкание голосовой щели по типу твердой атаки. Если произносятся л, то это способствует мягкой атаке, придыхательной — произнесение согласных х, ф, с.
При артикуляции гласных меняется положение языка и подъязычной кости.
- На гласной и гортань смещается вверх, надгортанник тоже, и
вход в гортань открывается.
- На гласных а, о язык отодвинут назад, вход в гортань прикры
вается надгортанником.
- На гласной у язык отодвинут назад и вниз, в нижней части
глотки образуется полость, корень языка смещается вперед и над
гортанник, следуя за языком, приоткрывает вход в гортань.
Раскрывание рта при произношении гласных:
Положение органов артикуляции при произношении гласных:
Вид сбоку, спереди, разрез ротовой полости и глотки.
1 — язык, 2 — мягкое н[1бо.
Язык поднят передней частью.
Мягкое нПбо поднято к стенке глотки. Гортань высока.
Губы выпячены вперед (лабиализация).
Губы сильно выпячены вперед (лабиализация).
Корень языка поднят.
Мягкое нСбо высоко поднято.
Положение гортани низкое.
Вид сбоку, спереди, разрез ротовой полости и глотки. 1 — язык, 2 — мягкое нПбо.
Эти данные раскрывают воздействие артикуляции на положение гортани и надгортанника, что меняет характер работы голосовых связок и соответственно изменяет тембр голоса.
При произнесении различных согласных изменяется и импенданс — противодавление в ротоглоточном канале по отношению к подсвязочному давлению. Все звонкие согласные произносятся при наличии больших сужений или перекрытий в ротоглоточном канале, т. е. при большом импендансе.
Разные звуки создают разное давление под связками и потому разный импенданс, от которого также зависит работа связок. Импен-данс возрастает в ряду гласных: а-о-е -у -и; а имеет наименьший импенданс, и — наибольший, а — наиболее громкий звук, и и у — наименее громкие. Импенданс — защитный механизм гортани, позволяющий снять подсвязочное давление и облегчить работу связок.
Артикуляция при переходе к пению
«Пой, как говоришь» — это выражение надо понимать в смысле четкости произнесенных слов, с хорошей дикцией, естественно, как в речи. Люди, которые говорят тембристо, с бархатом в голосе, певуче, на самом деле от природы обладают механизмом, приближающем речь к пению, т. е. они в речи используют певческие приемы. В таком случае это выражение — «Пой, как говоришь» — можно отнести к ним. Правильнее было бы сказать: «Говори, как поешь». Певцу надо так строить слова, чтобы не нарушить кантилены. Слова, по выражению педагогов по вокалу, должны «нанизываться, как бусинки на ниточку», на вокальную линию.
Красивые речевые голоса еще не говорят ничего о певческих способностях. Вспомните актерскую речь. Тембристые речевые голоса сменялись на посредственное пение. В большинстве случаев учащимся не так-то легко переходить с речи к пению.
Итак, речь и пение разнятся по механизму работы гортани и всего артикуляционного аппарата. В чем же?
Рентгенографические снимки певцов при произнесении звуков сравнивались с пением этих звуков. В основном это касается гласных, согласные же почти не меняют состояние аппарата. Итак, приведем ряд отличий формирования гласных и согласных в пении и в речи, а, значит, и в работе всего артикуляционного аппарата.
- Основное отличие — это положение гортани в речи и пении.
Надгортанник в пении располагается так, что вход в гортань сохра
няется узким (сужение). Гортань сохраняет в пении свое постоянное
положение вне зависимости от произнесения гласных (в соответствии
с типом голоса) и не влияет на артикуляционные уклады. В пении
все звуки должны быть равновокальны, т. е. они должны сохранять
единый тембр, вибрато, а значит, и певческие форманты — высокую
и низкую.
- В пении артикуляционный аппарат работает в условиях изме
нившейся длины надставной трубки и более широко открытого рта.
Поэтому аппарат приспосабливается к новым положениям или по
зициям, при которых будут организованы нужные размеры ротовой
и глоточной полостей для образования нужных формант, а значит, и
конкретных гласных.
- Певческие гласные отличаются от речевых еще и тем, что они
более округлы и, как правило, имеют смешанный характер: поется
не чистая а, а с примесью о или ё, и т. д.
- В пении губы могут принимать характерное для разных глас
ных положение, но лишь в начальный момент, — затем они перехо
дят в стандартную позицию, правда, связанную с типом голоса. Пе
ние на улыбке чаще используют высокие голоса, пение с губами чуть
вытянутыми вперед встречается чаще у низких голосов.
- При пении меняется и уклад языка. Есть педагоги, которые
придерживаются классического уклада языка в пении — ложечкой,
горб или подъем языка не признается ими. Но в результате рентгено
графических исследований было замечено, что это положение при
менимо для сопрано и теноров, у более низких голосов чаще встре
чается положение языка в виде горба. Уклады языка в пении нахо
дятся в соответствии с импендансом и не могут рассматриваться вне
зависимости от конфигураций надставной трубы.
- Мягкое нёбо в пении занимает повышенное по сравнению с
речью положение. Правда, на положение мягкого нёба в пении есть
два взгляда: одни считают, что его надо поднимать высоко, другие
это отрицают. Отсюда берутся и разные приемы.
- В пении в отличие от речи глотка расширяется.
- Раскрытие рта в пении, как правило, большее, чем в речи. Од-1
нако степень открытия нижней челюсти зависит от индивидуальных
особенностей строения и от условий формирования импенданса.
Сопрано, пользующееся малым импендансом, могут широко откры
вать рот. Голоса, требующие большего импенданса, могут незначи
тельно открывать рот.
Для учащегося самое важное — научиться произносить согласные так, чтобы не нарушалась вокальная линия, т.е. кантилена, а гласные — так, чтобы они не искажались до неузнаваемости и не изменяли смысл слова. Ясность дикции в значительной мере зависит от высокой позиции звука, над которой и работают педагоги-вокалисты. При таком пении создаются наиболее оптимальные условия для работы губ и кончика языка. Четкость произношения можно разработать, используя актерские скороговорки. Ряд упражнений тренировочного характера содержутся в книге Е. Саричевой «Техника сценической речи» (42). Существуют и специальные слоговые упражнения в методическом пособии Л.Д. Гордеевой (12, с. 6), к кото-
рым полезно было бы обратиться. Однако практика показывает, что хорошая актерская речевая дикция не является залогом ясной вокаль-ной артикуляции. Причина — в разнице между речевым и певческим процессами произнесения звуков. Поэтому наиболее эффектив-ными для развития дикции являются:
- вокальные упражнения, например, на выравнивание гласных;
— аналитический подход к слову в исполняемом произведении,
включая проработку и осмысление текста без пения.
В культуре живой речи существуют законы орфоэпии — законы правильного произношения слова (2, 41). Правда, переносить автоматически эти законы речи на пение было бы неверным. Так, например, по законам орфоэпии продленный первый слог в процессе пения при изменении гласной может исказить слово до неузнаваемости. Слово «пятачок» произносится как «петачок». Но если этот слог будет стоять в начале вокальной фразы, то его надо будет петь как «пя». Аналогичный пример можно привести и со словом «взяла», которое в речи звучит как «взела», а в пении, например, на фермате, над первым слогом нужно будет спеть «взяла». Если же в пении и в речи слог сохраняется коротким, то законы орфоэпии автоматически переносятся на певческий процесс. Например, в романсе П.И. Чайковского «Средь шумного бала» слово «глядели» во фразе «лишь очи печально глядели» произносится как «гледели». Слово «что» произносится как «што» и в пении, и в речи, слово «скучно» произносится как «скушно», например, в романсе А. Гурилева на слова М. Лермонтова «И скучно, и грустно».
Красиво окрашенная вокальная речь, четкое и осмысленное слово, культура речи и художественная выразительность пения для певца не менее а, может быть, даже более важны, чем техническая оснащенность голоса. Впрочем, думается, что обе стороны певческого процесса на самом деле находятся во взаимосвязи и помогают или мешают друг другу.
Далее приведем упражнения для начинающих, цель которых — выравнивание гласных.
и — о — а — о — а - о - и - о - у ~ о — о — О -
J I J IjJ
do -pe--ми ~pe - до—ре — ми—ре - до
я — я — я us — ue — tie no — no — uo
ю — ю — ю
УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ВЫРАВНИВАНИЯ ГЛАСНЫХ И РАЗВИТИЯ АРТИКУЛЯЦИИ (и 4-15)
Упражнения D 4-7 способствуют выравниванию гласных. Их следует употреблять в дополнение к упражнениям 1-3. Гласные и и а наиболее далеки по укладу языка, потому особенно важно научиться их хорошо артикулировать и переходить из одного в другой без изменения работы гортани, то есть не меняя певческого тембра. Остальные гласные легко «подстроить» либо к и (е), либо к а (о, у). Полезно произведение, кото-| рое впевается, вначале петь на и и а как это дано в примере 7.
Упражнения D 8-15 способствуют выработке активности губ, четкости согласных, отработке уклада языка.
Упражнение 8 — следить за четким и активным произношением звука д. Упражнение следует петь и на слоги ре, ми, ля, зо. Сначала в умеренном темпе, потом быстро.
Упражнения 9-10 — петь на слоги зо, зэ, ля, ми, пэ, тэ, до, активно, утрированно произнося согласные.
Упражнение 11 — для выработки краткого произнесения слога ми. Полезно петь на слог не. Следить за ровностью всех звуков.
Упражнение 12 — петь на слоги пой, дай, лей и другие сочетания. Следить за активностью согласных.
Упражнение 13 — полезно для развития подвижности губ. Следует резко переходить от формы губ при е, к форме губ при о.
Упражнение 14 — для развития активности и подвижности губ. Следует четя ко выдерживать ритмический рисунок и активно произносить согласные. Можно использовать и другие звукосочетания: ре, на, я, до и т. п.
Упражнения 8-14 полезно петь также сольфеджируя звуки с четким произношением согласных.
Упражнение 15 — пример упражнения со словами из сборника М.Э. Донец-Тессейр, выпуск IV. Следует четко артикулировать согласные и ясно] произносить гласные. Постепенно убыстрять темп, переходя в скороговорку. Можно давать и другие сочетания слов.
Для работы над произношением согласных и гласных полезно петь упражнения Ваккаи, целиком построенные на произношении поэтического текста, а также брать отрывки фраз из произведений, построенных по типу скороговорок. Подобные примеры есть в вып. IV сборника М.Э. Донец-Тес-сейр.
4 Andante
В. Рождественская
Lento
д - и ~ а и — a — и
Дата публикования: 2015-01-24; Прочитано: 1540 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!